Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Борисовой О.В, судей Шелудько В.В. и Усенко Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Тахтамукайский район" на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Адыгея от 25 августа 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Дроздова Романа Юрьевича к администрации муниципального образования "Тахтамукайский район" об оспаривании ответа на обращение.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Борисовой О.В, выслушав объяснения представителя администрации муниципального образования "Тахтамукайский район" по доверенности Чермит З.И, настаивавшей на удовлетворении кассационной жалобы, представителя Дроздова Р.Ю. по доверенности Дроздова Ю.В, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Дроздов Р.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования "Тахтамукайский район" об оспаривании действий (бездействия), выразившихся в отказе в предоставлении информации и непредставлении письменного ответа на заявление Дроздова Р.Ю. от 16 февраля 2023 года по существу поставленного вопроса в сроки, установленные законом.
Просил суд возложить на административного ответчика обязанность устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и законных интересов административного истца и препятствие к осуществлению административным истцом его прав и свобод путем подготовки и направления ответа по существу поставленного Дроздовым Р.Ю. вопроса в установленные законом сроки.
Решением Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 10 мая 2023 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Апелляционным судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Адыгея от 25 августа 2023 года решение Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 10 мая 2023 года отменено. По делу принято новое решение о частичном удовлетворении административного иска. Признано незаконным бездействие администрации муниципального образования "Тахтамукайский район", выразившееся в отказе в предоставлении информации и непредоставлении письменного ответа на заявление от 16 февраля 2023 года по существу поставленного вопроса в сроки, установленные законом, с возложением на администрацию муниципального образования "Тахтамукайский район" обязанности повторно рассмотреть обращение Дроздова Р.Ю. от 16 февраля 2023 года о предоставлении запрашиваемых документов в установленный законом срок.
В кассационной жалобе администрация муниципального образования "Тахтамукайский район" просит об отмене вышеуказанного апелляционного определения как постановленного с существенным нарушением норм материального права и неверным определением обстоятельств дела, и оставлении в силе решения районного суда.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 25 января 2024 г, определением судьи кассационной инстанции от 20 февраля 2024 г. с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В судебном заседании представитель администрации муниципального образования "Тахтамукайский район" по доверенности Чермит З.И. доводы кассационной жалобы поддержала, настаивала на ее удовлетворении.
Дроздов Ю.В. (представитель Дроздова Р.Ю. по доверенности) против удовлетворения кассационной жалобы возражал, представил суду возражения относительно заявленных административным ответчиком доводов.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются.
Согласно части 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что судом апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела такого рода нарушения допущены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Дроздов Р.Ю, является отцом несовершеннолетних детей Дроздова Д.Р. и Дроздова Г.Р, которым на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 01:05:0200185:26, расположенный по адресу: Республика Адыгея, пгт. Яблоновский, ул. Российская, 41/1.
Дроздов Р.Ю, действуя в интересах несовершеннолетних детей, 16 февраля 2023 года обратился в администрацию муниципального образования "Тахтамукайский район" с заявлением о предоставлении заверенных копий нормативного правового акта, в соответствии с которым распоряжение землями на территории пгт. Яблоновского поселения перешли от администрации муниципального образования "Тахтамукайский район" к администрации муниципального образования "Яблоновского городское поселение" и нормативно-правового акта, в соответствии с которым определен порядок правовых последствий и судебных споров с землями, предоставленными в частную собственность администрацией муниципального образования "Тахтамукайский район" на территории пгт. Яблоновского поселения до 2015 года, после перехода права распоряжения от администрации муниципального образования "Тахтамукайский район" к администрации муниципального образования "Яблоновского городское поселение".
22 февраля 2023 года Администрацией муниципального образования "Тахтамукайский район" в адрес административного истца направлен ответ о том, что право распоряжения землями на территории пгт. Яблоновский перешло к администрации муниципального образования "Яблоновское городское поселение" на основании статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". В отношении архивных документов, изданных до 2015 года, указано о невозможности предоставления, в связи с тем, что в 2015 году районный архив в результате пожара был уничтожен.
Разрешая возникший спор и принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что поданное административным истцом заявление рассмотрено в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", и разрешено по существу в предусмотренный данным законом срок, в связи с чем незаконное бездействие со стороны органа местного самоуправления не допущено.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение об удовлетворении административного иска, суд апелляционной инстанции счел недостаточным указание административного ответчика в оспариваемом ответе на положения федерального закона, регулирующего полномочия органов местного самоуправления муниципального района и городского поселения по распоряжению земельными участками.
Кроме того, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о недоказанности утраты архивных документов за период с 2006 по 2015 гг. либо невозможности их восстановления, поскольку из архивной справки от 4 мая 2023 г. N 68, выданной руководителем отдела по делам архивов администрации муниципального образования "Тахтамукайский район" следует, что на хранении в муниципальном архиве находились документы администрации муниципального образования "Тахтамукайский район" за 1943-2006 гг, которые в результате пожара, произошедшего 2 января 2015 г, уничтожены.
Выводы суда апелляционной инстанции являются ошибочными.
В пункте 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункте 1 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации закреплена презумпция государственной собственности на землю: земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Статья 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусматривает отнесение земельных участков к собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее - Закон N 137-ФЗ).
Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в силу предписаний абзаца второго пункта 1 статьи 3.3 Закона N 137-ФЗ не является препятствием для распоряжения ими.
Согласно пункту 2 статьи 3.3 Закона N 137-ФЗ, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Положения статьи 3.3 Закона N 137-ФЗ вступили в силу с 1 марта2015 г. (согласно пункту 4 статьи 11 и пункту 1 статьи 35 Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
До 1 марта 2015 г. соответствующие полномочия по общему правилу осуществляли органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (иной порядок был предусмотрен в сфере автомобильных дорог и дорожной деятельности, а также для поселений, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, и в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге) согласно пункту 10 статьи 3 ЗаконаN 137-ФЗ (утратила силу с 1 марта 2015 г.).
В силу части 4 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, не отнесено к числу вопросов местного значения городского поселения, а является отдельными государственными полномочиями, которые не могут быть переданы органам местного самоуправления муниципального района по соглашению с органами местного самоуправления городского поселения.
Таким образом, полномочия органов местного самоуправления муниципального района, поселений по распоряжению земельными участками определяются положениями статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", о чем обоснованно было сообщено в оспариваемом ответе на обращение.
Согласно статьям 3, 4 Федерального закона от 14 июня 1994 N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации.
Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в "Парламентской газете", "Российской газете", "Собрании законодательства Российской Федерации" или первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
Федеральный закон от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" опубликован в изданиях: "Собрание законодательства РФ", 29 октября 2001 года, N 44, ст. 4148, "Парламентская газета", N 204-205, 30 октября 2001 года, "Российская газета", N 211-212, 30 октября 2001 года.
Федеральный закон от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 24.06.2014, в "Российской газете", N 142, 27 июня 2014 года, в "Собрании законодательства РФ", 30 июня 2014 года, N 26 (часть I), ст. 3377.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
Согласно положениям пункта 6 части 1 статьи 20 Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления не предоставляется в случае, если в запросе ставится вопрос о проведении аналитической работы, непосредственно не связанной с защитой прав направившего запрос пользователя информацией.
На основании части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пункту 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 г. N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", к бездействию относится неисполнение (уклонение от исполнения) наделенными публичными полномочиями органом или лицом обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими его полномочия (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). Бездействием, в частности, признается нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом или несообщение о принятом решении, уклонение от принятия решения при наступлении определенных законодательством событий, например событий, являющихся основанием для предоставления государственных или муниципальных услуг в упреждающем режиме.
Согласно материалам дела, ответ со стороны администрации изготовлен и направлен в адрес заявителя в течение шести календарных дней, т.е. до истечения тридцатидневного установленного срока, установленного частью 1 статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Содержание ответа имеет указание на Федеральный закон от 25 октября 2001 N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" с разъяснением о том, что в соответствии приведенной нормой закона распоряжение землями на территории пгт. Яблоновского поселения перешли от администрации муниципального образования "Тахтамукайский район" к администрации муниципального образования "Яблоновского городское поселение" со всеми вытекающими правовыми последствиями.
По сути, административный истец в вышеуказанном обращении к административному ответчику ставит вопрос о проведении анализа законодательства, регулирующего вопрос распоряжения земельными участками, а также последствий, связанных с переходом таких полномочий. Между тем, закон не обязывает органы местного самоуправления проводить такую аналитическую работу (пункт 6 части 1 статьи 20 Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления").
С учетом изложенного и исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2022 г. N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", суд приходит к выводу, что орган местного самоуправления не допустил нарушений прав административного истца.
Оценивая сведения, изложенные в письме администрации о том, что в 2015 году районный архив Тахтамукайского района был уничтожен в результате пожара, суд учитывает, что сообщение Дроздову Р.Ю. указанных сведений (справочно/дополнительно) не нарушает права или законные интересы несовершеннолетних детей заявителя, равно как и не создает для административного истца препятствий, направленных на защиту интересов или реализацию прав подопечных.
Информация относительно сохранности архива за период, предшествующий 2015 году, носит дополнительный характер и не влияет на правомерность и законность ответа, предоставленного администрацией на запрос Дроздова Р.Ю.
При таких данных судебная коллегия находит апелляционное определение принятым с нарушением норм материального права (указанных выше), что влечет его отмену.
В силу пункта 4 части 1 статьи 329 КАС РФ суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, представление с административным делом, вправе оставить в силе один из принятых по административному делу судебных актов.
На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает апелляционное определение подлежащим отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Адыгея от 25 августа 2023 года отменить.
Оставить в силе решение Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 10 мая 2023 г.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 25 апреля 2024 года.
Председательствующий
О.В. Борисова
Судьи
В.В. Шелудько
Н.В. Усенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.