Кассационный военный суд в составе председательствующего Бабошкина П.И., судей Гусейнова Т.Г. и Дубова Ю.А. при секретаре судебного заседания Чертковой А.М. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-151/2023 по кассационной жалобе представителя административного истца Верховской Ирины Витальевны на решение Уссурийского гарнизонного военного суда от 21 сентября 2023 г. и апелляционное определение Тихоокеанского флотского военного суда от 20 декабря 2023 г. по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части N1 "звание" Коноплева Виталия Викторовича об оспаривании решения начальника территориального отдела " "данные изъяты"" федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ТО " "данные изъяты"" ФГАУ "Росжилкомплекс") об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания.
Заслушав доклад судьи Гусейнова Т.Г, изложившего установленные обстоятельства дела, содержание принятых по делу судебных актов и доводы кассационной жалобы, кассационный военный суд
УСТАНОВИЛ:
решением Уссурийского гарнизонного военного суда от 21 сентября 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением Тихоокеанского флотского военного суда от 20 декабря 2023 г, Коноплеву В.В. отказано в удовлетворении административного иска, в котором он просил признать незаконным и отменить решение ТО " "данные изъяты"" ФГАУ "Росжилкомплекс" от 17 апреля 2023 г. N "... " об отказе в принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, обязав повторно рассмотреть данный вопрос.
В поданной 20 июня 2024 г. кассационной жалобе представитель административного истца Верховская И.В. просит отменить вышеуказанные судебные акты и вынести новое решение об удовлетворении административного иска.
В обоснование жалобы она, ссылаясь на нормы законодательства, регулирующие порядок обеспечения жильем военнослужащих, и на обстоятельства дела, приводит доводы, суть которых сводится к тому, что при предоставлении Коноплеву В.В. в 2003 г. жилого помещения по адресу: "адрес", ордер на вселение, а также договор найма не оформлялись, в связи с чем не имеется доказательств предоставления этого жилья из фонда военного ведомства. Утверждает, что Коноплев В.В. был обеспечен жилым помещением исключительно в составе семьи его супруги, а его перевод к новому месту прохождения военной службы в г. "данные изъяты", развод и снятие его с регистрационного учета по адресу указанного жилого помещения в г. "данные изъяты" в 2018 г. указывают на необеспеченность Коноплева В.В жилым помещением по установленным нормам.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме, препятствий для рассмотрения данного дела не имеется.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, кассационный военный суд не находит оснований для отмены обжалованных судебных актов.
Согласно ч. 2 и 3 ст. 329 Кодекса административного судопроизводства (далее - КАС) Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что Коноплев В.В. заключил первый контракт о прохождении военной службы ДД.ММ.ГГГГ, с 20 декабря 2001 г. состоял на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении в г. "данные изъяты"
Согласно списку распределения жилых помещений и протоколу заседания жилищной комиссии войсковой части N2 от 3 декабря 2003 г. N "... ", Коноплеву В.В. на состав семьи, состоящей из "... " человек (Коноплев, его "члены семьи") было распределено из фонда войсковой части N2 жилое помещение - "данные изъяты" квартира общей площадью 50, 4 кв.м, расположенная по адресу: "адрес", где административный истец и члены его семьи зарегистрированы со 2 марта 2003 г.
На основании договора передачи квартиры в собственность граждан от 27 сентября 2004 г. N "... " квартира по вышеуказанному адресу была передана из ведения военного ведомства в общую долевую собственность "членам семьи" административного истца, при этом сам Коноплев В.В. от участия в приватизации отказался.
2 декабря 2004 г. Коноплев В.В. снят с учета в качестве нуждающихся в жилье в связи с обеспечением жилым помещением по установленным нормам.
14 сентября 2018 г. брак между административным истцом и его супругой расторгнут, а с 9 октября 2018 г. Коноплев В.В. снялся с регистрационного учета по указанному адресу и с 20 ноября 2018 г. зарегистрирован по адресу воинской части в г. "данные изъяты".
Вступившим в законную силу (23 июля 2019 г.) решением "данные изъяты" районного суда "данные изъяты" от 13 июня 2019 г, иск ФИО. к Коноплеву В.В. о разделе имущества удовлетворен, при этом суд признал личной собственностью ФИО. часть указанной квартиры, приобретенную в период брака в результате безвозмездной сделки.
9 марта 2023 г. Коноплев В.В. обратился с заявлением в ТО " "данные изъяты"" ФГАУ "Росжилкомплекс" о принятии его на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилищной субсидии по избранному месту жительства в г. "данные изъяты" составом семьи "... " человек, в удовлетворении которого ему отказано оспоренным решением от 17 апреля 2023 г.
В соответствии с решением Думы г. "данные изъяты" от 2 июня 2005 г. N "... " учетная норма жилого помещения для признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения в г. "данные изъяты" составляет 12 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека.
В силу ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N76- ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - ФЗ "О статусе военнослужащих") государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных данным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Положениями абз. 13 п. 1 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" определено, что военнослужащие признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях признаются, в том числе граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Из содержания абз 1 п. 14 ФЗ "О статусе военнослужащих" следует, что обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы, в том числе по достижении ими предельного возраста пребывания на ней, осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.
Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Предоставляя определенной категории военнослужащих гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания, Федеральный закон возлагает на Министерство обороны Российской Федерации обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время прохождения военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать ранее предоставленное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение.
Таким образом, для реализации военнослужащим такого права необходимо представить документы о сдаче занимаемого жилого помещения, в то время как распоряжение военнослужащим и (или) членами его семьи ранее предоставленным от государства жилым помещением и утрата возможности сдачи такого помещения исключают право требовать повторного предоставления жилого помещения.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 2 июля 2007 г. N 1033-О бывшие члены семьи собственника, отказавшиеся от права собственности на долю в жилом помещении при его приватизации, сохраняют право постоянного (бессрочного) пользования данным жилым помещением и осуществляют его на условиях, предусмотренных жилищным законодательством; гражданам, проживающим совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении, предоставляется право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между ними, и право требовать устранения нарушений своих прав на жилое помещение от любых лиц, включая собственника такого помещения (п. 1 и 3 ст. 292 Гражданского кодекса Российской Федерации; ст. 19 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"; ч. 2 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Разрешая при установленных обстоятельствах спорные правоотношения, суды первой и апелляционной инстанций правильно проанализировали приведенные нормы права и пришли к обоснованному выводу о том, что административной истец, обладая правом бессрочного пользования жилым помещением по установленным нормам вплоть до снятия в 2018 г. с регистрационного учета, не только не выполнил обязанность по сдаче этого жилья, но и совершил действия, в результате которых возможность выполнения этой обязанности была утрачена.
Данных о том, что Коноплев В.В. обращался к командованию по вопросу принятия у него жилого помещения не имеется, а невыполнение военнослужащим обязанности по сдаче ранее полученного жилья независимо от мотивов, которыми он при этом руководствовался, и от статуса жилого помещения, исключает возможность повторной реализации им этой гарантии за счет государства.
Таким образом, суды пришли к верному выводу о том, что Коноплев В.В. реализовал свое право на однократное обеспечение жилым помещением за счет государства.
Этот вывод соответствует разъяснениям, данным в п. 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", и основан на принципе недопустимости необоснованного сверхнормативного обеспечения военнослужащих и членов их семей жильем за счет средств федерального бюджета, который вытекает из правовой позиции, неоднократно высказанной в судебных определениях Конституционного Суда Российской Федерации, в частности, от 20 апреля 2017 г. N 890-О, от 27 июня 2017 г. N 1267-О, от 28 сентября 2017 г. N 1949-О и N 1952-О, от 15 октября 2018 г. N 2515-О и др.
Иные доводы автора кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права и по своей сути сводятся к несогласию с существом постановленных судебных актов, что в силу ч. 3 ст. 329 КАС Российской Федерации основанием для их отмены в кассационном порядке не является.
Частью 2 ст. 328 КАС Российской Федерации определено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований по настоящему делу не имеется. Принятые гарнизонным военным судом и судом апелляционной инстанции судебные акты сомнений в обоснованности и законности не вызывают.
Оснований к безусловной отмене судебных актов согласно нормативным положениям ч. 3 ст. 328 КАС Российской Федерации также не выявлено, а поэтому кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 327, п. 1, ч. 1 ст. 329 и 330 КАС Российской Федерации, кассационный военный суд
определил:
решение Уссурийского гарнизонного военного суда от 21 сентября 2023 г. и апелляционное определение Тихоокеанского флотского военного суда от 20 декабря 2023 г. по административному делу N 2а-151/2023 по административному исковому заявлению Коноплева Виталия Викторовича оставить без изменения, а кассационную жалобу его представителя Верховской Ирины Витальевны - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке гл. 35 КАС Российской Федерации путем подачи кассационной жалобы в установленный ч. 2 ст. 318 названного Кодекса срок непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 30 июля 2024 г.
Председательствующий П.И. Бабошкин
Судьи Т.Г. Гусейнов
Ю.А. Дубов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.