Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Жуковой Н.А.
судей Карповой О.Н, Шушкевич О.В.
при участии прокурора Кустикова А.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское делоN2-1466/2023 по иску Чернова Антона Игоревича к акционерному обществу "Страховое общество газовой промышленности", Министерству обороны Российской Федерации, Военному комиссариату Свердловской области о признании права на получение страховой выплаты и единовременного пособия в связи с гибелью военнослужащего, по кассационной жалобе Чернова Антона Игоревича на решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 26 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 26 сентября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Жуковой Н.А. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, возражения представителя акционерного общества "Страховое общество газовой промышленности" Хакимовой К.Ф, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кустикова А.Г, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Чернов А.И. обратился в суд с иском к акционерному обществу "Страховое общество газовой промышленности" (далее - АО "СОГАЗ"), Министерству обороны Российской Федерации, Военному комиссариату Свердловской области о признании за ним, как за братом военнослужащего ФИО2, погибшего при исполнении обязанностей военной службы во время участия в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, права на получение страховой выплаты в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ), единовременного пособия, предусмотренного приказом Министра обороны Российской Федерации от 06 мая 2012 года N 1100 "О порядке выплаты в Министерстве обороны Российской Федерации единовременных пособий, предусмотренных частями 8 и 12 статьи 3 Федерального закона от 07 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" (далее - Федеральный закон от 07 ноября 2011 года N 306-ФЗ).
В обоснование иска указал, что его родной брат ФИО1 погиб 01 апреля 2022 года при исполнении обязанностей военной службы во время участия в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины. Мать и отец погибшего брата умерли, своей семьи им не создано. В связи с тем, что на момент гибели брата он являлся единственным членом его семьи, полагал, что, как брат военнослужащего, имеет право на получение страхового возмещения по обязательному государственному страхованию, установленного Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ, а также единовременного пособия, предусмотренного Федеральным законом от 07 ноября 2011 года N 306-ФЗ.
Решением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 26 апреля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 26 сентября2023 года, в удовлетворении исковых требований Чернова А.И. отказано в полном объеме.
В кассационной жалобе Чернов А.И. просит судебные акты первой и апелляционной инстанции отменить и принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. Информация о рассмотрении дела также заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились Чернов А.Г. (извещен телефонограммой от 23 мая 2024 года в 16 час. 10 мин.), представители Министерства обороны Российской Федерации, Военного комиссариата Свердловской области, которые сведения о причинах неявки не представили. Судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, заслушав представителя ответчика, заключение прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, не находит оснований для отмены судебных постановлений.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Чернов А.И, "данные изъяты", является родным братом ФИО3, "данные изъяты", погибшего 01 апреля 2022 года в период прохождения действительной военной службы.
Гибель военнослужащего ФИО5. связана с исполнением обязанностей военной службы, что подтверждается извещением, справкой о смерти, выпиской из приказа, справкой об обстоятельствах наступления смерти.
На основании заключенного между Министерством обороны Российской Федерации и АО "СОГАЗ" государственного контракта от 27 октября 2021 года Паршуткин А.Ф. являлся застрахованным лицом по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья в 2022-2023 годах. Факт наступления страхового случая по обязательному государственному страхованию вследствие гибели (смерти) ФИО4 в период прохождения военной службы страховщиком АО "СОГАЗ" не оспаривался.
С заявлением о выплате страховой суммы и о выплате единовременного пособия в связи с наступлением страхового случая с военнослужащим ФИО6 в АО "СОГАЗ" 22 июля 2022 года обратился его родной брат - Чернов А.И.
Письмом от 07 сентября 2022 года страховщик уведомил об отсутствии оснований для выплаты страховой суммы и единовременного пособия, поскольку братья/сестры в перечне лиц, предусмотренных Федеральными законами от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ и от 07 ноября 2011 года N 306-ФЗ, имеющих право на получение страховой суммы и единовременного пособия, отсутствуют.
В соответствии с протоколом передачи государственной награды Российской Федерации и документа к ней семье посмертно награжденного следует, что 15 июля 2022 года военным комиссаром города Березовский Чернову А.И, как брату, переданы Орден Мужества с удостоверением в связи с посмертным награждением ФИО7
Чернов А.И, как брат погибшего ФИО8, получил единовременную выплату в сумме 5 000 000 руб, предусмотренную Указом Президента Российской Федерации от 05 марта 2022 года N 98 "О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей".
Чернову А.И, как брату погибшего ФИО9, произведена единовременная выплата за награждение Орденом Мужества в сумме 92695 руб, а также выплачен окончательный расчет денежного довольствия в связи со смертью ФИО10 в сумме 67 267 руб. 98 коп. Выплаты произведены войсковой частью Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа".
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 2, 4 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации", частей 8, 11 статьи 3 Федерального закона от 07 ноября 2011 года N306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", Указа Президента Российской Федерации от 05 марта 2022 года N 98 "О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей", суд исходил из того, что в перечень лиц, имеющих право на получение страховой выплаты и единовременной выплаты, истец не входит, названные перечни расширительному толкованию не подлежат и вопреки доводам истца со стороны государства в лице Министерства обороны Российской Федерации, Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Свердловской области" конклюдентных действий, направленных на признание за истцом права на получение страховой суммы и единовременного пособия, не принималось, выплаченные истцу выплаты за Орден Мужества, которым был награжден погибший, окончательный расчет денежного довольствия осуществлены войсковой частью, в которой проходил службу погибший.
Суд апелляционной инстанции согласился с указанными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
При этом, суд апелляционной инстанции, руководствуясь нормами приведенного законодательства и положениями государственного контракта N829/ЗК/2021/ДГЗ от 27 октября 2021 года, заключенного между Министерством обороны Российской Федерации и АО "СОГАЗ", указал, что ни к одной категории членов семьи, имеющих право на спорные выплаты, Чернов А.И, как брат погибшего ФИО11, ни в силу Федеральных законов, ни в силу государственного контракта, заключенного с АО "СОГАЗ", не относится. Чернов А.И, исходя из предмета и основания иска, просил признать за ним право на получение спорных выплат исключительно как брат погибшего ФИО12, а не по каким-либо иным основаниям, по материалам дела не установлено, что Чернов А.И. являлся фактическим воспитателем ФИО13
Отклоняя доводы истца о возможности применения аналогии закона - норм Указа Президента Российской Федерации от 05 марта 2022 года N98 "О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей", суд апелляционной инстанции указал, что на основании данного Указа Чернову А.И, как брату погибшего ФИО15 произведена выплата в размере 5 000 000 руб. в виду отсутствия иных членов семьи (родители ФИО14 - отец ФИО17 умер 16 января 2015 года (на момент смерти отца ФИО16 было "данные изъяты" лет), мать ФИО18 умерла 28 августа 2018 года (на момент смерти матери ФИО19 было "данные изъяты" лет).
Суд апелляционной инстанции учел, что произведенная Чернову А.И. единовременная выплата по Указу Президента Российской Федерации от 05 марта 2022 года N98 является дополнительной мерой социальной поддержки военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членов их семей в период специальной военной операции, пунктом 2 данного Указа Президента Российской Федерации прямо предусмотрено, что получение единовременных выплат, установленных Указом, не учитывается при определении права на получение иных выплат и при предоставлении мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, что свидетельствует о самостоятельном значении, как выплаты по Указу Президента Российской Федерации от 05 марта 2022 года N 98, так и выплат по обязательному государственному страхованию по Федеральному закону от 28 марта 1998 года N52-ФЗ и единовременному пособию по Федеральному закону от 07 ноября 2011 года N 306-ФЗ, то есть условия осуществления и порядок осуществления каждой из выплат являются самостоятельным предметом нормативного регулирования, включая субъектный состав правоотношений и ни о каком возможном расширительном толковании понятия членов семьи погибшего военнослужащего в соответствии с подходом, отраженным в пункте 1 Указа, применительно к выплатам по Федеральному закону от 28 марта 1998 года N52-ФЗ и по Федеральному закону от 07 ноября 2011 года N 306-ФЗ в нормативных правовых актах не указано.
Судебная коллегия соглашается с постановленными судебными актами и считает, что они приняты в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Представленным сторонами доказательствам судами дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суды отразили в постановленных судебных актах. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судами не допущено.
Доводы кассационной жалобы о том, что судом неверно применены нормы статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации; сделаны необоснованные выводы об отсутствии у полнородных и не полнородных братьев права на получение спорных выплат; а также о том, что государство в лице Министерства обороны Российской Федерации не совершало конклюдентных действий, направленных на признание за истцом права на получение страховой суммы и единовременного пособия, поскольку выплаты осуществляла войсковая часть, а не Министерство обороны Российской Федерации, так как войсковая часть ? это структурное подразделение Министерства обороны Российской Федерации, которое наделено полномочиями по осуществлению выплат и входит в систему исполнительных органов власти Российской Федерации, не могут служить основанием на отмены судебных актов, поскольку основаны на неверном толковании норм права, являлись предметом проверки суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонены.
Так, суд апелляционной инстанции верно отклонил ссылку истца на возможность оценки как конклюдентных действий Министерства обороны Российской Федерации действий по выплате Чернову А.И. выплаты за награждение Орденом Мужества ФИО20 посмертно и денежного довольствия, неполученного ФИО21, поскольку под конклюдентными действиями понимается выражение воли субъекта на установление каких-либо правоотношений, использование понятия конклюдентных действий характерно в правовых отношениях, основанных на положениях гражданского законодательства, в первую очередь договорах и сделках, а спорные же правоотношения не носят характера гражданских правоотношений.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ страховыми случаями при осуществлении обязательного государственного страхования являются, в том числе гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ страховые суммы выплачиваются при наступлении страховых случаев в следующих размерах: в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов, - 2000000 руб. выгодоприобретателям в равных долях.
Согласно пункту 3 статьи 2 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию являются застрахованные лица, а в случае гибели (смерти) застрахованного лица следующие лица: супруга (супруг), состоявшая (состоявший) на день гибели (смерти) застрахованного лица в зарегистрированном браке с ним; родители (усыновители) застрахованного лица; дедушка и (или) бабушка застрахованного лица при условии, что они воспитывали и (или) содержали его не менее трех лет в связи с отсутствием у него родителей; отчим и (или) мачеха застрахованного лица при условии, что они воспитывали и (или) содержали его не менее пяти лет; несовершеннолетние дети застрахованного лица, дети застрахованного лица старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, его дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях; подопечные застрахованного лица; лицо, признанное фактически воспитывавшим и содержавшим застрахованное лицо в течение не менее пяти лет до достижения им совершеннолетия (фактический воспитатель). Признание лица фактическим воспитателем производится судом в порядке особого производства по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение (данный порядок не распространяется на лиц, указанных в абзацах четвертом и пятом этого пункта).
Указанный перечень выгодоприобретателей, имеющих право на получение страховой выплаты, по указанному Федеральному закону является исчерпывающим.
Согласно части 8 статьи 3 Федерального закона от 07 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении обязанностей военной службы, либо его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при исполнении обязанностей военной службы (далее - военная травма), до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов), гибели (смерти) гражданина, пребывающего в добровольческом формировании, содействующем выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, в период мобилизации, в период действия военного положения, в военное время, при возникновении вооруженных конфликтов, при проведении контртеррористических операций, а также при использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, наступившей при исполнении обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании, либо его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при исполнении обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании, до истечения одного года со дня прекращения контракта о пребывании в добровольческом формировании, членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы, или гражданина, пребывавшего в добровольческом формировании, выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере 3 000 000 руб.
Членами семьи военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы в соответствии с частью 11 статьи 3 Федерального закона от 07 ноября 2011 года N 306-ФЗ, имеющими право на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 8 данной статьи, и ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9 и 10 этой статьи, независимо от нахождения на иждивении погибшего (умершего, пропавшего без вести) кормильца или трудоспособности считаются:
1) супруга (супруг), состоящая (состоящий) на день гибели (смерти, признания безвестно отсутствующим или объявления умершим) военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, гражданина, пребывавшего в добровольческом формировании, или инвалида вследствие военной травмы, гражданина, ставшего инвалидом вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании, в зарегистрированном браке с ним. При этом право на ежемесячную денежную компенсацию, установленную частями 9 и 10 настоящей статьи, имеет супруга (супруг), не вступившая (не вступивший) в повторный брак, достигшая возраста 50 лет (достигший возраста 55 лет) или являющаяся (являющийся) инвалидом;
2) родители военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, гражданина, пребывавшего в добровольческом формировании, или инвалида вследствие военной травмы, гражданина, ставшего инвалидом вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании. При этом право на ежемесячную денежную компенсацию, установленную частями 9 и 10 настоящей статьи, имеют родители, достигшие возраста 50 и 55 лет (соответственно женщина и мужчина) или являющиеся инвалидами;
3) дети, не достигшие возраста 18 лет, или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, а также дети, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения, - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет;
4) лицо, признанное фактически воспитывавшим и содержавшим военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, гражданина, пребывавшего в добровольческом формировании, или инвалида вследствие военной травмы, гражданина, ставшего инвалидом вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании, в течение не менее пяти лет до достижения ими совершеннолетия (далее - фактический воспитатель). При этом право на ежемесячную денежную компенсацию, установленную частями 9 и 10 настоящей статьи, имеет фактический воспитатель, достигший возраста 50 и 55 лет (соответственно женщина и мужчина) или являющийся инвалидом. Признание лица фактическим воспитателем производится судом в порядке особого производства по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение.
Перечень получателей единовременной выплаты по указанному Федеральному закону, имеющих право на получение страховой выплаты, также является исчерпывающим.
Указом Президента Российской Федерации от 05 марта 2022 года N 98 "О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей" установлены дополнительные социальные гарантии военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 05 марта 2022 года N 98 в первоначальной редакции в случае гибели (смерти) военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, принимавших участие в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, военнослужащих, выполнявших специальные задачи на территории Сирийской Арабской Республики, либо смерти указанных военнослужащих и лиц до истечения одного года со дня их увольнения с военной службы (службы), наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы (службы), членам их семей осуществляется единовременная выплата в размере 5 000 000 руб. в равных долях. При этом учитывается единовременная выплата, осуществленная в соответствии с подпунктом "б" этого пункта. Категории членов семей определяются в соответствии с частью 1.2 статьи 12 Федерального закона от 19 июля 2011 года N247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и частью 11 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 года N306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".
С 06 июня 2022 года данный подпункт Указа дополнен указанием на то, что при отсутствии членов семей единовременная выплата осуществляется в равных долях полнородным и неполнородным братьям и сестрам указанных военнослужащих и лиц.
Суды первой и апелляционной инстанций правильно истолковали указанные нормы материального права и установили, что Чернов А.И, как брат ФИО22, погибшего 01 апреля 2022 года в период прохождения действительной военной службы, в перечень лиц, имеющих право на получение страховой выплаты и единовременного пособия, не входит, а расширительному толкованию названные перечни не подлежат и нормативное регулирование, предусмотренное Указом Президента Российской Федерации от 05 марта 2022 года N 98, в части категорий лиц, имеющих право на получение единовременной выплаты в размере 5000000 руб, не могут быть применены по аналогии закона к нормативному регулированию в части лиц, имеющих право на страховую выплату и единовременное пособие.
Применение аналогии закона возможно только в случае, если отношения не урегулированы законодательством, а Федеральными законами от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ и от 07 ноября 2011 года N 306-ФЗ прямо предусмотрены установлены категории лиц, имеющих право на получение страховых выплат и единовременного пособия, предусмотренных этими Федеральными законами.
Иные доводы кассационной жалобы, приводимые истцом в обоснование своей позиции по делу, были оценены судами двух инстанций, обжалуемые судебные акты в соответствии с требованиями части 4 статьи 198, пунктов 5 и 6 части 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации содержат ссылки на нормы права, регулирующие спорные правоотношения, установленные судом обстоятельства и мотивы, по которым суды приняли решение.
Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), исходя из материалов дела и доводов кассационной жалобы, не допущено.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для их отмены в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 26 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 26 сентября 2023 годаоставить без изменения, кассационную жалобу Чернова Антона Игоревича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.