Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Карповой О.Н, Ложкарёвой О.А, с участием прокурора Таскаевой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-4323/2023 по иску Медведевой Татьяны Валерьевны к Администрации городского округа Первоуральск о возложении обязанности установить и выплачивать пенсию за выслугу лет, по кассационной жалобе Медведевой Татьяны Валерьевны на решение Первоуральского городского суда Свердловской области от 7 декабря 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 12 марта 2024 г.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Карповой О.Н, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Медведева Т.В. обратилась с иском к Администрации городского округа Первоуральск (далее - Администрация), в котором просила возложить на ответчика обязанность установить и выплачивать ей пенсию за выслугу лет с даты первоначального обращения (л.д. 4-5).
В обоснование заявленных требований истец ссылалась на то, что работала в Администрации, стаж муниципальной службы составляет свыше 25 лет, более 5 лет перед увольнением занимала должность муниципальной службы. 25 августа 2023 г. она обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет согласно Положению о назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещающий муниципальные должности и должности муниципальной службы Городского округа Первоуральск", утвержденным решением Первоуральской городской Думы от 27 октября 2011 г. N 421. В удовлетворении данного заявления ответчик отказал, ссылаясь на то, что согласно пункту 2.4. Положения такая пенсия назначается к страховой пенсии, и не ранее чем с даты ее назначения. Получателем страховой пенсии истец не является. Полагала решение ответчика незаконным, поскольку в силу действующего правового регулирования имеет право на получение пенсии независимо от установления страховой пенсии.
Решением Первоуральского городского суда Свердловской области от 7 декабря 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 12 марта 2024 г, в удовлетворении исковых требований Медведевой Т.В. отказано.
В кассационной жалобе истец Медведева Т.В. просит отменить судебные постановления, ссылаясь на их необоснованность и незаконность, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Как установлено судами, истец Медведева Т.В. и Администрация состояли в трудовых отношениях, которые прекращены 25 августа 2023 г. в связи с расторжением трудового договора по пункту 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации по инициативе работника. Стаж муниципальной службы истца составляет свыше 25 лет, непосредственно перед увольнением Медведева Т.В. занимала должность муниципальной службы более 5 лет.
25 августа 2023 г. истец обратился к ответчику с заявлением об установлении пенсии за выслугу лет.
Решением ответчика, оформленным письмом от 13 сентября 2023 г. N 02-66, в удовлетворении данного заявления отказано со ссылкой на положения пункта 2.4. Положения о назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам замещающий муниципальные должности и должности муниципальной службы Городского округа Первоуральск", утвержденного решением Первоуральской городской Думы от 27 октября 2011 г. N 421.
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 12, 72 Конституции Российской Федерации, статьями 2, 6, 10, 23, 24 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", статьями 5, 52 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", статьей 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", статьей 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", законом Свердловской области от 15 июля 2005 г. N 84-ОЗ "Об особенностях государственной гражданской службы Свердловской области", законом Свердловской области от 29 октября 2007 г. N 136-ОЗ "Об особенностях муниципальной службы на территории Свердловской области", Положением о назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам замещающий муниципальные должности и должности муниципальной службы Городского округа Первоуральск, утвержденным решением Первоуральской городской Думы от 27 октября 2011 г. N 421, исходил из того, что нормативно-правовые акты органов местного самоуправления г. Первоуральска в области пенсионного обеспечения муниципальных служащих не противоречат положениям закона Свердловской области, регулирующих сходные правоотношения о пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих, в том числе, в части порядка назначения пенсии по выслуге лет, в связи с чем пришел к выводу, что реализация права на пенсию за выслугу лет возникает у Медведевой Т.В. одновременно с назначением ей страховой пенсии по старости (инвалидности).
Проверяя законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов об отсутствии оснований для удовлетворения иска, поскольку они подробно мотивированы, основаны на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, которым суды дали надлежащую правовую оценку, при разрешении спора судами правильно истолкованы и применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В кассационной жалобе заявитель приводит доводы о несогласии со ссылкой судов на пенсионную законодательную иерархию и, в частности, на нормы, позволяющие при наличии права на пенсию за выслугу лет не производить ее выплату. Считает, что судом не опровергнут довод истца о том, что пенсионная законодательная иерархия в силу пункта 2 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации содержится в подчинении Гражданского кодекса Российской Федерации и закрепленных в нем основных начал гражданского законодательства.
Указывает, что апелляционная жалоба содержала довод о том, что решение Первоуральской городской думы "Об утверждении положения "О назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности, и должности муниципальной службы городского округа Первоуральск" от 27 октября 2011 г. N 421 улучшает положение лиц с 25-летним стажем в сравнении с требованием пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Наличие страховой пенсии является обязательным условием возникновения права на пенсию за выслугу лет, право на пенсию за выслугу лет согласно федеральному и соответствующему региональному закону следует признавать по совокупности всех условий, в том числе и этого. Однако Положение не содержит такого условия возникновения права, в связи с чем право истца должно реализовываться без этого условия. Улучшающая положение гражданина норма не нарушает его прав, не подлежит признанию недействительной и подлежит реализации.
Выражает несогласие с выводом суда апелляционной инстанции о невозможности установить/назначить ей пенсию за выслугу лет, поскольку пункт 2.11 Положения обязывает выплачивать истцу пенсию за выслугу лет вне зависимости от другой пенсии.
Указывает, что судом апелляционной инстанции оставлены без внимания доводы апелляционной жалобы истца о том, что пункт 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" позволяет устанавливать только условия возникновения права, никакие другие условия, тем более препятствующие реализации признанного права, орган местного самоуправления устанавливать не вправе. Устанавливая условия пункта 2.4 Положения, ответчик нарушил пункты 1, 3 статьи 1 и пункт 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, действовал за пределами полномочий.
Судом не опровергнут довод истца о запрете в силу статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" истребования у заявителя такого документа, как справка о наличии страховой пенсии, поскольку документ не является правоподтверждающим (право подтверждено без справки).
Вышеперечисленные оставленные без внимания суда доводы апелляционной жалобы заявитель дополнила тем, что приобретение гражданского права, в том числе права на пенсию, осуществляется гражданином своей волей в своем интересе, а пенсионная законодательная иерархия в нарушение указанной нормы не оставляет гражданину возможности реализовать свое право только на пенсию за выслугу лет.
Судебная коллегия полагает, что доводы кассационной жалобы истца о наличии оснований для удовлетворения иска не являются основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений. Данные доводы повторяют правовую позицию заявителя, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций, были предметом проверки и оценки судов первой и апелляционной инстанций, которыми правомерно отвергнуты, как несостоятельные, основанные на ошибочном толковании истцом норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Вопреки доводам жалобы, Положение о назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам замещающий муниципальные должности и должности муниципальной службы Городского округа Первоуральск, утвержденное решением Первоуральской городской Думы от 27 октября 2011 г. N 421, принято в пределах предоставленных органам местного самоуправления полномочий.
Положения пункта 2.4 о том, что пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с федеральным законодательством, и выплачивается со дня подачи заявления, но не ранее чем со следующего дня после увольнения с муниципальной должности, должности муниципальной службы и назначения страховой пенсии, согласуется с нормами федерального законодательства и законодательства субъекта Российской Федерации о праве государственных служащих на пенсию по выслуге лет.
Так, в соответствии с пунктами 2, 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", и выплачивается одновременно с ней (пункт 2).
Условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления. При этом государственные гражданские служащие субъектов Российской Федерации, муниципальные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" либо досрочно назначенной в соответствии с Федеральным законом от 12 декабря 2023 г. N 565-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации", при наличии стажа государственной гражданской службы, стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которых для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону (пункт 4).
Согласно статье 56 Закона Свердловской области от 15 июля 2005 г. N 84-ОЗ "Об особенностях государственной гражданской службы Свердловской области" гражданин, замещавший должность государственной гражданской службы Свердловской области не менее пяти лет непосредственно перед увольнением с государственной гражданской службы Свердловской области, при наличии стажа государственной гражданской службы Свердловской области не менее 25 лет до приобретения права на страховую пенсию по старости (инвалидности) имеет право на пенсию за выслугу лет при прекращении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности государственной гражданской службы Свердловской области и увольнении с государственной гражданской службы Свердловской области в связи с расторжением служебного контракта по инициативе государственного гражданского служащего Свердловской области. Пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с федеральным законодательством.
Руководствуясь вышеуказанными нормами закона, суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований, исходя из того, что у истца отсутствует совокупность необходимых условий для назначения пенсии за выслугу лет как лицу, замещавшему должности муниципальной службы, поскольку на момент освобождения от муниципальной должности она не имела право на страховую (трудовую) пенсию по старости (инвалидности). Наличие у истца стажа муниципальной службы продолжительностью свыше 25 лет, занятие перед увольнением должности муниципальной службы более 5 лет, не является достаточным условием на назначения пенсии за выслугу лет на дату обращения.
Нарушений либо неправильного применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.
Учитывая, что принятые по делу судебные постановления вынесены на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, основания для их отмены по доводам жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Первоуральского городского суда Свердловской области от 7 декабря 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 12 марта 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Медведевой Татьяны Валерьевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.