Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Руновой Т.Д, Шушкевич О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-7119/2023 по иску Зыбиной Татьяны Анатольевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области о перерасчете и доплате пенсии, возложении обязанности, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 05 февраля 2024 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Руновой Т.Д. об обстоятельствах дела, принятых по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, пояснения Зыбиной Т.А, возражавшей против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Зыбина Т.А. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области (далее - ОСФР по Челябинской области) о перерасчете пенсии за период с 18 февраля 2012 года из расчета отношения заработной платы за период с 01 января 1984 года по 31 октября 1987 года к среднемесячной заработной плате по стране - 0, 735; возложении обязанности предоставить ей справки о заработной плате, поступившие по запросу ответчика, а также расчет отношения заработной платы за период с июня 1975 года по май 1980 года, исходя из которого произведен перерасчет ее пенсии с 01 января 2022 года.
В обоснование исковых требований указала, что с 18 февраля 2012 года ей была назначена трудовая пенсия по старости. При определении расчетного размера пенсии ответчиком принята во внимание заработная плата за 46 месяцев за период с 01 января 1984 года по 31 октября 1987 года. Отношение к среднемесячной заработной плате по стране за данный период определено в размере 0, 563, путем деления общей суммы ее заработка за фактически отработанное время на 60 месяцев, а среднемесячную заработную плату в целом по стране за тот же период ответчик исчислил путем деления общей суммы среднего заработка на 46 месяцев. Она полагает, что примененная методика расчета соотношения ее заработка к заработной плате по стране не соответствует законодательству и нарушает ее право на получение пенсии в большем размере.
Решением Центрального районного суда города Челябинска от 02 ноября 2023 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 05 февраля 2024 года решение Центрального районного суда города Челябинска от 02 ноября 2023 года отменено; на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области возложены обязанности произвести перерасчет размера пенсии Зыбиной Т.А. с 18 февраля 2012 года по 31 декабря 2021 года из расчета отношения по заработной плате за период с 01 января 1984 года по 31 октября 1987 года к среднемесячной заработной плате по стране за аналогичный период - 0, 735, предоставить Зыбиной Т.А. расчет отношения по заработной плате за период с июня 1975 года по май 1980 года к среднемесячной заработной плате по стране за этот же период.
В кассационной жалобе Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области просит отменить апелляционное определение, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Представитель ответчика в судебное заседание кассационной инстанции не явился, извещен, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лиця.
В соответствии с частью 1 статьи 3976 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Зыбиной Т.А, "данные изъяты" года рождения, назначена трудовая пенсия по старости с 18 февраля 2012 года в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; при назначении пенсии оценка пенсионных прав Зыбиной Т.А. произведена в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Федерального закона.
16 ноября 2022 года Зыбина Т.А. обратилась в пенсионный орган с заявлением о перерасчете размера пенсии в связи с неучтенным стажем.
Решением ОСФР по Челябинской области от 21 ноября 2022 года в перерасчете пенсии по старости Зыбиной Т.А. отказано по причине отсутствия оснований, поскольку при назначении страховой пенсии по старости уже учтены все периоды работы, записи о которых имеются в комсомольском билете.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Зыбиной Т.А. о перерасчете пенсии с 18 февраля 2012 года из расчета отношения по заработной плате за период с 01 января 1984 года по 31 октября 1987 года к среднемесячной заработной плате по стране - 0, 735, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком при назначении пенсии заработная плата за указанный период исчислена верно, при этом Зыбина Т.А. с заявлением о перерасчете пенсии по заработной плате ранее 01 января 2022 года не обращалась, в связи с чем оснований для перерасчета пенсии из расчета соотношения заработков 0, 735 с 18 февраля 2012 года не имеется.
Разрешая требования истца о возложении на ответчика обязанности предоставить справки о заработной плате, а также расчет отношения по заработной плате за период с июня 1975 года по май 1980 года, суд, исходя из того, что пенсионным законодательством на ответчика не возложена обязанность по предоставлению материалов из пенсионного дела, пришел к выводу об отказе в возложении обязанности на ответчика в предоставлении истцу справки о заработной плате, а также расчета отношения по заработной плате за период с июня 1975 года по май 1980 года.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда не согласился.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции, сославшись на положения Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", статьи 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 113-ФЗ "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", исходил из того, что использованный ответчиком порядок расчета соотношения заработков, когда средняя заработная плата рассчитывается независимо от отработанных в течение 60 месяцев путем деления общего заработка истца за этот период на 60 месяцев, а среднемесячная заработная плата по стране из расчета за фактически отработанное время путем деления на 46 месяцев, не соответствует нормам пенсионного законодательства.
Произведя свой расчет, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что при определении расчетного размера пенсии отношение по заработной плате Зыбиной Т.А. за период с 01 января 1984 года по 31 октября 1987 года по архивной справке от 27 декабря 2011 года следовало определить следующим образом: сумму заработка за 46 месяцев - 6 851, 63 руб./46 мес, среднемесячный заработок по стране за аналогичный период 46 мес. составит 202, 74 руб. из расчета: 9 326 руб./46 мес, таким образом, отношение заработной платы составит 0, 735 (148, 94 руб./202, 74 руб.).
Определив отношение заработной платы в размере 0, 735, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что показатель расчетного пенсионного капитала будет выше, чем был определен ответчиком, что в свою очередь приведет к большему размеру пенсии, в связи с чем возложил на ответчика обязанность произвести перерасчет размера пенсии Зыбиной Т.А. с 18 февраля 2012 года по 31 декабря 2021 года из расчета отношения по заработной плате за период с 01 января 1984 года по 31 октября 1987 года к среднемесячной заработной плате по стране за аналогичный период - 0, 735.
Проверяя решение суда в части отказа в удовлетворении требований о возложении обязанности предоставить ей справки о заработной плате, поступившие по запросу ответчика, а также расчет отношения заработной платы за период с июня 1975 года по май 1980 года, исходя из которого произведен перерасчет пенсии с 01 января 2022 года, и приходя к выводу о наличии оснований для удовлетворения данного требования, суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 5, 8 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", Положением об Отделении Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области, утвержденным распоряжением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 12 декабря 2022 года N 827р, исходил из того, что истцу был осуществлен перерасчет ее пенсии с 01 января 2022 года, однако несмотря на неоднократные просьбы, подробного расчета соотношения ее среднемесячного заработка за период с июля 1975 года по апрель 1977 года, с июля 1977 года по декабрь 1978 года, с апреля 1980 года по июнь 1981 года, с августа 1981 года по декабрь 1981 года к средней месячной заработной плате в целом по Российской Федерации за этот же период ей предоставлено не было.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для признания выводов суда апелляционной инстанции о наличии оснований для удовлетворении требования о предоставлении расчета отношения заработной платы за период с июня 1975 года по май 1980 года.
Доводы жалобы заявителя о том, что с заявлением о предоставлении расчета Зыбина Т.А. не обращалась, не влекут отмену обжалуемого судебного акта, поскольку данные доводы направлены на переоценку доказательств, тогда как в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции правом переоценки доказательств не наделен.
Кроме того, суд кассационной инстанции учитывает, что указанный расчет мог быть представлен ответчиком истцу в ходе рассмотрения дела судом.
Доводы жалобы о неправильном применении судом апелляционной инстанции норм материального права при разрешении требования Зыбиной Т.А. о перерасчете пенсии заслуживают внимания.
Вступившим в законную силу с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" введено новое правовое регулирование в отношении формирования пенсионных прав застрахованных лиц и установления страховых пенсий.
Частью 3 статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ определено, что со дня вступления его в силу Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ в части, ему не противоречащей.
Исходя из указанных норм пенсионного законодательства, на момент назначения истцу пенсии и в настоящее время для исчисления размера трудовой (страховой) пенсии применяется статья 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшим в период назначения истцу пенсии, в связи с введением в действие настоящего Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по формуле:
ПК = (РП - 450 рублей) х Т, где
ПК - величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица;
РП - расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с настоящей статьей;
450 рублей - размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством Российской Федерации на 1 января 2002 г.;
Т - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 14 и пункт 1 статьи 32 настоящего Федерального закона).
Расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле:
РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где
РП - расчетный размер трудовой пенсии;
СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц:
из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0, 55 и повышается на 0, 01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0, 20;
из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 - 28 настоящего Федерального закона), составляет 0, 55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27 - 28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0, 01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0, 20;
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается;
ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;
СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 г. для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1 671 руб.).
Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1, 2.
Для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в следующих размерах:
не свыше 1, 4 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1, 5;
не свыше 1, 7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1, 5 до 1, 8;
не свыше 1, 9 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1, 8 и выше.
Во всех случаях учета отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) в повышенном размере применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
В соответствии с пунктом 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле:
РП = ЗР x СК, где:
РП - расчетный размер трудовой пенсии;
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок застрахованного лица не подтверждается;
СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц:
из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет (за исключением лиц, указанных в абзацах седьмом - десятом настоящего пункта), составляет 0, 55 и повышается на 0, 01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0, 20;
из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, составляет 0, 55 при продолжительности общего трудового стажа, равной продолжительности страхового стажа, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0, 01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0, 20;
из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 10, 14, 15 и 17 пункта 1 статьи 27 и подпункте 6 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, составляет 0, 55 при продолжительности общего трудового стажа, равной продолжительности страхового стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, и повышается на 0, 01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, а также на 0, 01 за каждый полный год стажа на соответствующих видах работ, превышающего продолжительность стажа на соответствующих видах работ, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, но не более чем на 0, 20 в общей сложности;
из числа лиц, указанных в подпунктах 12, 13, 16, 18, 19 - 21 пункта 1 статьи 27 и статье 27.1 настоящего Федерального закона, составляет 0, 55 при продолжительности стажа на соответствующих видах работ, равной продолжительности стажа на соответствующих видах работ, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0, 01 за каждый полный год стажа на соответствующих видах работ сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0, 20 в общей сложности;
из числа лиц, указанных в подпункте 11 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, составляет 0, 75 при продолжительности стажа на соответствующих видах работ, равной продолжительности стажа на соответствующих видах работ, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости.
Для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, суммы, указанные в абзаце сороковом настоящего пункта, в том числе повышенные с учетом продолжительности общего трудового стажа, увеличиваются на соответствующий районный коэффициент. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
Лицам, имеющим 15 календарных лет работы в районах Крайнего Севера или 20 календарных лет работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также лицам, указанным в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, если они не менее 6 лет 8 месяцев или не менее 5 лет (соответственно мужчины и женщины) проработали в районах Крайнего Севера на работах, предусмотренных в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, а также лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, если они не менее 8 лет 4 месяцев или не менее 6 лет 8 месяцев (соответственно мужчины и женщины) проработали в районах Крайнего Севера на работах, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, суммы, указанные в абзаце сороковом настоящего пункта, в том числе повышенные с учетом продолжительности общего трудового стажа, увеличиваются на соответствующий районный коэффициент. Указанное увеличение производится независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в порядке, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до 1 января 2002 года.
В соответствии с пунктом 12 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при оценке пенсионных прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях - заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу данного Федерального закона.
В 2000-2001 годах действовал Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Согласно статье 102 указанного Закона среднемесячный заработок при назначении пенсии определяется (по желанию обратившегося за пенсией): за 24 последних месяца работы (службы, кроме срочной военной службы) перед обращением за пенсией либо за любые 60 месяцев работы (службы) подряд в течение всей трудовой деятельности перед обращением за пенсией (часть 1).
Из числа месяцев, за которые подсчитывается среднемесячный заработок, исключаются (по желанию обратившегося за пенсией) неполные месяцы работы в связи с ее началом или прекращением не с первого числа месяца и месяцы (в том числе неполные) отпуска, предоставляемого в связи с уходом за ребенком в возрасте до трех лет, а также время работы, в течение которого гражданин являлся инвалидом или получал возмещение ущерба, причиненного увечьем либо иным повреждением здоровья, осуществлял уход за инвалидом I группы, ребенком - инвалидом или престарелым, нуждающимся в постороннем уходе по заключению лечебного учреждения. При этом исключенные месяцы заменяются другими, непосредственно предшествующими избранному периоду или непосредственно следующими за ним (часть 2).
Среднемесячный заработок, определенный частями первой и второй настоящей статьи, за периоды до регистрации в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" устанавливается на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими государственными и муниципальными органами, организациями. Среднемесячный заработок за периоды после регистрации в качестве застрахованного лица устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 3).
В соответствии со статьей 103 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" среднемесячный заработок за периоды, указанные в статье 102 Закона, подсчитывается путем деления общей суммы заработка за 24 месяца работы (службы) и 60 месяцев работы (службы) соответственно на 24 и 60.
Если работа продолжалась менее 24 месяцев, среднемесячный заработок подсчитывается путем деления общей суммы заработка за фактически проработанные месяцы на число этих месяцев.
В тех случаях, когда период работы составил менее одного полного календарного месяца, пенсия исчисляется исходя из условного месячного заработка. Он определяется следующим образом: заработок за все проработанное время делится на число проработанных дней и полученная сумма умножается на число рабочих дней в месяце, исчисленное в среднем за год (21, 2 - при пятидневной рабочей неделе; 25, 4 - при шестидневной рабочей неделе). В этом случае заработок, из которого исчисляется пенсия, не может превышать сумму двух тарифных ставок (окладов) данного работника.
При введении в пенсионное законодательство понятия индивидуального пенсионного коэффициента статьей 1 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 113-ФЗ "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" установлено, что индивидуальный коэффициент пенсионера определяется путем умножения размера пенсии в процентах, полагающегося в зависимости от продолжительности трудового стажа, на отношение среднемесячного заработка за установленный период, из которого исчисляется пенсия, к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 27 декабря 2022 года N 3456-О, положения статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", предусматривающие правовой механизм оценки приобретенных до 1 января 2002 года пенсионных прав застрахованных лиц, относятся к нормам, регулирующим исчисление размера трудовых пенсий и подлежащим применению в целях определения размеров страховых пенсий. Установленные названными законоположениями правила включают в себя несколько вариантов определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц (пункты 3, 4 и 6 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") как одного из обязательных элементов механизма конвертации ранее приобретенных пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал, предоставив самим застрахованным лицам право выбора наиболее выгодного для них варианта (пункт 2 той же статьи). Закрепленный положениями пункта 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" порядок исчисления расчетного размера трудовой пенсии при оценке приобретенных до 1 января 2002 года пенсионных прав застрахованных лиц в части, касающейся определения размера среднемесячного заработка застрахованного лица, в равной мере распространяется на всех лиц, у которых право на назначение трудовой (с 1 января 2015 года - страховой) пенсии по старости возникло после указанной даты, обеспечивает индивидуализацию размера трудовой пенсии по старости, обусловленную правовой природой и целевым назначением данной выплаты, исключает возможность произвольного установления пенсионного обеспечения и, по существу, воспроизводит действовавший ранее порядок определения среднемесячного заработка в целях исчисления размера пенсий по старости, закрепленный статьей 102 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Таким образом, механизм реализации конституционного права граждан на пенсионное обеспечение включает элементы, направленные на сохранение ранее приобретенных пенсионных прав при изменении системы пенсионного обеспечения, посредством чего достигается разумная стабильность правового регулирования.
Таким образом, из вышеприведенного правового регулирования следует, что ранее действовавшими и действующими нормами пенсионного законодательства предусмотрен единый подход к определению средней заработной платы пенсионера и средней заработной платы в Российской Федерации, данные суммы исчисляются за аналогичные периоды времени.
То есть, среднемесячный заработок подсчитывается путем деления общей суммы заработка за 24 месяца работы (за 2000 - 2001 годы) либо за любые 60 месяцев работы подряд соответственно на 24 и 60. Если работа продолжалась менее 24 месяцев, среднемесячный заработок подсчитывается путем деления общей суммы заработка за фактически проработанные месяцы на число этих месяцев. При расчете отношения заработков учитывается среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период.
При этом в случае, если период работы гражданина до 01 января 2002 года составляет более 60 месяцев, но застрахованное лицо не может в силу разных причин представить сведения о заработке за 60 месяцев, определение расчетного размера трудовой пенсии может быть произведено из заработка за неполные 60 месяцев. В этом случае среднемесячный заработок определяется путем деления заработка за фактические проработанные месяцы на 60, а среднемесячная заработная плата в Российской Федерации (за тот же период) определяется путем деления заработной платы в Российской Федерации, за которые будет представлен заработок, на количество этих месяцев.
Такой порядок расчета не нарушает прав пенсионера и является арифметически выгодным для него.
Осуществленный судом апелляционной инстанции расчет, в соответствии с которым среднемесячный заработок подсчитан путем деления общей суммы заработка за фактически проработанные месяцы на число этих месяцев (46 месяцев), а не на 60 месяцев, основан на неправильном толковании приведенных норм, поскольку по смыслу статьи 103 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" такой расчет среднемесячного заработка производится только тем лицам, у которых общий стаж трудовой деятельности составляет менее 24 месяцев, тогда как общий трудовой стаж истца по состоянию на 1 января 2002 года составил более 24 месяцев.
При таких обстоятельствах апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 05 февраля 2024 года в той части, которой отменено решение Центрального районного суда г. Челябинска от 02 ноября 2023 года о перерасчете и доплате пенсии и вынесено новое решение, которым на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области возложена обязанность произвести перерасчет размера пенсии Зыбиной Т.А. с 18 февраля 2012 года по 31 декабря 2021 года из расчета отношения по заработной плате за период с 01 января 1984 года по 31 октября 1987 года к среднемесячной заработной плате по стране за аналогичный период - 0, 735, нельзя признать законным, оно подлежит отмене в указанной части с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть приведенное выше и разрешить спор на основании норм закона, подлежащих применению к спорным отношениям, установленных по делу обстоятельств и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 05 февраля 2024 года в той части, которой отменено решение Центрального районного суда г. Челябинска от 02 ноября2023 года о перерасчете и доплате пенсии и вынесено новое решение, которым на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области возложена обязанность произвести перерасчет размера пенсии Зыбиной Татьяны Анатольевны с 18 февраля 2012 года по 31 декабря 2021 года из расчета отношения по заработной плате за период с 01 января 1984 года по 31 октября 1987 года к среднемесячной заработной плате по стране за аналогичный период - 0, 735 отменить.
Дело в отмененной части направить на новое апелляционное рассмотрение.
В остальной части апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 05 февраля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области в части - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 05 февраля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.