Дело N 2-1012/2023
г. Краснодар 30.05.2024
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В, судей: Иванова А.Е, Монмаря Д.В, рассмотрел в открытом судебном заседании поданную 22.01.2024 кассационную жалобу Администрации г. Феодосии Республики Крым на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 31.05.2023 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 21.11.2023 по делу по иску прокурора г. Феодосии Республики Крым к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Школа N 13 г. Феодосии Республики Крым", Администрации г. Феодосии Республики Крым, Муниципальному казенному учреждению "Управление образования администрации города Феодосии Республики Крым", Муниципальному казенному учреждению "Управление капитального строительства администрации города Феодосии Республики Крым", заинтересованные лица: Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, Министерство финансов Республики Крым, Муниципальное казенное учреждение "Финансовое управление Администрации города Феодосии Республики Крым" об обязании обеспечить доступность образовательного учреждения для детей-инвалидов и маломобильных групп населения.
Заслушав доклад судьи Усенко Н.В, старшего прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО6, просившего об оставлении судебных актов без изменения, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
УСТАНОВИЛ:
прокурор г..Феодосии Республики Крым обратился в суд с исковым заявлением к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Школа N 13 г..Феодосии Республики Крым" (МБОУ "Школа N 13 г..Феодосии Республики Крым", Школа N 13), Администрации г..Феодосии Республики Крым (Администрация, городская администрация), Муниципальному казенному учреждению "Управление образования администрации города Феодосии Республики Крым" (МКУ "Управление образования администрации города Феодосии Республики Крым", Управление образования), Муниципальному казенному учреждению "Управление капитального строительства администрации города Феодосии Республики Крым" (МКУ "Управление капитального строительства администрации города Феодосии Республики Крым", Управление капитального строительства), в котором просил обязать Администрацию г..Феодосии Республики Крым, Управление образования в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства на благоустройство территории, на обеспечение дублирования лестницы, находящейся по пути движения из учебных классов в столовую школы, пандусом или стационарной подъемной платформой; на оборудование санитарного помещения на первом этаже для его использования людьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата; на оборудование подъемных устройств, доступных для маломобильных групп населения, в целях обеспечения доступа на этажи выше первого в МБОУ "Школа N 13, расположенном по адресу:Республика Крым, г..Феодосия, ул. Калинина 18. Обязать Школу N 13, МКУ Управление капитального строительства провести благоустройство территории Школы N 13 в течение 6 месяцев с момента выделения Администрацией денежных средств. Обязать Школу N 13, Управление капитального строительства в течение 2 месяцев с момента выделения Администрациейденежных средств обеспечить дублирование лестницы, находящейся по пути движения из учебных классов в столовую Школы N13, пандусом или стационарной подъемной платформой.
Обязать Школу N 13, Управление капитального строительства в течение 6 месяцев с момента выделения Администрацией денежных средств оборудовать санитарное помещение на первом этаже для использования людьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата в Школе N 13. Обязать Школу N 13, Управление капитального строительства в течение 6 месяцев с момента выделения Администрацией денежных средств оборудовать подъемные устройства, доступные для маломобильных групп населения, в целях обеспечения доступа на этажи выше первого в Школе N 13.
Определением Феодосийского городского суда Республикиот 27.04.2023 в связи с частичным отказом прокурора от исковых требований прекращено производство по делу в части обязания Администрации, Управления образования в течение 3 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда выделить денежные средства на благоустройство территории, на оборудование санитарного помещения на первом этаже для использования людьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата, на оборудование подъемных устройств, доступных для маломобильных групп населения, в целях обеспечения доступа на этажи выше первого в Школе N 13, а также в части требований об обязании МБОУ Школа N 13, Управления капитального строительства в течение 6 месяцев с момента выделения Администрацией денежных средств провести благоустройство территории, оборудовать санитарное помещение на первом этаже школы для использования людьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 31.05.2023, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 21.11.2023, исковое заявление удовлетворено.
Суды обязали Администрацию, Управление образования в течение 3 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда выделить денежные средства на обеспечение дублирования лестницы, находящейся по пути движения из учебных классов в столовую школы, пандусом или стационарной подъемной платформой в Школе N 13.
Суды обязали Школу N 13, Управление капитального строительства в течение 2 месяцев с момента выделения Администрацией денежных средств на указанные цели обеспечить дублирование лестницы, находящейся по пути движения из учебных классов в столовую школы, пандусом или стационарной подъемной платформой Школы N 13.
Суды обязали Школу N 13, Управление капитального строительства в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать подъемные устройства, доступные для маломобильных групп населения, в целях обеспечения доступа на этажи выше первого в Школе N 13.
В кассационной жалобе Администрация просит об отмене судебных актов в части удовлетворения требований прокурора к Администрации, как постановленных с существенным нарушением норм материального и процессуального права, о принятии нового решения об отказе в иске обжалуемой части.
Заявитель жалобы указывает на то, что бюджет муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым утверждается на финансовый год и двухлетний плановый период представительным органом - Феодосийским городским советом.
Считает, что отсутствие в резолютивной части судебного акта перечня конкретных действий, обязанность по совершению которых возлагается на ответчика, влечет за собой установление существа обязательства судебным приставом-исполнителем, а не судом, что не соответствует принципам правовой определенности и исполнимости судебного акта.
До заседания суда кассационной инстанции от МКУ "Управление образования администрации города Феодосии Республики Крым" поступило заявление о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя административного ответчика.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания суда кассационной инстанции.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 26.03.2024 дело передано для рассмотрения в судебную коллегию по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Проверив материалы дела, изучив кассационную жалобу, судебная коллегия находит предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) основания для отмены обжалуемых судебных актов.
Пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Закон N 273-ФЗ) установлено, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно частей 2-3 статьи 79 Закона N 273-ФЗ общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Судами установлено, что 03.08.2022 проверкой, проведенной прокуратурой с участием главного специалиста сектора по вопросам доступности и охраны труда МКУ "Департамент труда и социальной защиты населения Администрации г. Феодосии Республики Крым", выявлен ряд нарушений законодательства "О социальной защите инвалидов" в части обеспечения беспрепятственного доступа детей-инвалидов в здание Школы N 13 г. Феодосии.
Так, в ходе проверки были выявлены нарушения СП59.1333330.2020 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от30.12.2020 N 904/пр, в части доступности для маломобильных групп населения МБОУ "Школа N 13 г. Феодосии Республики Крым", а именно: пешеходная зона, прилегающая к зданию школы, имеет неровности в виде перекошенной тротуарной плитки, толщина швов между плитками составляет более 0, 01 м. (пункт 5.1.11 СП59.1333330.2020), лестница, находящаяся по пути движения из учебных классов в столовую школы, не дублируется пандусом или стационарной подъемной платформой (имеющееся в школе мобильное подъемное устройство в связи с долгосрочным хранением (простоем) не функционирует); санитарное помещение школы на первом этаже не оборудовано для использования инвалидами, передвигающимися на креслах-колясках (пункт6.3.1 СП 59.1333330.2020); в здании школы отсутствуют подъемные устройства, доступные для маломобильных групп населения в целях обеспечения доступа инвалидов на этажи (пункт6.2.13СП 59.1333330.2020).
19.12.2022 прокуратура направила в адрес Администрации представление об устранении нарушений требований законодательства, в том числе в Школе N 13.
В письме Администрации от ДД.ММ.ГГГГ N N прокурору сообщено, что 01.10.2021 руководителем Школы N 13 составлен Паспорт доступности объекта дляинвалидов и предоставляемых на нем услуг. Согласно разделу V "Предполагаемые мероприятия и объемы расходов, необходимые для приведения объекта и условий предоставления на нем услуг в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении условий их доступности для инвалидов" необходима разработка проектно-сметной документации на проведение капитального ремонта. В 1 квартале 2021 были выделены денежные средства на разработку и проведение государственной экспертизы проектно-сметной документации, которая получила положительное заключение на проведение капитального ремонта кровли, благоустройство территории, капитального ремонта фасада, капитального ремонта внутренних помещений, замена окон, капитального ремонта системы отопления, водоснабжения, водоотведения, капитального ремонта сетей электроснабжения. Руководством общеобразовательного учреждения самостоятельно были приняты меры для создания условий пребывания маломобильных групп населения в Школе N 13, а именно, были выполнены перекатные устройства через порог у входной калитки, входной двери и в коридоре по пути движения к классам; поручни пандусов на входе в здание школы оборудованы травмобезопасными окончаниями, швы между бетонной плиткой на территории образовательного учреждения по пути следования к пандусу, заделаны цементным раствором.
Также в письме указано, что иные нарушения СП59.1333330.2020 "СНиП 35-01-2001Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденные приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от30.12.2020 N 904/пр, изложенные в представлении прокурора, могут быть устранены только при капитальном ремонте и реконструкции здания. Администрацией во исполнение письма Министерства образования, науки и молодежи РеспубликиКрым от 28.06.2022 N 2694/01-15 при формировании реестра расходных обязательств на2023 и на плановый период 2024-2025 предусмотрены средства на мероприятия по созданию специальных условий для обеспечения реализации качественного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
В пункте 1.5 Устава МБОУ "Школа N 13 г. Феодосии Республики Крым", утвержденного Администрацией от ДД.ММ.ГГГГ N N, определено, что учредителем и собственником учреждения является Муниципальное образование городской округ Феодосия Республики Крым, функции и полномочия учредителя осуществляет МКУ "Управление образования администрации города Феодосии Республики Крым".
В соответствии с Уставом МБОУ "Школа N 13 г. Феодосии Республики Крым" к функциям и полномочиям учредителя отнесено согласование плана финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения, внесение в него изменений (пункт 4.4.4); осуществление контроля за соблюдением законодательства в образовательной и финансово-хозяйственной деятельности Образовательного учреждения (пункт 4.4.6); обеспечение содержания здания учреждения, обустройство прилегающей к нему территорий (пункт4.4.11).
Согласно Уставу МБОУ "Школа N 13 г. Феодосии Республики Крым" к компетенции директора относятся: распоряжение средствами и имуществом образовательного учреждения в порядке, определенном настоящим Уставом, действующим законодательством (пункт 4.5.2); заключение договоров (контрактов) выдача доверенности (пункт 4.5.3); материально-техническое обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (пункт 4.5.7).
Разрешая исковые требования, суды исходили из того, что необеспечение доступности образовательного учреждения для детей-инвалидов и маломобильных групп населения влечет нарушение прав указанной категории лиц на доступность образования, обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования.
В этой связи суды пришли к правильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований прокурора в части обязания МБОУ Школа N 13 г..Феодосии, МКУ Управление капитального строительства обеспечить доступность образовательного учреждения для детей-инвалидов и маломобильных групп населения. В то же время судами при разрешении спора не учтено системное толкование положений абзаца тридцать восьмого статьи 6, статьи 38.1, абзаца первого пункта 1 статьи 74, пункта 4 статьи 154, статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым только главный распорядитель бюджетных средств имеет право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств в порядке, установленном, соответственно, Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования. В сфере деятельности, являющейся предметом рассмотрения по настоящему делу, именно администрация муниципального образования, осуществляющая полномочия собственника муниципального имущества и главного распорядителя средств муниципального бюджета, производит материально-техническое обеспечение деятельности муниципальных учреждений. При этом понуждение городской администрации к выделению финансирования является ограничением прав главного распорядителя средств муниципального бюджета на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, в том числе вопроса о том, какими силами и за счет каких средств органу местного самоуправления надлежит обеспечить деятельность подведомственных ему учреждений, что нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
Данная правовая позиция сформулирована в кассационном определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2023 N18-КГ23-195-К4. С учетом изложенного судами обеих инстанций допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного решения, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу о необходимости отмены обжалуемых судебных актов с направлением административного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо принять во внимание изложенное, разрешить дело в соответствии с требованиями процессуального закона, нормами материального права, а также с соблюдением прав, свобод и законных интересов сторон.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, определил:
решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 31.05.2023 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 21.11.2023 отменить.
Административное дело направить на новое рассмотрение в Феодосийский городской суд Республики Крым в ином составе суда.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи:
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 04.06.2024.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.