Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Руновой Т.Д, Грудновой А.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-7589/2023 по иску Коропа Владимира Александровича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о включении периодов работы в страховой стаж и в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, назначении досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13 февраля 2024 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Руновой Т.Д. об обстоятельствах дела, принятых по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, объяснения истца Коропа В.А, настаивавшего на удовлетворении жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Короп В.А. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - ОСФР по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре), с учетом уточнения требований, о включении в страховой стаж и в стаж работы по Списку N 2 периода с 10 июня 1992 года по 16 октября 1992 года в качестве слесаря дежурного и по ремонту оборудования участка сортировки в Промышленном комплексе АО "Соколовско-Сарбайское горно-обогатительное производственное объединение"; в страховой стаж и в стаж работы по Списку N 1 периода с 27 марта 1995 года по 01 августа 2000 года в качестве монтера пути в карьере глубиной 150м и ниже в Сарбайском рудоуправлении АО "Соколовско-Сарбайское горно-обогатительное производственное объединение", назначении досрочной страховой пенсии по старости с 25 апреля 2023 года.
В обоснование исковых требований с учетом их уточнений указал, что 25 апреля 2023 года он обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением ОСФР по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре N 129017/23 в установлении досрочной страховой пенсии по старости ему было отказано по причине отсутствия требуемой продолжительности работы в особых условиях труда. Полагает, что ответчиком необоснованно не были включены в страховой стаж и стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по Списку N 2 и по Списку N 1, периоды работы с 10 июня 1992 года по 16 октября 1992 года и с 27 марта 1995 года по 01 августа 2000 года, поскольку в данные периоды он в течение полного рабочего дня выполнял работу во вредных и тяжелых условиях труда. На дату подачи заявления необходимый страховой стаж, стаж работы по Списку N 2 и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, был выработан, в связи с чем он имеет право на назначение досрочной страховой пенсии по достижению возраста 51 год с 25 апреля 2023 года.
Решением Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 07 ноября 2023 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13 февраля 2024 года решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07 ноября 2023 года отменено. На ОСФР по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре возложена обязанность включить в страховой стаж и стаж работы по Списку N 2 период трудовой деятельности Коропа В.А. с 10 июня 1992 года по 16 октября 1992 года в качестве слесаря дежурного и по ремонту оборудования участка сортировки в Промышленном комплексе АО "Соколовско-Сарбайское горно-обогатительное производственное объединение", в страховой стаж и стаж работы по Списку N 1 период трудовой деятельности с 27 марта 1995 года по 01 августа 2000 года в качестве монтера пути в карьере глубиной 150 м и ниже в Сарбайском рудоуправлении АО "Соколовско-Сарбайское горно-обогатительное производственное объединение", назначить Коропу В.А. страховую пенсию по старости на основании пункта 2 части 1 статьи 30, части 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 25 апреля 2023 года.
В кассационной жалобе ОСФР по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре просит отменить апелляционное определение, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
На кассационную жалобу поступили письменные возражения Коропа В.А.
Представитель ОСФР по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в судебное заседание кассационной инстанции не явился, извещен, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
В соответствии с частью 1 статьи 3976 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В силу части 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, применяется, в частности, Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее - Список N 1).
Подразделом 3 "Разрезы по добыче угля Коркинского, Вахрушевского и Волчанского угольных месторождений, а также разрезы (карьеры) и рудники по добыче полезных ископаемых глубиной 150 метров и ниже" раздела I "Горные работы" Списка N 1 предусмотрены рабочие, руководители и специалисты, занятые полный рабочий день в разрезах, карьерах и рудниках, кроме работников, занятых на поверхности (позиция 10104000-17541).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 указанного постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяется, в частности, Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее - Список N 2 1991 года).
Списком N 2 1991 года предусмотрены электрослесари (слесари) дежурные и по ремонту оборудования (позиция 2030000а-19931 раздела II. "Рудоподготовка, обогащение, окускование (агломерация, брикетирование, окомкование), обжиг руд и нерудных ископаемых").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N 1015 "Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" установлено, что документом, подтверждающим период работы по трудовому договору является трудовая книжка установленного образца (пункт 11).
В соответствии с Порядком подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 258н, в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 4 раздела II).
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и следует из материалов дела, что Короп В.А, "данные изъяты", обратился 25 апреля 2023 года в ОСФР по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре с заявлением об установлении досрочной страховой пенсии.
Решением ОСФР по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 05 мая 2023 года N 129017/23 в установлении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 2 части 1 статьи 30, части 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Коропу В.А. отказано по причине отсутствия необходимой продолжительности стажа работы по Списку N 2.
Общий трудовой стаж Коропа В.А. учтен продолжительностью 22 года 09 месяцев 09 дней (с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П - 25 лет 05 месяцев 18 дней), стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера - 20 лет 07 месяцев 06 дней, стаж работы в районах Крайнего Севера - 04 месяца 07 дней, стаж работы по Списку N 2 - 05 лет 10 месяцев 29 дней.
В страховой стаж и стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не включены периоды работы Коропа В.А. с 10 июня 1992 года по 16 октября 1992 года в качестве слесаря дежурного и по ремонту оборудования участка сортировки в Промышленном комплексе АО "Соколовско-Сарбайское горно-обогатительное производственное объединение", с 27 марта 1995 года по 01 августа 2000 года в качестве монтера пути в карьере глубиной 150м и ниже в Сарбайском рудоуправлении АО "Соколовско-Сарбайское горно-обогатительное производственное объединение".
Из трудовой книжки серии ЕТ-I N 6918344 следует, что Короп В.А. 10 июня 1992 года принят в цех по производству окатышей на участок сортировки Соколовско-Сарбайского горно-обогатительного производственного объединения в качестве слесаря дежурного и по ремонту оборудования, 16 октября 1992 года уволен по собственному желанию, 27 марта 1995 года принят на участок железнодорожные пути карьера Сарбайского рудоуправления Соколовско-Сарбайского горно-обогатительного производственного объединения в качестве монтера пути в карьере глубиной 150м, 01 августа 2000 года уволен по собственному желанию.
Согласно справкам, уточняющим характер работы, АО "Соколовско-Сарбайское горно-обогатительное производственное объединение" от 12 декабря 2022 года N з-07.2/2168 Короп В.А. с 10 июня 1992 года по 16 октября 1992 года работал в качестве слесаря дежурного и по ремонту оборудования участка сортировки, код профессии 2030000а-19931; с 27 марта 1995 года по 01 августа 2000 года - в качестве монтера пути в карьере глубиной 150м и ниже, код профессии 10104000-17541; в указанные периоды времени работал во вредных и тяжелых условиях труда без отрыва от производства, отпуска без сохранения заработной платы и учебные отпуска ему не предоставлялись.
Основаниями выдачи справок указаны личное дело, карточки по форме Т-2, технологические инструкции, лицевые счета.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что спорные периоды работы имели место на территории Республики Казахстан, в связи с чем при разрешении спора подлежат применению Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года, Порядок взаимодействия между уполномоченными органами, компетентными органами государств - членов Евразийского экономического союза и Евразийской экономической комиссией по применению норм Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года, утвержденный решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 декабря 2020 года N 122, в соответствии с пунктом 10 которого подтверждение стажа работы, приобретенного на территориях государств-членов ЕАЭС с 13 марта 1992 года осуществляется компетентным органом посредством направления формуляра "О стаже работы", к которому могут быть приложены подтверждающие документы. Установив, что формуляр "О стаже работы" компетентным органом Республики Казахстан в отношении истца, несмотря на неоднократные запросы пенсионного органа, не был предоставлен, пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о включении периодов работы с 10 июня 1992 года по 16 октября 1992, с 27 марта 1995 года по 01 августа 2000 года в страховой и специальный стаж, назначении пенсии.
Проверяя законность и обоснованность принятого решения, суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции. Отменяя решение суда первой инстанции и приходя к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, суд апелляционной инстанции, руководствуясь Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Соглашением о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года, постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение", Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, распоряжением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР", дав оценку представленным доказательствам, исходил из того, что заявленные истцом периоды трудовой деятельности подлежат включению в страховой стаж и стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, поскольку подтверждены записями в трудовой книжке, архивными справками, подтверждающими его полную занятость при выполнении работ во вредных и тяжелых условиях труда, их включение в стаж не зависит от уплаты страховых взносов.
Установив, что с учетом включенных периодов работы право на пенсию у Коропа В.А. на основании пункта 2 части 1 статьи 30, части 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", возникло в возрасте возраста 51 год, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для возложения на ОСФР по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре обязанности назначить Коропу В.А. страховую пенсию по старости с 25 апреля 2023 года.
В кассационной жалобе ОСФР по Челябинской области приводит доводы о том, что основным последствием принятия Федерального закона от 11 июня 2022 года N 175-ФЗ "О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" является освобождение договаривающейся стороны, денонсировавшей договор, от исполнения обязательств по данному договору. Действие Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года прекращено в связи с принятием указанного закона с 01 января 2023 года, то есть до обращения истца с заявлением о назначении пенсии. По этой причине подлежат применению положения пункта 4 статьи 7 Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года, в соответствии с которым при определении права на пенсию в связи с работой по определенной специальности, на определенной должности или в определенных условиях труда и организациях в соответствии с законодательством одного государства-члена аналогичный стаж работы, приобретенный на территории другого государства-члена, со стажем работы, приобретенным на территории первого государства-члена, не суммируется, но учитывается как стаж работы на общих основаниях. Кроме того, указывает на то, что подтверждение сведений о стаже работы осуществляется на основании ответа на запрос-формуляр в виде формуляра "О стаже работы".
Указанные доводы судебной коллегией отклоняются.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" прекращение (в том числе денонсация) международных договоров Российской Федерации осуществляется в соответствии с условиями самого договора и нормами международного права органом, принявшим решение о согласии на обязательность международного договора для Российской Федерации.
Согласно статье 38 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" прекращение международного договора Российской Федерации, если договором не предусматривается иное или не имеется иной договоренности с другими его участниками, освобождает Российскую Федерацию от всякого обязательства выполнять договор в дальнейшем и не влияет на права, обязательства или юридическое положение Российской Федерации, возникшие в результате выполнения договора до его прекращения.
Таким образом, по общему правилу с момента прекращения действия международного договора он перестает порождать права и обязанности для участвующих в нем сторон. Само по себе прекращение договора не виляет на права и обязанности, а также юридическое положение участвующих в нем сторон, которые возникли в период его действия. Положения прекратившего действие договора не подлежат применению органами государства, если иное не установлено в самом договоре или другом соглашении Российской Федерации.
Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года денонсировано Федеральным законом от 11 июня 2022 года N 175-ФЗ "О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" и его действие прекращено в отношениях Российской Федерации с другими участниками с 01 января 2023 года.
С 01 января 2021 года вступило в силу Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года (далее - Соглашение о пенсионном обеспечении от 20 декабря 2019 года), статьей 7 которого предусмотрено, что каждое государство - член определяет право на пенсию в соответствии со своим законодательством, исходя из стажа работы, приобретенного на его территории, с учетом положений настоящего Соглашения (пункт 1).
Статьей 12 данного Соглашения о пенсионном обеспечении от 20 декабря 2019 года предусмотрено, что назначение и выплата пенсии осуществляются в следующем порядке:
за стаж работы, приобретенный после вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством-членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы;
за стаж работы, приобретенный до вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, а для Республики Беларусь и Российской Федерации - Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года.
Из изложенного следует, что Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года подлежит применению государствами - членами Евразийского экономического союза, подписавшими Соглашение о пенсионном обеспечении от 20 декабря 2019 года в порядке, указанном в данном Соглашении от 20 декабря 2019 года.
Согласно указанному порядку за стаж работы, приобретенный до 01 января 2021 года, пенсия назначается и выплачивается лицам, прибывшим из государств - членов Евразийского экономического союза, в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года.
Необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 5 статьи 7 Соглашения о пенсионном обеспечении от 20 декабря 2019 года право на пенсию, за исключением накопительной пенсии, а также трудовых (страховых) пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца, в соответствии с настоящим Соглашением возникает при наличии не менее 12 полных месяцев стажа работы, приобретенного на территории государства-члена, согласно законодательству которого трудящийся (член семьи) претендует на назначение пенсии.
В соответствии со статьей 1 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее - Соглашение от 13 марта 1992 года) пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 года).
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российской Федерации из государств - республик бывшего СССР" утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российской Федерации из государств - республик бывшего СССР.
Согласно пункту 5 названных Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Поскольку спорные периоды работы Коропа В.А. имели место до вступления в законную силу Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года, то к настоящему спору суд апелляционной инстанций правильно применил законодательство Российской Федерации и Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года. Установив, что спорные периоды работы Коропа В.А. с 10 июня 1992 года по 16 октября 1992, с 27 марта 1995 года по 01 августа 2000 года подтверждены записями в трудовой книжке, архивными справками и их включение в стаж не зависит от уплаты страховых взносов, Короп В.А. имеет на территории Российской Федерации стаж работы более 12 полных месяцев, суд апелляционной инстанций пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований о включении указанных периодов в страховой стаж и стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости.
Учитывая, что запрос формуляра "О стаже работы" применяется в отношении трудящихся, претендующих на пенсию за стаж работы, приобретенный после вступления Соглашения о пенсионном обеспечении от 20 декабря 2019 года, то есть после 01 января 2021 года, спорные периоды имели место до 01 января 2021 года, ссылки ответчика о том, что стаж работы на территории Республики Казахстан может быть учтен только при поступлении формуляра "О стаже работы" из компетентного органа Республики Казахстан являются несостоятельными.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт принят с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для его отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы заявителя не имеется.
В связи с окончанием кассационного производства в силу части 3 статьи 379.3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации приостановление исполнения обжалуемого в кассационном порядке судебного акта, примененное по настоящему делу, подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13 февраля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13 февраля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.