Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Карповой О.Н, Ложкарёвой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-6721/2023 по иску Ряпусова Николая Владимировича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области о включении периодов в страховой стаж, перерасчете пенсии, по кассационной жалобе Ряпусова Николая Владимировича на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 13 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 05 марта 2024 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Козиной Н.М. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя истца Винокурова А.В, поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Ряпусов Н.В. обратился в суд иском (с учетом уточнения) к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области (далее по тексту - ОСФР по Челябинской области) о перерасчете размера пенсии с 22 декабря 2017 года по пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с зачетом в общий трудовой стаж периода работы с 16 июля 1976 года по 15 апреля 1994 года и периода обучения с 01 сентября 1975 года по 15 июля 1976 года.
В обоснование иска указал на то, что с 22 декабря 2017 года ему назначена пенсия в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях"). При оценке пенсионных прав истца на 01 января 2002 года по пункту 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" ответчиком в страховой стаж не был включен период обучения в техническом училище N 80 с 01 сентября 1975 года по 15 июля 1976 года, а также период трудовой деятельности с 16 июля 1976 года по 15 апреля 1994 года, чем нарушено его право на пенсионное обеспечение. Полагает, что с учетом включения в стаж указанных периодов размер пенсии увеличится.
Решением Центрального районного суда г. Челябинска от 13 ноября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 05 марта 2024 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Ряпусов Н.В. ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, ссылаясь на их незаконность.
В возражениях на кассационную жалобу ответчик просит оставить ее без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. Информация о рассмотрении дела заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Ряпусов Н.В, представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области, сведения о причинах неявки не представили. Судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебных постановлений.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Ряпусов Н.В. является получателем пенсии по выслуге лет, назначенной в соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" с 27 февраля 2017 года.
При назначении пенсии за выслугу лет, спорные периоды трудовой деятельности с 16 июля 1976 года по 15 апреля 1994 года учтены при назначении пенсии по выслуге лет.
Ряпусов Н.В. является получателем страховой пенсии по старости без учета фиксированной выплаты в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 22 декабря 2017 года.
Согласно таблице трудовой деятельности, в выслугу при определении права на пенсию по выслуге лет истцу зачтен период обучения в училище с 01 сентября 1975 года по 15 июля 1976 года (10 месяцев 18 дней), что подтверждается результатом расчета стажа.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", статьей 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", частью 4 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", исходил из того, что истец является получателем пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации и их семей", и получателем страховой пенсии по старости без учета фиксированной выплаты на основании Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Поскольку период работы с 16 июля 1976 года по 15 апреля 1994 года учтен при расчете пенсии за выслугу лет, он не может быть учтен при расчете страховой пенсии. Страховая пенсия истца исчислена в порядке, установленном пунктом 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Данный порядок предполагает включение в страховой стаж периода обучения, в отличие от пункта 3 статьи 30 приведенного закона. В материалы дела ответчиком представлен расчет пенсии, который подтверждает, что страховая пенсия назначена Ряпусову Н.В. по наиболее выгодному для него варианту - пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", согласно которого общий трудовой стаж для определения права на пенсию составляет 09 лет 04 месяца 11 дней без учета периода обучения и 10 лет 02 месяца 26 дней с учетом периода обучения для расчета пенсии по пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Оценив представленный по запросу суда апелляционной инстанции ответчиком сравнительный расчет размера пенсии истца по пункту 3 и по пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", суд апелляционной инстанции указал, что размер пенсии Ряпусова Н.В, рассчитанный по пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" является для него наиболее выгодным. Размер пенсии по пункту 3 статьи 30 указанного закона составил 4 670, 17 руб, по пункту 4 - 4 725, 80 руб. При этом варианте расчет размера пенсии, период учебы включен в стаж.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права, регулирующим возникшие правоотношения.
Доводы кассационной жалобы о том, что суд не учел тот факт, что с пенсионными выплатами истец был не согласен, перерасчет пенсии не произведен, ознакомившись с ответом от 02 мая 2023 года из ОСФР по Челябинской области истец считает, что были нарушены его права и законные интересы, поскольку в своем ответе пенсионный орган указывает, что общий стаж для права на пенсию истца составляет 09 лет 04 месяца 11 дней, хотя общий стаж составляет 17 лет 8 месяцев и 29 дней, не учитывая период обучения в техническом училище N 80 г. Челябинска с 01 сентября 1975 года по 15 июля 1976 года, который учитывается в стаж для исчисления расчетного размера пенсии в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях", ОСФР по Челябинской области неправильно посчитан общий стаж истца; истец является получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органа внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органа уголовно-исполнительной системы и их семей", период службы с 19 апреля 1994 года и 26 февраля 2007 года составляет 12 лет 10 месяцев и 7 дней, в связи с чем размер пенсии неправомерно был занижен; в данном случае необходимо следовать правовому подходу, изложенному в пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", а именно, в случае ненадлежащего формулирования истцом способа защиты при очевидности преследуемого им материально-правового интереса, суд обязан сам определить, из какого правоотношения возник спор, и какие нормы подлежат применению, не могут быть приняты во внимания.
Согласно части 4 статьи 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" лица, указанные в статье 1 этого закона, при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных данным законом, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях".
В соответствии с частью 6 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Согласно части 4 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом. При этом учтенными считаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе периоды, не влияющие на размер пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности, в соответствии с указанным Законом.
Установленное действующим правовым регулированием правило, исключающее возможность одновременного зачета в выслугу лет и в страховой стаж хронологически совпадающих периодов, обусловлено тем, что такие периоды были учтены при определении размера пенсии за выслугу лет, носящей характер основной пенсионной выплаты, назначаемой на основании специального закона уволенным со службы военнослужащим и другим лицам с особым правовым статусом исходя из продолжительности выслуги лет, определяемой на день увольнения со службы.
Поскольку период работы с 16 июля 1976 года по 15 апреля 1994 года учтен при расчете пенсии за выслугу лет, он не может быть учтен при расчете страховой пенсии.
В соответствии с пунктом 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
Расчетный размер трудовой пенсии по пунктам 3 и 4 статьи 30 приведенного закона исчисляется по разным формулам.
Таким образом, при назначении пенсии должен выбираться вариант назначения пенсии, а также вариант расчета размера пенсии в наиболее выгодном для застрахованного лица варианте, либо по выбору застрахованного лица. Расчетный размер трудовой пенсии по пунктам 3 и 4 статьи 30 приведенного закона исчисляется по соответствующим формулам.
При исчислении размера пенсии по пункту 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в отличие от пункта 4 статьи 30 данного закона, в страховой стаж не учитывается период обучения в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (в средних специальных и высших учебных заведениях).
Расчет размера пенсии истца рассчитан по наиболее выгодному для него варианту по пункту 4 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", которым предусмотрено включение в стаж периода обучения. При этом варианте расчет размера пенсии период учебы включен в стаж.
При разрешении спора судами нормы материального права применены правильно, при исследовании и оценке доказательств нарушений норм процессуального закона не допущено.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции считает, что оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных решений в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы заявителя не имеется.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Челябинска от 13 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 05 марта 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ряпусова Николая Владимировича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.