Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Чаус И.А, судей Вдовиченко И.М, Чернецовой С.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2317/2023 по иску Дувановой Татьяны Анатольевны к администрации городского поселения Белый Яр Сургутского района о признании постановления незаконным, восстановлении в списке очередности граждан, желающих бесплатно приобрести земельный участок для индивидуального жилищного строительства, по кассационной жалобе Дувановой Татьяны Анатольевны на решение Сургутского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 февраля 2024 года.
Заслушав доклад судьи Вдовиченко И.М. о вынесенных по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Дуванова Т.А. обратилась в суд с иском к администрации городского поселения Белый Яр Сургутского района (далее - Администрация) о признании постановления Администрации от 25 августа 2023 года N 745 незаконным, восстановлении в списке очередности граждан, желающих бесплатно приобрести земельный участок для индивидуального жилищного строительства, с момента подачи заявления, то есть с 27 октября 2011 года.
В обоснование заявленных требований указано, что на основании заявления от 27 октября 2011 года постановлением Администрации от 19 апреля 2016 года N 149 истец и члены её семьи в составе 5 человек приняты на учет граждан, желающих бесплатно приобрести земельный участок для индивидуального жилищного строительства. Постановлением Администрации от 25 августа 2023 года N 745 Дуванова Т.А. была снята с учета в связи с несоответствием требованиям законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Данное постановление истец считает незаконным, поскольку на момент подачи заявления она соответствовала требованиям закона.
Решением Сургутского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 октября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 февраля 2024 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Дувановой Т.А. ставится вопрос об отмене принятых судебных актов как незаконных.
Судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции установила, что участники процесса надлежащим образом и своевременно извещены о месте и времени судебного разбирательства. Кроме того, информация о слушании по настоящему делу заблаговременно размещена на официальном сайте суда.
В судебное заседание Седьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, не явились, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли. На основании статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В силу части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Судами установлено, что на основании личного заявления от 27 октября 2011 года постановлением Администрации от 19 апреля 2016 года N 149 Дуванова Т.А. с 27 октября 2011 года составом семьи пять человек, в том числе трое детей, была принята на учет граждан, желающих бесплатно приобрести земельный участок для индивидуального жилищного строительства.
Постановлением Администрации от 22 сентября 2017 года N 433 "О снятии с учета граждан, желающих бесплатно приобрести земельный участок для индивидуального жилищного строительства и о внесении изменения в постановление администрации Белый Яр от 19 апреля 2016 года N 149" принято решение о снятии истца и членов её семьи с учета на основании подпункта "д" пункта 21 статьи 6.2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 3 мая 2000 года N 26 в связи с выявлением в представленных документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для постановки на учет, а также иных фактов отсутствия правовых оснований для постановки на учет.
Решением Сургутского районного суда от 17 мая 2023 года на Администрацию возложена обязанность восстановить истца в списках очередности граждан, желающих бесплатно приобрести земельный участок для индивидуального жилищного строительства.
Постановлением Администрации от 25 августа 2023 года N 745 Дуванова Т.А. повторно снята с учета граждан, желающих бесплатно приобрести земельный участок для индивидуального жилищного строительства, как несоответствующая требованиям статьи 7.4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 июля 2005 года N 57-оз "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре".
По состоянию на 25 августа 2023 года в собственности Дувановой Т.А. и членов её семьи находились следующие объекты недвижимости:
жилой дом площадью 43, 6 кв.м, расположенный по адресу: "данные изъяты" право собственности зарегистрировано за Дувановым В.М. (супруг) 26 августа 2004 года;
квартира по адресу: "данные изъяты", площадью 48, 4 кв.м, право общей соместной собственности зарегистрировано за Дувановой Т.А. и Дувановым В.М. 24 января 2012 года;
жилой дом, площадью 118, 6 кв.м, расположенный по адресу: "данные изъяты" право собственности зарегистрировано за Дувановым В.М. 1 декабря 2022 года.
Многоквартирный жилой дом по адресу: "данные изъяты" признан непригодным для проживания.
Согласно пункту 2 решения Совета депутатов городского поселения Белый Яр от 29 января 2016 года N 222-нпа "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилых помещений по договорам социального найма" учетная норма площади жилого помещения исчисляется из общей площади жилого помещения на одного человека и составляет 16 кв.м.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствовался пунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 7.4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 июля 2005 года N 57-оз "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", пунктом 1, подпунктом "г" пункта 21 статьи 6.2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 3 мая 2000 года N 26-оз "О регулировании отдельных земельных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", пунктом 2 решения Совета депутатов городского поселения Белый Яр от 29 января 2016 года N 222-нпа "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилых помещений по договорам социального найма", оценил представленные в материалы дела доказательства и пришел к выводу о том, что истец утратила основания, дающие ей право на бесплатное предоставление земельного участка в соответствии с условиями Законов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 3 мая 2000 года N 26-оз и от 6 июля 2005 года N 57-оз, и действия Администрации по снятию Дувановой Т.А. и членов её семьи с учета граждан, желающих бесплатно приобрести земельный участок для индивидуального жилищного строительства, являются законными. При этом суд исходил из того, что на момент принятия оспариваемого постановления площадь жилых помещений, находящихся в собственности Дувановой Т.А. и членов её семьи составляла 162, 2 кв.м, то есть на каждого члена семьи (5 человек) приходилось 32, 44 кв.м, что превышает учётную норму (16 кв.м) и норму предоставления (18 кв.м).
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нормам материального и процессуального права, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентируется главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации, где в статье 39.1 указаны основания возникновения прав на земельный участок, в том числе на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование (подпункт 1 пункта 1).
Статья 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно, одним из таких случаев является предоставление земельного участка на основании решения уполномоченного органа в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также иным отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации (подпункты 6, 7).
В силу подпункта 2 статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Отдельные земельные отношения на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры регулирует Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 3 мая 2000 года N 26-оз.
Согласно статье 6.2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 3 мая 2000 года N 26-оз "О регулировании отдельных земельных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" исполнительные органы государственной власти автономного округа и органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, обладающие в пределах установленных полномочий правом предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляют учет граждан, относящихся к категориям, указанным в пункте 1 статьи 7.4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", желающих бесплатно приобрести земельные участки для индивидуального жилищного строительства.
В силу пункта 21 статьи 6.2 указанного Закона гражданин снимается с учета желающих бесплатно приобрести земельные участки для индивидуального жилищного строительства в случае утраты оснований, дающих гражданину право на бесплатное предоставление земельного участка в соответствии с условиями статьи 7.4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре".
В статье 7.4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 июля 2005 года N 57-оз "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" указано, что в соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О регулировании отдельных земельных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" для индивидуального жилищного строительства без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов однократно бесплатно приобрести земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, имеют право следующие категории граждан, проживших на территории автономного округа не менее пяти лет: граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; инвалиды; граждане, имеющие трех и более детей; лица, усыновившие (удочерившие) одного и более детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; молодые семьи, имеющие детей и далее (пункт 1).
Согласно пункту 2 вышеназванной статьи, граждане, относящиеся к категориям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, для индивидуального жилищного строительства без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов однократно бесплатно имеют право приобрести земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, если они: 1) не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживают в помещении, не отвечающем требованиям, установленным для жилых помещений; 4) являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
В соответствии с пунктом 13.1 статьи 6.2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 3 мая 2000 года N 26-оз "О регулировании отдельных земельных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" уполномоченный орган ежегодно осуществляет действия по актуализации списка граждан, состоящих на учете. В ходе актуализации списка уполномоченный орган направляет запросы, в том числе в порядке межведомственного информационного взаимодействия, в федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы автономного округа, органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, подведомственные организации органов государственной власти и органов местного самоуправления в целях получения сведений, свидетельствующих о сохранении либо утрате гражданином и (или) членами его семьи, принятыми на учет, права на бесплатное приобретение земельного участка для индивидуального жилищного строительства. В случае выявления основания для снятия гражданина с учета уполномоченный орган принимает решение о снятии гражданина с учета и направляет или выдает его гражданину в соответствии с пунктом 22 настоящей статьи.
Вопреки доводам кассационной жалобы, с учётом приведённого правового регулирования спорных правоотношений, установленных обстоятельств, суды нижестоящих инстанций пришли к правильному выводу о том, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Доводы жалобы истца о незаконном снятии с учёта в 2017 году, наличии оснований для предоставления ей земельного участка в 2017 году, то есть до постройки жилого дома площадью 118, 6 кв.м, отклоняются, поскольку вывод судов о законности действий органа местного самоуправления по снятию истца с учёта в 2023 году не опровергают.
Изложенные в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных постановлений, влияли на их обоснованность и законность, либо опровергали выводы судов, являются процессуальной позицией заявителя, основаны на субъективной оценке фактических обстоятельств дела, представленных доказательств и на неверном толковании норм права, регулирующих спорные отношения.
Между тем, несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судом доказательств, с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для пересмотра судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.
Принятые по делу решение суда первой инстанции и апелляционное определение вынесены на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, вследствие чего основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сургутского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 февраля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Дувановой Татьяны Анатольевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.