Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Руновой Т.Д, Грудновой А.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-130/2023 по иску Министерства здравоохранения Омской области к Дорофеевой Юлии Юрьевне о расторжении договора, взыскании задолженности по договору, по кассационной жалобе Министерства здравоохранения Омской области на решение Сладковского районного суда Тюменской области от 21 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 19 февраля 2024 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Руновой Т.Д. об обстоятельствах дела, принятых по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, пояснения представителя Дорофеевой Ю.Ю. - Дорофеевой К.Ю, указавшей на отсутствие оснований для отмены оспариваемых судебных постановлений, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Министерство здравоохранения Омской области обратилось в суд с иском к Дорофеевой Ю.Ю. о расторжении договора N 26 от 02 октября 2014 года, заключенного с ответчиком как с медицинским работником, имеющим право на получение в 2014 году единовременной компенсационной выплаты в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", взыскании в доход бюджета Омской области задолженности по договору пропорционально неотработанному времени в сумме 345 564, 07 руб.
В обоснование исковых требований указано, что 02 октября 2014 года между Министерством здравоохранения Омской области и Дорофеевой Ю.Ю, врачом-неврологом бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Большеуковская центральная районная больница" (далее - БУ "Большеуковская центральная районная больница"), на основании решения комиссии о выплате в 2014 году единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" был заключен договор N 26 на право получения в 2014 году единовременной компенсационной выплаты, по условиям которого ответчик, как медицинский работник, обязалась отработать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени в соответствии с трудовым договором от 01 сентября 2014 года N 43, заключенным с БУ "Большеуковская центральная районная больница". 18 ноября 2014 года на расчетный счет ответчика была перечислена единовременная компенсационная выплата в размере 1 000 000 руб. Вместе с тем, с 17 апреля 2015 года по 03 сентября 2015 года Дорофеева Ю.Ю. находилась в отпуске по беременности и родам. С 04 сентября 2015 года Дорофеева Ю.Ю. приступила к исполнению должностных обязанностей. С 01 сентября 2017 года ей предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. С 04 декабря 2017 года по 22 апреля 2018 года вновь предоставлен отпуск по беременности и родам в количестве 140 дней, а с 23 апреля 2018 года ей был предоставлен отпуск по уходу за ребенком (вторым ребенком) до достижения им возраста трех лет. Кроме того, в течение периода работы по трудовому договору Дорофеевой Ю.Ю. предоставлялись отпуска без сохранения заработной платы в количестве 10 дней: с 12 февраля по 13 февраля 2015 года, с 08 августа по 12 августа 2016 года, с 15 августа по 17 августа 2016 года.
Указанные периоды не являются работой на условиях нормальной продолжительности. 06 ноября 2020 года трудовой договор от 01 сентября 2014 года N 43 был расторгнут на основании заявления работника (пункт 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации). По условиям заключенного с ответчиком договора, в случае прекращения трудового до истечения пятилетнего срока, Дорофеева Ю.Ю. обязана возвратить в областной бюджет часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной пропорционально неотработанному периоду, в течение 10 дней, то есть до 16 апреля 2020 года. Указанная обязанность Дорофеевой Ю.Ю. не исполнена. Сумма, подлежащая возврату ответчиком в областной бюджет, составляет 345 564, 07 руб. 30 ноября 2022 года ответчику было направлено уведомление о расторжении договора с приложением соглашения о расторжении договора, с требованием возврата части единовременной компенсационной выплаты. Ответа на уведомление не получен, сумма, подлежащая возврату, не возвращена.
Решением Сладковского районного суда Тюменской области от 21 ноября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 19 февраля 2024 года, в удовлетворении исковых требований Министерства здравоохранения Омской области отказано.
В кассационной жалобе Министерство здравоохранения Омской области просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение, ссылаясь на их незаконность.
В обоснование доводов жалобы указано, что, находясь в отпуске по уходу за ребенком, работник фактически не осуществляет трудовую деятельность на условиях нормальной продолжительности рабочего времени в соответствии с трудовым договором, в связи чем указанный период не подлежит включению в пятилетний срок периода работы в медицинском учреждении. Единовременная компенсационная выплата, предусмотренная Федеральным законом от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", не является выплатой за воспитание детей медицинского работника, предназначена в целях привлечения медицинских работников для фактической работы, оказания медицинской помощи жителям сельской местности.
На кассационную жалобу поступили письменные возражения Дорофеевой К.Ю.
Истец, представитель ответчика, представитель третьего лица Федерального фонда обязательного медицинского страхования в судебное заседание кассационной инстанции не явились, извещены, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 3976 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия находит обжалуемые судебные постановления подлежащими отмене.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Дорофеева Ю.Ю. состояла с 01 сентября 2014 года в трудовых отношениях с БУ "Большеуковская центральная районная больница" в должности врача невролога на основании трудового договора N 43 от 01 сентября 2014 года.
02 октября 2014 года между Министерством здравоохранения Омской области (Министерство) и Дорофеевой Ю.Ю. (медицинский работник), был заключен договор N 26, предметом которого являлись взаимные обязательствах сторон, связанные с осуществлением единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику в соответствии с частями 12.1, 12.2 статьи 51 Федерального закона N 326-ФЗ от 29 ноября 2010 года "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации". Договор заключен на основании постановления Правительства Омской области N 30-п от 10 февраля 2012 года "О мерах по осуществлению единовременных компенсационных выплат медицинским работникам".
По условиям договора Министерство обязалось предоставить медицинскому работнику единовременную компенсационную выплату в размере 1 000 000 руб, медицинский работник - отработать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с БУ "Большеуковская центральная районная больница".
Предусмотренная договором единовременная компенсационная выплата была перечислена Дорофеевой Ю.Ю. 18 ноября 2014 года.
В период работы с 17 апреля 2015 года по 03 сентября 2015 года, с 04 декабря 2017 года по 22 апреля 2018 года Дорофеевой Ю.Ю. был предоставлен отпуск по беременности и родам в количестве 280 календарных дней; с 04 сентября 2015 года работник приступила к исполнению своих должностных обязанностей.
С 01 сентября 2017 года Дорофеевой Ю.Ю. предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения возраста трех лет, с 23 апреля 2018 года предоставлен отпуск по уходу за вторым ребенком до достижения возраста трех лет.
В течение периода работы по трудовому договору Дорофеевой Ю.Ю. предоставлялись отпуска без сохранения заработной платы в количестве 10 дней: с 12 февраля 2015 года по 13 февраля 2015 года; с 08 августа 2016 года по 12 августа 2016 года; с 15 августа 2016 года по 17 августа 2016 года.
Разрешая спор, суд первой инстанции, ссылаясь на положения статьи 39 Конституции Российской Федерации, статьи 51 Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", статей 255, 256 Трудового кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Омской области N 30-п от 10 февраля 2012 года "О мерах по осуществлению единовременных компенсационных выплат медицинским работникам", исходил из того, что условия договора о невключении в пятилетний срок времени пребывания медицинского работника в декретных отпусках и отпусках по уходу за детьми, противоречат нормам действующего законодательства; положениями Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 326-ФЗ и постановления Правительства Омской области N 30-п от 10 февраля 2012 года вопросы ухода в декретный отпуск и в отпуск по уходу за ребенком в течение пятилетнего срока не урегулированы; предоставление отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком является предусмотренной законом социальной гарантией, нахождение в таких отпусках не может служить основанием для исключения этих периодов из пятилетнего срока необходимой отработки; законодательством не предусмотрено увеличение пятилетнего срока, который в соответствии с договором медицинский работник должен отработать в связи с получением выплаты, на период нахождения медицинского работника в отпуске по беременности и родам, а также в отпуске по уходу за ребенком. В связи с этим, суд пришел к выводу, что с момента трудоустройства ответчика (с 01 сентября 2014 года) и до момента ее увольнения (06 ноября 2020 года) ею отработано более пяти лет, требования истца удовлетворению не подлежат.
Проверяя законность и обоснованность принятого решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанции сделаны с нарушением норм материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно пунктами 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В силу части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в мотивировочной части решения суда должны быть указаны фактические и иные обстоятельства дела, установленные судом;выводы суда, вытекающие из установленных им обстоятельств дела, доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения, мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле; законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии решения, и мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле.
Приведенным требованиям закона обжалуемые судебные акты не соответствуют.
Так, в рамках реализации региональных программ и мероприятий по модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации с целью повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, статьей 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации") установлен механизм осуществления за счет средств бюджетов Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования единовременных компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников, заключивших трудовые договоры с государственными учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации, либо с муниципальными учреждениями здравоохранения.
В соответствии с частью 12.1 статьи 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (здесь и далее положения закона приведены в редакции, действующей на момент заключения договора с Дорофеевой Ю.Ю. 02 октября 2014 года) в 2012 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2011 - 2012 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт или переехавшим на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, предусмотренный пунктом 3 части 12.2 настоящей статьи (далее - договор). В целях осуществления единовременных компенсационных выплат в 2012 году из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов предоставляются иные межбюджетные трансферты из расчета один миллион рублей на одного указанного медицинского работника. В 2013 - 2014 годах осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2013 - 2014 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника.
Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2013 - 2014 годах осуществляется в равных долях за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно части 12.2 статьи 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" иные межбюджетные трансферты, предусмотренные частью 12.1 настоящей статьи, предоставляются из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для последующего их перечисления в течение трех рабочих дней в бюджеты субъектов Российской Федерации при условии принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативных правовых актов, предусматривающих:
1) предоставление медицинским работникам (в том числе указанным в части 12.1 настоящей статьи), имеющим высшее медицинское образование или среднее медицинское образование, работающим в сельском населенном пункте либо рабочем поселке и (или) переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта, жилого помещения, и (или) земельного участка для жилищного строительства, и (или) компенсации части процентной ставки по кредитам, предоставляемым на приобретение жилья, и (или) иных мер социальной поддержки;
2) установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и территориального фонда в срок до 15-го числа месяца, предшествующего месяцу, в котором осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в соответствии с частью 12.1 настоящей статьи, представить в Федеральный фонд заявки на получение иных межбюджетных трансфертов, предусмотренных частью 12.1 настоящей статьи, по форме, установленной Федеральным фондом;
3) установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключить в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с медицинским работником, указанным в части 12.1 настоящей статьи, после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальным учреждением здравоохранения договор, предусматривающий:
а) обязанность медицинского работника работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации или муниципальным учреждением здравоохранения;
б) порядок предоставления медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей в течение 30 дней со дня заключения договора с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
в) возврат медицинским работником в бюджет субъекта Российской Федерации части единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора с учреждением, указанным в подпункте "а" настоящего пункта, до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части первой статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному медицинским работником периоду;
г) ответственность медицинского работника за неисполнение обязанностей, предусмотренных договором с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе по возврату единовременной компенсационной выплаты в случаях, указанных в подпункте "в" настоящего пункта.
На основании статьи 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" постановлением Правительства Омской области от 10 февраля 2012 года N 30-п "О мерах по осуществлению единовременных компенсационных выплат медицинским работникам" утвержден Порядок заключения договора в целях осуществления в 2012-2014 годах единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
Указанный Порядок предусматривает процедуру заключения Министерством здравоохранения Омской области с медицинским работником договора в целях осуществления единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
Из приведенного выше нормативного правового регулирования порядка предоставления медицинским работникам единовременной компенсационной выплаты в размере 1 000 000 рублей следует, что единовременная компенсационная выплата носит целевой характер, предоставляется медицинским работникам с целью стимулировать их переезд на работу в сельские населенные пункты, рабочие поселки, поселки городского типа, направлена на закрепление медицинских кадров в сельских населенных пунктах и компенсацию связанных с переездом и обустройством затрат и неудобств, обусловленных менее комфортными условиями проживания по сравнению с иными (не сельскими) населенными пунктами.
При этом, предоставление указанной единовременной компенсационной выплаты обусловлено обязанностью медицинских работников отработать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации или муниципальным учреждением здравоохранения, а также в случае прекращения трудового договора с названным учреждением здравоохранения до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части 1 статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части 1 статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации) возвратить в бюджет субъекта Российской Федерации единовременную компенсационную выплату, рассчитанную с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному медицинским работником периоду.
Согласно части 1 статьи 91 Трудового кодекса Российской Федерации рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.
Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю (часть 2 статьи 91 Трудового кодекса Российской Федерации).
Для медицинских работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 39 часов в неделю (часть 1 статьи 350 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 256 Трудового кодекса Российской Федерации по заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Порядок и сроки выплаты пособия по государственному социальному страхованию в период указанного отпуска определяются федеральными законами.
На период отпуска по уходу за ребенком за работником сохраняется место работы (должность).
Отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев досрочного назначения страховой пенсии по старости).
Таким образом, в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком работник не исполняет трудовые обязанности в условиях нормальной продолжительности рабочего времени.
Указанные выше нормы права применены судом первой инстанции неправильно, что привело к ошибочным выводам о том, что условия договора о невключении в пятилетний срок времени пребывания медицинского работника в отпусках по уходу за детьми, противоречат нормам действующего законодательства.
Предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации особенности правового регулирования труда женщин, дополнительные льготы, права и гарантии, в частности, установленные в статье 256 Трудового кодекса Российской Федерации, не изменяют компенсационную природу единовременной выплаты медицинскому работнику, которая носит целевой характер. Предоставление единовременной компенсационной выплаты обусловлено обязанностью медицинских работников отработать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников.
Судом не принято во внимание, что согласно подпункту 1 пункта 8 договора N 26 от 02 октября 2014 года Дорофеева Ю.Ю. приняла на себя обязанность работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным с БУ "Большеуковская центральная районная больница".
При этом в соответствии с подпунктом 3 пункта 8 указанного договора Дорофеева Ю.Ю. обязалась в случае прекращения трудового договора с БУ "Большеуковская центральная районная больница" до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части 1 статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части 1 статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации) возвратить в областной бюджет часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной с даты прекращения трудового договора пропорционально неотработанному работником периоду в течение 10 календарных дней со дня прекращения трудового договора.
Условиями заключенного с Дорофеевой Ю.Ю. договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты не предусмотрено, что при реализации ею права на отпуск по уходу за ребенком до достижения трех лет, соответствующие периоды отпуска могут зачитываться в пятилетний срок отработки.
Таким образом, выводы суда первой инстанции о том, что отпуск по уходу за ребенком включается в срок, который в соответствии с договором медицинский работник должен отработать в связи с получением выплаты, нельзя признать законными.
В связи с неправильным применением норм материального права, судом первой инстанции не установлены юридически значимые обстоятельства, а именно: количество неотработанного Дорофеевой Ю.Ю. времени с даты заключения трудового договора 01 сентября 2014 года; размер единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной с даты прекращения трудового договора пропорционально неотработанному работником периоду.
Кроме того, при рассмотрении спора суд первой инстанции не разрешилходатайство ответчика о применении последствий пропуска срока исковой давности, содержащееся в возражениях на исковое заявление.
Суд апелляционной инстанции нарушения суда первой инстанции не устранил.
С учетом изложенного, решение Сладковского районного суда Тюменской области от 21 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 19 февраля 2024 года нельзя признать законными. Они приняты с нарушениями норм материального и процессуального права, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть приведенное выше и разрешить спор на основании норм закона, подлежащих применению к спорным отношениям, установленных по делу обстоятельств и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сладковского районного суда Тюменской области от 21 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 19 февраля 2024 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Сладковский районный суд Тюменской области.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.