Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Жуковой Н.А.
судей Карповой О.Н, Шушкевич О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское делоN2-2861/2023 по иску Денисовой Елены Алексеевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области о признании незаконным решения об отказе в пересмотре ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, возложении обязанности пересмотреть размер ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области на решение Ленинского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 28 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 27 февраля 2024 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Жуковой Н.А. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Денисова Е. А. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области (далее - ОСФР по Свердловской области, Отделение), с учетом уточнения о признании незаконным решения Комиссии по установлению стажа работы, дающего право на получение ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, об отказе в пересмотре ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет с 1 января 2023 года по 31 мая 2023 года по протоколу от 17 мая 2023 года N 210, возложении обязанности пересмотреть размер ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет с 1 января 2023 года по 31 мая 2023 года в размере 30 процентов с учетом стажа работы в Пенсионном Фонде Российской Федерации и Фонде социального страхования Российской Федерации и произвести соответствующие выплаты.
В обоснование иска указала, что с 1 января 2023 года работает главным специалистом-экспертом в отделе кассового исполнения бюджета Управления казначейства Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области. Согласно Временному положению об исчислении и выплате ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет работникам Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации", утвержденному приказом Отделения от 11 января 2023 года N 24, работникам предусмотрена ежемесячная доплата к должностному окладу за выслугу лет при наличии стажа в размере 15 лет и более в размере 30 процентов от оклада. Указанный размер доплаты (при наличии стажа в размере 15 лет) предусмотрен и приказом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации" от 19 мая 2023 года N 877, которым утверждено новое Положение об исчислении и выплате ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет работникам Фонда пенсионного и социального Фонда Российской Федерации. В период с 1 августа 2007 года по 1 ноября 2015 года истец состояла в трудовых отношениях с Пенсионным фондом Российской Федерации, работая в должности специалиста-эксперта, а со 2 ноября 2015 года по 1 января 2023 года - в должности главного специалиста в государственном учреждении - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 16). В общей сложности выслуга лет составила более 15 лет. 1 января 2023 года произошла реорганизация в форме слияния Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области и Государственного учреждения Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с возникновением нового юридического лица - Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области. Приказом Отделения ей была назначена доплата к должностному окладу в размере 15 процентов от оклада.
Полагала, что с 1 января 2023 года имеет право на надбавку за выслугу к должностному окладу в размере 30 процентов. В удовлетворении заявлений о перерасчете надбавки за выслугу лет ответчик отказал, при этом было разъяснено, что для вновь поступающих работников, имеющих стаж работы в Пенсионном фонде Российской Федерации и Фонде социального страхования Российской Федерации выслуга будет начисляться с учетом стажа в обеих организациях, но это не касается лиц, которые работали до слияния Фондов, так как действие приказа от 11 января 2023 года N 24 распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2023 года. Считала действия ответчика незаконными, носящими дискриминационный характер.
Решением Ленинского районного суда г.Нижнего Тагила Свердловской области от 28 ноября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 27 февраля 2024 года, исковые требования Денисовой Е.А. удовлетворены частично. На ОСФР по Свердловской области возложена обязанность пересмотреть Денисовой Е.А. размер ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет в размере 30 процентов с учетом стажа работы в ОСФР по Свердловской области за период с 1 января 2023 года по 31 мая 2023 года и произвести соответствующие выплаты. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В кассационной жалобе представитель ОСФР по Свердловской области просит отменить судебные акты первой и апелляционной инстанции в части удовлетворения заявленных исковых требований, в связи с нарушением норм материального и процессуального права, и вынести по данному гражданскому делу новое судебное постановление, отказав в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
На кассационную жалобу поступили возражения истца Денисовой Е.А, в которых она просит судебные акты первой и апелляционной инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу также заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
В силу части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Денисова Е.А. с 1 января 2023 года по настоящее время работает в Отделении СФР по Свердловской области главным специалистом-экспертом отдела кассового исполнения бюджета N 3 Управления казначейства, отдела кассового исполнения бюджета управления казначейства.
Ранее истец работала с 1 августа 2000 года по 10 сентября 2001 года (01 год 01 месяц 10 дней) в Муниципальном учреждении дополнительного образования "Детско-юношеская спортивная школа" "Высокогорец" в качестве инструктора-спортсмена; с 14 сентября 2001 года по 15 июля 2007 (05 лет 10 месяцев 02 дня) в Государственном унитарном предприятии "ПО "Уралвагонзавод" имени Ф.Э.Дзержинского" в качестве инструктора-методиста по физической культуре и спорту; с 1 августа 2007 года по 30 октября 2015 года (08 лет 02 месяца 30 дней) в Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области (далее - УПФР в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области) в качестве ведущего специалиста-эксперта, старшего специалиста отдела; со 2 ноября 2015 года по 31 декабря 2022 года (07 лет 01 месяц 29 дней) в Главном управлении - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Свердловское региональное отделение ФСС России) в качестве главного специалиста филиала N 16.
По условиям трудового договора от 02 ноября 2015 года, заключенного между Свердловским региональным отделением ФСС России и Денисовой Е.А, работнику установлена оплата труда: должностной оклад, ежемесячная надбавка за сложность и напряженность, ежемесячная надбавка за особые условия труда и специальный режим работы, ежемесячная надбавка за высокую квалификацию, ежемесячная премия, иные стимулирующие и другие выплаты в размере и порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и положением о порядке оплаты и стимулирования страхования Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защит Российской Федерации от 16 ноября 2012 года N 536, иными локальными актами (пункт 5).
Положением о порядке оплаты и стимулирования труда работников региональных отделений Фонда социального страхования Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 16 ноября 2012 года N 536н, (далее - Положение от 16 ноября 2012 года N 536н), Положением о порядке назначения ежемесячных надбавок к должностному окладу за выслугу лет работникам территориальных органов министерств, государственных комитетов и ведомств Российской Федерации, утвержденным постановлением Министерства труда Российской Федерации от 30 декабря 1993 года N187, (далее - Положение от 30 декабря 1993 года N187) регулировались вопросы исчисления стажа работы, дающего право на получение надбавки к должностному окладу за выслугу лет.
Согласно пункту 2.4 приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 16 ноября 2012 года N 536н работникам отделений Фонда социального страхования Российской Федерации выплачивалась ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет в следующих размерах: от 1 до 5 лет - 10 процентов; от 5 до 10 лет- 15 процентов; от 10 до 15 лет - 20 процентов; от 15 лет - 30 процентов.
В соответствии с пунктом 2.6 Положения от 16 ноября 2012 года N536н ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет устанавливается в зависимости от общего стажа работы в органах государственной власти и управления, дающего право на получение указанной надбавки. Размер надбавки к должностному окладу за выслугу лет устанавливается приказом управляющего отделением Фонда на основании решения комиссии по установлению стажа, дающего право на выплату надбавки к должностному окладу за выслугу лет.
1 января 2023 года в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года N236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" создан Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации путем реорганизации Государственного учреждения - Пенсионного фонда Российской Федерации с одновременным присоединением к нему Фонда социального страхования Российской Федерации (части 1, 2 статьи 18).
Условия оплаты труда работников территориальных органов и обособленных подразделений Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, включая порядок увеличения (индексации) размеров их должностных окладов (окладов), утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2022 года N 2480 "Об условиях оплаты труда работников Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, его территориальных органов и обособленных подразделений, о материально-техническом обеспечении их деятельности и порядке увеличения (индексации) размеров их должностных окладов (окладов)", (далее - Условия оплаты труда от 28 декабря 2022 года N 2480).
Приказом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации от 11 января 2023 года N24 утверждено Временное положение об исчислении и выплате ежемесячной надбавки к должностному окладу (окладу) за выслугу лет работникам Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации и его территориальных органов (далее также - Временное положение), которое определяло порядок исчисления и выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу (окладу) за выслугу лет работникам системы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее также - система СФР) (пункт 1 Временного положения).
Действие этого приказа распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2023 года (пункт 2 Временного положения).
Согласно пункту 2 Временного положения ежемесячная надбавка к должностному окладу (окладу) за выслугу лет входит в систему оплаты труда работников системы СФР и работников обслуживающего персонала системы СФР. Выплата надбавки производится дифференцировано в зависимости от общего стажа работы, дающего право на получение надбавки. Работникам СФР и работникам обслуживающего персонала СФР в зависимости от стажа устанавливается надбавка в следующих размерах: от 1 до 5 лет - 10 процентов; от 5 до 10 лет - 15 процентов; от 10 до 15 лет - 20 процентов; от 15 лет - 30 процентов. В стаж работы, дающий право на получение надбавки за выслугу лет, включаются, в том числе время работы в системе Пенсионного фонда Российской Федерации, системе Фонда социального страхования Российской Федерации и Федеральном фонде обязательного медицинского страхования (пункт 5 Временного положения)
Ответчик в целях установления надбавки к должностному окладу за выслугу лет определилстаж работы истца по состоянию на 1 января 2023 года - 07 лет 01 месяц 30 дней (без стажа работы в Пенсионном фонде Российской Федерации), размер ежемесячной надбавки к должностному окладу установилв размере 15 процентов.
27 апреля 2023 года Денисова Е.А. обратилась к работодателю с заявлением о пересмотре надбавки к должностному окладу за выслугу лет с учетом стажа работы в Пенсионном фонде Российской Федерации.
На основании протокола заседания Комиссии по установлению стажа работы, дающего право на получение ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет работникам ОСФР по Свердловской области, от 17 мая 2023 года N 210 принято решение об отказе в пересмотре ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет Денисовой Е.А, главному специалисту-эксперту отдела кассового исполнения бюджета N 3 управления казначейства, так как действие приказа N24 от 11 января 2023 года распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2023 года.
04 сентября 2023 года Денисова Е.А. повторно обратилась с заявлением о пересмотре стажа работы, дающего право для получения надбавки.
В ответе ОСФР по Свердловской области от 17 сентября 2023 года NЕС-6615/44857л Денисовой Е.А. разъяснено, что решение вопроса о пересмотре стажа работы, дающего право для получения ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет работникам Отделения, будет принято на Комиссии после регистрации приказа СФР от 19 мая 2023 года N 877 "Об утверждении Положения об исчислении и выплате ежемесячной надбавки к должностному окладу (окладу) за выслугу лет работникам Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации и его территориальных органов" в Министерстве юстиции Российской Федерации.
В соответствии с Положением об исчислении и выплате ежемесячной надбавки к должностному окладу (окладу) за выслугу лет работникам Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации и его территориальных органов, утвержденным приказом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации от 19 мая 2023 года N 877, Отделением СФР по Свердловской области 27 октября 2023 года был издан приказ N 8592-лс "О выплате надбавки к должностному окладу за выслугу лет". С 1 июня 2023 года Денисовой Е.А. установлена надбавка к должностному окладу за выслугу лет в размере 30 процентов (стаж работы по состоянию на 1 июня 2023 года определен продолжительностью 15 лет 10 месяцев).
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 5, 8, 12, 16, 57, 135 Трудового кодекса Российской Федерации, частей 1, 6 статьи 18 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации", Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2122-1, Положения о порядке оплаты и стимулирования труда работников региональных отделений Фонда социального страхования Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 16 ноября 2012 года N536н, Положения о порядке назначения ежемесячных надбавок к должностному окладу за выслугу лет работникам территориальных органов министерств, государственных комитетов и ведомств Российской Федерации, утвержденным постановлением Министерства труда Российской Федерации от 30 декабря 1993 года N187, постановления Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2022 года N 2480 "Об условиях оплаты труда работников Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, его территориальных органов и обособленных подразделений, о материально-техническом обеспечении их деятельности и порядке увеличения (индексации) размеров их должностных окладов (окладов)", исходил из того, что создание Фонда социального страхования Российской Федерации не является основанием для прекращения или изменения возникших до дня создания Фонда обязательств Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации, их территориальных органов, подведомственных Фонду учреждений, включая обязательства, вытекающие из трудовых договоров с работниками указанных фондов и их территориальных органов, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований о возложении обязанности на ответчика пересмотреть размер ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет в размере 30 процентов с учетом
стажа работы в ОСФР по Свердловской области за период с 1 января 2023 года по 31 мая 2023 года и произвести соответствующие выплаты.
При этом, суд первой инстанции не нашел оснований для удовлетворения требований о признании незаконным решения Комиссии по установлению стажа работы, дающего права на получение ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет об отказе в пересмотре ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет с 1 января 2023 года по 31 мая 2023 года по протоколу N 210 от 17 мая 2023 года, поскольку оно заявлено излишне.
Проверяя законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что судом первой инстанции при рассмотрении дела нарушений норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем, оставил решение без изменения.
Дополнительно суд апелляционной инстанции отметил, что распространение действия приказа от 11 января 2023 года N 24 относительно исчисления продолжительности стажа в целях определения размера доплаты за выслугу лет только на лиц, принятых на работу в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации с 1 января 2023 года, ухудшает положение работников, которые до указанной даты имели продолжительный стаж работы в Пенсионном фонде Российской Федерации или Фонде социального страхования Российской Федерации и продолжают состоять в трудовых отношениях с ответчиком. Такое применение локального нормативного акта допускает дискриминацию в отношении истца.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с постановленными судебными актами и считает, что они приняты в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Представленным сторонами доказательствам судами дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суды отразили в постановленных судебных актах. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судами не допущено.
Доводы кассационной жалобы о том, что суды первой и апелляционной инстанций не применили положения части 3 статьи 12 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которому закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие, неправомерно придали обратную силу приказу Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации от 19 мая 2023 года N877 "Об утверждении Положения об исчислении и выплате ежемесячной надбавки к должностному окладу (окладу) за выслугу лет работникам Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации и его территориальных органов", а также распространили его действие на правоотношения, возникшие до вступления его в законную силу, обязав отделение пересмотреть истцу размер надбавки за выслугу лет в период с 1 января 2023 года по 31 мая 2023 года, выводов судов не опровергают, сводятся к изложению правовой позиции, выраженной в судах первой и апелляционной инстанций, основаны на ошибочном толковании норм материального права, а потому не могут служить основанием для отмены судебных актов.
Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются, в том числе: запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда; обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска; равенство прав и возможностей работников; обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Согласно частям 1, 2 статьи 3 Трудового кодекса Российской Федерации каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
В силу части 4 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно частью 6 статьи 18 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации", вступившим в силу с 1 января 2023 года, создание Фонда, предусмотренное данным Федеральным законом, не является основанием для прекращения или изменения возникших до дня создания Фонда обязательств Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации, их территориальных органов, подведомственных Фонду учреждений (в том числе обязательств, возникших в результате причинения вреда, неосновательного обогащения или из договоров (государственных контрактов), стороной которых являются Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, их территориальные органы или подведомственные учреждения), включая обязательства, вытекающие из трудовых договоров с работниками указанных фондов и их территориальных органов.
В соответствии с частью 7 статьи 18 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" работники Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, их территориальных органов (за исключением руководителей территориальных органов и главных бухгалтеров) со дня создания Фонда, территориальных органов Фонда продолжают осуществлять трудовую деятельность в Фонде, территориальных органах Фонда без испытательного срока и аттестации. За работниками Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, их территориальных органов, продолжающими осуществлять трудовую деятельность в Фонде, территориальных органах Фонда, сохраняются государственные гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Условия оплаты труда работников территориальных органов и обособленных подразделений Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, включая порядок увеличения (индексации) размеров их должностных окладов (окладов), утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2022 года N 2480 "Об условиях оплаты труда работников Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, его территориальных органов и обособленных подразделений, о материально-техническом обеспечении их деятельности и порядке увеличения (индексации) размеров их должностных окладов (окладов)", вступившим в силу с 1 января 2023 года.
В силу подпункта "в" пункта 3 Условий оплаты труда от 28 декабря 2022 года N 2480 работникам территориальных органов Фонда выплачивается ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет в следующих размерах: при стаже работы: от 1 до 5 лет - 10 процентов; свыше 5 до 10 лет - 15 процентов; свыше 10 до 15 лет - 20 процентов; свыше 15 лет - 30 процентов.
Размеры и порядок выплат ежемесячных надбавок к окладу, ежемесячного денежного поощрения, материальной помощи, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, премий и иных выплат работникам обслуживающего персонала территориальных органов Фонда утверждаются нормативными правовыми актами Фонда (пункт 11 Условий оплаты труда от 28 декабря 2022 года N2480).
Приказом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации от 11 января 2023 года N24 утверждено Временное положение об исчислении и выплате ежемесячной надбавки к должностному окладу (окладу) за выслугу лет работникам Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации и его территориальных органов, согласно пункту 2 этого приказа его действие распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2023 года.
Пунктами 2 и 5 Временного положения предусмотрено, что выплата ежемесячной надбавки к должностному окладу (окладу) за выслугу лет производится дифференцировано в зависимости от общего стажа работы, дающего право на получение надбавки. В стаж работы, дающий право на получение надбавки за выслугу лет, включаются, в том числе время работы в системе Пенсионного фонда Российской Федерации, системе Фонда социального страхования Российской Федерации.
Временное положение не содержит условий о выплате ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет дифференцировано в зависимости от даты приема работника на работу.
Из названных нормативных правовых актов, действующих с 1 января 2023 года, следует, что ежемесячная надбавка к должностному окладу (окладу) за выслугу лет входит в условия (систему) оплаты труда работников Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации и его территориальных органов. В стаж работы, дающий право на получение надбавки за выслугу лет, с этой даты включаются, в том числе время работы в ранее действовавших системах Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации.
Применение положений нормативных правовых актов, предусматривающих новые условия оплаты труда, в части размера надбавки за выслугу лет с учетом стажа работы в системе Пенсионного фонда Российской Федерации и системе Фонда социального страхования Российской Федерации, только к лицам, принятым в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы с 1 января 2023 года, а к работнику, продолжившему работу после реорганизации, ее применение только с 1 июня 2023 года, правильно признано судами нарушающим нормы трудового права, допускающим дискриминацию работника.
Часть 6 статьи 18 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации", предусматривающая сохранение при создании объединенного Фонда обязательств, возникших у Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации, их территориальных органов, включая обязательства, вытекающие из трудовых договоров с работниками указанных фондов и их территориальных органов, не содержит положений о не применении в полном объеме к работникам, продолжившим работу после 1 января 2023 года, введенных с 1 января 2023 года новых условий оплаты труда, действующих для всех работников.
Приказ Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации от 19 мая 2023 года N 877 "Об утверждении Положения об исчислении и выплате ежемесячной надбавки к должностному окладу (окладу) за выслугу лет работникам Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации и его территориальных органов" издан во исполнение пункта 11 Условий оплаты труда от 28 декабря 2022 года N2480, сведений о регистрации данного приказа в качестве нормативного правового акта в Министерстве юстиции Российской Федерации не имеется, следовательно, он является локальным нормативным актом, который не может ухудшать положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством, Условиями оплаты труда от 28 декабря 2022 года N2480, Временным положением, действовавшими в спорный период.
Часть 3 статьи 12 Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливающая, что закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие, не подлежит применению к локальным нормативным актам.
Иные доводы жалобы направлены на несогласие с произведенной судом оценкой доказательств, фактически являются субъективным мнением ответчика о том, как должно быть рассмотрено дело, оценены имеющиеся доказательства и каков должен быть его результат. Между тем, стороны не вправе требовать отмены решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены решения.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для их отмены в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 28 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 27 февраля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения Ленинского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 28 ноября 2023 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 27 февраля 2024 года
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.