Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.
судей Карповой О.Н, Ложкарёвой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-457/2023 по иску Патрикеева Николая Викторовича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области о признании незаконным решения, включения периодов работы в стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Патрикеева Николая Викторовича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 21 февраля 2024 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Ложкарёвой О.А. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Патрикеев Н.В. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области (далее по тексту - ОСФР по Челябинской области) и просил признать решение N 481746/22 от 27 октября 2022 года об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, обязать включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, следующие периоды: с 15 октября 1986 года по 02 августа 1988 года в должности слесаря по ремонту подвижного состава, с 22 июня 1989 года по 02 декабря 1992 года в должности осмотрщика-ремонтника, с 03 декабря 1992 года по 31 декабря 1995 года в должности осмотрщика вагонов пункта технического обслуживания вагонов Вагонного депо станции Кушмурун Республики Казахстан, с 12 августа 1988 года по 30 августа 1988 года, с 21 сентября 2000 года по 09 ноября 2003 года в должности слесаря по ремонту подвижного состава в Вагонном депо станции Троицк; с 31 августа 1988 года по 15 июня 1989 года в должности осмотрщика-ремонтника в вагонном депо станции Троицк; с 04 апреля 2005 года по 22 июня 2008 года в должности осмотрщика-ремонтника вагонов, с 23 июня 2008 года по 31 марта 2009 года в должности слесаря по ремонту подвижного состава пункта подготовки вагонов под погрузку в Эксплуатационном вагонном депо Карталы; с 01 апреля 2009 года по 08 сентября 2009 года в должности слесаря по ремонту подвижного состава пункта подготовки под погрузку в Эксплуатационном вагонном депо Карталы Орского отделения железной дороги структурное подразделение ЮУЖД и назначить досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения за ее назначением.
Требования мотивированы тем, что 21 июля 2022 года он обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". 27 октября 2022 года решением N 481746/22 ему было отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости, по причине отсутствия требуемой продолжительности страхового стажа на соответствующих видах работ. Ответчик не засчитал в стаж на соответствующих видах работ спорные периоды. Считает решение незаконным. Внесение сведений и кодов в индивидуальный лицевой счет по периодам работы является обязанностью работодателя. Их отсутствие не лишает его права на досрочную пенсию. Указывает на то, что первый раз за назначением досрочной пенсии он обращался 04 мая 2021 года. Общий страховой стаж составил 38 лет 2 месяца 5 дней. До настоящего времени он работает в должности механизатора (докера-механизатора) комплексной бригады на погрузочно-разгрузочных работах в Златоустовской механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций. Считает, что на момент обращения в пенсионный фонд с заявлением его льготный стаж составлял более 12 лет 6 месяцев.
Решением Троицкого городского суда Челябинской области от 26 сентября 2023 года исковые требования Патрикеева Н.В. удовлетворены частично. Признано частично незаконным решение ОСФР по Челябинской области N 481746/22 от 27 октября 2022 года. На ОСФР по Челябинской области возложена обязанность включить в специальный стаж Патрикеева Н.В. для назначении пенсии по пункту 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы с 15 октября 1986 года по 02 августа 1988 года в должности слесаря по ремонту подвижного состава, с 22 июня 1989 года по 02 декабря 1992 года в должности осмотрщика-ремонтника, с 03 декабря 1992 года по 31 декабря 1995 года в должности осмотрщика вагонов пункта технического обслуживания вагонов Вагонного депо станции Кушмурун Республики Казахстан; с 12 августа 1988 года по 30 августа 1988 года, с 21 сентября 2000 года по 09 ноября 2003 года в должности слесаря по ремонту подвижного состава в Вагонном депо станции Троицк; с 31 августа 1988 года по 15 июня 1989 года в должности осмотрщика-ремонтника в Вагонном депо станции Троицк и назначить досрочную страховую пенсию по старости с 21 июля 2022 года. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 21 февраля 2024 года решение Троицкого городского суда Челябинской области от 26 сентября 2023 года отменено в части удовлетворения исковых требований Патрикеева Н.В. о признании незаконным решения от 27 октября 2022 года N 481746/22 в части отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", о возложении обязанности включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости по пункту 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы с 15 октября 1986 года по 02 августа 1988 года в должности слесаря по ремонту подвижного состава, с 22 июня 1989 года по 02 декабря 1992 года в должности осмотрщика-ремонтника, с 03 декабря 1992 года по 31 декабря 1995 года в должности осмотрщика вагонов пункта технического обслуживания вагонов Вагонного депо станции Кушмурун Республики Казахстан; с 21 сентября 2000 года по 09 ноября 2003 года в должности слесаря по ремонту подвижного состава в Вагонном депо станции Троицк, о возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости по пункту 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 21 июня 2022 года. Принято в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении данных требований. В остальной части это же решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Патрикеев Н.В. ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 21 февраля 2024 года в части отказа в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на его незаконность.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не поступало, в связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что отсутствуют основания для отмены или изменения оспариваемого судебного постановления.
Судами установлено и следует из материалов дела, что 21 июля 2022 года Патрикеев Н.В, "данные изъяты" года рождения, обратился с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ОСФР по Челябинской области от 27 октября 2022 года Патрикееву Н.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по причине отсутствия требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ.
Пенсионный орган установил, что страховой стаж истца составил 38 лет 02 месяца 05 дней, специальный стаж по пункту 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" - 01 год 04 месяца 22 дня, величина ИПК 107, 511.
В стаж по пункту 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" засчитаны следующие периоды: с 10 ноября 2003 года по 31 марта 2005 года в должности осмотрщика-ремонтника вагонов Вагонного депо станции Троицк и не засчитаны следующие периоды работ:
- с 15 октября 1986 года по 02 августа 1988 года в должности слесаря по ремонту подвижного состава, с 22 июня 1989 года по 02 декабря 1992 года в должности осмотрщика-ремонтника, с 03 декабря 1992 года по 31 декабря 1995 года в должности осмотрщика вагонов пункта технического обслуживания вагонов Вагонного депо станции Кушмурун Республики Казахстан, т.к. отсутствует занятость "на пунктах технического обслуживания вагонов станций внеклассных, первого и второго классов магистральных железных дорог" в данный период станции Кушмурун присвоен 3 класс;
- с 12 августа 1988 года по 30 августа 1988 года, с 21 сентября 2000 года по 09 ноября 2003 года в должности слесаря по ремонту подвижного состава в Вагонном депо станции Троицк, т.к. отсутствует занятость на "пунктах технического обслуживания вагонов станций внеклассных, первого и второго классов магистральных железных дорог" в Перечнях льготных профессий страхователя указанная должность поименована, сведения об индивидуальном лицевом счете заявителя отражены без кодов ДПО;
- с 31 августа 1988 года по 15 июня 1989 года в должности осмотрщика-ремонтника в вагонном депо станции Троицк, т.к. отсутствует подтверждение работы на "пунктах технического обслуживания вагонов станций внеклассных, первого и второго классов магистральных железных дорог";
- с 01 апреля 2005 года по 22 июня 2008 года в должности осмотрщика-ремонтника вагонов, с 23 июня 2008 года по 31 марта 2009 года в должности слесаря по ремонту подвижного состава пункта подготовки вагонов под погрузку в Эксплуатационном вагонном депо Карталы, т.к. отсутствуют условия занятости на "пунктах технического обслуживания вагонов станций внеклассных, первого и второго классов магистральных железных дорог", сведения на индивидуальном счете заявителя отражены без кодов ДПО, страхователь снят с регистрационного учета 18 декабря 2008 года;
- с 01 апреля 2009 года по 08 сентября 2009 года в должности слесаря по ремонту подвижного состава пункта подготовки вагонов под погрузку в Эксплуатационном депо Карталы Орского отделения железной дороги структурное подразделение ЮУЖД, т.к. отсутствуют условия занятости на "пунктах технического обслуживания вагонов станций внеклассных, первого и второго классов магистральных железных дорог", сведения на индивидуальном лицевом счете заявителя отражены без кодов ДПО, страхователь снят с регистрационного учета в связи с ликвидацией 20 декабря 2011 года.
Из трудовой книжки истца следует, что с 15 октября 1986 года по 02 августа 1988 года Патрикеев Н.В. осуществлял деятельность в должности слесаря по ремонту подвижного состава, с 22 июня 1989 года по 02 декабря 1992 года в должности осмотрщика-ремонтника, с 03 декабря 1992 года по 31 декабря 1995 года в должности осмотрщика вагонов пункта технического обслуживания вагонов Вагонного депо станции Кушмурун Республики Казахстан; с 12 августа 1988 года по 30 августа 1988 года, с 21 сентября 2000 года по 09 ноября 2003 года в должности слесаря по ремонту подвижного состава в Вагонном депо ст. Троицк; с 31 августа 1988 года по 15 июня 1989 года в должности осмотрщика-ремонтника в Вагонном депо станции Троицк.
Патрикеев Н.В. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 14 ноября 2000 года.
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица период работы Патрикеева Н.В. с 21 сентября 2000 года по 09 ноября 2003 года в должности слесаря по ремонту подвижного состава в Вагонном депо станции Троицк отражен без кода особых условий труда.
Из информации филиала АО "Костанайское отделение магистральной сети" следует, что предоставить сведения о графике работы, должностные инструкции, а также информацию о классности станции Кушмурун и станции Тобол Целинной железной дороги, интенсивности движения за период работы Патрикеева Н.В. невозможно, ввиду отсутствия на хранении данных документов.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что Патрикеев Н.В. выполнял работу в период с 15 октября 1986 года по 02 августа 1988 года в должности слесаря по ремонту подвижного состава, с 22 июня 1989 года по 02 декабря 1992 года в должности осмотрщика-ремонтника, с 03 декабря 1992 года по 31 декабря 1995 года в должности осмотрщика вагонов пункта технического обслуживания вагонов Вагонного депо станции Кушмурун Республики Казахстан; с 12 августа 1988 года по 30 августа 1988 года, с 21 сентября 2000 года по 09 ноября 2003 года в должности слесаря по ремонту подвижного состава в Вагонном депо станции Троицк; с 31 августа 1988 года по 15 июня 1989 года в должности осмотрщика-ремонтника в Вагонном депо станции Троицк в особых условиях труда, что подтверждено трудовой книжкой, справками работодателей, из которых усматривается, что работа истца протекала на условиях полной занятости в условиях труда, предусмотренных Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года N 272, в связи с чем пришел к выводу о том, что указанные периоды подлежат включению в специальный стаж по пункту 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Отказывая во включении в специальный стаж период работы с 01 апреля 2005 года по 22 июня 2008 года в должности осмотрщика-ремонтника вагонов, с 23 июня 2008 года по 31 марта 2009 года в должности слесаря по ремонту подвижного состава пункта подготовки вагонов под погрузку в Эксплуатационном вагонном депо Карталы, суд первой инстанции исходил из того, что отсутствуют условия занятости на "пунктах технического обслуживания вагонов станций внеклассных, первого и второго классов магистральных железных дорог", сведения на индивидуальном счете заявителя отражены без кодов ДПО, страхователь снят с регистрационного учета 18 декабря 2008 года.
Приходя к выводу об отказе во включении в специальный стаж период работы с 01 апреля 2009 года по 08 сентября 2009 года в должности слесаря по ремонту подвижного состава пункта подготовки вагонов под погрузку в Эксплуатационном депо Карталы Орского отделения железной дороги структурное подразделение ЮУЖД, суд первой инстанции исходил из того, что отсутствуют условия занятости на "пунктах технического обслуживания вагонов станций внеклассных, первого и второго классов магистральных железных дорог", сведения на индивидуальном лицевом счете заявителя отражены без кодов ДПО, страхователь снят с регистрационного учета в связи с ликвидацией 20 декабря 2011 года.
Установив, что с учетом спорных периодов продолжительность специального стажа работы истца по Списку, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года N 272, на дату обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии и страхового стажа являлась достаточной для назначения досрочной пенсии по старости по пункту 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", суд первой инстанции признал за истцом право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по указанному основанию с 21 июля 2022 года.
Решение суда первой инстанции в той части, которой отказано в удовлетворении исковых требований Патрикеева Н.В, в апелляционном порядке не обжаловалось, в связи с чем предметом апелляционной проверки не являлось.
Проверяя законность решения суда, суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции в части в части включения в специальный стаж истца периодов работы с 15 октября 1986 года по 02 августа 1988 года в должности слесаря по ремонту подвижного состава, с 22 июня 1989 года по 02 декабря 1992 года в должности осмотрщика-ремонтника, с 03 декабря 1992 года по 31 декабря 1995 года в должности осмотрщика вагонов пункта технического обслуживания вагонов Вагонного депо станции Кушмурун Республики Казахстан; с 21 сентября 2000 года по 09 ноября 2003 года в должности слесаря по ремонту подвижного состава в Вагонном депо станции Троицк и возложения обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости с 21 июня 2022 года.
Отменяя в указанной части решение суда первой инстанции и принимая по делу новое решение об отказе в удовлетворении указанных требований, суд апелляционной инстанции, приобщив в порядке статьи 3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации перечень льготных профессий, ответы ОАО "РЖД", копии материалов пенсионного дела, архивные справки, руководствуясь Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, пунктом 5 части 1 статьи 30, статьями 11, 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Списком профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом "д" статьи 12 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года N 272, пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, исходил из того, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие занятость истца в указанные спорные периоды в особых условиях труда, дающих право на льготное пенсионное обеспечение (занятость на пунктах технического (технического и коммерческого) обслуживания вагонов станций внеклассных, первого и второго классов магистральных железных дорог); доказательства, из которых можно было бы установить характер работы истца и возможность отнесения ее к Списку от 24 апреля 1992 года N 272, не имеется; период работы Патрикеева Н.В. с 21 сентября 2000 года по 09
ноября 2003 года в должности слесаря по ремонту подвижного состава в Вагонном депо станции Троицк отражен без кода особых условий труда.
Установив, что из архивных справок от 24 мая 2021 года N П-21 и от 11 апреля 2023 года N П-22 следует, что за 1996-2000 годы станция Кушмурун значится как станция 3 класса, информация о классности станции Кушмурун отсутствует, а из ответа Государственного учреждения "Объединенный государственный архив Челябинской области" от 06 февраля 2024 года N Т-416 следует, что железнодорожная станция Троицк в период с 1988 года по 1996 год имела 1 класс, с 1997 года по 2000 - 2 класс, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что из представленных документов не следует, что истец в периоды работы с 15 октября 1986 года по 02 августа 1988 года в должности слесаря по ремонту подвижного состава, с 22 июня 1989 года по 02 декабря 1992 года в должности осмотрщика-ремонтника, с 03 декабря 1992 года по 31 декабря 1995 года в должности осмотрщика вагонов пункта технического обслуживания вагонов Вагонного депо станции Кушмурун Республики Казахстан; с 21 сентября 2000 года по 09 ноября 2003 года в должности слесаря по ремонту подвижного состава в Вагонном депо станции Троицк был занят на работах, предусмотренных Списком от 24 апреля 1992 N 272, поскольку записи в трудовой книжке свидетельствуют лишь о факте работы в спорные периоды в указанных должностях, но не подтверждают выполнение работ в особых условиях труда, дающих право на досрочной назначение досрочной страховой пенсии по старости.
Поскольку у Патрикеева Н.В. отсутствует необходимый специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права, регулирующим возникшие правоотношения.
Доводы кассационной жалобы истца, выражающие несогласие с выводами суда апелляционной инстанции, со ссылкой на то, что его трудовая деятельность в должности осмотрщика - ремонтника, слесаря по ремонту подвижного состава в указанные периоды соответствует Списку профессий, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года; работа проводилась постоянно в течение полного рабочего времени на интенсивных участках магистральных железных дорог; при осуществлении трудовой деятельности осмотрщика вагонов пункта технического обслуживания вагонов Вагонного депо в республике Казахстан, Вагонное депо находилось на станции Кушмурун, а непосредственная работа выполнялась на станции Тобол, которая относилась к международной магистральной железной дороге и имела первый класс интенсивности; работа велась в открытом пространстве (на улице), при любых погодных условиях, не влекут отмену обжалуемых судебных актов.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
С 01 января 2021 года вступило в силу Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года, статьей 7 которого предусмотрено, что каждое государство - член определяет право на пенсию в соответствии со своим законодательством, исходя из стажа работы, приобретенного на его территории, с учетом положений настоящего Соглашения (пункт 1). В случае если стажа работы, приобретенного на территории одного государства - члена, недостаточно для возникновения права на пенсию, то учитывается стаж работы, приобретенный на территориях других государств - членов в соответствии с законодательством каждого из государств - членов, за исключением случаев, когда такой стаж работы совпадает по времени (пункт 2).
Согласно статье 12 указанного Соглашения от 20 декабря 2019 года назначение и выплата пенсии осуществляются в следующем порядке: за стаж работы, приобретенный после вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством - членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы; за стаж работы, приобретенный до вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств - членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года.
13 марта 1992 года государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13 марта 1992 года).
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 года).
Для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12 декабря 1991 года, а после распада этих государств - до 13 марта 1992 года.
Вместе с тем, письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 года N 1-369-18 разъяснялось, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года может быть учтен и трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время после 13 марта 1992 года.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, применяется Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом "д" статьи 12 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года N 272 (далее Список N 272).
Списком N 272 предусмотрены осмотрщики вагонов, занятые на пунктах технического (технического и коммерческого) обслуживания вагонов станций внеклассных, первого и второго классов магистральных железных дорог; осмотрщики-ремонтники вагонов, занятые на пунктах технического (технического и коммерческого) обслуживания вагонов станций внеклассных, первого и второго классов магистральных железных дорог; слесари по ремонту подвижного состава, занятые на пунктах технического (технического и коммерческого) обслуживания вагонов станций внеклассных, первого и второго классов магистральных железных дорог.
Согласно пункту 5 разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет" право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени, то есть в течение полного рабочего дня.
В соответствии с абзацем первым пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11, 12 данного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11, 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 указанного Федерального закона).
Аналогичные положения предусмотрены пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 258н.
Согласно пункту 4 указанного Порядка в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении.., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Статьей 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" установлено, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе: создание условий для назначения трудовых пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер трудовых пенсий при их назначении (здесь и далее в редакции, действующей на момент обращения за назначением пенсии).
Исходя из положений статьи 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Из приведенных норм права следует, что до 01 января 2021 года порядок пенсионного обеспечения лиц, прибывших на жительство в Российскую Федерацию из государств - бывших республик Союза ССР, регулировался принятым 13 марта 1992 года Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения, с 01 января 2021 года вступило в силу Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза, заключенного в г. Санкт-Петербурге 20 декабря 2019 года, которое подлежит применению к правоотношениям, возникшим после 01 января 2021 года.
При назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
По общему правилу периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (например, архивными данными, справками работодателя, уточняющими занятость работника в соответствующих должностях и учреждениях, которые засчитываются в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости). Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются в том числе выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. При этом работодатели несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, а также несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае возникновения спора о периодах работы, подлежащих включению в страховой стаж, в том числе в страховой стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, порядке исчисления этого стажа, сведения о наличии такого стажа могут быть подтверждены в судебном порядке с представлением доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. При этом бремя доказывания этих юридически значимых обстоятельств в силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязанностью лица, претендующего на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
На основании оценки собранных доказательств суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие то, что в периоды работы с 15 октября 1986 года по 02 августа 1988 года в должности слесаря по ремонту подвижного состава, с 22 июня 1989 года по 02 декабря 1992 года в должности осмотрщика-ремонтника, с 03 декабря 1992 года по 31 декабря 1995 года в должности осмотрщика вагонов пункта технического обслуживания вагонов Вагонного депо станции Кушмурун Республики Казахстан; с 21 сентября 2000 года по 09 ноября 2003 года в должности слесаря по ремонту подвижного состава в Вагонном депо станции Троицк истец выполнял работу на пунктах технического (технического и коммерческого) обслуживания вагонов станций внеклассных, первого и второго классов магистральных железных дорог, в связи с чем указанные периоды обоснованно не включены в специальный стаж.
По имеющимся в деле документам следует, что пункт технического обслуживания вагонов Вагонного депо станции Кушмурун Республики Казахстан с 1996 года имел 3 класс, что не позволяет отнести выполняемую истцом работу к особым условиям труда по Списку N 272.
Тот факт, что до указанного периода сведений о классности не имеется, не позволяет при отсутствии подтверждающих документов прийти к выводу о том, что указанный пункт обслуживания вагонов относится к станциям внеклассным, первого или второго классов магистральных железных дорог.
При разрешении доводов кассационной жалобы, направленных на оспаривание выводов судов по существу спора, учитывается, что по смыслу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции, в силу своей компетенции, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и второй инстанций, тогда как правом переоценки доказательств он не наделен.
Следовательно, не имеется оснований для повторного обсуждения вопроса о допустимости, относимости, достоверности и достаточности доказательств, положенных в основу обжалуемого судебного акта, либо отвергнутых судом.
Разрешая заявленные требования, суд, вопреки позиции кассатора, правильно определилхарактер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовали обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, а представленные сторонами доказательства оценил по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального закона, исходя из доводов кассационной жалобы и материалов гражданского дела, не установлено.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции считает, что оснований для отмены обжалуемого судебного постановления в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 21 февраля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Патрикеева Николая Викторовича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.