Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.
судей Карповой О.Н, Ложкарёвой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2687/2023 по иску Онищенко Натальи Викторовны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области о включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости, взыскании судебных расходов, по кассационной жалобе Онищенко Натальи Викторовны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 20 февраля 2024 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Ложкарёвой О.А. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Онищенко Н.В. обратилась с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области (далее - ОСФР по Свердловской области), с учетом уточнений просила включить в страховой стаж и в стаж по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы:
- с 01 декабря 1991 года по 09 декабря 1996 года в должности учителя английского языка в средней школе N 6 г. Степногорска Республики Казахстан;
- с 01 октября 1997 года по 24 августа 2005 года в должности учителя английского языка в средней школе N 6 г. Степногорска Республики Казахстан;
- с 25 августа 2005 года по 08 октября 2006 года в должности заместителя директора по методической работе на 0, 6 ставки и учителя английского языка на 1 ставку в Государственном Учреждении Средняя школа N 7 имени Ю.А. Гагарина отдела образования г. Степногорска Республики Казахстан;
- с 09 октября 2006 года по 17 декабря 2008 года в должности заместителя директора по профильному обучению в Государственном Учреждении Профессиональный лицей N 2 г. Степногорска Республики Казахстан;
- с 05 января 2009 года по 24 августа 2009 года в должности учителя английского языка многопрофильной школы-лицея N3 имени А.С. Пушкина г. Степногорска Республики Казахстан.
Также просила включить в страховой стаж периоды работы:
- с 31 мая 1984 года по 06 июля 1984 года в должности рабочей зеленого хозяйства ЖКУ Целинного горно-химического комбината;
- с 03 августа 1987 года по 31 августа 1987 года - в должности санитарки, няни в Ясли-сад N 15 ЖКУ Целинного горно-химического комбината.
Назначить досрочную страховую пенсию по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 02 февраля 2018 года, взыскать расходы по оплате госпошлины в размере 300 руб.
В обоснование требований указала, что решением от 15 августа 2018 года N 192507/18 Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Первоуральске Свердловской области (межрайонного) в установлении пенсии ей было отказано. Стаж на соответствующих видах работ, принятый к зачету для определения права на пенсию, определен 08 лет 03 месяца 24 дня. Стаж не принятый к зачету относится к периоду работы в Республике Казахстан:
Решением Первоуральского городского суда Свердловской области от 22 сентября 2023 года исковые требования Онищенко Н.В. удовлетворены частично. Решение Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Первоуральске Свердловской области (межрайонного) от 15 августа 2018 года N 192507/18 об отказе Онищенко Н.В. в установлении пенсии признано частично незаконным в оспариваемой части. На ОСФР по Свердловской области возложена обязанность принять Онищенко Н.В. к зачету в стаж, дающий право на получение страховой пенсии по старости в связи осуществлением педагогической деятельностью в учреждениях для детей, независимо от их возраста, периоды:
-с 01 декабря 1991 года по 06 октября 1992 года, отпуска, предоставленные в 1993 году: 3 дня июня, 27 дней июля, 18 дней августа -календарно 01 месяц 18 дней, с 27 июля 1996 года по 16 декабря 1996 года, с 01 сентября 1993 года по 26 июля 1996 года, с 01 октября 1997 года по 24 августа 2005 года, с 25 августа 2005 года по 08 октября 2006 года, с 09 октября 2006 года по 17 декабря 2008 года, с 05 января 2009 года по 24 августа 2009 года;
- включить в общий страховой стаж периоды:
- с 27 июля 1996 года по 16 декабря 1996 года, с 01 сентября 1993 года по 26 июля 1996 года, с 16 февраля 1994 года по 26 июля 1996 года, с 01 октября 1997 года по 24 августа 2005 года, с 25 августа 2005 года по 08 октября 2006 года, с 09 октября 2006 года по 17 декабря 2008 года, с 05 января 2009 года по 24 августа 2009 года;
- назначить Онищенко Н.В. досрочную страховую пенсию по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 23 июля 2018 года.
Также с ОСФР по Свердловской области в пользу Онищенко Н.В. взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб. В остальной части исковые требования Онищенко Н.В. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 20 февраля 2024 года решение Первоуральского городского суда Свердловской области от 22 сентября 2023 года в части удовлетворения исковых требований Онищенко Н.В. к ОСФР по Свердловской области о признании незаконным решения Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Первоуральске Свердловской области (межрайонного) от 15 августа 2018 года N 192507/18 об отказе в установлении пенсии, включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периодов работы с 09 октября 2006 года по 17 декабря 2008 года, отменено. Принято в отмененной части новое решение, которым названные исковые требования Онищенко Н.В. оставлены без удовлетворения. Это же решение суда изменено в части указания даты назначения Онищенко Н.В. досрочной страховой пенсии по старости. Возложена обязанность на ОСФР по Свердловской области назначить Онищенко Н.В. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 26 октября 2022 года. В остальной части это же решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Онищенко Н.В. ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 20 февраля 2024 года, в той части, которой отменено и изменение решение Первоуральского городского суда Свердловской области от 22 сентября 2023 года, ссылаясь на его незаконность.
От представителя ОСФР по Свердловской области поступили письменные возражения на кассационную жалобу, в которых просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения.
Лица, привлеченные к участию по делу, в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не поступало, в связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что доводы кассационной жалобы заслуживают внимания.
Судами установлено и следует из материалов дела, что 02 февраля 2018 года Онищенко Н.В, 04 мая 1968 года рождения, обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Государственного учреждения - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Первоуральске (межрайонным) от 15 августа 2018 года N192597/18 в установлении пенсии Онищенко Н.В. было отказано. В страховой стаж учтено 13 лет 06 месяцев 25 дней, в стаж на соответствующих видах работ принято к зачету 08 лет 03 месяца 24 дня.
В стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не включены периоды работы:
- с 01 декабря 1991 года по 09 декабря 1996 года в должности учителя английского языка в средней школе N 6 г. Степногорска Республики Казахстан;
- с 01 октября 1997 года по 24 августа 2005 года в должности учителя английского языка в средней школе N 6 г. Степногорска Республики Казахстан;
- с 25 августа 2005 года по 08 октября 2006 года в должности заместителя директора по методической работе на 0, 6 ставки и учителя английского языка на 1 ставку в Государственном Учреждении Средняя школа N 7 имени Ю.А. Гагарина отдела образования г. Степногорска Республики Казахстан;
- с 09 октября 2006 года по 17 декабря 2008 года в должности заместителя директора по профильному обучению в Государственном Учреждении Профессиональный лицей N 2 г. Степногорска Республики Казахстан;
- с 05 января 2009 года по 24 августа 2009 года в должности учителя английского языка многопрофильной школы-лицея N3 имени А.С. Пушкина г. Степногорска Республики Казахстан.
Из трудовой книжки АТ-IV N6006890, выданной на имя Онищенко (ранее Плотнягиной) Н.В. следует, что с 31 мая 1984 года по 06 июля 1984 года работала в ЖКУ Целинного горно-химического комбината в должности рабочей зеленого хозяйства; с 03 по 31 августа 1987 года работала в ЖКУ Целинного горно-химического комбината в должности санитарки, няни в Ясли-сад N 15; с 01 сентября 1985 года по 19 июня 1990 года училась Целиноградском педагогическом институте; с 14 августа 1990 по 25 августа 2005 года работала учителем английского языка в средней школе N 6 г. Степногорска; с 25 августа 2005 года по 09 октября 2006 года работала заместителем директора по методической работе в средней школе N7; с 09 октября 2006 года по 17 декабря 2008 года работала в Государственном учреждении Профессиональный лицей N 2 заместителем директора по профильному обучению; с 05 января 2009 года по 24 августа 2009 года работала в профильной школе-лицее N3 г. Степногорска учителем английского языка.
Все указанные периоды работы и учебы были на территории Республики Казахстан.
Из справки государственного учреждения "Отдел образования г. Степногорска" от 06 октября 2020 года N 1261/06-09 следует, что Онищенко Н.В. действительно:
- принята 14 августа 1990 года в среднюю школу N 6 г. Степногорска учителем английского языка (основание: приказ N 343 от 30 августа 1990 года), уволена 24 августа 2005 года по соглашению сторон (основание: приказ N 127 от 22 августа 2005 года);
- принята 25 августа 2005 года в среднюю школу N 7 заместителем директора по методической работе (основание: приказ N 164 от 28 сентября 2005 года), уволена 09 октября 2006 года по соглашению сторон (основание: приказ N 269 от 06 октября 2006 года);
- принята 05 января 2009 года в многопрофильную школу - лицей N 3 имени А.С. Пушкина - учителем английского языка (основание: приказ N 03- 0303 от 05 января 2009 года), уволена 24 августа 2009 года по соглашению сторон (основание: приказ N 03-0212 от 17 августа 2009 года.
Представлены: историческая справка отдела образования, справки о заработной плате: период работы в средней школе N 6 с марта 1994 года по август 2005 года, период работы в средней школе N 7 с августа 2005 года по октябрь 2006 года, период работы в школе -- лицей N 3 с января 2009 года по август 2009 года.
Справка о заработной плате с августа 1990 года но март 1994 года отсутствует, так как документы по личному составу, в том числе, расчетно-платежные ведомости отдела образования сданы в государственный архив г. Степногорска.
У истца имеется двое детей родившихся: 13 ноября 1990 года рождения и 23 августа 1996 года.
Ответчиком в специальный стаж включен период работы истца по 30 ноября 1991 года.
Из архивной справки Коммунального государственного учреждения "государственный архив г. Спепногшорска" Управления архивов и документации Акмолинской области (Л.Д. 39-41) следует, что в документах по личному составу Отдела образования Степногорской городской администрации за 1990-1994 годы имеются сведения о работе Онищенко Н.В.:
- приказ от 15 августа 1990 года N 74: "Онищенко Наталью Викторовну - принять на работу учителем английского языка, на время декретного отпуска Досимовой Н.С. с 15 августа на ст. 18 час, (так в документе)".
Приказов о присвоении второй категории учителя иностранного языка, 12 разряда, 1 категории (13 разряд) учителя немецкого и английского языков, подтверждении первой категории 13 квалификационного разряда, об увольнении Онищенко Н.В. не имеется.
Факт работы Онищенко Н.В. с августа 1990 года по февраль 1994 года в качестве учителя "англ, ин.яз." средней школы N 6 Отдела образования Степногорской городской администрации подтверждается на основании ведомостей по начислению заработной платы за 1990-1994 годы.
В основание данной справки положены архивные документы с указанием формуляров, дел и листов.
Дату и год рождения, отпуска без содержания и другие отвлечения от работы Онищенко Н.В. не могут подтвердить из-за отсутствия личной карточки формы Т-2. При этом по каждому месяцу указано назначение платежа, а также в некоторых случаях количество отработанных дней.
В документах по личному составу Отдела образования Степногорской городской администрации в ведомостях по начислению заработной платы значится Онищенко Н.В. в должности учителя "англ, ин.яз." (так в документе) (1990-1994) за август, сентябрь, октябрь 1990 года; январь, февраль, март, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 1991 года; 1992 год полностью; январь, февраль, март, апрель, май, июнь, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 1993 года; январь, февраль 1994 года.
За проработанный период заработная плата Онищенко Н.В. составила в рублях и копейках, с декабря 1993 года в тенге и тиынах: за октябрь 1990 год включено начисление в графе "начислено по больничным листам": за 6 дней сентября - 48 руб. 78 коп; за 27 дней октября - 219 руб. 51 коп; за 24 дня ноября - 195 руб. 12 коп; за 26 дней декабря -211 руб. 38 коп; за 10 дней января - 81 руб. 30 коп, что является пособием по нетрудоспособности в связи с беременностью и родами, так как с 13 января 1991 года истцом был оформлен отпуск по уходу за ребенком.
Из справки государственного учреждения "Школа-гимназия N6 им. Абая Кунанбаева" от 07 ноября 2017 года N14-05/09 истец находилась в период с 10 декабря 1996 года по 01 октября 1997 года в отпуске по уходу за ребенком. Справка содержит основания переименования средней школы N6 в школу-гимназию.
Из справке, уточняющей право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельности в школах и других учреждениях для детей, государственного учреждения "Средняя школа N 7 им. Ю.А. Гагарина" отдела образования города Степногорска от 25 июня 2010 года N 248 следуе5т, что Онищенко Н.В. работала с 25 августа 2005 года по 09 октября 2006 года "зам.директора по методической работе" на 0, 6 ставки и учителем английского языка на одну ставку (приказ о принятии N 164/2 от 28 августа 2005 года, об увольнении N 269 от 05 октября 2006 года).
Из справки, уточняющей право на досрочную трудовую пенсию по старости, выданной государственным коммунальным казенным предприятием "Высший колледж г. Степногорска при Управлении образования Акмолинской области" от 28 июля 2023 года N 274 следует, что Онищенко Н.В. работала в государственном учреждении "Профессиональный лицей N 2" Департамента образования Аксалинской области республика Казахстан с 09 октября 2006 года по 15 декабря 2008 года в должности заместителя директора по профильному обучению высшей категории на 1 ставку и учителем немецкого языка и литературы на 0, 5 ставки (360 часов) (приказ о принятии от 09 октября 2006 года N 192, об увольнении от 15 декабря 2008 года N 245). Отвлечений не имела.
В государственном учреждении "Профессиональный лицей N 2" обучение осуществлялось на базе 9 классов, что составляет 96% учащихся, не достигших 18-ти летнего возраста.
В подтверждение уплаты страховых взносов за период с 28 апреля 1998 года по 29 сентября 2009 истцом предоставлены сведения некоммерческого акционерного общества "Государственная корпорация "Правительство для граждан".
Из справки муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Лицей N 21" от 12 сентября 2023 года следует, что истец работает в должности учителя английского языка с 01 мая 2014 года по настоящее время, периодов, не дающих право на назначение досрочной страховой пенсии, не было, работа осуществлялась в течение полного рабочего времени, отпусков без сохранения заработной платы не было.
Разрешая требования истца о включении в специальный стаж периодов работы с 01 декабря 1991 года по 09 декабря 1996 года и с 01 октября 1997 года по 24 августа 2005 года, суд первой инстанции исходил из того, что факт работы истца подтвержден записями в трудовой книжке, уточняющими справками работодателя, расчетными листами о начислении и выплате заработной платы; занимаемая истцом должность и наименование учреждения соответствуют Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781; в спорные периоды истец находилась в отпуске по уходу за ребенком, получала пособия в период временной нетрудоспособности, в связи с чем пришел к выводу о том, что в стаж работы по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" подлежат включению периоды работы с 01 декабря 1991 года по 06 октября 1992 года, отпуска, предоставленные в 1993 году: 3 дня июня, 27 дней июля, 18 дней августа (календарно 01 месяц 18 дней), с 01 сентября 1993 года по 16 декабря 1996 года.
Разрешая требования истца о включении в специальный стаж периодов работы с 25 августа 2005 года по 08 октября 2006 года, с 09 октября 2006 года по 17 декабря 2008 года, с 05 января 2009 года по 24 августа 2009 года, суд первой инстанции исходил из того, что в спорные периоды работы у истца не имелось отвлечений от педагогической деятельности; работа осуществлялась в должностях и учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781; страховые взносы в пенсионный орган Республики Казахстан за время спорных периодов работы производились, в связи с чем пришел к выводу о включении спорных периодов в педагогический стаж истца.
Также суд первой инстанции пришел к выводу о включении в страховой стаж истца периодов работы 01 сентября 1993 года по 16 декабря 1996 года, с 01 октября 1997 года по 24 августа 2005 года, с 25 августа 2005 года по 08 октября 2006 года, с 09 октября 2006 года по 17 декабря 2008 года, с 05 января 2009 года по 24 августа 2009 года.
Отказывая в удовлетворении требований о включении страховой стаж периодов работы истца с 31 мая 1984 года по 06 июля 1984 года в должности рабочей зеленого хозяйства ЖКУ Целинного горно-химического комбината и с 03 августа 1987 года по 31 августа 1987 года - в должности санитарки, няни в Ясли-сад N 15 ЖКУ Целинного горно-химического комбината, суд первой инстанции исходил из того, что данные периоды учтены пенсионным органом в страховой стаж истца.
Установив, что на дату обращения с заявлением о назначении пенсии страховой стаж истца, с учетом периодов, зачтенных пенсионным органом и судом, составил 31 год 05 месяцев 26 дней, педагогический стаж - 24 года 06 месяцев 08 дней; необходимые 25 лет педагогического стажа были выработаны на 23 июля 2018 года, суд первой инстанции пришел к выводу о признании незаконным решения Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Первоуральске Свердловской области (межрайонного) от 15 августа 2018 года N 192507/18 об отказе Онищенко Н.В. в установлении пенсии, возложив на ответчика обязанность назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 23 июля 2018 года.
Проверяя законность решения суда, суд апелляционной инстанции, приобщив к материалам дела в порядке статьи 3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации справки, выданные 28 июля 2023 года, 30 января 2024 года и 16 февраля 2024 года государственным коммунальным казенным предприятием "высший колледж г. Степногорска при Управлении образования Акмолинской области" Республики Казахстан, должностную инструкцию заместителя директора по профильному обучению государственного учреждения "Профессиональный лицей N2 от 04 января 2006 года, справку о переименовании учреждений, варианты даты назначения пенсии с учетом спорных периодов, согласившись с выводами суда первой инстанции в зачете в педагогический стаж периодов работы истца с 01 декабря 1991 года по 06 октября 1992 года, отпуска, предоставленные в 1993 году: 3 дня июня, 27 дней июля, 18 дней августа (календарно 01 месяц 18 дней), с 01 сентября 1993 года по 16 декабря 1996 года, с 25 августа 2005 года по 08 октября 2006 года, с 05 января 2009 года по 24 августа 2009 года, не согласился с выводами суда первой инстанции в части зачета в педагогический стаж Онищенко Н.В. периода работы с 09 октября 2006 года по 17 декабря 2008 года, признания незаконным решения Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Первоуральске Свердловской области (межрайонного) от 15 августа 2018 года N 192507/18 об отказе Онищенко Н.В. в установлении пенсии и возложении на ответчика обязанности назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 23 июля 2018 года.
Отменяя решение суда первой инстанции в части зачета в педагогический стаж природа работы истца с 09 октября 2006 года по 17 декабря 2008 года в должности заместителя директора по профильному обучению в Государственном Учреждении Профессиональный лицей N 2 г. Степногорска Республики Казахстан и признания незаконным решения Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Первоуральске Свердловской области (межрайонного) от 15 августа 2018 года N 192507/18 об отказе Онищенко Н.В. в установлении пенсии, суд апелляционной инстанции исходил из того, что в спорный период Онищенко Н.В. работала заместителем директора по профильному обучению на 1 ставку и учителем немецкого языка и литературы на 0, 5 ставки, ее педагогическая нагрузка составляла 9 часов в неделю, пришел к выводу об отсутствии документального подтверждения выполнения истцом нормы рабочего времени (педагогической нагрузки) установленной за ставку заработной платы, в связи с чем отказал в удовлетворении указанного требования.
Установив, что с учетом включенных периодов работы ответчиком и судом, требуемый специальный стаж 25 лет для назначения досрочной страховой пенсии по старости выработан истцом только 26 октября 2020 года, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что досрочная страховая пенсия по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" должна быть назначена истцу с 26 октября 2022 года.
Поскольку в кассационной жалобе истец обжалует апелляционное определение только в части исключения из педагогического стажа периода работы с 09 октября 2006 года по 17 декабря 2008 года и изменения даты назначения пенсии, то проверке в кассационном порядке подлежит обжалуемое определение только в указанной части.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с выводами суда апелляционной инстанции в части удовлетворения исковых требований Онищенко Н.В. к ОСФР по Свердловской области о признании незаконным решения Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Первоуральске Свердловской области (межрайонного) от 15 августа 2018 года N 192507/18 об отказе в установлении пенсии, включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периодов работы с 09 октября 2006 года по 17 декабря 2008 года и изменения даты назначения досрочной страховой пенсии по старости на 26 октября 2022 года, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права и сделаны с нарушением норм процессуального права.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
13 марта 1992 года государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13 марта 1992 года).
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 года).
С 01 января 2021 года вступило в силу Соглашение ЕАЭС от 20 декабря 2019 года (ратифицировано Российской Федерацией 09 ноября 2020 года Федеральным законом N 354-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 4 названного Соглашения ЕАЭС назначение пенсии с учетом положений данного Соглашения производится компетентным органом государства-члена при возникновении у трудящегося (члена семьи) права на пенсию в соответствии с законодательством этого государства-члена независимо от даты возникновения у этого трудящегося (члена семьи) права на пенсию согласно законодательству другого государства-члена.
Статьей 7 Соглашения ЕАЭС предусмотрено, что каждое государство-член определяет право на пенсию в соответствии со своим законодательством исходя из стажа работы, приобретенного на его территории, с учетом положений данного Соглашения (пункт 1).
Статья 12 Соглашения ЕАЭС содержит переходные положения, в соответствии с данной статьей назначение и выплата пенсии осуществляются в следующем порядке: за стаж работы, приобретенный после вступления данного Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством-членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы; за стаж работы, приобретенный до вступления данного Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, а для Республики Беларусь и Российской Федерации - Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года.
Таким образом, в соответствии с переходными положениями, закрепленными в статье 12 Соглашения ЕАЭС, за стаж работы, приобретенный до вступления в действие данного Соглашения, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством Российской Федерации и Соглашением от 13 марта 1992 года. Соответственно при назначении страховой пенсии, право на указанный вид пенсии, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В силу пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно подпункту "м" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяется:
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781;
- список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067, с применением положений абзаца 3 пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
- список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 463, с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
- перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года.
В соответствии с пунктом 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", разрешая споры, возникшие в случае отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, необходимо иметь в виду, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, засчитываются в стаж работы в порядке, предусмотренном Правилами исчисления периодов работы, дающей право на указанную пенсию, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, определено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке от 29 октября 2002 года N 781, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных этими правилами.
Особенности исчисления специального стажа руководителей учреждений для детей - директора (начальника, заведующего), а также заместителя директора, деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом - установлены пунктом 8 Правил от 29 октября 2002 года N 781.
Согласно подпункту "б" пункта 8 Правил от 29 октября 2002 года N 781 в стаж работы засчитывается выполнявшаяся при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством, работа, в частности в должности заместителя директора (начальника, заведующего) по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, учреждений, указанных в том числе в пункте 1.9 раздела "Наименование учреждений" списка, независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы.
Из изложенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Такое право имеют учителя, осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в лицеях. Периоды их работы после 1 сентября 2000 года по общему правилу засчитываются в специальный стаж при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (пункт 4 Правил от 29 октября 2002 года N 781). Работа же в должности заместителя директора по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, в лицеях засчитывается в специальный стаж независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы (подпункт "б" пункта 8 Правил от 29 октября 2002 года N 781).
Таким образом, Правилами от 29 октября 2002 года N 781 определены различные критерии зачета в специальный стаж лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, периодов работы в должностях, предусмотренных Списком от 29 октября 2002 года N 781: для учителей - это выполнение (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы, а для заместителя директора по работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом в лицее - это выполнение работы при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством.
Делая вывод о том, что период трудовой деятельности истца с 09 октября 2006 года по 17 декабря 2008 года в должности заместителя директора по профильному обучению в Государственном Учреждении Профессиональный лицей N 2 г. Степногорска Республики Казахстан не может быть засчитан в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, суд апелляционной инстанции не применил подлежащие применению к спорным отношениям нормы материального права в их взаимосвязи.
Для правильного разрешения требований Онищенко Н.В. о включении спорного периода в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, суду следовало установить относится ли указанная работа в должности заместителя директора по профильному обучению к другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом (подпункт "б" пункта 8 Правил от 29 октября 2002 года N 781); относится ли Государственное Учреждение Профессиональный лицей N 2 г. Степногорска Республики Казахстан к учреждению начального профессионального образования.
В случае если работа истца в должности заместителя директора по профильному обучению непосредственно связана с образовательным (воспитательным) процессом, то суду следует учесть, что такая работа засчитывается в специальный стаж независимо от времени когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы (подпункт "б" пункта 8 Правил от 29 октября 2002 года N 781).
Если работа истца в должности заместителя директора по профильному обучению непосредственно не связана с образовательным (воспитательным) процессом, но в указанные спорные периоды Онищенко Н.В. совмещала работу заместителя директора с работой учителя (работала учителем в том же образовательном учреждении, работа учителем являлась для нее дополнительной, выполняемой наряду с основной работой в должности заместителя директора по профильному обучению), то есть осуществляла педагогическую деятельность, то только в этом случае необходимо устанавливать выполняла ли истец норму учебной нагрузки на полную ставку.
Суд апелляционной инстанции, приходя к выводу об отказе в зачете в педагогический стаж периода работы истца с 09 октября 2006 года по 17 декабря 2008 года, исходил только из того, что в спорный период истец работала помимо заместителя директора по профильному обучению также учителем немецкого языка и литературы на 0, 5 ставки и ее педагогическая нагрузка составляла 9 часов в неделю, что меньше нормы учебной нагрузки на полную ставку, в связи с чем пришел к выводу о том, что данный период не подлежит учету в специальный стаж.
Между тем, суд апелляционной инстанции, приобщив к материалам дела должностную инструкцию истца по должности заместителя директора по профильному обучению в лицее, не проверил связана ли ее должность с образовательным (воспитательным) процессом и возможно ли включение спорного периода работы Онищенко Н.В. в педагогический стаж в соответствии с положениями подпункта "б" пункта 8 Правил от 29 октября 2002 года N 781.
Согласно статье 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем.
Положениям статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не противоречит возможность назначения страховой пенсии по старости лицу, обратившемуся за таким назначением до возникновения у него соответствующего права, но приобретшему это право к моменту принятия итогового решения по вопросу о назначении пенсии, с даты фактического возникновения права на пенсию.
В свою очередь, ситуация, когда условия, необходимые для возникновения права на пенсию, устанавливаются в судебном порядке, вышеназванными положениями статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не урегулирована.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утвержденного постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 07 и 14 июня 2006 года (вопрос 29), суд, рассматривая спор, возникший в связи с отказом в назначении трудовой пенсии по старости досрочно, проверяет обоснованность решения об отказе пенсионного органа в назначении гражданину трудовой пенсии по старости досрочно, а также выясняет, имеется ли у гражданина право на назначение такой пенсии. Поэтому если у истца возникло право на трудовую пенсию по старости в период рассмотрения дела судом, то суд не лишен возможности указать в решении на право истца на такую пенсию и на дату возникновения этого права.
Учитывая, что обращение в суд направлено именно на реализацию права на досрочное назначение страховой пенсии, а также что отказ пенсионного органа в назначении досрочной страховой пенсии по старости, его последующие оспаривание в суде и рассмотрение после даты, установленной, как возникновение права на назначение досрочной страховой пенсии по старости, фактически исключает для заявителя возможность реализации этого права до разрешения спора в суде, неправомерно было бы ставить последующее назначение пенсии в зависимость от даты повторного обращения за таким назначением, при фактическом возникновении права на пенсию значительно ранее этой даты, в том числе в период судебного разбирательства.
Согласно части 3 статьи 10 Федерального закона от 03 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Таким образом, в том случае, если по результатам рассмотрения дела установлено, что истец приобрел право на назначение страховой пенсии до вынесения судебного постановления, суд должен разрешить данное требование с учетом изложенных положений пенсионного законодательства.
Установив, что в результате исключения из педагогического стажа истца периода работы с 09 октября 2006 года по 17 декабря 2008 года Онищенко Н.В. будет выработан 25-летний специальный стаж по состоянию на 26 октября 2020 года, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что досрочная страховая пенсия истцу должна быть назначена с 26 октября 2022 года.
Между тем, судом апелляционной инстанции не учтены положения части 3 статьи 10 Федерального закона от 03 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", согласно которой отсрочка назначения досрочной страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" для лиц, право которых выработано в 2020 году, составляет не 2 года, а 1 год и 6 месяцев.
В том случае, если по результатам изучения должностных обязанностей Онищенко Н.В. по должности заместителя директора по профильному обучению суд апелляционной инстанции придет к выводу о том, что в данный период истец занималась образовательным (воспитательным) процессом и спорный период подлежит включению в педагогический стаж, то также необходимо проверить дату, по состоянию на которую у истца будет выработан 25-летний педагогический стаж, поскольку в решении суда первой инстанции данной датой указано 23 июля 2018 года, а пенсионным органом представлен свой расчет, согласно которому данный стаж с учетом включения всех спорных периодов выработан 16 августа 2018 года, а право на пенсию наступает с 17 августа 2018 года.
Таким образом, выводы суда апелляционной инстанции об отмене решения суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований Онищенко Н.В. в части признания незаконным решения Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Первоуральске Свердловской области (межрайонного) от 15 августа 2018 года N 192507/18 об отказе в установлении истцу пенсии, включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периодов работы с 09 октября 2006 года по 17 декабря 2008 года, а также в части изменения даты назначения досрочной страховой пенсии по старости, являются незаконными.
С учетом изложенного, обжалуемое судебное постановление на основании статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене, с направлением дела в отмененной части на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует разрешить заявленные исковые требования в отмененной части в соответствии с подлежащими применению к возникшим отношениям нормами материального права, требованиями гражданского процессуального законодательства и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 20 февраля 2024 года в той части, которой решение Первоуральского городского суда Свердловской области от 22 сентября 2023 года отменено в части признания незаконным решения Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Первоуральске Свердловской области (межрайонного) от 15 августа 2018 года N 192507/18 об отказе в установлении Онищенко Наталье Викторовне пенсии, включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периодов работы с 09 октября 2006 года по 17 декабря 2008 года, а также это же решение изменено в части в части указания даты назначения Онищенко Наталье Викторовне досрочной страховой пенсии по старости, отменить.
Дело в отмененной части направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Свердловский областной суд.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.