Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Руновой Т.Д, Грудновой А.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3169/2023 по иску Ягудина Нияза Хамзиевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу о признании решения незаконным, включении периодов работы в страховой стаж, назначении пенсии, по кассационной жалобе Ягудина Нияза Хамзиевича на решение Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 08 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 января 2024 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Руновой Т.Д. об обстоятельствах дела, принятых по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Ягудин Н.Х. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - ОСФР по Ямало-Ненецкому автономному округу) о признании незаконным решения от 04 августа 2023 года об отказе ему в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении в стаж работы по специальности, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с тяжелыми условиями труда, периодов его работы в качестве каменщика третьего разряда в Ишимбайском Управлении буровых работ объединения "Башнефть" с 31 октября 1990 года по 01 марта 1994 года, каменщика третьего разряда строительно-монтажного управления АО "Ишимбайнефть" (после переименования Строительно-монтажный цех НГДУ "Ишимбайнефть" Филиала АНК "Башнефть") со 02 марта 1994 года по 10 января 2001 года, назначении пенсии с момента обращения - с 24 апреля 2023 года.
В обоснование заявленных требований указал, что 24 апреля 2023 года он обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решением ответчика от 04 августа 2023 года в назначении досрочной страховой пенсии ему было отказано ввиду отсутствия стажа работы с тяжелыми условиями труда. В стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, пенсионным органом не были включены спорные периоды работы в связи с отсутствием документального подтверждения занятости в бригаде каменщиков или в специализированном звене каменщиков комплексной бригады. Отказ в назначении досрочной страховой пенсии по старости считает незаконным, поскольку в спорные периоды времени он в течение полного рабочего дня выполнял работу в тяжелых условиях труда, работал в качестве каменщика в звене каменщиков комплексной бригады. Периоды работы его трудовой деятельности в качестве каменщика подтверждаются трудовой книжкой, архивными справками, часть периода работы в строительно-монтажном управлении АО "Ишимбайнефть" (с 01 января 1997 года по 10 января 2001 года) включена пенсионным органом в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. В связи с прекращением производственной деятельности организации он лишен возможности представить в пенсионный орган дополнительные доказательства, подтверждающие его работу в тяжелых условиях труда.
Решением Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 08 ноября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 января 2024 года, в удовлетворении исковых требований Ягудина Н.Х. отказано.
В кассационной жалобе Ягудин Н.Х. просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение, ссылаясь на их незаконность.
На кассационную жалобу поступили письменные возражения ОСФР по Ямало-Ненецкому автономному округу.
Стороны в судебное заседание кассационной инстанции не явились, извещены, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли.
Определением Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 07 июня 2024 года представителю истца отказано в удовлетворении ходатайства об участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи в связи с отсутствием технической возможности.
Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 3976 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что 24 апреля 2023 года Ягудин Н.Х. обратился в ОСФР по Ямало-Ненецкому автономному округу с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования по Ямало-Ненецкому автономному округу от 04 августа 2023 года в досрочном назначении страховой пенсии по старости Ягудину Н.Х. отказано по причине отсутствия требуемого специального стажа.
Указанным решением в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не включены периоды работы Ягудина Н.Х. в качестве каменщика с 31 октября 1990 года по 28 февраля 1994 года в строительно-монтажном участке Ишимбайского управления буровых работ объединения "Башнефть", с 01 марта 1994 года по 31 декабря 1996 года в строительно-монтажном управлении АО "Ишимбайнефть" (01 июля 1995 года переименовано в строительно-монтажный цех НГДУ "Ишимбайнефть" Филиала АНК "Башнефть"), в связи с отсутствием сведений, подтверждающих характер и условия выполняемых работ.
Согласно данным о стаже, представленным ОСФР по Ямало-Ненецкому автономному округу, периоды работы с 28 июля 1998 года по 31 июля 1998 года, 07 августа 1998 года, с 01 сентября по 30 сентября 1998 года, с 08 декабря 1998 года по 09 декабря 1998 года, с 06 апреля 1999 года по 30 апреля 1999 года, 18 мая 1999 года учтены как работа в обычных условиях труда.
Согласно трудовой книжке Ягудин Н.Х. в период с 31 октября 1990 года по 01 марта 1994 года работал каменщиком в ООО "Уфимское УБР", Ишимбайское подразделение глубокого бурения; с 02 марта 1994 года по 10 января 2001 года каменщиком 3 разряда в СУ N2 НГДУ "Ишимбайнефть" - филиал ОАО АНК "Башнефть".
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Ягудина Н.Х, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе архивные справки ООО "Уфимское УБР" Ишимбайское подразделение глубокого бурения, архивные справки Нефтегазодобывающего управления "Ишимбайнефть" - филиал ОАО АНК "Башнефть", сведения о заработной плате, личные карточки по форме Т-2, копии приказов, исходил из того, что в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие занятость Ягудина Н.Х. в спорные периоды в составе бригады каменщиков или в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии оснований для включения заявленных истцом периодов в специальный стаж.
Не установив оснований для включения спорных периодов работы в специальный стаж, суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований истца о назначении досрочной страховой пенсии.
Проверяя законность решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, дополнительно указав, что Ягудин Н.Х. зарегистрирован в системе индивидуального (персонифицированного) учета с 21 ноября 1997 года, периоды работы с 28 июля 1998 года по 31 июля 1998 года, 07 августа 1998 года, с 01 сентября по 30 сентября 1998 года, с 08 декабря 1998 года по 09 декабря 1998 года, с 06 апреля 1999 года по 30 апреля 1999 года, 18 мая 1999 года после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, не подтверждены, правовые основания для включения данных периодов у суда первой инстанции отсутствовали, стажа в тяжелых условиях труда после 10 января 2001 года истец не имел.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, которые получили надлежащую правовую оценку в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", досрочная страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30 (с учетом переходного положения, предусмотренного статьей 35 данного Закона) ранее достижения возраста, установленного статей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 06 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление от 16 июля 2014 года N 665) при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее - Список N 2 от 1991 года);
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01 января 1992 года (далее - Список N 2 от 1956 года).
В соответствии со Списком N 2 от 1956 года и действовавшим до 31 декабря 1991 года, наименование профессий "каменщик" не предусмотрено (кроме каменщиков на горячих работах, футеровщиков-каменщиков в определенных видах производств).
Согласно Списку N 2 от 1991 года, пунктом "а" раздела XXVII "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов" правом на льготное пенсионное обеспечение пользуются каменщики, постоянно работающие в бригадах каменщиков и в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад (позиция 2290000а-12680).
При этом периоды выполнявшихся до 01 января 1992 года работ засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение наравне с работами, предусмотренными Списком N 2 от 1991 года.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11, 12 данного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11, 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 указанного Федерального закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее - Правила от 02 октября 2014 года N 1015).
Согласно пункту 10 указанных Правил, в случае, если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные данные о периодах работы либо отсутствуют информация об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.
Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (пункт 11).
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно пункту 5 разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет" право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени, то есть в течение полного рабочего дня.
В соответствии с абзацем первым пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы судов о том, что факт занятости истца на работах с тяжелыми условиями труда и характер выполняемой работы в качестве каменщика, постоянно работающего в бригадах каменщиков или в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад, документально в спорные периоды не подтвержден; об отсутствии специального стажа по Списку N 2, необходимого для назначения досрочной страховой пенсии по старости, основаны на приведенном правовом регулировании спорных правоотношений, установленных судами обстоятельствах, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
При рассмотрении судами дел, связанных с реализацией прав граждан на страховые пенсии, характер работы, включаемый в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, подтверждается на основании документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в установленном порядке.
В материалах дела письменные доказательства, подтверждающие, что в спорные периоды истец работал каменщиком в бригадах каменщиков или в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад отсутствуют.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом проверки судов первой и апелляционной инстанций, по существу сводятся к несогласию с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебных актов являться не могут, так как в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Оценка доказательств, определение их достаточности, достоверности, относимости и допустимости являются исключительной компетенцией судов первой и апелляционной инстанций. Несогласие заявителя с данной оценкой и иное видение обстоятельств спора не являются основанием для отмены судебного решения в кассационном порядке.
Поскольку постоянная занятость Ягудина Н.Х. на работах, предусмотренных Списком N 2, достоверными и допустимыми доказательствами не подтверждена, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии у истца права на досрочную страховую пенсию в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы заявителя не имеется.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 08 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 января 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ягудина Нияза Хамзиевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.