Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.
судей Карповой О.Н, Ложкарёвой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-3783/2023 по иску прокурора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, действующего в интересах Российской Федерации, к Бубновене Ольге Дмитриевне, Департаменту государственной гражданской службы, кадровой политики и профилактики коррупции Ханты-Мансийского автономного округа-Югры об изменении оснований и формулировки увольнения, возложении обязанности предоставить трудовую книжку, по кассационным жалобам Департамента государственной гражданской службы, кадровой политики и профилактики коррупции Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Бубновене Ольги Дмитриевны на решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 01 декабря 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 27 февраля 2024 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Ложкарёвой О.А... об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, объяснения прокурора пятого отдела апелляционно - кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Тепловой М.Н, указавшей на отсутствие оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
прокурор Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, действуя в интересах Российской Федерации, обратился в суд с иском к Бубновене О.Д, Департаменту государственной гражданской службы, кадровой политики и профилактики коррупции Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, с учетом утонений просил изменить основание и формулировку увольнения директора Бубновене О.Д. на увольнение в связи с утратой доверия по причине непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является на основании пункта 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации; возложить на Бубновене О.Д. обязанность в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу предоставить в Департамент государственной гражданской службы, кадровой политики и профилактики коррупции Ханты-Мансийского автономного округа - Югры трудовую книжку для внесения изменений в части основания увольнения; возложить на Департамент государственной гражданской службы, кадровой политики и профилактики коррупции Ханты-Мансийского автономного округа - Югры обязанность внести соответствующие изменения в трудовую книжку Бубновене О.Д.
В обоснование исковых требований указано, что Бубновене О.Д. с 28 июля 2006 года работала в Бюджетном учреждении "Центр народных художественных промыслов и ремёсел" в должности директора, 02 октября 2023 года уволена с занимаемой должности на основании пункта 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации. В ходе проведения проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции установлены факты непринятия Бубновене О.Д. и Департаментом культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры мер к предотвращению и урегулированию конфликта интересов, в связи с нахождением в подчинении работников "данные изъяты" являющимися близкими родственниками ответчика. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02 мая 2023 года, ситуации, возникшие между директором Бубновене О.Д. и ее заместителем "данные изъяты" заведующим экспозиционно-выставочным отделом "данные изъяты" специалистом по жанрам "данные изъяты" связанные с осуществлением совместной трудовой деятельности и должностных полномочий в Бюджетном учреждении "Центр народных художественных промыслов и ремёсел", при которых личная заинтересованность влияет или может повлиять на надлежащее исполнение ими должностных обязанностей, признаны конфликтом интересов, возложена обязанность урегулировать конфликт интересов. Непринятие Бубновене О.Д. мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов является грубым нарушением законодательства о противодействии коррупции, обстоятельства совершенного нарушения, его длительность и поведение ответчика свидетельствуют об умышленном характере таких действий, что является основанием для утраты доверия и увольнения работника по пункту 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
Решением Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01 декабря 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 27 февраля 2024 года, исковые требования прокурора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры удовлетворены. На Департамент государственной гражданской службы, кадровой политики и профилактики коррупции Ханты - Мансийского автономного округа - Югры возложена обязанность изменить основание и формулировку увольнения директора Бюджетного учреждения "Центр народных художественных промыслов и ремёсел" (далее по тексту - БУ "Центр народных художественных промыслов и ремёсел") Бубновене О.Д. на увольнение в связи с утратой доверия по причине непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, на основании пункта 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, внести соответствующие изменения в трудовую книжку Бубновене О.Д.; на Бубновене О.Д. возложена обязанность в течении десяти дней со дня вступления в законную силу настоящего решения суда предоставить в Департамент государственной гражданской службы, кадровой политики и профилактики коррупции Ханты - Мансийского автономного округа - Югры свою трудовую книжку для внесения изменения основания увольнения с должности директора БУ "Центр народных художественных промыслов и ремёсел".
В кассационных жалобах представитель Департамента государственной гражданской службы, кадровой политики и профилактики коррупции Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и Бубновене О.Д. ставят вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, ссылаясь на их незаконность.
На кассационную жалобу Бубновене О.Д. поступили письменные возражения прокуратуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Представитель Департамент государственной гражданской службы, кадровой политики и профилактики коррупции Ханты - Мансийского автономного округа - Югры, представитель Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального или процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по доводам кассационных жалоб не имеется.
Судами установлено и из материалов дела следует, что БУ "Центр народных художественных промыслов и ремёсел" создано в соответствии с распоряжением Главы администрации Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23 ноября 1994 года N 1001-р, учредителем является Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, на основании Устава от 26 декабря 2011 года Учреждение находится в ведении Департамента культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
В соответствии с Положением о Департаменте культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утверждённым постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 8 ноября 2019 года N 413-п, Департамент культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры является исполнительным органом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, осуществляющим функции по реализации единой государственной политики и нормативному правовому регулированию, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере культуры, искусства, историко-культурного наследия и кинематографии. Департамент осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные ему учреждения автономного округа и иные организации. К полномочиям Департамента отнесены формирование и утверждение государственного задания на оказание государственных услуг в установленной сфере деятельности подведомственных учреждений, проведение мониторинга выполнения государственных заданий, проведение аттестации руководителей подведомственных Департаменту учреждений.
Согласно пункту 12 указанного Положения директор Департамента Ханты-Мансийского автономного округа - Югры заключает и расторгает трудовые договоры с руководителями подведомственных учреждений в установленном порядке, то есть выступает в отношении них работодателем.
Согласно пункту 6.14 приложения к распоряжению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 июля 2016 года N 365-рп "О ведомственной принадлежности государственных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и признании утратившими силу некоторых распоряжений Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" БУ "Центр художественных народных промыслов и ремёсел" находится в ведомственной принадлежности Департамента культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Бубновене О.Д. на основании приказа Департамента культуры и искусства от 26 сентября 2001 года N 206, трудового договора от 28 июля 2006 года N 45 и дополнительных соглашений к нему работала в БУ "Центр народных художественных промыслов и ремёсел" в качестве директора.
Также с БУ "Центр народных художественных промыслов и ремёсел" в трудовых отношениях состояли: дочери Бубновене О.Д. - Илауски К.Е. (заместитель директора) и Стремилова Ю.П. (заведующая экспозиционно-выставочным отделом) и внук Юнусов А.Р. (специалист по жанрам творчества).
В связи с нарушениями законодательства о противодействии коррупции, прокурором Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 29 апреля 2021 года и 23 ноября 2022 года директору Департамента культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Губернатору Ханты-Мансийского автономного округа - Югры были внесены представления об устранении нарушений закона.
28 июня 2022 года Департаментом культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на представление прокурора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры дан ответ о том, что Департаментом культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 1 квартале 2022 года осуществлялась разработка проекта нормативного акта о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов руководителей государственных учреждений и организаций в сфере культуры, подведомственных Департаменту культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, состоявшегося 22 марта 2022 года, принято решение о необходимости совместной разработки Департаментом государственной гражданской службы и кадровой политики автономного округа и Прокуратуры автономного округа нормативного правового акта, регулирующего порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов в отношении руководителей подведомственных учреждений автономного округа (протокол N 1). В этой связи, дальнейшая разработка и принятие проекта Департамента культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в отношении руководителей подведомственных учреждений нецелесообразна. Кроме того, Думой автономного округа принят Закон автономного округа от 21 апреля 2022 года N 26-оз "О внесении изменения в статью 2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О мерах по противодействию коррупции в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", которым Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры наделено полномочиями по определению порядка рассмотрения уведомлений руководителей государственных учреждений автономного округа, единственным учредителем (участником) которых является автономный округ, о возникновении личной заинтересованности при исполнении трудовых обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
Таким образом, работа по урегулированию конфликта интересов в отношении директора БУ "Центр народных художественных промыслов и ремёсел" Бубновене О.Д. во исполнение представления планируется к проведению Департаментом культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры после принятия уполномоченным органом автономного округа нормативно-правового акта, регулирующего порядок рассмотрения уведомлений руководителей государственных учреждений автономного округа, единственным учредителем (участником) которых является автономный округ, о возникновении личной заинтересованности при исполнении трудовых обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
Решением Ханты - Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30 января 2023 года исковые требования прокурора Ханты - Мансийского автономного округа - Югры к Департаменту культуры Ханты - Мансийского автономного округа - Югры и БУ "Центр народных художественных промыслов и ремёсел" об установлении конфликта интересов и возложении обязанности по его устранению оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 02 мая 2023 года решение Ханты - Мансийского районного суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 30 января 2023 года отменено, по делу принято новое решение, которым ситуации, возникшие между директором БУ "Центр народных художественных промыслов и дел" Бубновене О.Д. и заместителем директора БУ "Центр народных художественных промыслов и ремёсел" "данные изъяты" заведующим экспозиционно-выставочным отделом "данные изъяты" специалистом по жанрам "данные изъяты", признаны связанными с осуществлением совместной трудовой деятельности и должностных полномочий в БУ "Центр народных художественных промыслов и ремёсел", при которых личная заинтересованность влияет или может повлиять на надлежащее исполнение должностных обязанностей, - конфликтом интересов. На Департамент культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, БУ "Центр народных художественных промыслов и ремёсел" возложена обязанность урегулировать конфликт интересов, возникший между Бубновене О.Д. и "данные изъяты" связанный с осуществлением совместной трудовой деятельности и должностных полномочий в БУ "Центр народных художественных промыслов и ремёсел", при котором личная заинтересованность влияет или может повлиять на надлежащее исполнение ими должностных обязанностей.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 14 сентября 2023 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02 мая 2023 года оставлено без изменения.
22 мая 2023 года прокурором Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на имя заместителя Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры направлено письмо о принятии мер по исполнению апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 02 мая 2023 года.
Бубновене О.Д. 18 июля 2023 года в Департамент культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры подано уведомление о возникновении личной заинтересованности для рассмотрения на заседании комиссии по рассмотрению уведомлений руководителей учреждений о возникновении личной заинтересованности при исполнении трудовых обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
Департаментом культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры приказ и соответствующее мнение направлены в Департамент государственной гражданской службы, кадровой политики и профилактики коррупции Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 21 июля 2023 года и 24 июля 2023 года.
Заседание Комиссии по рассмотрению уведомлений руководителей учреждений о возникновении личной заинтересованности при исполнении трудовых обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, планировалось провести 30 августа 2023 года. Однако в связи с необходимостью получения дополнительных документов срок рассмотрения уведомления продлен до 21 октября 2023 года.
19 сентября 2023 года Бубновене О.Д. в Департамент государственной гражданской службы, кадровой политики и профилактики коррупции Ханты-Мансийского автономного округа - Югры подано заявление о расторжении трудового договора на основании пункта 3 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации, по инициативе работника, в связи с выходом на пенсию.
Распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02 октября 2023 года N651-рп полномочия директора Бубновене О.Д. прекращены.
Приказом директора Департамента государственной гражданской службы, кадровой политики и профилактики коррупции Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02 октября 2023 года Бубновене О.Д. уволена с занимаемой должности на основании пункта 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", статьи 66, пунктом 7.1 части 1 статьи 81, статьей 84.1 Трудового кодекса Российской Федерации, исходил из доказанности наличия неурегулированного конфликта интересов со стороны Бубновене О.Д, установленного вступившим в законную силу апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 02 мая 2023 года, в связи с чем необходимости подачи ею заявления о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, проведение соответствующей проверки не требовалось; непринятие мер по урегулированию конфликта интересов являлось основанием для увольнения Бубновене О.Д. только по пункту 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о возложении на Департамент государственной гражданской службы, кадровой политики и профилактики коррупции Ханты - Мансийского автономного округа - Югры обязанности изменить основание и формулировку увольнения Бубновене О.Д. на увольнение в связи с утратой доверия по причине непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является и внести соответствующие изменения в трудовую книжку Бубновене О.Д, обязав предоставить ее в течении десяти дней со дня вступления в законную силу решения суда для внесения изменения основания увольнения.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда первой и апелляционной инстанций, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, подтверждаются доказательствами, представленными в материалы дела, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Исходя из положений пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции) (подпункт "а"); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией) (подпункт "б"); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений (подпункт "в").
В статье 3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" закреплены основные принципы противодействия коррупции.
Одним из принципов, на которых основывается противодействие коррупции в Российской Федерации, является принцип неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений (пункт 4 статьи 3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции").
Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" определено, что к основным направлениям деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции относится проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции.
Правильно применив положения статей 10, 13.1, 13.3, 13.5 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", установив, что конфликт интересов Бубновене О.Д. установлен вступившим в законную силу судебным актом, который в соответствии с частью 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязательным для исполнения на территории Российской Федерации любыми лицами, суды пришли к обоснованному выводу о том, что дополнительной прокурорской проверки, вынесения решения комиссии по установлению наличия конфликта интересов у Бубновене О.Д. не требовалось, поскольку все обстоятельства наличия конфликта интересов и обязанности по его урегулированию установлены апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 02 мая 2023 года.
При наличии установленного обстоятельства о возникновении у директора БУ "Центр художественных народных промыслов и ремёсел" Бубновене О.Д. конфликта интересов, при котором личная заинтересованность влияет или может повлиять на надлежащее исполнение должностных обязанностей, то есть имеются основания для возникновения коррупционного нарушения, у работодателя, осуществляющего свои полномочия в рамках единой государственной политики в области противодействия коррупции, отсутствует возможность применения к своему работнику иной меры ответственности, кроме увольнения в связи с утратой доверия.
Таким образом, вопреки доводам кассационных жалоб сторон, суды обеих инстанций пришли к правильному выводу о том, что при установленных обстоятельствах Бубновене О.Д. могла быть уволена только по пункту 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
Тот факт, что Бубновене О.Д. было подано заявление об увольнении по собственному желанию правового значения не имеет, поскольку при наличии установленного конфликта интересов и отсутствия мер по его урегулированию, у работника не имелось права выбора основания увольнения, а у работодателя применять иное основание, кроме увольнения за утрату доверия, поскольку иное противоречит государственной политике в области борьбы с коррупцией
Доводы кассационной жалобы о том, что прокурор не вправе обращаться с заявленными требованиями, не может быть принят во внимание.
В соответствии с частью 4, 16 статьи 13.5 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением об изменении основания и формулировки увольнения.
Указание на то, что трудовое законодательство не предусматривает возможности изменения формулировки увольнения после прекращения трудовых отношений в отсутствие разрешения индивидуального трудового спора, не могут явиться основанием к отмене обжалуемых судебных актов, поскольку основаны на неправильном толковании указанных норм права.
Доводы кассационной жалобы Бубновене О.Д. о том, что она не является государственной служащей, в связи с чем на нее не распространяются обязательные положения об увольнении за утрату доверия, а работа близких родственников в одном учреждении не запрещена, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неверном толковании норм права.
Согласно пунктам 1, 3, 4 части 3 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается на государственных и муниципальных служащих; на работников, замещающих отдельные должности, включенные в перечни, установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами; на иные категории лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с полномочиями, предоставленными органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре был принят Закон Ханты-Мансийского автономного - Югры от 25 сентября 2008 года N 86-оз "О мерах по противодействию коррупции в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", в котором были определены полномочия органов государственной власти автономного округа по противодействию коррупции.
Согласно пункту 3 статьи 2 Закона Ханты-Мансийского автономного - Югры от 25 сентября 2008 года N 86-оз "О мерах по противодействию коррупции в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", к полномочиям Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и исполнительных органов государственной власти автономного округа в сфере противодействия коррупции относятся: реализация мероприятий по противодействию коррупции; иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством автономного округа.
Реализуя свои полномочия Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры издало распоряжение от 26 сентября 2014 года N 531-рп "О Типовом положении о конфликте интересов работников государственных учреждений и государственных унитарных предприятий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, а также хозяйственных обществ, фондов, автономных некоммерческих организаций, единственным учредителем (участником) которых является Ханты-Мансийский автономный округ - Югра" (далее - Положение).
Этим распоряжением рекомендовано государственным учреждениям и государственным унитарным предприятиям Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, а также хозяйственным обществам, фондам, автономным некоммерческим организациям, единственным учредителем (участником) которых является Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, в срок до 1 ноября 2014 года утвердить Положения о конфликте интересов на основании настоящего распоряжения.
Вышеуказанное Положение устанавливает порядок выявления и урегулирования конфликтов интересов, возникающих у работников государственных учреждений и государственных унитарных предприятий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, а также хозяйственных обществ, фондов, автономных некоммерческих организаций, единственным учредителем (участником) которых является Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, в ходе выполнения ими трудовых обязанностей. Действие настоящего Положения распространяется на всех работников организации вне зависимости от уровня занимаемой должности (пункты 1, 3 Положения).
Таким образом, указанное Положение распространяется на всех работников государственных учреждений и государственных унитарных предприятий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, а также хозяйственных обществ, фондов, автономных некоммерческих организаций, единственным учредителем (участником) которых является Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, в ходе выполнения ими трудовых обязанностей, в том числе и на работников БУ "Центр народных художественных промыслов и ремёсел".
Ссылки на то, что конфликт интересов был исчерпан, поскольку была согласована иная структура переподчинения работников, при которой дочери и внук Бубновене О.Д. перестали находиться у нее в прямом подчинении, не могут быть приняты во внимание, поскольку не влекут исключение конфликта интересов, при занятии ответчиком должности руководителя учреждения.
При разрешении спора судами установлены все юридически значимые обстоятельства, выводы судов мотивированы и соответствуют установленным судами фактическим обстоятельствам дела. Все представленные доказательства оценены судами по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Нормы материального права применены правильно, нарушений требований процессуального законодательства при исследовании и оценке доказательств, судами первой и апелляционной инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего гражданского дела судами не допущено нарушений или неправильного применение норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции считает, что оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационных жалоб не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 01 декабря 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 27 февраля 2024 года оставить без изменения, кассационные жалобы Департамента государственной гражданской службы, кадровой политики и профилактики коррупции Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Бубновене Ольги Дмитриевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.