Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Аняновой О.П, судей Шелудько В.В. и Усенко Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобуЗахаркиной Натальи Валентиновны на решение Советского районного судаг. Волгограда от 13 июля 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного судаот 9 ноября 2023 г. по административному делу по административному исковому заявлению МИФНС России N 10 по Волгоградской области к Захаркиной Н.В. о взыскании недоимки по налогу и пени.
Заслушав доклад судьи Аняновой О.П, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
МИФНС России N 10 по Волгоградской области (далее - МИФНС, Инспекция) обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Захаркиной Н.В. недоимки по земельному налогу за 2017 г. в размере 479, 00 руб. и пени в размере 26, 24 руб, недоимки по земельному налогу за 2018 г. в размере 480, 00 руб. и пени в размере 19, 56 руб, недоимки по земельному налогу за 2019 г. в размере 482, 00 руб. и пени в размере28, 43 руб, а также штрафа за налоговые правонарушения, установленного статьей 119.1 НК РФ - 500, 00 руб, всего - 2 015, 23 руб.
Решением Советского районного суда г. Волгограда от 13 июля 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного судаот 9 ноября 2023 г, административное исковое заявление удовлетворено в полном объеме.
В кассационной жалобе Захаркина Н.В. просит отменить постановленные судебные акты по мотиву неправильного применения судами норм материального и процессуального права, и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 11 июня 2024 г, определением судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 28 июня 2024 г. с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в рассмотрении дела, извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации(далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
В соответствии с частью 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются.
Согласно части 2 статьи 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела такого рода нарушения допущены не были.
Обязанность оплачивать законно установленные налоги и сборы определена положениями статьи 57 Конституции Российской Федерации и статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В соответствии со статьей 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В силу пункта 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, федеральной территории "Сириус"), на территории которого введен налог.
Согласно статье 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
Абзацами 1 и 2 пункта 1 статьи 391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (статья 69 НК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000, 00 руб, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила10 000, 00 руб.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000, 00 руб, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
В пункте 3 статьи 48 НК РФ определено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве; требование о взыскании налога, пеней за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В соответствии со статьей 75 НК РФ в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен выплатить пени (пункт 1). Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1НК РФ (пункт 3). Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора; процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (пункт 4). Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5).
Также, согласно пункту 3 статьи 228 НК РФ налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию с учетом положений статьи 229 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 229 НК РФ налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим.
Пунктом 1 статьи 119 НК РФ предусмотрена ответственность за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета.
Как следует из материалов административного дела и установлено судами, Захаркина Н.В. состоит на учете в МИФНС в качестве налогоплательщика, поскольку ей на праве собственности принадлежало имущество, являющееся объектом налогообложения - земельные участки с кадастровыми номерами N.
Налоговым органом исчислен земельный налог за 2017-2019 гг, направлены уведомления от 12 июля 2018 г, 10 июля 2019 г, 3 августа2020 г.
В связи с неуплатой Захаркиной Н.В. в установленный законом срок земельного налога инспекция на основании положений статей 75 НК РФ исчислила пени на сумму недоимки по страховым взносам и в порядкестатей 69 и 70 НК РФ направила требования:
от 5 июля 2019 г. N 25929 об уплате земельного налога за 2017 г. в размере 479, 00 руб, пени 26, 24 руб. в срок до 12 ноября 2019 г.;
от 26 июня 2020 г. N 34830 об уплате земельного налога за 2018 г. в размере 480, 00 руб, пени 19, 56 руб.;
от 3 ноября 2021 г. N 38913 об уплате земельного налога за 2019 г. в размере 482, 00 руб, пени 28, 43 руб.
Кроме того, Захаркиной Н.В. в 2020 г. отчуждены земельный участок и распложенный на нем дом по адресу: "адрес" между тем налоговая декларация по налогу на доходы в срок до 30 апреля 2021 г. не подана.
В связи с несвоевременной подачей декларации Захаркина Н.В. привлечена к налоговой ответственности по части 1 статьи 119 НК РФ к штрафу в размере 500, 00 руб.
В связи с неуплатой штрафа Инспекцией выставлено требованиеот 16 марта 2022 г.
Приведенные выше требования оставлены Захаркиной Н.В. без исполнения, что послужило основанием для обращения налогового органа к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.
Мировым судьей судебного участка N 108 Советского судебного района г. Волгограда 23 декабря 2022 г. вынесен судебный приказ о взыскании вышеуказанной налоговой задолженности, который отменен определением мирового судьи от 9 января 2023 г. в связи с поступившими от должника возражениями относительно его исполнения.
С настоящим административным исковым заявлением налоговый орган обратился 30 мая 2023 г.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями НК РФ, исходили из доказанности факта наличия у административного ответчика неисполненной обязанности по уплате предъявленной к взысканию недоимки по земельному налогу за 2017-2019 гг. и пени, а также штрафа за нарушение налогового законодательства и соблюдении налоговым органом установленных НК РФ порядка и срока обращения с требованием о взыскании задолженности. Представленный административным истцом расчет признан арифметически верным.
Судебная коллегия кассационной инстанции с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций соглашается ввиду их законности и обоснованности.
Правильно применив положения налогового законодательства, регулирующего спорные правоотношения, суды пришли к обоснованному выводу о взыскании с Захаркиной Н.В. вышеприведенной задолженности и пени, а также штрафа, подтвержденных надлежащими доказательствами.
Нарушение процедуры взыскания налоговой задолженности Инспекцией не допущено.
Учитывая, что сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000, 00 руб, налоговый орган в силу пункта 2 статьи 48 НК РФ правомерно обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа в течение шести месяцев со дня истечения трехлетнего срока исполнения самого раннего требования, которым в настоящем случае является требование от 5 июля 2019 г. N 25929.
Нарушение срока обращения в суд с настоящим административным иском налоговым органом также не допущено.
При таких обстоятельствах, доводы административного ответчика о пропуске срока на обращение к мировому судье и в суд не нашли своего подтверждения.
Налоговые уведомления и требования направлялись по последнему известному налоговому органу адресу регистрации Захаркиной Н.В, что соответствует требованиям НК РФ.
Согласно части 1 статьи 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих ему недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.
В силу части 7 указанной статьи постановка на учет в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, осуществляется налоговым органом по месту его жительства (месту пребывания - при отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации) на основании информации, представляемой органами, указанными в пунктах 1-6 и 8 статьи 85 НК РФ, либо на основании заявления физического лица, представляемого в любой налоговый орган по своему выбору.
Постановка на учет физического лица в налоговом органе по новому месту его жительства осуществляется на основании сведений о факте регистрации, сообщаемых в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса органами, осуществляющими регистрацию физических лиц по месту их жительства. Снятие с учета в налоговом органе физического лица может также осуществляться этим налоговым органом при получении им соответствующих сведений о постановке на учет этого физического лица в другом налоговом органе по месту его жительства (пункт 4 статьи 84НК РФ).
В соответствии с пунктом 5 статьи 31 НК РФ, в случае направления документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, по почте такие документы налоговым органом направляются налогоплательщику - индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, адвокату, учредившему адвокатский кабинет, физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, - по адресу места его жительства (места пребывания) или по предоставленному налоговому органу адресу для направления документов, указанных в настоящем пункте, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков.
Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.
Таким образом, учитывая, что регистрация гражданина по месту пребывания является способом уведомления налогового органа о месте проживания налогоплательщика и у налогового органа отсутствует обязанность производить розыск места жительства (пребывания) налогоплательщика, то направление налогового уведомления и требования об уплате налогов (страховых взносов) за спорный период по последнему известному адресу регистрации административного ответчика является надлежащим исполнением налоговым органом обязанности по направлению уведомлений и требований.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии у Захаркиной Н.В. обязанности подавать декларацию ввиду приобретения земельного участка в порядке приватизации не свидетельствуют о незаконности судебных актов и отсутствии оснований для взыскания вышеприведенного штрафа, поскольку подпункт 2 пункта 3 статьи 217.1 НК РФ хоть и предусматривает минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества, равный трем годам, для объектов недвижимого имущества, приобретенных в порядке приватизации, вместе с тем, в настоящем случае административным ответчиком реализован земельный участок с жилым домом с кадастровым номером N, право собственности на который возникло у Захаркиной Н.В. 19 декабря 2016 г. При этом, доказательств того, что на указанный жилой дом распространялись положения пункта 3 статьи 217.1НК РФ, не представлено.
В связи с этим, взыскание штрафа, установленного статьей 119.1 НК РФ, является правомерным.
Иное толкование заявителем кассационной жалобы положений действующего законодательства и определение обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении судами норм права.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, судами не допущено.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда г. Волгограда от 13 июля 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 9 ноября 2023 г. - оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 2 августа 2024 г.
Председательствующий
О.П. Анянова
Судьи
В.В. Шелудько
Н.В. Усенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.