Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.
судей Карповой О.Н, Ложкарёвой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-6691/2023 по иску Лисюк Нины Антоновны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области об изменении даты назначения пенсии, взыскании недополученной пенсии, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Лисюк Нины Антоновны на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 31 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 26 февраля 2024 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Ложкарёвой О.А. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, объяснения представителя Акуленковой Э.Б. - Пашнина М.А, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Лисюк Н.А. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области (далее по тексту - ОСФР по Челябинской области) о признании незаконным решения о назначении страховой пенсии по старости в части отказа в назначении пенсии за период с 01 декабря 2021 года по 31 марта 2022 года, возложении обязанности назначить и выплатить страховую пенсию по старости за указанный период, взыскании компенсации морального вреда 50 000 руб.
В обоснование иска указала, что с 01 января 1992 года являлась получателем пенсии по старости на территории Республики Казахстан. 22 сентября 2021 года переехала на постоянное место жительства в г. Челябинск, где 24 сентября 2021 года была зарегистрирована по месту пребывания. Пенсия на территории Республики Казахстан была выплачена по 30 ноября 2021 года. 17 марта 2022 года обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. Однако пенсия была ей назначена только с 01 апреля 2022 года. Полагает, что ответчиком нарушено ее право на пенсионное обеспечение.
Решением Центрального районного суда города Челябинска от 31 октября 2023 года, оставленным без удовлетворения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 26 февраля 2024 года, в удовлетворении требований Лисюк Н.А. отказано.
В кассационной жалобе Лисюк Н.А. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, ссылаясь на их незаконность.
Лица, привлеченные к участию по делу, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Информация о рассмотрении дела заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. Судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда приходит к выводу о том, что имеются основания для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Судами установлено и из материалов дела следует, что Лисюк Н.А, "данные изъяты" года рождения, в период с 01 января 1992 года по 30 ноября 2021 года являлась получателем пенсии по возрасту на территории Республики Казахстан.
22 сентября 2021 года истец переехала на проживание на территорию России, что подтверждается миграционной картой N 0260211.
05 октября 2022 года Министерством внутренних дел Республики Казахстан истцу выдано решение о том, что ей разрешен выезд на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан.
Вид на жительство истцом получен 04 марта 2022 года, зарегистрирована в г. Челябинске по месту жительства 17 марта 2022 года по адресу: "данные изъяты"
17 марта 2022 года истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
23 марта 2022 года пенсионным органом сделан запрос пенсионного дела Лисюк Н.А. из Республики Казахстан.
Решением пенсионного органа от 01 апреля 2022 года Лисюк Н.А. назначена страховая пенсия по старости по статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 01 апреля 2022 года.
Из ответа Центрального филиала некоммерческого акционерного общества "Государственная корпорация "Правительство для граждан" по координации деятельности социального и пенсионного обеспечения от 09 марта 2023 года следует, что получателем пенсии в Республике Казахстан истец являлась по 30 ноября 2021 года.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза, подписанного в Санкт-Петербурге 20 декабря 2019 года (далее - Соглашение ЕАЭС), исходил из того, что поскольку истец обратилась с заявлением о назначении пенсии только 17 марта 2022 года, то пенсия обоснованно назначена с 01 апреля 2022 года; Соглашением ЕАЭС не предусмотрено право на получение пенсии за период до назначения пенсии компетентным органом государства - члена Соглашения ЕАЭС; поскольку Лисюк Н.А. добровольно отказалась от получения пенсионного обеспечения в Республике Казахстан при переселении в Российскую Федерацию, Соглашением ЕАЭС предусмотрено прекращение выплаты пенсии в государстве, из которого лицо переселилось, только после назначения пенсии на территории государства, по новому месту проживания, то оснований для назначения истцу пенсии с 01 декабря 2021 года, как и выплаты задолженности с указанной даты по 31 марта 2022 года не имеется.
Не усмотрев нарушение прав истца на социальное обеспечение, суд первой инстанции не установилналичие оснований для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не соглашается с выводами суда обеих инстанций, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также сделаны с нарушением норм процессуального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 01 января 2015 года.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к данному закону).
В силу статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с данным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон (часть 2). В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3). В случаях, предусмотренных данным законом, Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии и правила установления указанных пенсий отдельным категориям граждан. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 4).
13 марта 1992 года между государствами - участниками СНГ Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной, Республикой Молдова подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения.
В силу статьи 1 Соглашения от 13 марта 1992 года пенсионное обеспечение граждан государств - участников данного Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Статьей 7 Соглашения от 13 марта 1992 года предусмотрено, что при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.
Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства - участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера с соблюдением условий, предусмотренных пунктом 3 статьи 6 настоящего Соглашения.
С 01 января 2021 года вступило в силу Соглашение ЕАЭС от 20 декабря 2019 года (ратифицировано Российской Федерацией 09 ноября 2020 года Федеральным законом N 354-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 4 названного Соглашения ЕАЭС назначение пенсии с учетом положений данного Соглашения производится компетентным органом государства-члена при возникновении у трудящегося (члена семьи) права на пенсию в соответствии с законодательством этого государства-члена независимо от даты возникновения у этого трудящегося (члена семьи) права на пенсию согласно законодательству другого государства-члена.
Статьей 7 Соглашения ЕАЭС предусмотрено, что каждое государство-член определяет право на пенсию в соответствии со своим законодательством исходя из стажа работы, приобретенного на его территории, с учетом положений данного Соглашения (пункт 1).
Порядок установления страховых пенсий определен статьей 21 Федерального закона N 400-ФЗ, в части 1 которой указано на то, что установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
В соответствии с пунктом 6 статьи 4 Соглашения ЕАЭС при переселении трудящегося (члена семьи) с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена в случае, если трудящимся (членом семьи) было реализовано право на пенсию до переселения, производится ее пересмотр (перерасчет) с применением статьи 12 настоящего Соглашения. При этом право на пенсию за стаж работы, приобретенный после вступления настоящего Соглашения в силу, не пересматривается.
В силу статьи 10 Соглашения ЕАЭС уполномоченные органы и компетентные органы взаимодействуют друг с другом (в том числе с использованием интегрированной информационной системы ЕАЭС) по вопросам, связанным с реализацией данного Соглашения, на безвозмездной основе. Компетентные органы представляют друг другу по запросу или по собственной инициативе необходимые сведения об обстоятельствах, имеющих значение для применения данного Соглашения, а также принимают меры по установлению этих обстоятельств. Компетентные органы информируют друг друга об обстоятельствах, влекущих изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты. Документы, необходимые для установления инвалидности, определения права на пенсию, назначения и выплаты пенсии, выданные в соответствии с законодательством одного государства-члена, признаются другим государством-членом без проведения установленных законодательством этого другого государства-члена процедур признания таких документов. Компетентные органы вправе запросить у трудящегося (члена семьи) нотариально заверенный перевод документов на государственный язык государства-члена, назначающего (выплачивающего) пенсию, а также в случае необходимости в целях верификации документов направлять соответствующие запросы либо использовать сведения, полученные путем обращения к информационным базам данных. Реализация данного Соглашения осуществляется в соответствии с порядком взаимодействия между уполномоченными органами, компетентными органами и Евразийской экономической комиссией по применению норм
Статья 12 Соглашения ЕАЭС содержит переходные положения, в соответствии с данной статьей назначение и выплата пенсии осуществляются в следующем порядке: за стаж работы, приобретенный после вступления данного Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством-членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы; за стаж работы, приобретенный до вступления данного Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, а для Республики Беларусь и Российской Федерации - Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года.
Таким образом, в соответствии с переходными положениями, закрепленными в статье 12 Соглашения ЕАЭС, за стаж работы, приобретенный до вступления в действие данного Соглашения, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством Российской Федерации и Соглашением от 13 марта 1992 года. Соответственно при назначении страховой пенсии, право на указанный вид пенсии, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Отказывая истцу в удовлетворении исковых требований об изменении даты назначения страховой пенсии по старости с 01 апреля 2022 года на 01 декабря 2021 года, суды исходили из того, что Лисюк Н.А. добровольно отказалась от получения пенсионного обеспечения в Республике Казахстан при переселении в Российскую Федерацию, а Соглашением ЕАЭС предусмотрено прекращение выплаты пенсии в государстве, из которого лицо переселилось, только после назначения пенсии на территории государства, по новому месту проживания, в связи с чем оснований для назначения истцу пенсии с 01 декабря 2021 года не имеется.
Между тем, судами не учтено, что в целях применения Соглашения от 13 марта 1992 года Министерство социальной защиты населения Российской Федерации издано письмо от 31 января 1994 года N 1-369-18 "О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в Российской Федерации из государств, ранее входивших в состав СССР".
Из положений указанного письма следует, что при переселении гражданина, получавшего пенсию в одном из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, пенсия назначается с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, но не более чем за 6 месяцев до месяца регистрации по месту жительства на территории России в установленном порядке или признания в установленном порядке беженцем либо вынужденным переселенцем.
Также в указанном письме приведены соответствующие примеры об определении даты назначения пенсии при переселении гражданина с территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года.
Положениями вышеуказанной статьи 12 Соглашения ЕАЭС установлено, что за стаж работы, приобретенный до вступления в действие данного Соглашения, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством Российской Федерации и Соглашением от 13 марта 1992 года.
Таким образом, поскольку истцу назначена пенсия в соответствии с положениями Соглашения от 13 марта 1992 года, то условия, перечисленные в письме Министерства социальной защиты населения Российской Федерации издано письмо от 31 января 1994 года N 1-369-18, подлежат применению по отношению к истцу.
Поскольку выплата пенсии истцу в Республике Казахстан была прекращена с 30 ноября 2021 года, истец зарегистрирована по месту жительства в Российской Федерации с 17 марта 2022 года, то пенсия истцу может быть назначена не более чем за 6 месяцев до регистрации по месту жительства, а не с 01 апреля 2022 года.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии со статьями 148, 152, 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установление обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, является обязанностью суда.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению (пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении").
При таких обстоятельствах выводы судов обеих инстанций об отказе в изменении истцу даты назначения страховой пенсии по старости нельзя признать законными и обоснованными.
Поскольку требования истца о взыскании недополученной пенсии и компенсации морального вреда являются производными от требования об изменении даты назначения страховой пенсии по старости, то они также подлежат отмене.
При указанных обстоятельствах решение Центрального районного суда г. Челябинска от 31 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 26 февраля 2024 года нельзя признать законными и обоснованными, они подлежат отмене с направлением на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует разрешить исковые требования на основании норм закона, подлежащих применению к спорным отношениям, установленных по делу обстоятельств и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Центрального районного суда г. Челябинска от 31 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 26 февраля 2024 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Центральный районный суд г. Челябинска.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.