Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Аняновой О.П, судей Шелудько В.В. и Усенко Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобуУсова Романа Сергеевича на решение Севастопольского городского судаот 22 ноября 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 12 марта 2024 г. по административному делу по административному исковому заявлению Усова Р.С. об оспаривании нормативного правового акта в части.
Заслушав доклад судьи Аняновой О.П, заключение старшего прокурора отдела управления Главного управления Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Пономаревой П.Г, полагавшей судебные акты подлежащими оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Постановлением Правительства Севастополя от 2 декабря 2022 г.N 621-ПП "Об утверждении Правил землепользования и застройки города федерального значения Севастополя применительно к части территории города в границах Андреевского, Качинского, Верхнесадовского, Терновского, Орлиновского внутригородских муниципальных образований" (далее - Правила землепользования и застройки N 621-ПП) земельный участок с кадастровым номером N, площадью 900 кв.м, категория земель "земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования "для индивидуального дачного строительства", расположенный по адресу: "адрес", отнесен к территориальной зоне особо охраняемых природных территорий (Р-7/О) контур зоны N 18.
Нормативный правовой акт официально опубликован на сайте Правительства Севастополя http://sevastopol.gov.ru 6 декабря 2022 г, на интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 9 декабря 2022 г.
Впоследствии в Правила землепользования и застройки N 621-ПП внесены изменения, не затрагивающие оспариваемые в настоящем деле положения.
Усов Р.С. обратился в суд с административным исковым заявлением(с учетом уточнения требований) о признании недействующими Правил землепользования и застройки N 621-ПП в части отнесения земельного участка к территориальной зоне особо охраняемых природных территорий (Р-7/О) контур зоны N 18; о возложении на ответчика обязанности об установлении для земельного участка в Правилах землепользования и застройки N 621-ПП основного вида разрешенного использования "для индивидуального дачного строительства", вспомогательного вида разрешенного использования "для дачного строительства"; отнесении участка к территориальной (функциональной) зоне Р-4, зоне курортно-рекреационных объектов. Указывает на несоответствие Правил землепользования N 621-ПП, имеющим большую юридическую силу Генеральному плану г. Севастополя, положениям Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), постановлению Правительства Севастополя от 8 декабря 2018 г. N 66-ПП "О создании государственного природного ландшафтного заказника регионального значения "Ласпи"(далее - Постановление N 66-ПП), без учета предложений истца в ходе публичных слушаний, сведений Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), решения Севастопольского городского совета от 13 марта 2007 г. N 1644, документов территориального планирования, утвержденных 21 января 2010 г. Управлением Градостроительства и архитектуры Севастопольской городской государственной администрации, которыми земельный участок отнесен к зоне земель рекреационного назначения (рекреационно-курортных объектов), в связи с чем Правила землепользования и застройки N 621-ПП не отвечают общеправовому критерию формальной определенности, нарушают права истца на пользование земельным участком по назначению, поскольку данная территориальная зона не предусматривает дачное строительство.
Решением Севастопольского городского суда от 22 ноября 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 12 марта 2024 г, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе Усов Р.С. просит отменить постановленные судебные акты, по мотиву неправильного применения судами норм материального и процессуального права, и направить административное дело на новое рассмотрение.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 6 июня 2024 г, определением судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 28 июня 2024 г. с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Департамент архитектуры и градостроительства г. Севастополя, участвовавший в деле прокурор в письменных возражениях просят оставить кассационную жалобу без удовлетворения, настаивая на законности постановленных по делу судебных актов.
В судебном заседании старший прокурор отдела управления Главного управления Генеральной Прокуратуры Российской ФедерацииПономарева П.Г. в своем заключении полагала постановленные по делу судебные акты подлежащими оставлению без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в рассмотрении дела, извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
В соответствии с частью 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются.
Согласно части 2 статьи 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела такого рода нарушения допущены не были.
В силу пунктов 2 и 3 части 8 статьи 213 КАС РФ суд при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта выясняет как вопросы соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, так и соответствие этого акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
При рассмотрении административного дела суды установили, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий органа, принявшего оспариваемый нормативно-правовой акт, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия, введения его в действие и официального опубликования.
Приведенный вывод также подтверждается ранее состоявшимся судебным актом, вступившим в законную силу (административное делоN 3а-42/2023).
Градостроительная деятельность в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе регулируется Градостроительным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных статьей 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ). Так, частью 4.1 указанной статьи предусмотрено, что правила землепользования и застройки субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя утверждаются нормативными правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
Согласно части 9 статьи 63 ГрК РФ утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя документации по планировке территории осуществляется в порядке, установленном настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами органов исполнительной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
Согласно статьям 1, 30, 31 и 32 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях обеспечения при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечения охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений, сохранения объектов культурного наследия.
В силу части 3 статьи 31 ГрК РФ подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, сведений Единого государственного реестра недвижимости, сведений, документов, материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.
В соответствии с частью 1.1. статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ) до 1 января 2025 г. на территориях Республики Крыма и города федерального значения Севастополя особенности регулирования отношений в области градостроительной деятельности (с учетом особенностей, предусмотренных частью 1.4 настоящей статьи) могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативно правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Особенности регулирования отношений в области градостроительной деятельности на территории г. Севастополя регламентируются Закономг. Севастополя от 25 июля 2014 г. N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории г. Севастополя" (далее - Закон N 46-ЗС) и Положением об особенностях регулирования отношений в области градостроительной деятельности на территории города федерального значения Севастополя, утвержденным постановлением правительства Севастополя от 2 сентября 2021 г. N 413-ПП.
В соответствии со статьей 13 Закона г. Севастополя N 46-ЗС до 1 января 2023 г. правила землепользования и застройки могут быть разработаны до утверждения документов территориального планирования.
Из обстоятельств дела следует, что на момент принятия Правительством Севастополя оспариваемых Правил землепользования и застройки N 621-ПП в г. Севастополе отсутствовал Генеральный план г. Севастополя, утвержденный в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Генеральный план г. Севастополя, утвержденный решением сессии Севастопольского городского Совета от 13 декабря 2005 г. N 4114 (далее - Генеральный план N 4114), в силу положений статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2002 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", части 2 статьи 23 Закона N 6-ФКЗ учтен при подготовке градостроительной документации.
Судами установлено, что Усов Р.С. с 27 марта 2021 г. является собственником вышеуказанного земельного участка с кадастровым номером N, поставленного на государственный кадастровый учет13 августа 2013 г.
Согласно Генеральному плану N 4114 спорный земельный участок расположен в зоне лесов, лесопарков и других лесопокрытых территорий, зоне общественной застройки общегородского и районного значения и зоне незастроенных территорий.
Постановлением N 66-ПП на территории внутригородского муниципального образования г. Севастополя Балаклавского муниципального округа создан государственный природный ландшафтный заказник регионального значения "Ласпи", общей площадью 1 232, 74 га; утверждены границы заказника в соответствии с координатами характерных точек (приложение N 1); утверждено Положение о заказнике (приложение N 2).
В ЕГРН содержатся сведения об ограничениях, обременениях использования земельного участка на основании Постановления N 66-ПП, реестровый номер границы 91:00.2.35.
Правилами землепользования и застройки N 621-ПП земельный участок включен в территориальную зону особо охраняемых природных территорий (Р-7/О), контур зоны N 18, основными видами разрешенного использования земельных участков и объектов строительства в которой являются деятельность по особой охране и изучению природы и использование лесов; вспомогательным видом разрешенного использования является историко-культурная деятельность. Предельные размеры участков и предельные параметры строительства объектов не установлены.
В силу части 1 статьи 5.1 ГрК РФ в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (далее также в настоящей статье - проекты) в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений ГрК РФ проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ и другими федеральными законами.
Проверяя доводы административного истца о допущенных при проведении публичных слушаний нарушениях, суд апелляционной инстанции установил, что в ходе публичных слушаний от Усова Р.С. поступили предложения об изменении предусмотренного проектом правил землепользования и застройки территориального зонирования.
На странице 1992 заключения о результатах публичных слушанийот 5 сентября 2022 г. под пунктом N 7661 указано обращение N У-5500/эо включении земельного участка с кадастровым номером N в зону "Р-4".
На странице 2092 заключения под пунктом N 8018 указано обращение N У-409/э о включении данного земельного участка в границы населенного пункта с. Ласпи и установлении вида разрешенного использования "для индивидуального дачного строительства".
На странице 2096 заключения под пунктом N 8039 указано обращение У-5485/э об отнесении земельного участка к зоне Ж.2.1, установлении вида разрешенного использования "для индивидуального дачного строительства".
Данные предложения рассмотрены комиссией по подготовке правил землепользования и застройки, результаты рассмотрения отражены в протоколе заседания данной комиссии от 2 сентября 2022 г, в заключении о результатах публичных слушаний от 5 сентября 2022 г. - комиссией рекомендовано отклонить предложения в связи с расположением участка в границах заказника регионального значения "Ласпи" - особо охраняемой природной территории (далее - ООПТ).
При принятии решения было учтено, что земельный участок полностью находится в границах ООПТ.
Изложенное свидетельствует, что процедура проведения публичных слушаний была соблюдена, возможность участвовать в обсуждении проекта Правил землепользования и застройки N 621-ПП и представлять свои предложения административным истцом реализована.
Публичные слушания являются процедурой выявления коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный характер. Конституционный Суд Российской Федерации подчеркивает, что публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, тем не менее, они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям; конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.
В силу вышеизложенного, вывод судов о соблюдении уполномоченным органом порядка организации и проведения публичных слушаний является правомерным, поскольку заключение о результатах публичных слушаний по своей правовой природе не может носить ни рекомендательного, ни императивного характера, а является основанием для подготовки рекомендаций и им предшествует.
Проверяя соответствие содержания Правил землепользования и застройки N 621-ПП в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для признания их недействующими.
Суд апелляционной инстанции, проверяя доводы Усова Р.В. с выводами суда первой инстанции согласился.
Под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, а под территориальными зонами - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (статья 1 ГрК РФ).
На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, границы территорий исторических поселений федерального значения, границы территорий исторических поселений регионального значения. Указанные границы могут отображаться на отдельных картах, которые являются приложением к правилам землепользования и застройки (часть 4 статьи 30 ГрК РФ).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения(за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 ГрК РФ), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района.
Одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (пункт 8 статьи 1 ЗК РФ).
Согласно статье 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Статьей 85 ЗК РФ предусмотрено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым, общественно-деловым, производственным, инженерных и транспортных инфраструктур, рекреационным, сельскохозяйственного использования, специального назначения, военных объектов, иным территориальным зонам. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
В соответствии со статьей 36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Согласно части 6 статьи 36 ГрК РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон и территорий опережающего развития.
Правила землепользования и застройки включают в себя, в том числе карту градостроительного зонирования. На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются среди прочего границы зон с особыми условиями использования территорий, которые также могут отображаться на отдельных картах, являющихся приложением к правилам землепользования и застройки (части 2 и 5 статьи 30 ГрК РФ).
В части, не урегулированной законодательством о градостроительной деятельности, к этим отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации и иное законодательство Российской Федерации (часть 3 статьи 4 ГрК РФ).
Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) определены правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (статья 1 Закона N 7-ФЗ).
В силу пунктов 1 и 2 статьи 58, пунктов 1 и 2 статьи 59 Закона N 7-ФЗ природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории. Хозяйственная и иная деятельность, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду и ведущие к деградации и (или) уничтожению данных природных объектов, запрещаются. Правовой режим охраны природных объектов устанавливается законодательством в области охраны окружающей среды, а также иным законодательством Российской Федерации. Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.
Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения регулируются Федеральным законом от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 33-ФЗ).
Статьей 2 Закона N 33-ФЗ с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий предусмотрены категории указанных территорий: государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники; национальные парки; природные парки; государственные природные заказники; памятники природы; дендрологические парки и ботанические сады (пункт 2). Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных статьей 28 Закона N 33-ФЗ, также в ведении государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования (пункт 4).
Согласно статье 44 Земельного кодекса Украины в земли природно-заповедного фонда включаются природные территории и объекты (природные заповедники, национальные парки биосферные заповедники, региональные ландшафтные парки, заказники памятники природы, заповедные урочища), а также искусственно созданные объекты (ботанические сады, дендрологические парки, зоологические парки, парки-памятники садово-паркового искусства).
В соответствии с положениями Закона Верховной Рады Украиныот 16 июня 1992 г. N 2456-XII "О природно-заповедном фонде Украины" природно-заповедный фонд составляют участки суши и водного пространства, природные комплексы и объекты которых имеют особую природоохранную, научную, эстетическую, рекреационную и иную ценность и выделены с целью сохранения природного разнообразия ландшафтов, генофонда животного и растительного мира, поддержания общего экологического баланса и обеспечения фонового мониторинга окружающей природной среды.
В соответствии с пунктом 2 статьи 104 ЗК РФ в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий.
Положения пункта 8 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусматривают, что до 1 января 2028 г. зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в ЕГРН, если такие зоны установлены до 1 января 2025 г. нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории.
Постановлением Правительства Севастополя от 25 мая 2015 г.N 417-ПП существующий заказник "Ласпи" был включен в перечень особо охраняемых природных территорий регионального значения на территорииг. Севастополя.
Разделом 2 Правил землепользования и застройки N 621-ПП предусмотрены ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе Положением о государственном природном ландшафтном заказнике регионального значения "Ласпи", расположенном на территории Орлиновского муниципального округа г. Севастополя (далее - Положение), утвержденного Постановлением N 66-ПП.
Согласно пунктам 5 и 6 Положения заказник - местообитание реликтовой южнобережной растительности, отличается значительным ландшафтно-биотоническим разнообразием, имеет особое значение для охраны типичных и уникальных природных комплексов. В то же время природные системы являются открытыми и, как следствие, очень уязвимыми, они не могут устойчиво функционировать без проведения комплекса природоохранных мероприятий.
Границы и режим особой охраны заказника учитываются при осуществлении градостроительной деятельности, лесоустройстве, а также при планировании всех видов управленческой, хозяйственной и иной деятельности, разработке проектной и иной документации, проведении экологической экспертизы (пункт 7 Положения).
Целями и задачами заказника являются развитие целостной системы особо охраняемых природных территорий и поддержание экологического баланса; сохранение, восстановление и воспроизводство экосистемного, видового и генетического разнообразия; сохранение пейзажно-рекреационных свойств природного ландшафта; сохранение ландшафтного и биологического разнообразия; сохранение в естественном состоянии территории заказника, а также прилегающей к заказнику акватории Черного моря; сохранение высокого уровня эстетической привлекательности ландшафта заказника; поддержание общего экологического баланса в регионе (пункты 10 и 11 Положения).
В соответствии с пунктом 12 Положения на территории заказника запрещена деятельность, противоречащая его целям и задачам, в том числе, строительство, размещение и реконструкция объектов капитального строительства, линейных объектов (за исключением объектов обороны страны и безопасности государства; обустройства мест для занятия спортом, физической культурой, пеших или верховых прогулок, отдыха и туризма, наблюдения за природой, пикников, рыбалки, пляжей и размещения объектов, необходимых для их функционирования, в том числе сетей электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, строительства автомобильных дорог на территории:"Парус-1" (земельный участок с кадастровым номером N); пляж "Дельфин" (земельные участки с кадастровыми номерами N); урочище "Ласпи" (квартал 13, выделы 15-18, Орлиновского участкового лесничества); урочище "Сарыч" (квартал 20, выделы 13-25, 28-33, Орлиновского участкового лесничества); предоставление земельных участков под застройку, а также для садоводства и огородничества; все виды искусственного шумового воздействия и использования пиротехнических средств; въезд на территорию заказника всех видов транспорта, за исключением служебного и технологического транспорта; иные виды хозяйственной деятельности, рекреационного и другого природопользования, препятствующего сохранению, восстановлению и воспроизводству природных комплексов и их компонентов.
Собственники земельных участков, которые расположены в границах заказника, а также все иные физические и юридические лица обязаны соблюдать установленный в заказнике режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность; обязаны в установленном порядке возместить ущерб, причиненный природным комплексам и объектам заказника, в соответствии с действующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами г. Севастополя (пункты 17 и 18 Положения).
Разрешая требования, суд апелляционной инстанции, верно исходил из того, что отсутствие в Положении и заказнике запрета на строительство некапитальных объектов, указание на вид разрешенного использования спорного участка "для дачного строительства", а также отнесение решением Севастопольского городского совета от 13 марта 2007 г. N 1644, документами территориального планирования, утвержденными 21 января 2010 г. Управлением Градостроительства и архитектуры Севастопольской городской государственной администрации земельного участка к зоне рекреационного назначения (рекреационно-курортных объектов) не свидетельствует о незаконном территориальном зонировании спорной территории.
Вопреки повторно приведенным в кассационной жалобе доводам, установление территориальных зон в отношении земельного участка, на который действие градостроительного регламента не распространяется, само по себе не влечет неопределенности правового режима земельного участка, в отношении которого установлен особый правовой режим.
Регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.
В сфере градостроительных отношений приоритет публичной цели устойчивого развития территории обусловливает возможность ограничения в ходе градостроительной деятельности прав собственников и обладателей иных прав на земельные участки, расположенные на территории, правовой режим использования которой планируется изменить в соответствии с документами территориального планирования. Политика городского планирования, обустройства территории предоставляет государству более широкую свободу усмотрения, чем это имеет место при регулировании исключительно гражданских прав, в частности, посредством контролирования правового режима собственности в целях публичной пользы и всеобщего интереса.
Согласование частных и публичных прав и интересов, установление между ними разумного и справедливого баланса достигаются, в том числе, путем законного установления случаев и порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд и предоставлением компенсации в связи с лишением собственника принадлежащего ему имущества (часть 1 статьи 30 ГрК РФ, статья 49, глава VII.1 ЗК РФ, статья 279 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также обеспечивается возможностью эксплуатации земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества без срока приведения их в соответствие с требованиями градостроительного регламента, устанавливаемого правилами землепользования и застройки муниципального образования (части 8 и 9 статьи 36 ГрК РФ).
Административным ответчиком были учтены требования федерального и регионального законодательства в целях определения правового режима использования земельного участка истца.
В соответствии с требованиями градостроительного законодательства назначение спорной территории в совокупности социальных, экономических, культурных и экологических факторов не противоречит целям обеспечения устойчивого развития территорий, обеспечения учета интересов граждан и общества в целом.
Вопреки повторно приведенным в кассационной жалобе доводам, спорная зона установлена на основе данных анализа существующей градостроительной ситуации, сведений ЕГРН, сведений, документов, материалов, содержащихся в государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности г. Севастополя, с учетом сложившейся планировки территории и требований к осуществлению деятельности в границах ООПТ.
Установив, что оспоренные правовые положения не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, прав, свобод и законных интересов административного истца не нарушают, суд первой инстанции, с которым согласился апелляционный суд правомерно, на основании пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ, принял решение об отказе в удовлетворении административного иска.
Выводы судов подробно мотивированы в обжалуемых судебных актах, в дополнительной аргументации не нуждаются.
Подробно приведенные в кассационной жалобе, доводы административного истца, выражающие несогласие с выводами суда первой и апелляционной инстанции, подлежат отклонению по приведенным выше причинам, поскольку суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 КАС РФ, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, и правом переоценки доказательств не наделен.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Севастопольского городского суда от 22 ноября 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 12 марта 2024 г. - оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 2 августа 2024 г.
Председательствующий
О.П. Анянова
Судьи
В.В. Шелудько
Н.В. Усенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.