Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Аняновой О.П, судей Иванова А.Е. и Шелудько В.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобуадминистрации городского округа - г. Волжский Волгоградской области на решение Волжского городского суда Волгоградской области от 19 сентября 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 14 декабря 2023 г. по административному делу по административному исковому заявлению Прокуратуры г. Волжского Волгоградской области об оспаривании нормативного правового акта в части.
Заслушав доклад судьи Аняновой О.П, заключение старшего прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Костюка А.И, полагавшего судебные акты подлежащими оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Прокуратура г. Волжского Волгоградской области (далее - Прокуратура г. Волжского) обратилась в суд с административным иском к администрации городского округа - г. Волжский Волгоградской области (далее - Администрация), в котором с учетом уточнения требований просила признать абзацы 3 и 4 пункта 1 Постановления Администрации от 29 марта 2023 г. N 1718 "Об установлении платы родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях городского округа -город Волжский Волгоградской области, осуществляющих образовательную деятельность" (далее - Постановление N 1718), не соответствующими пунктам 34 приложения к Приказу комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области от 14 ноября 2022 г. N 87"Об установлении максимального размера родительской платы, взимаемой за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих программу дошкольного образования, для каждого муниципального образования, находящегося на территории Волгоградской области, в зависимости от условий и ухода за детьми, на 2023 год" (далее - Приказ N 87) и не действующими с даты вступления в силу решения суда.
В обоснование требований указано, что комитетом образования, науки и молодежной политики Волгоградской области вынесен Приказ N 87, пунктом 34 приложения к которому для городского округа - г..Волжский Волгоградской области на 2023 г..максимальный размер родительской платы, взимаемой за присмотр и уход за детьми в муниципальных образовательных организациях, реализующих программу дошкольного образования, в зависимости от условий и ухода за детьми, установлен в сумме 2 526, 00 руб. на детей в возрасте от одного года до трех лет с продолжительностью пребывания детей в группе 10, 5-12 ч. (исходя из 23 рабочих дней в месяце) и 2 702, 00 руб. на детей в возрасте от трех лет до семи лет с продолжительностью пребывания детей в группе 10, 5-12 ч. (исходя из 23 рабочих дней в месяце).Таким образом, региональным законодателем для родителей детей первой категории максимальный размер ежедневной платы за соответствующие услуги установлен в сумме 109, 8 руб, для второй - 117, 47 руб. Изучение абзаца 3 и 4 пункта 1 Постановления N 1718 показало, что они не соответствуют указанным нормам законодательства, поскольку размер платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, установлен в сумме 127, 32 руб. в день на одного ребенка в возрасте до трех лет с пребыванием детей 12 ч. и 138, 07 руб. в день на одного ребенка в возрасте от трех до восьми лет с пребыванием детей 12 ч. Прокуратурой г..Волжского 10 мая 2023 г..на Постановление N 1718 принесен протест, который согласно письму от 7 июня 2023 г..N 04-12/523 отклонен.
Вместе с тем завышение муниципальным нормативным правовым актом размера платы родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях городского округа - г..Волжский Волгоградской области, осуществляющих образовательную деятельность, нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку необоснованно накладывает на граждан, чьи дети посещают дошкольные образовательные учреждения г..Волжского обязанность по уплате излишних денежных средств за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях городского округа - г..Волжский Волгоградской области.
Решением Волжского городского суда Волгоградской областиот 19 сентября 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 14 декабря 2023 г, требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Администрация просит постановленные по делу судебные акты отменить, по мотиву неправильного применения судами норм материального и процессуального права, и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований отказать.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 11 июня 2024 г, определением судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 21 июня 2024 г. с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Прокурор, участвующий в деле в письменных возражениях просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения, настаивает на соответствие закону постановленных по делу судебных актов.
Лица, участвующие в рассмотрении дела, извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации(далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
В соответствии с частью 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются.
Согласно части 2 статьи 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела такого рода нарушения допущены не были.
В силу пунктов 2 и 3 части 8 статьи 213 КАС РФ суд при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта выясняет как вопросы соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;г) правила введения нормативных правовых актов в действие, так и соответствие этого акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья, пунктом 13 части 1статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отнесены к вопросам местного значения городского округа (далее - ЗаконN 131-ФЗ).
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 17 Закона N 131-ФЗ, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по изданию муниципальных правовых актов.
Устав городского округа - г. Волжский Волгоградской области к вопросам местного значения городского округа также относит организацию предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти Волгоградской области), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
Согласно части 1 статьи 9 Устава по вопросам местного значения населением городского округа непосредственно, органами и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Специальным законом, регулирующим общественные отношения, возникающие в сфере образования, и устанавливающим правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяющим правовое положение участников отношений в сфере образования, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ).
Федеральный законодатель в части 4 статьи 4 Закона N 273-ФЗ предусмотрел обязательность соответствия норм, регулирующих отношения в сфере образования и содержащихся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, а также правовых актах органов местного самоуправления, именно Закону об образовании, а также запрет ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными этим Законом.
Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования установлены частью 1 статьи 9 упомянутого Закона и к ним относятся в том числе создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (пункт 3).
В соответствии с частью 2 статьи 65 Закона N 273-ФЗ за присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливает плату, взимаемую с родителей (законных представителей) (далее - родительская плата), и ее размер, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Учредитель вправе снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке.
При этом, в силу части 4 статьи 65 Закона N 273-ФЗ размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях не может быть выше ее максимального размера, устанавливаемого нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации для каждого муниципального образования, находящегося на его территории, в зависимости от условий присмотра и ухода за детьми.
Частью 2 статьи 6 Закон Волгоградской области от 4 октября 2013 г.N 118-ОД "Об образовании в Волгоградской области" (далее - Закон ВОN 118-ОД) регулирует общественные отношения, возникающие в сфере образования в Волгоградской области в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование с учетом социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей.
В силу частей 1 и 2 статьи 6 Закона ВО N 118-ОД (принят Волгоградской областной Думой 20 сентября 2013 г.) государственное управление в сфере образования на территории Волгоградской области осуществляется органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сфере образования, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Волгоградской области.
Орган исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченный в сфере образования, в пределах своей компетенции устанавливает максимальный размер родительской платы за присмотр и уход за детьми для каждого муниципального образования, находящегося на территории Волгоградской области, в зависимости от условий присмотра и ухода за детьми.
Приказом комитета образования и науки Волгоградской областиот 10 ноября 2015 г. N 1652 утверждена Методика расчета максимального размера родительской платы, взимаемой за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих программу дошкольного образования, для каждого муниципального образования, находящегося на территории Волгоградской области, в зависимости от условий и ухода за детьми".
Приказом N 87 установлен для муниципальных образований, расположенных на территории Волгоградской области, максимальный размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, в зависимости от условий присмотра и ухода за детьми, на 2023 год согласно приложению.
Приказ N 87 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 17 ноября 2022 г, в сетевом издании "Волгоград.Ру" www.pravo.volgograd.ru, 17 ноября 2022 г, в "Волгоградской правде" N 117, 25 ноября 2022 г.
Из приложения к Приказу N 87 следует, что для городского округа -г. Волжский Волгоградской области размер родительской платы составляет: в сумме 2 526, 00 руб. на детей в возрасте от одного года до трех лет с продолжительностью пребывания детей в группе 10, 5-12 ч. (исходя из 23 рабочих дней в месяце) и 2 702, 00 руб. на детей в возрасте от трех лет до семи лет с продолжительностью пребывания детей в группе 10, 5-12 ч. (исходя из 23 рабочих дней в месяце).
Таким образом, региональным законодателем для родителей детей первой категории максимальный размер ежедневной платы за соответствующие услуги установлен в сумме 109, 8 руб, для второй -117, 47 руб.
Вместе с тем, оспариваемыми абзацами 3 и 4 пункта 1 ПостановленияN 1718 размер платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в муниципальных дошкольные образовательных учреждениях установлен в сумме 127, 32 руб. в день на одного ребенка в возрасте до трех лет с пребыванием детей 12 ч. и 138, 07 руб. в день на одного ребенка в возрасте от трех до восьми лет с пребыванием детей 12 ч, то есть выше максимального размера, установленного Приказом N 87.
Постановление N 1718 опубликовано в Волжском муниципальном вестнике N 13 (789) 4 апреля 2023 г.
Соблюдение обязательных требований к форме, порядку принятия и опубликованию Постановления N 1718 следует из судебных актов и по этим основаниям не оспаривается.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ основанием для признания нормативного правового акта не действующим полностью или в части является его несоответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Сопоставив содержание оспариваемых абзацев 3 и 4 пункта 1 Постановления N 1718 с приведенными положениями нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, суд первой инстанции установил, что размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях платы, установленный Постановлением N 1718, превышает максимальный размер, установленный Приказом N 87, изданным, в свою очередь, в порядке, предусмотренным федеральным законодателем в части 4 статьи 65 Закона N 273-ФЗ, признав абзацы 3, 4 пункта 1 Постановления N 1718 недействующими со дня вступления в законную силу настоящего решения суда.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился, указав, что в рассматриваемом случае абзацы 3 и 4 пункта 1 Постановления N 1718 противоречат положениям Закона N 273-ФЗ и Приказа N 87.
Оснований не согласиться с выводами судов не имеется, поскольку в силу прямого запрета установленного федеральным законодателем (части 4 статьи 65 Закона N 273-ФЗ) размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях не может быть выше ее максимального размера, устанавливаемого нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы, о том, что размер родительской платы за присмотр и уход за детьми должен быть установлен в большем размере, с учетом затрат организаций на осуществление комплекса мер по организации питания и хозяйственно - бытового обслуживания детей, не ставят под сомнение правильность выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, поскольку компетенция органа местного самоуправления не носит абсолютный характер, федеральными законами определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют размер такой платы.
Частью 4 статьи 4 Закон N 273-ФЗ предусмотрена обязательность соответствия норм, регулирующих отношения в сфере образования и содержащихся в правовых актах органов местного самоуправления, именно Закону об образовании, а также запрет ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными этим Законом.
Нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, не допущено; выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 КАС РФ безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Волжского городского суда Волгоградской областиот 19 сентября 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 14 декабря 2023 г. - оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 31 июля 2024 г.
Председательствующий
О.П. Анянова
Судьи
А.Е. Иванов
В.В. Шелудько
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.