Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Чаус И.А.
судей Бурматовой Г.Г, Чернецовой С.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-840/2023 по иску Овчинниковой Тамары Александровны к некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае", администрации Чернушинского городского округа, обществу с ограниченной ответственностью "Регион" о возложении обязанности, по кассационной жалобе Овчинниковой Тамары Александровны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 26 марта 2024 года.
Заслушав доклад председательствующего судьи Чаус И.А. о вынесенных по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Овчинникова Т.А. обратилась в суд с иском к некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае" (далее - Фонд), администрации Чернушинского городского округа, обществу с ограниченной ответственностью "Регион" (далее - ООО "Регион"), в котором просила:
возложить на Фонд обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение работ по капитальному ремонту фасада многоквартирного дома N "данные изъяты" путем привлечения для оказания услуг и выполнения работ по капитальному ремонту подрядных организаций, заключения с подрядными организациями от своего имени договоров, предусматривающих установление гарантийного срока на оказанные услуги и выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг или выполненных работ; осуществлять контроль качества и сроков оказания услуг и выполнения работ по капитальному ремонту фасада многоквартирного дома подрядными организациями и соответствия таких услуг и работ требованиям проектной документации; обеспечить приемку оказанных услуг и выполненных работ по капитальному ремонту фасада посредством создания соответствующих комиссий с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию региональных программ капитального ремонта краткосрочных планов их реализации, лиц, осуществляющих управление данным многоквартирным домом, и представителей собственников помещений в многоквартирном доме;
возложить на ООО "Регион" обязанность обеспечить участие в приемке оказанных услуг и выполненных работ по капитальному ремонту фасада многоквартирного дома N 13, расположенного в г. Чернушка на ул. Юбилейная, в составе комиссии, созданной Фондом;
возложить на администрацию Чернушинского городского округа обязанность обеспечить участие в приемке оказанных услуг и выполненных работ по капитальному ремонту фасада многоквартирного дома N 13 по ул. Юбилейная в г. Чернушка в составе комиссии, созданной Фондом.
В обоснование заявленных требований указано, что региональной программой, утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 24 апреля 2014 года N 288-п, и краткосрочным планом на 2021-2023 годы реализации региональной программы, утвержденным приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 15 июня 2020 года N СЭД-24-03-23-ПР-7, запланированы работы по капитальному ремонту фасада дома N 13, расположенного по адресу: "данные изъяты". Срок выполнения работ установлен до 31 декабря 2023 года. Однако в установленный срок работы не выполнены, что нарушает права собственников помещений в указанном доме.
Решением Чернушинского районного суда Пермского края от 27 ноября 2023 года исковые требования удовлетворены в полном объёме.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 26 марта 2024 года решение Чернушинского районного суда Пермского края от 27 ноября 2023 года отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе Овчинникова Т.А. В кассационной жалобе заявитель просит отменить судебный акт, ссылаясь на его незаконность.
В возражениях на кассационную жалобу Министерство жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края указывает на законность апелляционного определения, просит оставить жалобу без удовлетворения.
Судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции установила, что участники процесса надлежащим образом и своевременно извещены о месте и времени судебного разбирательства. Кроме того, информация о слушании по настоящему делу заблаговременно размещена на официальном сайте суда.
В судебное заседание Седьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, не явились, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли. На основании статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В силу части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Судом установлено, что Овчинникова Т.А. является собственником жилого помещения по адресу: "данные изъяты"
В соответствии с техническим паспортом указанный жилой дом построен в 1979 году с числом этажей "данные изъяты" квартир.
Управление указанным домом осуществляет ООО "Регион".
Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. "данные изъяты" от 15 апреля 2014 года председатель совета многоквартирного дома уполномочен быть представителем интересов собственников многоквартирного дома бессрочно по всем вопросам во всех органах, в том числе во всех судах со всеми правами, какие предоставлены законом заявителю, истцу, ответчику, третьему лицу.
Из протокола N 2 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. "данные изъяты", от 28 декабря 2020 года следует, что председателем совета многоквартирного дома избрана Овчинникова Т.А.
Постановлением Правительства Пермского края от 24 апреля 2014 года N288-п утверждена региональная Программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края на 2014-2044 годы и предельных стоимостей услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, которые могут оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта.
Указанной программой было предусмотрено проведение капитального ремонта фасада в доме "данные изъяты" с 2021-2023 годы.
В соответствии с разделом III названной программы, виды услуг и (или) работ по капитальному ремонту, их стоимость устанавливаются в соответствии с ежегодно актуализируемыми краткосрочными планами с учетом результатов обследования домов.
Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 15 июня 2023 года N 24-04-01-04-195 внесен в региональный краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы. Плановая дата завершения работ 31 декабря 2023 года.
В рамках настоящего дела спор возник в связи с изменением сроков проведения заявленных в иске работ в соответствии с новой региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 28 апреля 2023 г. N 328-п.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствовался положениями статей 2, 12, 13, 166, 168, 178, 182, 188, 190 Жилищного кодекса Российской Федерации, положениями Закона Пермского края от 11 марта 2014 года N304-ПК "О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края", региональной Программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы, утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 24 апреля 2014 года N 288-п и исходил из того, что в предусмотренный региональной программой N 288-п срок капитальный ремонт многоквартирного дома в виде проведения спорных работ не был выполнен.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое об отказе в удовлетворении исковых требований суд апелляционной инстанции исходил из необоснованного включения работ по ремонту фасада в рамках Программы N 288-п на этап 2021 - 2023 г, а также из того, что на момент принятия судом решения действовала Программа N 328-п, которой вновь установленные сроки в отношении спорных работ (2072-2074 г. - фасад) определялись с учетом технического состояния и исходя из финансового обеспечения их выполнения.
Выводы суда апелляционной инстанции основаны на исследовании представленных доказательств, их оценке в соответствии с правилами, установленными в ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют нормам права, регулирующим возникшие отношения.
При рассмотрении дела судом правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства, приняты необходимые меры для выяснения прав и обязанностей сторон, бремя доказывания между сторонами распределено правильно, выводы суда мотивированы, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела, требованиям закона и в кассационной жалобе не опровергнуты.
Доводы кассационной жалобы о том, что при рассмотрении дела следовало руководствоваться Программой N 288-п и установленными ею сроками выполнения работ по капитальному ремонту фасада, которые не проведены, и выполнять которые ответчик отказывается, следует отклонить.
Положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (ст. 166-168) в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлены полномочия по принятию соответствующих нормативных правовых актов.
Частью 1 ст. 168 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в том числе в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.
В силу части 3 ст. 168 Жилищного кодекса Российской Федерации очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации.
Таким образом, обеспечение баланса между требованиями интересов общества и частными интересами в данной сфере отношений обеспечивается дискрецией федерального законодателя и законодателя субъекта Российской Федерации по определению правил и критериев включения тех или иных домов в региональные программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, планового периода проведения капитального ремонта, которые утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации
Принимая во внимание, что ранее действовавшая Программа N 288-п принималась без учета реального технического состояния многоквартирного жилищного фонда и показала отсутствие финансового обеспечения, формировалась без подтверждения соответствия нормативно-технической документации в области строительной деятельности, Постановлением Правительства Пермского края от 28.04.2023 N 328-п была утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в которой сроки выполнения спорных работ определены с учетом технического состояния конструкций.
В целях необходимости упорядочения мероприятий по планированию и организации капитального ремонта разделом 1 указанного нормативного правового акта установлено, что дальнейшее выполнение капитального ремонта жилищного фонда необходимо осуществлять программно-целевым методом в рамках настоящей Программы, обеспеченной соответствующим финансированием, а также системой планирования и контроля, с учетом выполненных работ за период 2014-2023 годов в рамках реализации Региональной программы на 2014-2044 годы.
Вопреки доводам кассационной жалобы суд апелляционной инстанции правомерно указал, что при рассмотрении дела следовало руководствоваться положениями Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2024-2074 годы, исходя из того, что Постановление Правительства Пермского края от 28.04.2023 N 328-п, которым данная Программа была утверждена, вступило в силу 01 сентября 2023 г, что следует из прямого указания в п. 2 названного постановления, а также даты его официального опубликования - 21 августа 2023 г.
При разрешении доводов заявителя, которые сводятся к указанию на то, что техническое состояние требует проведения капитального ремонта, судебная коллегия исходит из того, что вопросы оценки конкретных обстоятельств при разрешении настоящего спора относительно необходимости проведения заявленных работ, находятся в рамках дискреционных полномочий судов нижестоящих инстанций.
В данном случае мотивы оценочных выводов суда апелляционной инстанции приведены убедительным образом, с учетом представленных в материалы дела доказательств, подтверждающих, что техническое состояние многоквартирного дома по состоянию на 2019 г. являлось работоспособным, установленный процент износа фасада (25%), указывал на отсутствие необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
При этом судом апелляционной инстанции, в отсутствие сведений о лице, проводившем техническое обследование и давшем квалифицированное заключение и состоянии фасада, мотивированно отклонена информация, представленная ООО "Регион" (управляющая компания) с указанием на техническое состояние фасада с износом 39%.
Поскольку техническое состояние фасада не являлось аварийным, то в рамках Программы N 288-п их включение на этап 2021-2023 годы правомерно признано судом апелляционной инстанции необоснованным (без учета технического состояния и финансового обеспечения), что также следует из приведенного обоснования раздела I Программы N 328-п.
При этом по итогам технического обследования и исходя из технического состояния указанные работы запланированы к проведению капитального ремонта в рамках действующей с 01 сентября 2023 Программы N 328-п 2072-2074 годы (фасад).
Доводы кассационной жалобы в указанной части фактически направлены на несогласие с выводами суда апелляционной инстанции, на переоценку доказательств по делу и оспаривание правильности выводов суда об установленных им обстоятельствах.
Однако эти доводы, сами по себе не могут служить основанием для отмены судебного постановления кассационным судом общей юрисдикции, поскольку согласно части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Суд кассационной инстанции обращает внимание заявителя на то, что инициирование вопроса о проведении общего собрания для решения вопроса о сокращении срока начала проведения капитального ремонта относится исключительно к компетенции собственников многоквартирного дома, в связи с чем они не лишены возможности в случае ухудшения технического состояния фасада дома принять решение о проведении капитального ремонта в более ранний срок.
До наступления срока проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме поддерживающий текущий ремонт конструктивных элементов и инженерных систем в силу статей 39, 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года N 290, которым утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170, должен проводиться управляющей организацией.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 26 марта 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Овчинниковой Тамары Александровны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.