Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Мальманова Э.К., рассмотрев кассационную жалобу Турова М.В. на определение Ялтинского городского суда Республики Крым от 27 февраля 2023 года и апелляционное определение Верховного Суда Республики Крым от 7 июня 2023 года о возвращении административного иска Турова М.В. к судебным приставам-исполнителям ОСП по г. Ялте ГУФССП России по Республике Крым Рябухе Е.В., Белых А.Ю., ОСП по г. Ялте ГУФССП России по Республике Крым об оспаривании действий,
УСТАНОВИЛ:
Туров М.В. обратился в Ялтинский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением об оспаривании действий судебных приставов-исполнителей ОСП по г. Ялте ГУФССП России по Республике Крым Рябухи Е.В, Белых А.Ю, ОСП по г. Ялте ГУФССП России по Республике Крым.
Определением Ялтинского городского суда Республики Крым от 26 января 2023 года административный иск оставлен без движения, заявителю предоставлен срок для устранения недостатков - пять дней с момента получения определения суда.
На основании определения Ялтинского городского суда Республики Крым от 27 февраля 2023 года административный иск возвращен заявителю.
Апелляционным определением Верховного Суда Республики Крым от 7 июня 2023 года определение Ялтинского городского суда Республики Крым от 27 февраля 2023 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 5 июня 2024 года, Туров М.В. ставит вопрос об отмене определения Ялтинского городского суда Республики Крым от 27 февраля 2023 года и апелляционного определения Верховного Суда Республики Крым от 7 июня 2023 года. По мнению заявителя, судом допущены нарушения норм материального и процессуального права, поскольку ходатайство о восстановлении срока на подачу административного искового заявления не рассмотрено. Ссылается на нарушение сроков хранения почтового отправления, содержащего копию определения суда об оставлении административного иска без движения, и невручение извещения почтальоном. Обращает внимание на то, что обжалуемые судебные акты ему не вручались. Также считает, что суд апелляционной инстанции необоснованно не применил подлежащую применению норму материального права - статью 112 Трудового кодекса Российской Федерации, регламентирующую нерабочие праздничные дни.
Определением судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 5 июля 2024 года кассационная жалоба принята к производству.
В соответствии с частью 2 статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) кассационная жалоба рассматривается судьей суда кассационной инстанции единолично без проведения судебного заседания.
Проверив материал, изучив доводы кассационной жалобы, судья приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Из материалов дела видно, что определением Ялтинского городского суда Республики Крым от 26 января 2023 года административный иск Турова М.В. к судебным приставам-исполнителям ОСП по г. Ялте ГУФССП России по Республике Крым Рябухе Е.В, Белых А.Ю, ОСП по г. Ялте ГУФССП России по Республике Крым об оспаривании действий был оставлен без движения, поскольку к административному иску не были приложены копии документов, являющихся приложением к иску, для направления административным ответчикам (свидетельство о заключении брака, свидетельство о рождении, удостоверение о повышении квалификации, договор возмездного оказания услуг). Заявителю установлен срок для устранения недостатков административного иска - 5 дней с момента получения данного определения.
Согласно сопроводительному письму Ялтинского городского суда Республики Крым от 26 января 2023 года копия определения суда от 26 января 2023 года направлена Турову М.В. по адресу: "адрес"
Почтовое отправление, адресованное Турову М.В, возвращено в адрес суда с отметкой об истечении срока хранения отправления (л. д. 35).
27 февраля 2023 года Ялтинским городским судом Республики Крым вынесено определение о возвращении административного иска заявителю.
Возвращая административное исковое заявление, суд первой инстанции исходил из того, что в установленный срок недостатки административного иска его подателем не устранены.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что Ялтинский городской суд Республики Крым обоснованно оставил административное исковое заявление без движения, а, ввиду того, что указанные копии документов не были направлены суду в дальнейшем, суд законно возвратил административное исковое заявление.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции полагает необходимым отметить следующее.
Из части 1 статьи 130 КАС РФ следует, что судья, установив, что административное исковое заявление подано с нарушением требований статей 125 и 126 КАС РФ, предъявляемых к форме и содержанию административного искового заявления и (или) приложенных к нему документов, выносит определение об оставлении административного искового заявления без движения, в котором указывает основания для этого и устанавливает разумный срок для устранения лицом, подавшим административное исковое заявление, обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без движения.
Частью 1 статьи 130 КАС РФ также предусмотрено, что копия определения об оставлении административного искового заявления без движения направляется лицу, подавшему административное исковое заявление, не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения такого определения.
Согласно сведениям с официального сайта Национальной почтовой службы (НПС) судебное заказное письмо с уведомлением (трек-номер "данные изъяты"), адресованное Турову М.В, было выдано курьеру (передано в доставку) 7 февраля 2023 года, в этот же день оставлено извещение, и 15 февраля 2023 года, в связи с истечением срока хранения, возвращено отправителю.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 176-ФЗ "О почтовой связи" порядок оказания услуг почтовой связи регулируется правилами оказания услуг почтовой связи, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Особенности порядка оказания услуг почтовой связи в части доставки (вручения) судебных извещений устанавливаются правилами оказания услуг почтовой связи в соответствии с нормами процессуального законодательства Российской Федерации.
Особенности доставки (вручения), хранения почтовых отправлений разряда "судебное" (почтовых отправлений федеральных судов, конституционных (уставных) судов и мировых судей субъектов Российской Федерации, содержащих вложения в виде судебных извещений (судебных повесток), копий судебных актов (в том числе определений, решений, постановлений судов), судебных дел (материалов), исполнительных документов), а также разряда "административное" (направляемых в ходе производства по делам об административных правонарушениях почтовых отправлений органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, содержащих вложения в виде извещений (повесток), копий актов (в том числе определений, решений, постановлений по делам об административных правонарушениях), дел (материалов) об административных правонарушениях, исполнительных документов), устанавливаются Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными приказом Минкомсвязи России от 31 июля 2014 года N 234 (далее - Правила, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).
В силу абзаца 34 Правил почтовые отправления разряда "судебное" и разряда "административное" при невозможности их вручения адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 7 дней.
При исчислении срока хранения почтовых отправлений разряда "судебное" и разряда "административное" день поступления и возврата почтового отправления, а также нерабочие праздничные дни, установленные трудовым законодательством Российской Федерации, не учитываются.
Срок хранения почтовых отправлений (почтовых переводов) исчисляется со следующего рабочего дня после поступления почтового отправления (почтового перевода) в объект почтовой связи места назначения.
Так, судебное отправление было подготовлено к доставке и выдано курьеру (передано в доставку) 7 февраля 2023 года, в этот же день оставлено извещение, а 15 февраля 2023 года - возвращено отправителю. Эти дни в силу абзаца 34 Правил при исчислении срока хранения не учитываются. С 8 по 14 февраля 2023 года, то есть 7 дней, отправление разряда "судебное" хранилось в объекте почтовой связи места назначения.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что в срок хранения не включаются 11 и 12 февраля 2023 года (выходные дни), подлежит отклонению. В силу абзаца 34 вышеупомянутых Правил, при исчислении срока хранения почтовых отправлений разряда "судебное" не учитываются только нерабочие праздничные дни, регламентированные, в частности статьей 112 Трудового кодекса Российской Федерации, каковыми 11 и 12 февраля 2023 года не являются. Следовательно, срок хранения почтового отправления обоснованно закончился 15 февраля 2023 года.
Таким образом, организация почтовой связи не нарушила Правила оказания услуг почтовой связи.
Вместе с тем, как разъяснено в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", по общему правилу суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются (часть 2 статьи 329 КАС РФ). Однако если обжалуемая часть судебного акта обусловлена другой его частью или иным судебным актом, вынесенным по этому же административному делу, которые не обжалуются, то эта необжалованная часть судебного акта или необжалованный судебный акт также подлежат проверке судом кассационной инстанции. Например, при обжаловании в суд кассационной инстанции определения о возвращении административного искового заявления в связи с неустранением недостатков его содержания проверке подлежит также определение об оставлении данного заявления без движения.
Учитывая данные разъяснения, в рамках производства по кассационной жалобе Турова М.В. также подлежит проверке определение Ялтинского городского суда Республики Крым от 26 января 2023 года, которым административный иск оставлен без движения.
Как указано выше, административное исковое заявление было оставлено без движения, поскольку к нему не были приложены копии документов, являющихся приложением к иску, для направления административным ответчикам (свидетельство о заключении брака, свидетельство о рождении, удостоверение о повышении квалификации, договор возмездного оказания услуг).
Оставление административного иска Турова М.В. без движения нельзя признать законным исходя из следующего.
Конституция Российской Федерации каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод (часть 1 статьи 46).
Право на судебную защиту подразумевает создание условий для эффективного и справедливого разбирательства дела, реализуемых в процессуальных формах, регламентированных федеральным законом, а также возможность пересмотреть ошибочный судебный акт в целях восстановления в правах посредством правосудия.
Одной из задач административного судопроизводства является обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункт 1 статьи 3 КАС РФ).
В силу пункта 1 части 1 статьи 126 КАС РФ, если иное не установлено названным Кодексом, к административному исковому заявлению прилагаются уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных в соответствии с частью 7 статьи 125 упомянутого Кодекса копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, в том числе в случае подачи в суд искового заявления и приложенных к нему документов в электронном виде. В случае, если другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, подаваемых на бумажном носителе, не были направлены, в суд представляются копии заявления и документов в количестве, соответствующем числу административных ответчиков и заинтересованных лиц, а при необходимости также копии для прокурора.
Согласно части 7 статьи 125 КАС РФ административный истец, не обладающий государственными или иными публичными полномочиями, может направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим суду убедиться в получении адресатом копий заявления и документов.
Таким образом, действительно, по общему правилу, обязанность представить копии административного иска по числу лиц, участвующих в деле, лежит на административном истце.
По смыслу статьи 130 КАС РФ, регулирующей вопрос оставления административного иска без движения, указанное процессуальное действие допустимо, если обнаруженные судом недостатки препятствуют возбуждению административного дела, так как их устранение на следующей стадии процесса невозможно либо приведет к существенному нарушению процессуального закона.
Однако оставление в данном случае административного искового заявления без движения по мотиву отсутствия копий прилагаемых документов для сторон является формальным, несущественным недостатком, и не соответствует целям и задачам административного судопроизводства.
Более того, пунктом 6 части 3 статьи 135 и пунктом 1 части 1 статьи 138 КАС РФ предусмотрено, что на стадии подготовки административного дела к судебному разбирательству суд рассматривает вопросы о получении необходимых доказательств и предлагает представить их в определенный срок или при необходимости оказывает лицам, не обладающим властными или иными полномочиями, содействие в представлении доказательств и истребует их, при этом одной из целей предварительного судебного заседания названо уточнение обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
При таких обстоятельствах определения Ялтинского городского суда Республики Крым от 26 января 2023 года, от 27 февраля 2023 года и апелляционное определение Верховного Суда Республики Крым от 7 июня 2023 года нельзя признать законными, они подлежат отмене как принятые с существенным нарушением норм процессуального права и нарушающие право административного истца на доступ к правосудию, с направлением материала на рассмотрение в суд первой инстанции для решения вопроса о принятии административного искового заявления к производству суда.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья
определил:
определения Ялтинского городского суда Республики Крым от 26 января 2023 года, от 27 февраля 2023 года и апелляционное определение Верховного Суда Республики Крым от 7 июня 2023 года отменить, направить материал по административному иску Турова М.В. в Ялтинский городской суд Республики Крым для рассмотрения вопроса о принятии его к производству суда.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судья: Э.К. Мальманова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.