Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Мальманова Э.К., рассмотрев кассационную жалобу Сылко А.С. на определения Октябрьского районного суда г. Краснодара от 27 февраля 2023 года, от 28 апреля 2023 года и апелляционные определения Краснодарского краевого суда от 13 апреля 2023 года, от 27 июля 2023 года об оставлении без движения административного иска, о возвращении административного иска Сылко А.С. к руководителю ГУ ФССП России по Краснодарскому краю Ткаченко Д.Г. об оспаривании действий, бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Сылко А.С. обратился в Октябрьский районный суд г. Краснодара с административным исковым заявлением, в котором просил: признать незаконными действия, бездействие руководителя ГУ ФССП России по Краснодарскому краю (далее - руководитель Управления) Ткаченко Д.Г. при исполнении исполнительного производства N и при рассмотрении поданной 13 января 2023 года жалобы в порядке подчиненности N; признать незаконным бездействие руководителя Управления Ткаченко Д.Г, выразившееся в непринятии достаточных и своевременных мер по организации и руководству за деятельностью Ленинградского РОСП ГУФССП России по Краснодарскому краю по исполнительному производству N, в том числе в части исполнения графика общения детей с отцом - Сылко А.С, утвержденного определением суда, нарушения норм действующего законодательства; возложить на руководителя Управления Ткаченко Д.Г. обязанность устранить имеющиеся нарушения.
Определением Октябрьского районного суда г. Краснодара от 27 февраля 2023 года административный иск оставлен без движения, заявителю предоставлен срок для устранения недостатков до 10 марта 2023 года.
Апелляционным определением Краснодарского краевого суда от 13 апреля 2023 года определение Октябрьского районного суда г. Краснодара от 27 февраля 2023 года оставлено без изменения.
На основании определения Октябрьского районного суда г. Краснодара от 28 апреля 2023 года административный иск со всеми приложенными документами возвращен Сылко А.С.
Апелляционным определением Краснодарского краевого суда от 27 июля 2023 года определение Октябрьского районного суда г. Краснодара от 28 апреля 2023 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 17 июня 2024 года, Сылко А.С. ставит вопрос об отмене вышеприведенных судебных актов как принятых с нарушением норм материального и процессуального права. Заявитель ссылается на то, что действующее законодательство не устанавливает обязанность административного истца в случае подачи им документов в суд в виде электронных образов, заверенных простой электронной подписью, представлять (и направлять через интернет-портал ГАС "Правосудие" в информационно-телекоммуникационной сети Интернет) их копии дополнительно для участвующих в деле лиц. Считает, что суды создали ему препятствия в рассмотрении спора по существу заявленных требований. Полагает, что требования административного иска сформулированы четко. Также податель кассационной жалобы обращает внимание на ненадлежащее заверение копии обжалуемого судебного акта, направленного в его адрес.
Определением судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 9 июля 2024 года кассационная жалоба принята к производству.
В соответствии с частью 2 статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) кассационная жалоба рассматривается судьей суда кассационной инстанции единолично без проведения судебного заседания.
Проверив материал, изучив доводы кассационной жалобы, судья приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Так, оставляя без движения административное исковое заявление, поданное Сылко А.С, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что требования административного иска, изложенные в просительной части, являются некорректными, то есть четко не сформулированы, в то время как процессуальное законодательство не возлагает на суд обязанность делать выводы о фактическом волеизъявлении административного истца относительно формулирования предмета спора, предполагать, в чем конкретно выражаются требования административного истца. Также, в нарушение требований статьи 126 КАС РФ, административным истцом не приложены документы, подтверждающие направление копий административного искового заявления с приложенными документами административному ответчику при условии, что из административного иска следует, что Сылко А.С. указанные документы направлены.
При этом у суда отсутствуют основания полагать, что указанные недостатки с достоверностью будут устранены на стадии подготовки дела к судебному разбирательству либо в ходе рассмотрения дела, поскольку участие административного истца в судебном заседании является его правом, которым он может воспользоваться, заявив ходатайство о рассмотрении дела без его участия.
Впоследствии, приняв во внимание, что административный истец в установленный судом срок указанные в определении об оставлении административного иска без движения недостатки не исправил, суд первой инстанции пришел к выводу о возвращении административного иска заявителю. Суд апелляционной инстанции признал такие выводы суда законными и обоснованными.
Такие выводы судов нельзя признать законными и обоснованными.
Требования к форме и содержанию административного искового заявления, документам, прилагаемым к административному иску, закреплены в статьях 125, 126 КАС РФ.
В силу пунктов 4, 5 части 2 статьи 125 КАС РФ в административном исковом заявлении должны быть указаны: сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение; содержание требований к административному ответчику и изложение оснований и доводов, посредством которых административный истец обосновывает свои требования.
В административном исковом заявлении административный истец приводит доказательства, которые ему известны и которые могут быть использованы судом при установлении обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела (часть 4 статьи 125 КАС РФ).
Согласно части 7 статьи 125 КАС РФ административный истец, не обладающий государственными или иными публичными полномочиями, может направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим суду убедиться в получении адресатом копий заявления и документов. Административный истец, обладающий государственными или иными публичными полномочиями, обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или обеспечить передачу указанным лицам копий этих заявления и документов иным способом, позволяющим суду убедиться в получении их адресатом.
Положения названной нормы регламентируют направление лицам, участвующим в деле, копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, в зависимости от того, обладает административный истец государственными или иными публичными полномочиями либо нет. Для административного истца, обладающего государственными или иными публичными полномочиями, направление копий документов, является обязанностью, в то время как для административного истца, не обладающего такими полномочиями, направление лицам, участвующим в деле, копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, является правом.
В силу части 8 статьи 125 КАС РФ административное исковое заявление также может быть подано в суд в электронном виде, в том числе в форме электронного документа. При этом копии административного искового заявления и приложенных к нему документов могут быть направлены лицу, участвующему в деле, обладающему государственными или иными публичными полномочиями, посредством официального сайта соответствующего органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Согласно части 2 статьи 220 КАС РФ в административном исковом заявлении о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, должны быть указаны: сведения, предусмотренные пунктами 1, 2, 8 и 9 части 2 и частью 6 статьи 125 упомянутого Кодекса (пункт 1); орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемое решение либо совершившие оспариваемое действие (бездействие) (пункт 2); наименование, номер, дата принятия оспариваемого решения, дата и место совершения оспариваемого действия (бездействия) (пункт 3); сведения о том, в чем заключается оспариваемое бездействие (от принятия каких решений либо от совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняются орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями) (пункт 4); иные известные данные в отношении оспариваемых решения, действия (бездействия). В случае оспаривания решения, действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя в числе таких данных указываются известные сведения об исполнительном документе, в связи с исполнением которого оспариваются решение, действие (бездействие), и об исполнительном производстве (пункт 5); сведения о правах, свободах и законных интересах административного истца, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемыми решением, действием (бездействием), а в случае подачи заявления прокурором или указанными в статье 40 данного Кодекса лицами - о правах, свободах и законных интересах иных лиц (пункт 6); нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемые решение, действие (бездействие) (пункт 7); сведения о невозможности приложения к административному исковому заявлению каких-либо документов из числа указанных в части 3 этой статьи и соответствующие ходатайства (пункт 8); сведения о том, подавалась ли в
вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении. Если такая жалоба подавалась, указываются дата ее подачи, результат ее рассмотрения (пункт 9); требование о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями (пункт 10).
К административному исковому заявлению о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичным полномочиями, прилагаются документы, указанные в части 1 статьи 126 КАС РФ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 126 КАС РФ, если иное не установлено названным Кодексом, к административному исковому заявлению прилагаются уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных в соответствии с частью 7 статьи 125 упомянутого Кодекса копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, в том числе в случае подачи в суд искового заявления и приложенных к нему документов в электронном виде. В случае, если другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, подаваемых на бумажном носителе, не были направлены, в суд представляются копии заявления и документов в количестве, соответствующем числу административных ответчиков и заинтересованных лиц, а при необходимости также копии для прокурора.
Из части 1 статьи 130 КАС РФ следует, что судья, установив, что административное исковое заявление подано с нарушением требований статей 125 и 126 КАС РФ, предъявляемых к форме и содержанию административного искового заявления и (или) приложенных к нему документов, выносит определение об оставлении административного искового заявления без движения, в котором указывает основания для этого и устанавливает разумный срок для устранения лицом, подавшим административное исковое заявление, обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без движения. Копия определения об оставлении административного искового заявления без движения направляется лицу, подавшему административное исковое заявление, не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения такого определения.
Если иное не предусмотрено данным Кодексом, судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, если не исправлены недостатки данного административного искового заявления и документов, приложенных к нему, в срок, установленный в определении об оставлении административного искового заявления без движения (пункт 7 части 1 статьи 129 КАС РФ).
При решении вопроса о приемлемости административного иска Сылко А.С. судами не учтено, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных данным Кодексом и другими федеральными законами (часть 1 статьи 4 КАС РФ).
Конституция Российской Федерации - исходя из того, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18), - гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (статья 46, часть 1), в том числе посредством обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (статья 46, часть 2). Приведенным конституционным положениям корреспондируют международно-правовые гарантии права на справедливое судебное разбирательство, предусмотренные Международным пактом о гражданских и политических правах (пункт 1 статьи 14) и Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (пункт 1 статьи 6), возлагающими на государство обязанность обеспечения каждому доступ к суду в случае спора о его гражданских правах и обязанностях.
Из текста административного искового заявления видно, что Сылко А.С. сформулированы конкретные требования административного иска о признании незаконным бездействия руководителя Управления при исполнении исполнительного производства N и при рассмотрении поданной 13 января 2023 года жалобы в порядке подчиненности N, выразившееся в неисполнении требований законодательства.
Более того, из содержания административного искового заявления видно, что административный истец Сылко А.С. не является лицом, обладающим государственными или иными публичными полномочиями, в связи с чем при подаче административного искового заявления у него отсутствовала обязанность направить лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, и представить суду сведения о получении адресатом копии такого заявления.
Таким образом, принимая процессуальное решение об оставлении поданного административного искового заявления без движения, а, впоследствии, его возвращения судья Октябрьского районного суда г. Краснодара законные мотивы, по которым оставил указанное административное исковое заявление без движения, не привел, фактически оставив его без движения по формальным основаниям. Суд апелляционной инстанции, в свою очередь, данные нарушения не устранил.
При таких обстоятельствах, определения Октябрьского районного суда г. Краснодара от 27 февраля 2023 года, от 28 апреля 2023 года и апелляционные определения Краснодарского краевого суда от 13 апреля 2023 года, от 27 июля 2023 года об оставлении без движения административного иска, о возвращении административного иска подлежат отмене как принятые с существенным нарушением норм процессуального права и нарушающие право административного истца на доступ к правосудию с направлением материала на рассмотрение в суд первой инстанции для решения вопроса о принятии административного искового заявления к производству суда.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья
определил:
определения Октябрьского районного суда г. Краснодара от 27 февраля 2023 года, от 28 апреля 2023 года и апелляционные определения Краснодарского краевого суда от 13 апреля 2023 года, от 27 июля 2023 года отменить, направить материал по административному иску Сылко А.С. в Октябрьский районный суд г. Краснодар для рассмотрения вопроса о принятии его к производству суда.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судья: Э.К. Мальманова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.