Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Борисовой О.В, судей Раптановой М.А, Шелудько В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников недвижимости "Садоводческое некоммерческое товарищество "Корсунь" (ТСН "СНТ "Корсунь") на решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 7 сентября 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 12 декабря 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению ТСН СНТ "Корсунь" к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Борисовой О.В, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
ТСН "СНТ "Корсунь" обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее также - Департамент) от 10 апреля 2023 года (N 5451/01-10-04-13/02/23) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Административный истец просил суд возложить на Департамент обязанность согласовать предоставление ТСН "СНТ "Корсунь" земельного участка, утвердив схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в отношении земельного участка, расположенного по адресу: г. Севастополь, Нахимовский район, в районе ТСН "СНТ "Сапун-Гора" площадью 68260 кв. м, согласно заявлению от 20 июня 2022 года N ГУ-8416/22.
Решением Нахимовского районного суда города Севастополя от 7 сентября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 12 декабря 2023 года, административный иск удовлетворен частично, признано незаконным решение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, изложенное в письме от 10 апреля 2023 года об отказе ТСН "СНТ "Корсунь" в предоставлении государственной услуги о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, расположенного по адресу: г. Севастополь, в районе ТСН "СНТ "Сапун-Гора", площадью 68 260 кв. м. На Департамент возложена обязанность повторно рассмотреть заявление ТСН "СНТ "Корсунь" от 20 июня 2022 года о предоставлении государственной услуги о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
В кассационной жалобе ТСН "СНТ "Корсунь" просит изменить судебные акты в части возложения на Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обязанности повторно рассмотреть заявление и принять в указанной части новое решение, которым административные исковые требования удовлетворить и возложить на Департамент обязанность согласовать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
От товарищества собственников недвижимости "Садовое некоммерческое товарищество "Зеленая деревня" поступили возражения относительно кассационной жалобы, в которых выражено несогласие с принятыми по делу судебными актами ввиду наличия у данного товарищества правопритязания на испрашиваемый земельный участок.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 19 января 2024 года, определением судьи кассационной инстанции от 16 февраля 2024 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
В соответствии с частью 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются.
Согласно части 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений относительно кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела такого рода нарушения допущены не были.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 17 июня 2022 года представитель ТСН "СНТ "Корсунь" через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг обратился в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности площадью 68 260 кв. м, расположенного по адресу: г. Севастополь, Нахимовский район, в районе ТСН "СНТ "Сапун-Гора" (заявление зарегистрировано в Департаменте 20 июня 2022 года).
Решением административного ответчика от 9 августа 2022 года отказано в предоставлении испрашиваемой государственной услуги со ссылкой на положения пункта 16 статьи 11.10, части 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, подпункта 14 пункта 2.10.1 Административного регламента по предоставлению государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь", утвержденного приказом Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 7 декабря 2021 года N 11-АР, поскольку в соответствии с отрицательным заключением Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя испрашиваемый вид разрешенного использования земельного участка частично не соответствует функциональным зонам Генерального плана г. Севастополя, утвержденного решением Севастопольского городского Совета от 13 декабря 2005 года N 4114, а также наличием изломанности границ земельного участка.
Вступившим в законную силу решением Нахимовского районного суда г. Севастополя от 21 ноября 2022 года указанное решение Департамента признано незаконным, на административного ответчика возложена обязанность повторно рассмотреть заявление ТСН "СНТ "Корсунь" от 20 июня 2022 года в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
По результатам повторного рассмотрения заявления административного истца 10 апреля 2023 года Департаментом принято решение об отказе в предоставлении государственной услуги со ссылкой на положения подпункта 28 пункта 2.10.1 Административного регламента N 11-АР, подпункта 4 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, исходя из того, что схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в подпункте 4 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку не соответствует утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой территории. В соответствии с Правилами землепользования и застройки г. Севастополя испрашиваемый земельный участок расположен в зоне парков (Р-3/Н/А1/5), частично - в зоне ведения садоводства (Ж-1/Н/-27), тогда как согласно пункту 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.
Не согласившись с указанным решением ТСН "СНТ "Корсунь" обратилось в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу, что заявление административного истца о предоставлении государственной услуги от 20 июня 2022 года подлежало рассмотрению административным ответчиком без учета Правил землепользования и застройки г. Севастополя, утвержденных позднее, чем было подано указанное заявление и разработана схема, то есть исходя из требований документа территориального планирования, действующего на момент первичного принятия заявления - генерального плана города Севастополя, в связи с чем признал решение департамента от 10 апреля 2023 года не отвечающим требованиям закона и возложил на Департамент обязанность повторно рассмотреть заявление ТСН "СНТ "Корсунь" от 20 июня 2022 года в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу. С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены судебных актов в оспариваемой части по доводам кассационной жалобы.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается, в том числе решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В пункте 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в случае удовлетворения административного иска должно содержаться, в частности, указание на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.
При этом, суд при вынесении решения не вправе подменять деятельность органов государственной власти или местного самоуправления. Принимая решение о возложении обязанности совершить определенные действия по конкретному вопросу, суд не вправе предрешать, какое решение должно быть принято компетентным органом при реализации его полномочий. Иное означало бы нарушение закрепленных Конституцией Российской Федерации принципов разделения властей, самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти.
В данном случае, понуждение ответчика к совершению указанных действий является ограничением права органа государственной власти на самостоятельное принятие решения в пределах предоставленных законодательством полномочий и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
В соответствии с разъяснениями абзаца 4 пункта 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", суд вправе ограничиться возложением обязанности повторно рассмотреть поставленный гражданином вопрос. При таком рассмотрении наделенные публичными полномочиями орган или лицо обязаны учитывать правовую позицию и обстоятельства, установленные судом в результате рассмотрения дела (статья 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статья 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, вопреки доводам кассационной жалобы, судами избран надлежащий способ восстановления нарушенного права административного истца, соответствующий материальному требованию, фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, судами не допущено.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Нахимовского районного суда г. Севастополя от 7 сентября 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 12 декабря 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 25 апреля 2024 года.
Председательствующий
О.В. Борисова
Судьи М.А. Раптанова
В.В. Шелудько
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.