Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Руновой Т.Д, Шушкевич О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3646/2023 по иску Матюто Владимира Васильевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о признании незаконным решения, включении периодов работы в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначения досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13 февраля 2024 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Руновой Т.Д. об обстоятельствах дела, принятых по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, пояснения представителя Матюто В.В. - Сычева И.В, возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Матюто В.В. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее также - ОСФР по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре) о признании решения об отказе в установлении пенсии от 06 июня 2023 года N 168131/23 незаконным, включении периодов работы с 03 августа 1993 года по 10 марта 1996 года, с 20 марта 1996 года по 11 января 1998 года, с 07 февраля 1998 года по 12 апреля 1999 года в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании пункта 2 части 1 статьи 30, части 2 статьи 33 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"; назначении досрочной страховой пенсии по старости с 11 июня 2023 года, взыскании расходов по оплате юридических услуг в сумме 61 000 руб, судебных расходов по уплате государственной пошлины в сумме 300 руб.
В обоснование исковых требований указывал, что решением ОСФР по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 06 июня 2023 года N 168131/23 ему отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 2 части 1 статьи 30 и части 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа работы по Списку N 2. Полагал, что органом пенсионного фонда необоснованно не были включены в специальный стаж спорные периоды его трудовой деятельности в качестве электромонтера по ремонту электрооборудования и электрослесаря по ремонту электрооборудования распределительных устройств, поскольку выполнение работы в тяжелых условиях труда в данные периоды времени подтверждается записями в трудовой книжке и архивными справками. Полагал, что в связи с наличием страхового стажа более 30 лет, стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера более 28 лет и стажа работы по Списку N 2 в количестве 11 лет 08 месяцев 26 дней, он имеет право на назначение досрочной страховой пенсии по пункту 2 части 1 статьи 30, части 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 11 июня 2023 года.
Решением Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15 ноября 2023 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13 февраля 2024 года решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15 ноября 2023 года отменено; признано незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 06 июня 2023 года N 168131/23, в стаж работы Матюто В.В. по Списку N 2 включены периоды трудовой деятельности в Производственном ремонтном энергопредприятии "Тюменьэнергоремонт" с 06 декабря 1993 года по 10 марта 1996 года, с 20 марта 1996 года по 11 января 1998 года, с 07 февраля 1998 года по 12 апреля 1999 года; на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре возложена обязанность назначить Матюто В.В. досрочную страховую пенсию по старости на основании пункта 2 части 1 статьи 30 и части 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 11 июня 2023 года; с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в пользу Матюто В.В. взысканы судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 40 000 руб, расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В кассационной жалобе ОСФР по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре просит отменить апелляционное определение, ссылаясь на нарушение судами норм материального права.
На кассационную жалобу поступили письменные возражения Матюто В.В.
Истец, представитель ответчика в судебное заседание кассационной инстанции не явились, извещены, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 3976 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В силу части 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О Списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются: Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение", (далее - Список N 2 1991 года); Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах" (далее - Список N 2 1956 года), - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.
Списком N 2 1991 года в разделе XIII "Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство" предусмотрены электрослесари по ремонту оборудования распределительных устройств, занятые на работах в действующих (находящихся под номинальным напряжением) электроустановках напряжением 330 кВ и выше (код позиции - 2140000а-19923).
Согласно части 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N 1015 "Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" установлено, что документом, подтверждающим период работы по трудовому договору является трудовая книжка установленного образца (пункт 11).
В соответствии с Порядком подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 258н, в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 4 раздела II).
Судами установлено и следует из материалов дела, что Матюто В.В, "данные изъяты" года рождения, обратился 01 июня 2023 года в территориальное подразделение пенсионного органа с заявлением о назначении досрочной пенсии.
Решением ОСФР по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 06 июня 2023 года N 168131/23 в назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 2 части 1 статьи 30, части 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Матюто В.В. отказано по причине отсутствия необходимой продолжительности стажа работы по Списку N 2.
При оценке пенсионных прав ОСФР по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре установлено, что страховой стаж Матюто В.В, составляет 30 лет 04 месяца 29 дней (с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П - 39 лет 2 месяца 12 дней), стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера - 28 лет 07 месяцев 04 дня, стаж работы по Списку N 2 - 6 лет 01 месяц 22 дня. В стаж работы по Списку N 2 не включены периоды работы Матюто В.В. с 03 августа 1993 года по 10 марта 1996 года, с 20 марта 1996 года по 11 января 1998 года и с 07 февраля 1998 года по 12 апреля 1999 года в Производственном ремонтном энергопредприятии "Тюменьэнергоремонт" в качестве электрослесаря по ремонту оборудования и электромонтера по ремонту оборудования.
Согласно трудовой книжке АТ-VI N 4869719 Матюто В.В. осуществлял трудовую деятельность в Производственном ремонтном энергопредприятии "Тюменьэнергоремонт" с 03 августа 1993 года в должности электромонтера по ремонту электрооборудования, 06 декабря 1993 года переведен электрослесарем по ремонту электрооборудования распределительных устройств, 13 марта 1997 года переведен электрослесарем по ремонту оборудования распределительных устройств, 13 апреля 1999 года переведен электросварщиком ручной сварки.
Согласно справке ОАО "Тюменьэнергоремонт" от 15 марта 2004 года N 02/191 Матюто В.В. работал в Производственном ремонтном энергопредприятии "Тюменьэнергоремонт" в электроремонтном производстве с 06 декабря 1993 года по 12 апреля 1999 года электрослесарем по ремонту электрооборудования распределительных устройств, занятым на работах в действующих электроустановках напряжением 330 кВ. Ремонтные работы производились на действующем оборудовании полный рабочий день, без простоев, в режиме полной рабочей недели. За период работы потерь рабочего времени и отпусков без содержания не было. Данная профессия предусмотрена Списком N 2 1991 года, раздел XIII, позиция 2140000а-19923.
В качестве основания для выдачи справки указаны: приказ о приеме на работу, личная карточка по форме Т-2, карта аттестации, табеля учета рабочего времени, должностная инструкция, наряды на выполнение работ, положение о цехе, графики ремонтов.
Согласно архивной справке АО "Россети Тюмень" от 18 мая 2023 года N14/СТ/104/1 Матюто В.В. с 03 августа 1993 года по 30 июня 2002 года работал в Производственном ремонтном энергопредприятии "Тюменьэнергоремонт" в местности, приравненной к районам Крайнего Севера; в период с 11 марта 1996 года по 19 марта 1996 года, с 12 января 1998 года по 06 февраля 1998 года находился на курсах повышения квалификации; документы, подтверждающие льготный характер работы, в архив АО "Россети Тюмень" не поступали.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, ссылаясь на положения Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования", исходил из того, что работа истца в тяжелых условиях труда в спорные периоды времени работодателем не подтверждена; индивидуальный лицевой счет не содержат сведений о работе истца в указанные периоды по Списку N 2 1991 года, в связи с чем пришел к выводу о правомерности решения ОСФР по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре об отказе во включении спорных периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Проверяя законность и обоснованность принятого судом решения, суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции об отсутствии основания для включения периодов работы истца с 06 декабря 1993 года по 10 марта 1996 года, с 20 марта 1996 года по 11 января 1998 года, и с 07 февраля 1998 года по 12 апреля 1999 года в стаж работы по Списку N 2 1991 года.
Отменяя решения суда первой инстанции в указанной части, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение", Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N 1015 "Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий", Порядком подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 258н, установив, что спорные периоды времени имели место до регистрации истца в качестве застрахованного лица, оценив представленные в материалы дела доказательства, признал справку ОАО "Тюменьэнергоремонт" от 15 марта 2004 года N 02/191 доказательством, подтверждающим полную занятость истца в периоды с 06 декабря 1993 года по 10 марта 1996 года, с 20 марта 1996 года по 11 января 1998 года, и с 07 февраля 1998 года по 12 апреля 1999 года электрослесарем по ремонту электрооборудования распределительных устройств, занятым на работах в действующих электроустановках напряжением 330 кВ; отсутствие в архиве АО "Россети Тюмень" документов, подтверждающих льготный характер работы истца, не принято судом
апелляционной инстанции в качестве обстоятельства, свидетельствующего о недостоверности ранее выданной справки.
Оснований для включения в стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периода работы с 03 августа 1993 года по 05 декабря 1993 года суд апелляционной инстанции не установил, указав, что занимаемая истцом в указанный период времени должность электромонтера по ремонту электрооборудования Списком N 2 1991 года не предусмотрена.
В связи с включением периодов работы в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, суд апелляционной инстанции, согласившись с представленным ответчиком условным расчетом, пришел к выводу о наличии у истца права на установление досрочной страховой пенсии по старости по пункту части 1 статьи 30 и части 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 11 июня 2023 года.
Установив, что Матюто В.В. в связи с рассмотрением настоящего дела понесены расходы на оплату услуг представителя в размере 61 000 руб, суд апелляционной инстанции с учетом объема проделанной представителем работы, категории рассматриваемого спора, продолжительности судебного разбирательства пришел к выводу о том, что заявленные требования о возмещении расходов на оплату услуг представителя подлежат частичному удовлетворению в размере 40 000 руб.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с указанными выводами суда апелляционной инстанции, поскольку они мотивированы, основаны на нормах материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям, и совокупности представленных доказательств, получивших оценку в обжалуемом судебном акте.
Доводы кассационной жалобы о том, что в справке ОАО "Тюменьэнергоремонт" от 15 марта 2004 года N 02/191 не отражена занятость на работах в действующих (находящихся под номинальным напряжением) распределительных устройствах напряжением 330 кВ и выше непосредственно на электростанции, судебной коллегией отклоняются, поскольку они повторяют правовую позицию заявителя, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций, были предметом проверки и оценки суда апелляционной инстанций, которым правомерно отвергнуты, как несостоятельные.
Вновь приводя данные доводы, заявитель выражает несогласие с выводами суда апелляционной инстанции в части оценки установленных обстоятельств дела, что в соответствии со статьей 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не может являться основанием для пересмотра в кассационном порядке вступившего в законную силу судебного постановления.
Согласно положениям статей 3976, 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции наделен ограниченными полномочиями по проверке судебных актов нижестоящих инстанций - имеет право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права, однако не полномочен при этом непосредственно переходить к исследованию доказательств и переоценке установленных на их основании фактических обстоятельств.
Доводы кассационной жалобы правовых оснований к отмене обжалуемого судебного постановления не содержат.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт принят с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для его отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы заявителя не имеется.
В связи с окончанием кассационного производства в силу части 3 статьи 379.3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации приостановление исполнения обжалуемого в кассационном порядке судебного акта, примененное по настоящему делу, подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13 февраля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13 февраля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.