Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Руновой Т.Д, Грудновой А.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2063/2023 по иску Свириденко Инны Николаевны к администрации города Нижний Тагил Свердловской области о включении периода работы в стаж муниципальной службы, признании права на получение ежемесячной надбавки к пенсии за выслугу лет на муниципальной службе, перерасчете и выплате пенсии, взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, взыскании компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Свириденко Инны Николаевны на решение Ленинского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 25 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 07 февраля 2024 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Руновой Т.Д. об обстоятельствах дела, принятых по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Свириденко И.Н. обратилась с иском к администрации города Нижний Тагил, в котором просила обязать ответчика:
- включить в стаж муниципальной службы период ее работы с 12 октября 1987 года по 02 мая 1989 года на должностях товароведа, инспектора городского управления торгами;
- внести соответствующие изменения в распоряжение администрации города Нижний Тагил от 28 декабря 2021 года N 1088-лс "Об установлении пенсии за выслугу лет Свириденко И.Н." в части стажа муниципальной службы и размера пенсии в процентах должностного оклада и направить его в установленный (7-дневный) срок в управление социальных программ и семейной политики администрации города согласно Порядку назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности на постоянной основе и должности муниципальной службы в городе Нижний Тагил, утвержденному постановлением Главы города Нижний Тагил от 25 июля 2017 года N 148-ПГ "Об утверждении Порядка назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности на постоянной основе и должности муниципальной службы в городе Нижний Тагил";
- произвести перерасчет и выплатить недоначисленную пенсию в размере 35% от должностного оклада, начиная с 10 декабря 2021 года по дату вступления решения суда в законную силу;
- взыскать с ответчика проценты за пользование чужими денежными средствами на основании статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации;
- взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 50 000 руб. и судебные расходы.
В обоснование заявленных требований указала, что 10 декабря 2021 года обратилась в администрацию г..Нижний Тагил с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет, как муниципальному служащему со стажем работы более 20 лет, в размере 100% от должностного оклада. Ответчик, принимая решение о размере пенсии за выслугу лет, исключил из стажа период работы в управлении торгами Нижнетагильского горисполкома с 12 октября 1987 года по 02 мая 1989 года, поскольку, по мнению ответчика, управление торгами не является органом власти и должности, замещаемые в данном управлении, не могут учитываться для исчисления стажа муниципальной службы. При исключении периода, принятый к учету стаж составил 19 лет 03 месяца 23 дня, а размер надбавки к пенсии - 65%, вместо ожидаемых ею 100% от должностного оклада. С решением ответчика не согласна. Указала, что в сентябре 1987 года по ходатайству начальника городского управления торгами Нижнетагильского горисполкома истец перераспределена управлением торговли Свердловского облисполкома в ведение городского управления торгами Нижнетагильского горисполкома и принята на работу в указанное управление с 12 октября 1987 на должность товароведа. До увольнения 07 сентября 1990 года в связи с переводом в Нижнетагильский техникум советской торговли фактически работала инспектором отдела организации торговли. 01 апреля 1989 года городское управление торгами Нижнетагильского горисполкома реорганизовано в хозрасчетное управление торговли с сохранением всех ранее выполняемых функций Горисполкома в сфере торговли и добавлением функции оперативного управления розничной сетью непродовольственных товаров. Она переведена в хозрасчетное управление торговли 03 мая 1989 года. 20 сентября 1991 года принята переводом на работу в исполнительный комитет Тагилстроевского районного Совета Нижнего Тагила, в дальнейшем переименованный в администрацию Тагилстроевского района г..Нижний Тагил Свердловской области.
Согласно законодательству РСФСР, в период ее работы в управлении торгами в структуру городского исполнительного комитета Нижнего Тагила должно было входить управление торговли, которое могло состоять как на местном бюджете, так и на хозяйственном расчете. Полагала, что период ее работы с 12 октября 1987 года по 02 мая 1989 года должен быть включен в стаж работы, дающий право на получение ежемесячной надбавки к пенсии, поскольку управление торгами было создано как структурное подразделение горисполкома; управление торгами под действующим наименованием либо как управление (отдел) торговли должно было находиться в составе горисполкома. Она работала в управлении торгами на должностях, названия которых поименованы в действовавших нормативных актах, касающихся структуры и штатов отделов и управлений горисполкома. 11 января 2011 года она была уволена из администрации Тагилстроевского района г..Нижний Тагил Свердловской области по сокращению штата. По ее расчету, стаж работы, дающий право на получение надбавки к пенсии за выслугу лет, составил 20 лет 09 месяцев 20 дней.
Решением Ленинского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 24 октября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 11 января 2023 года, в удовлетворении исковых требований Свириденко И.Н. отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 08 июня 2023 года решение Ленинского районного суда г. Нижний Тагил от 24 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 11 октября 2023 года отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При повторном рассмотрении дела, Свириденко И.Н. с учетом уточнения исковых требований просила суд:
- признать незаконными и нарушающими права действия администрации города Нижний Тагил при установлении в декабре 2021 года пенсии по выслуге лет в части определения стажа муниципальной службы и исключения из него периода работы в управлении торгами Нижнетагильского горисполкома с 12 октября 1987 года по 02 мая 1989 года, а также в части установления должностного оклада, принятого в расчет при исчислении размера пенсии за выслугу лет, взятого произвольно и не соответствующего Положению о назначении и выплате пенсии за выслугу лет гражданам, замещавшим муниципальные должности на постоянной основе и должности муниципальной службы в городе Нижний Тагил;
- обязать администрацию города Нижний Тагил:
включить в стаж муниципальной службы период работы с 12 октября 1987 года по 02 мая 1989 года на должностях товароведа, инспектора городского управления торгами;
внести соответствующие изменения в распоряжение администрации города Нижний Тагил от 28 декабря 2021 года N 1088-лс "Об установлении пенсии за выслугу лет Свириденко И.Н." в части стажа муниципальной службы и размера пенсии в процентах должностного оклада и направить его в установленный (7-дневный) срок в управление социальных программ и семейной политики администрации города согласно Порядку назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности на постоянной основе и должности муниципальной службы в городе Нижний Тагил, утвержденному постановлением Главы города Нижний Тагил от 25 июля 2017 года N 148-ПГ "Об утверждении Порядка назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности на постоянной основе и должности муниципальной службы в городе Нижний Тагил";
- взыскать с ответчика недополученную пенсию в размере 35% от должностного оклада, начиная с 10 декабря 2021 года по дату рассмотрения судебного спора по существу вопроса, денежную компенсацию за нарушение сроков и размера ежемесячных выплат в сумме 35 637, 65 руб. (расчеты предварительные, на дату 25 октября 2023 года), за пользование чужими деньгами из-за несвоевременной выплаты незаконно удержанных сумм пенсии, компенсацию морального вреда в сумме 100 000 руб, судебные расходы.
- возложить обязанность продолжить начисления компенсаций на сумму недоначисленных выплат, за нарушение сроков и размера ежемесячных выплат и за пользование чужими денежными средствами с момента вынесения решения суда по настоящему делу и до его фактического исполнения.
Решением Ленинского районного суда города Нижнего Тагила Свердловской области от 25 октября 2023 года:
- признаны незаконными и нарушающими права Свириденко И.Н. действия администрации города Нижний Тагил в части определения стажа муниципальной службы равным 19 лет 03 месяцам 23 дням, исключения из стажа муниципальной службы периода работы в управлении торгами Нижнетагильского горисполкома с 12 октября 1987 года по 02 мая 1989 года, установления должностного оклада, принятого в расчет при исчислении размера пенсии за выслугу лет;
- на администрацию города Нижний Тагил возложена обязанность включить в стаж муниципальной службы Свириденко И.Н. период работы с 12 октября 1987 года по 02 мая 1989 года на должностях товароведа, инспектора в управлении торгами Нижнетагильского горисполкома;
- на администрацию города Нижний Тагил возложена обязанность внести соответствующие изменения в распоряжение администрации города Нижний Тагил от 28 декабря 2021 года N 1088-лс "Об установлении пенсии за выслугу лет Свириденко И.Н." в части стажа муниципальной службы и размера пенсии в процентах должностного оклада и направить его в установленный (7-дневный) срок в управление социальных программ и семейной политики администрации города согласно Порядку назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности на постоянной основе и должности муниципальной службы в городе Нижний Тагил, утвержденному постановлением Главы города Нижний Тагил от 25 июля 2017 года N 148-ПГ "Об утверждении Порядка назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности на постоянной основе и должности муниципальной службы в городе Нижний Тагил";
- с администрации города Нижний Тагил в пользу Свириденко И.Н. взыскана недополученная пенсия в размере 35% от должностного оклада, начиная с 10 декабря 2021 года по октябрь 2023 года включительно в размере 120 022, 26 руб, компенсация морального вреда в размере 15 000 руб, судебные расходы в размере 1023 рублей.
В удовлетворении остальной части требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 07 февраля 2024 года решение Ленинского районного суда города Нижнего Тагила Свердловской области от 25 октября 2023 года изменено в части размера компенсации морального вреда с указанием на взыскание с администрации города Нижний Тагил в пользу Свириденко И. Н. компенсации морального вреда в размере 40 000 руб, в остальной части это же решение оставлено без изменения. С администрации города Нижний Тагил в пользу Свириденко И.Н. взысканы судебные расходы в размере 778 руб.
В кассационной жалобе Свириденко И.Н. просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение в части отказа в удовлетворении исковых требований, как незаконных.
Стороны в судебное заседание кассационной инстанции не явились, извещены, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли. Свириденко И.Н. просила судебное заседание провести в ее отсутствие.
Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 3976 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и следует из материалов дела, подтверждается записями в трудовой книжке, что истец 06 августа 1986 года принята на работу в В-Пышминский торг на должность товароведа по изучению спроса.
30 сентября 1987 года уволена по пункту 5 статьи 29 КЗоТ РСФСР в порядке перевода в Нижнетагильское управление торгами.
12 октября 1987 года истец принята переводом на должность товароведа в Нижнетагильское городское управление торгами.
18 декабря 1987 года истец переведена на должность инспектора.
01 апреля 1989 года городское управление торговли реорганизовано в хозрасчетное управление торговли г. Нижний Тагил.
Согласно архивной справке от 24 декабря 2021 года Свириденко И.Н. принята товароведом городского управления торгами с 12 октября 1987 года (приказ от 12 октября 1987 года N 97), переведена инспектором отдела организации торговли временно на период декретного отпуска Рудных В.М. с 18 декабря 1987 года (приказ от 17 декабря 1987 года N 122), переведена инспектором отдела организации торговли на период декретного отпуска Помигуевой с 03 мая 1989 года (приказ от 03 мая 1989 года N 21 а/к), уволена 07 сентября 1990 года переводом в техникум советской торговли.
10 декабря 2021 года истец обратилась к главе г. Нижний Тагил с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет к назначенной страховой пенсии в соответствии с Положением о назначении и выплате пенсии за выслугу лет гражданам, замещавшим и муниципальные должности на постоянной основе и должности муниципальной службы в г. Нижний Тагил, утвержденным решением Нижнетагильской городской Думы от 22 октября 2009 года N 74.
Распоряжением администрации г. Нижний Тагил от 28 декабря 2021 года N 1088-лс истцу, замещавшей должность муниципальной службы главного специалиста администрации Тагилстроевского района г. Нижний Тагил, с 10 декабря 2021 года установлена пенсия за выслугу лет в размере 65% должностного оклада, исходя из стажа муниципальной службы 19 лет 03 месяца 23 дня.
Приказом Управления социальных программ и семейной политики администрации г. Нижний Тагил от 12 января 2022 года N 5 Свириденко И.Н. определена пенсия за выслугу лет с 10 декабря 2021 года в размере 65 процентов ежемесячного должностного оклада, что составляет 8638 руб. 11 коп.
Из представленной в материалы дела справки от 27 декабря 2021 года N 2105 об исчислении стажа муниципальной службы Свердловской области следует, что при расчете стажа муниципальной службы ответчиком включены следующие периоды работы истца:
- с 20 сентября 1991 года по 31 января 1992 года (00 лет 04 месяца 11 дней) - специалист 1 категории по ценам исполнительного комитета Тагилстроевского районного Совета народных депутатов;
- с 01 февраля 1992 года по 11 января 2011 года (18 лет 11 месяцев 10 дней) - старший инспектор по контролю за ценами, помощник главы администрации по контролю за ценами, главный специалист по экономике, главный специалист отдела организации и контроля, главный специалист отдела коммунального хозяйства, главный специалист администрации Тагилстроевского района.
Согласно регламенту Нижнетагильского городского совета депутатов трудящихся, утвержденному решением Нижнетагильского городского Совета депутатов трудящихся от 20 июня 1975 года, после принятия городским Советом решения о признании полномочий депутатов городской Совет: образует отделы и управления исполнительного комитета, утверждает руководителей отделов и управлений (статья 45).
Согласно копии архивной справки от 05 января 1995 года, выданной филиалом государственного архива Свердловской области в г. Нижнем Тагиле, решением первой сессии Нижнетагильского городского Совета народных депутатов двадцатого созыва от 02 июля 1987 года управление торгами было утверждено структурным подразделением исполнительного комитета. В ней содержатся основания выдачи справки.
Из указанного решения от 02 июля 1987 года следует, что были также утверждены заведующие отделами и начальники управлений исполкома Нижнетагильского городского Совета народных депутатов. Начальником управления торгами утвержден Шурганов А.А.
Аналогичные копии решений представлены по запросу суда за период с 1963 по 1986 годы, из которых следует, что ежегодно председатель горисполкома вносил на заседаниях Нижнетагильского городского Совета народных депутатов предложение об утверждении заведующих отделами и начальников управления горисполкома, в том числе ежегодно утверждался начальник управления торгами.
Согласно копии отчета о численности, составе и движении работников, занимающих должности руководителей и специалистов от 11 января 1989 года, предоставленной в управление торговли Свердловского облисполкома, в нем наименование управления, предоставившего отчет, указано как управление торгами Н-Тагильского горисполкома.
Из копии архивной справки Муниципального казенного учреждения "Нижнетагильский городской исторический архив" от 27 декабря 2021 года N 1-с следует, что в решениях первых сессий 17-20 созывов Нижнетагильского городского Совета народных депутатов от 03 марта 1980 года, 30 июня 1982 года, 06 марта 1985 года, 02 июля 1987 года в числе руководителей отделов и управлений исполкома Нижнетагильского городского Совета народных депутатов значится начальник управления торгами (в период с 1980 по 1989 года утверждались в должности только руководители отделов и управлений горисполкома); в Списке сотрудников Нижнетагильского горисполкома от 01 января 1984 года имеется список сотрудников городского управления торгами с указанием наименований должностей работников. В ней также указаны основания выдачи справки.
Согласно архивной справке МКУ "Нижнетагильского городского исторического архива" от 26 сентября 2023 года N 559-ТСМ решением восьмой сессии 20 созыва Нижнетагильского городского Совета народных депутатов от 20 декабря 1988 года "Об основных организационных мероприятиях городского Совета народных депутатов по выполнению плана экономического и социального развития города на 1989 год", постановлено исполкому городского Совета, его отделам и управлениям, постоянным комиссиям... осуществить меры, направленные на безусловное выполнение заданных, установленных планом на 1989 год. Согласно основным организационным мероприятиям на 1989 года в списке указано управление торгами на первый, второй, четвертый квартал 1989.
Разрешая спор суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", Областного закона от 21 января 1997 года N 5-ОЗ "О стаже государственной гражданской службы Свердловской области и стаже муниципальной службы в Свердловской области", Закона Свердловской области от 29 октября 2007 года N 136-ОЗ "Об особенностях муниципальной службы на территории Свердловской области", Законом РСФСР от 29 июля 1971 года "О городском, районном в городе Совете народных депутатов РСФСР", Указом Президиума ВС РСФСР от 01 июля 1982 года "Об отделах и управлениях исполнительных комитетов краевых, областных Советов народных депутатов, Советов народных депутатов автономных областей и автономных округов, районных, городских, районных в городах Советов народных депутатов РСФСР", исходил из того, что периоды замещения должностей в отделах или управлениях исполнительных комитетов городских, районных в городах, поселковых и сельских Советах народных депутатов может быть зачтена в стаж муниципальной службы при условии, если должность отнесена к должностям руководящих работников и специалистов.
Установив, что управление торгами входило в структуру Нижнетагильского городского Совета народных депутатов, являлось его отделом, занимаемые истцом должности инспектора по основной деятельности, товароведа относились к должностям специалистов, суд признал обоснованными требования истца о признании незаконными действий администрации города Нижний Тагил в части определения стажа муниципальной службы равным 19 лет 3 месяцам 23 дням, исключения из стажа муниципальной службы периода работы в управлении торгами Нижнетагильского горисполкома с 12 октября 1987 года по 02 мая 1989 года. В связи с изложенным, суд возложил на администрацию города Нижний Тагил обязанности: включить в стаж муниципальной службы Свириденко И.Н. период работы с 12 октября 1987 года по 02 мая 1989 года на должностях товароведа, инспектора в управлении торгами Нижнетагильского горисполкома; внести изменения в распоряжение от 28 декабря 2021 года N 1088-лс "Об установлении пенсии за выслугу лет Свириденко И.Н." в части стажа муниципальной службы и размера пенсии в процентах должностного оклада, установив его в размере 100 %; направить распоряжение в установленный (7-дневный) срок в управление социальных программ и семейной политики Администрации города согласно Порядку назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности на постоянной основе и должности муниципальной службы в городе Нижний Тагил, утвержденному постановлением Главы города Нижний Тагил от 25 июля 2017 года N 148-ПГ.
Разрешая требования истца в части установления должностного оклада при исчислении пенсии, взыскании недополученной пенсии начиная с 10 декабря 2021 года по октябрь 2023 года в размере 172 690, 38 руб, суд первой инстанции установил, что для назначения пенсии должностной оклад Свириденко И.Н. - 11556, 00 руб. рассчитан исходя из должностного оклада 7892, 00 руб, установленного постановлением администрации города Нижний Тагил от 01 декабря 2010 года N 2666, на день увольнения 11 января 2011 года с муниципальной службы Свириденко И.Н, с учетом последующих индексаций должностных окладов.
Согласно справке о должностном окладе от 27 декабря 2021 года N 2104 МКУ администрации Тагилстроевского района, должностной оклад Свириденко И.Н. по штатной должности составляет 11 556 рублей, с учетом уральского коэффициента 13 289, 40 руб.
Согласно Положению о назначении и выплате пенсии за выслугу лет гражданам, замещавшим муниципальные должности на постоянной основе и должности муниципальной службы в городе Нижний Тагил, утвержденному решением Нижнетагильской городской Думы от 22 октября 2009 года N 74, пенсия за выслугу лет устанавливается гражданам, указанным в пункте первом статьи 2 при наличии стажа муниципальной службы свыше 20 до 25 лет включительно - в размере 100 % ежемесячного должностного оклада по соответствующей должности муниципальной службы.
Как следует из штатного расписания, действующего с 01 октября 2021 года, утвержденного постановлением администрации города Нижний Тагил 10 ноября 2021 года N 2039-ПА, оклад главного специалиста МКУ администрации Тагилстроевского района города Нижний Тагил составляет 11 984 руб.
Установив указанные обстоятельства, суд пришел к выводу, что исчисление размера пенсии должно осуществляться исходя из размера должностного оклада, который действовал на момент выхода на пенсию по соответствующей должности муниципальной службы, размер пенсии Свириденко И.Н. на момент ее установления 10 декабря 2021 года должен составлять 13 781, 60 руб. (11 984 руб. и районный коэффициент 1797, 60 руб.).
Выполнив расчет подлежащей выплате истцу пенсии, суд установилразмер недоплаченной пенсии за период с 10 декабря 2021 года по октябрь 2023 года включительно в размере 120 022, 26 руб, указав на незаконность действий ответчика по установлению должностного оклада, принятого в расчет при исчислении размера пенсии за выслугу лет.
С учетом характера настоящего спора и того, что возникшие между сторонами отношения по выплате пенсии не носят гражданско-правового характера и не относятся к денежным обязательствам по смыслу положений статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд не усмотрел оснований для применения вышеуказанной нормы закона к возникшим правоотношениям.
Ввиду того, что настоящий спор вытекает из отношений пенсионного обеспечения, оснований для взыскания с администрации г. Нижний Тагил в пользу Свириденко И.Н. компенсации, предусмотренной положениями статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции не установил.
Установив, что ответчиком нарушены неимущественные права истца на получение пенсионного обеспечения в полном размере на протяжении длительного времени, суд первой инстанции взыскал в пользу Свириденко И.Н. компенсацию морального вреда в размере 15 000 руб.
Разрешая заявление истца в части взыскания судебных расходов в размере 1 023 руб, суд признал указанные расходы обоснованными, связанными с рассмотрением спора.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции о наличии правовых оснований для удовлетворения иска Свириденко И.Н, за исключением требований о взыскании процентов, предусмотренных положениями статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, и компенсации в соответствии с положениями статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции признал заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы истца в части необоснованного снижения суммы компенсации морального вреда, подлежащей взысканию с администрации г. Нижний Тагил.
Разрешая вопрос о размере компенсации морального вреда, подлежащей взысканию с администрации г. Нижний Тагил в пользу Свириденко И.Н, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 150, 151 Трудового кодекса Российской Федерации, принял во внимание длительность нарушения прав истца (с декабря 2021 года), значимость для истца нарушенного права (на протяжении продолжительного времени истец недополучала пенсию в размере 35%), многократные обращения истца к ответчику в целях восстановления нарушенного права, которые не привели к положительному разрешению спора, а также то обстоятельство, что пенсионные выплаты, значительной части которых истец была лишена, являются для нее единственным источником средств к существованию, в связи с чем пришел к выводу о взыскании в пользу Свириденко И.Н. компенсации морального вреда в размере 40 000 руб, которую признал разумной и справедливой.
Кроме того, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 88, 94, 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, удовлетворил заявление истца о взыскании с ответчика расходов, понесенных на проезд в связи с обеспечением явки в судебное заседание 01 февраля 2024 года в сумме 778 руб, ввиду их доказанности и необходимости.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции, с учетом выводов суда апелляционной инстанций, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, подтверждены представленными в материалы дела доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Довод жалобы Свириденко И.Н. о том, что размер оклада специалиста утвержден в виде диапазона 7 376 - 7904 руб, на дату назначения пенсии диапазон окладов составлял 11 984 - 12842 руб, в связи с чем использование должностного оклада в размере 11 984 руб. нарушает ее права, судебной коллегией отклоняются.
Согласно Положению о назначении и выплате пенсии за выслугу лет гражданам, замещавшим муниципальные должности на постоянной основе и должности муниципальной службы в городе Нижний Тагил, утвержденному решением Нижнетагильской городской Думы от 22 октября 2009 года N 74, пенсия за выслугу лет устанавливается гражданам, указанным в пункте первой статьи 2 при наличии стажа муниципальной службы свыше 20 до 25 лет включительно - в размере 100 % ежемесячного должностного оклада по соответствующей должности муниципальной службы (статья 2).
В соответствии с Положением о размере и условиях оплаты труда лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы в городе Нижний Тагил, утвержденному решением Нижнетагильской городской Думы от 22 октября 2009 года N 74, конкретный размер должностного оклада муниципального служащего определяется работодателем в зависимости от занимаемой должности муниципальной службы согласно Приложению N 2 к Положению. Должностной оклад по должности муниципальной службы утверждается штатным расписанием и указывается в трудовом договоре.
Установив, что согласно штатному расписанию, действующему с 01 октября 2021 года, утвержденному постановлением администрации города Нижний Тагил 10 ноября 2021 года N 2039-ПА, оклад главного специалиста МКУ администрации Тагилстроевского района города Нижний Тагил составлял 11 984 руб, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что размер оклада, из которого подлежит исчислению пенсия, должен составлять 11 984 руб.
Доводы кассационной жалобы Свириденко И.Н. о необходимости принять во внимание представленный ею расчет, составленный с учетом инфляционных процессов, начислить проценты в соответствии с положениями статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации, были предметом оценки судов первой и апелляционной инстанций. Мотивы, по которым приведенные доводы признаны необоснованными и отклонены, подробно изложены в оспариваемых судебных актах. Оснований не соглашаться с выводами судов у судебной коллегии не имеется.
Доводы кассационной жалобы Свириденко И.Н. о заниженном размере компенсации морального вреда не свидетельствуют о незаконности апелляционного определения в указанной части.
В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно пункту 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Данная категория дел носит оценочный характер, и суд вправе при определении размера компенсации морального вреда, учитывая вышеуказанные нормы закона, с учетом степени вины ответчика, определить размер денежной компенсации морального вреда по своему внутреннему убеждению, исходя из конкретных обстоятельств дела.
Моральный вред по своему характеру не предполагает возможности его точного выражения в деньгах, предусмотренная законом денежная компенсация должна лишь отвечать признакам справедливого вознаграждения потерпевшего за перенесенные страдания.
Вопреки доводам жалобы истца, размер компенсации морального вреда определен судом с учетом всех юридически значимых обстоятельств по делу, отвечает требованиям разумности и справедливости.
Доводы кассационной жалобы правовых оснований к отмене судебных постановлений не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций, к выражению несогласия с произведенной судами оценкой представленных по делу доказательств.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы заявителя не имеется.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 25 октября 2023 года в неизмененной части и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 07 февраля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Свириденко Инны Николаевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.