Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бетрозовой Н.В, судей Мотиной И.И, Парасотченко М.А, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Скрипка О.К. к Управлению социальной защиты населения в Хостинском районе г. Сочи о признании решения об отказе в назначении выплат незаконными
по кассационной жалобе исполняющего обязанности руководителя ГКУ Краснодарского края - Управление социальной защиты населения в Хостинском районе города Сочи Силаева Д.А. на решение Хостинского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 04 октября 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 21 февраля 2024 года.
Заслушав доклад судьи Бетрозовой Н.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Скрипка О.К. обратилась в суд с иском к ГКУ Краснодарского края - Управление социальной защиты населения в Хостинском районе города Сочи, в котором, с учетом уточнения требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, просила признать незаконным решение ответчика от 04.08.2021 об отказе назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно и сообщение, изложенное в письме ответчика от 26.08.2021. Обязать ГКУ Краснодарского края - Управление социальной защиты населения в Хостинском внутригородском районе города Сочи принять положительное решение в назначении и перерасчете ежемесячной денежной выплаты на ребенка от 3 до 7 лет и выплатить данное пособие на ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения за необходимый период времени.
В обоснование исковых требований указывалось, что 25.06.2021 истец обратилась в МФЦ с заявлением на перерасчет и выплату ежемесячного денежного пособия на ребенка от 3 до 7 лет ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Ранее данная выплата на ребенка ей была назначена ГКУ Краснодарского края - Управление социальной защиты населения в Хостинском внутригородском районе города Сочи до августа 2021 года. 04.08.2021 ответчиком было принято решение об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка от 3 до 7 лет по причине отсутствие доходов у заявителя или трудоспособных членов его семьи, а именно, Скрипка А.В, Скрипка О.К. 26.08.2021 дан ответ с указанием причин отказа в назначении пособия. При подаче повторного заявления о перерасчете и выплате ежемесячного денежного пособия на ребенка от 3 до 7 лет от 16.09.2021 истцом были предоставлены документы о доходах (стипендия) за необходимые расчетные периоды - с мая 2020 г. по апрель 2021 г, но в данной выплате так же было отказано в связи отсутствием дохода. Считая отказ в выплате незаконным истец обратилась с настоящим иском в суд.
Решением Хостинского районного суда г. Сочи от 30 мая 2022 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 21 сентября 2022 года решение районного суда оставлено без изменения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции 22 марта 2023 года решение Хостинского районного суда г. Сочи от 30 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 21 сентября 2022 года отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При повторном рассмотрении решением Хостинского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 04 октября 2023 года исковые требования удовлетворены частично. Признано незаконными решение ГКУ Краснодарского края - Управление социальной защиты населения в Хостинском внутригородском районе города Сочи от 04.08.2021 об отказе назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, сообщение, изложенное в письме ГКУ Краснодарского края - Управление социальной защиты населения в Хостинском внутригородском районе города Сочи от 26.08.2021.
Суд обязал ГКУ Краснодарского края - Управление социальной защиты населения в Хостинском внутригородском районе города Сочи устранить допущенные нарушения путём повторного рассмотрения поданных документов и принятия решения по заявлению Скрипка О.К. о назначении и перерасчете ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно. В части обязания ГКУ Краснодарского края - Управление социальной защиты населения в Хостинском внутригородском районе города Сочи принять положительное решение в назначении и перерасчете ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно и выплатить пособие на ФИО за необходимый период времени отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 21 февраля 2024 года решение Хостинского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 04 октября 2023 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ГКУ Краснодарского края - Управление социальной защиты населения в Хостинском внутригородском районе города Сочи, ссылаясь на существенные нарушения норм материального и процессуального права, просит отменить принятые по делу судебные акты и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований Скрипка О.К. отказать. В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на то, что по заявлению от 25.06.2021 Скрипка О.К. в соответствии с подпунктом "ж" пункта 16 основных требований было принято решение об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты, поскольку у супруга заявителя - Скрипки А.В. в расчетном периоде с февраля 2020 года по январь 2021 года отсутствовали доходы от осуществления трудовой и иной подобной деятельности и основания для их отсутствия, указанные в подпункте "ж" пункта 16 основных требований, о чем заявитель был уведомлен. Поскольку супруг Скрипка О.К. - Скрипка А.В. на дату предоставления заявления не имел доходов от осуществления трудовой деятельности (п. 21 основных требований подпункт "а"), а также не являлся получателем пенсии по Федеральному закону "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 N 400-ФЗ (п. 21 основных требований подпункт "б"), соответственно отказ об установлении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет соответствует указанным пунктам постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2021 г. N 489 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. N 384", нарушения порядка предоставления государственной услуги "Предоставление ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно", Учреждением не допущено.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции после перерыва в судебном заседании не явились.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах, в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
При этом, кассационный суд общей юрисдикции не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (часть 2 статьи 379.6 ГПК РФ).
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, Скрипка О.К, является матерью ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Супругом Скрипка О.К. является Скрипка А.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
25.06.2021 Скрипка О.К. обратилась в ГКУ Краснодарского края - Управление социальной защиты населения в Хостинском внутригородском районе города Сочи через МФЦ г. Сочи с заявлением на перерасчет и выплату ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно.
Ранее истец являлась получателем указанной выплаты на основании решения ответчика от 01.01.2020, выплата назначалась сроком до 14.08.2021.
За период с 15.08.2020 по 25.06.2021 материальное положение, доходы, состав семьи у Скрипка О.К. не изменились.
Уведомлением от 04.08.2021 и сообщением, которое изложено в письме ГКУ Краснодарского края - Управление социальной защиты населения в Хостинском внутригородском районе города Сочи от 26.08.2021, Скрипка О.К. отказано в назначении (предоставлении) и перерасчете ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет в связи с тем, что у Скрипка О.К. или трудоспособных членов семьи отсутствовали доходы.
При повторном рассмотрении дела, с учетом указаний суда кассационной инстанции, разрешая спор, на основании установленных по делу обстоятельств с учетом собранных по делу письменных доказательств, объяснений сторон, руководствуясь Указом Президента РФ от 20.03.2020 N199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", положениями Постановления Правительства РФ от 31.03.2020 N384, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований в части признания незаконными решение ГКУ Краснодарского края - Управление социальной защиты населения в Хостипском внутригородском районе города Сочи от 04.08.2021 об отказе назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, сообщение, изложенное в письме ГКУ Краснодарского края - Управление социальной защиты населения в Хостипском внутригородском районе города Сочи от 26.08.2021, при этом обоснованно исходил из того, что супруг заявителя Скрипка А.В. является получателем ежемесячной денежной выплаты, установленной для ветеранов боевых действий Федеральным законом от 12.01.1995 N5-ФЗ "О ветеранах", указанный доход подлежал учету при принятии решения о перерасчете и назначении ежемесячной денежной выплаты на детей от трех до семи лет включительно.
Суд апелляционной инстанции, проверяя на предмет законности и обоснованности решение суда первой инстанции, с такими выводами согласился и не нашел правовые основания для его отмены, доводы апелляционной жалобы мотивированно отклонил.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает правовых оснований для отмены принятых по делу судебного постановления суда апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы.
Ежемесячная денежная выплата на детей от трех до семи лет включительно установлена Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", в соответствии с которым ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно (далее - ежемесячная выплата), предоставляемая в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, устанавливается в случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты, размер ежемесячной выплаты составляет 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. N 384 утверждены Основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно.
Пунктом 2 Основных требований установлено, что ежемесячная выплата осуществляется в размере: 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты, - если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты (далее - величина прожиточного минимума на душу населения); 75 процентов величины прожиточного минимума для детей - если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный с учетом ежемесячной выплаты в размере 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения; 100 процентов величины прожиточного минимума для детей - если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный с учетом ежемесячной выплаты в размере 75 процентов величины прожиточного минимума для детей, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения.
В соответствии с подп. "ж" п. 16 Основных требований (в редакции на дату рассмотрения дела судом) основаниями для отказа в назначении или перерасчете ежемесячной выплаты являются: отсутствие у заявителя или трудоспособных членов его семьи (за исключением детей в возрасте до 18 лет) доходов, предусмотренных подпунктами "а", "б" (в части пенсий), "в", "ж", "л", "н" - "п", "с" пункта 21 данных Основных требований, за период, предусмотренный пунктом 22 данных Основных требований для назначения ежемесячной выплаты, за исключением следующих случаев (их совокупности), приходящихся на указанный период: заявитель или члены его семьи не более 6 месяцев имели статус безработного, ищущего работу; заявитель или члены его семьи осуществляли уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, или инвалидом с детства I группы, или инвалидом I группы, или престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет; заявитель или один из членов его многодетной семьи не получает доходы.
В пункте 21 Постановления Правительства N 384 (в редакции от 31 марта 2021 года) перечислены доходы, учитываемые при расчете среднедушевого дохода семьи.
Среднедушевой доход семьи для назначения ежемесячной выплаты рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления сведений о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 4 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи (пункт 22 постановления N 384).
В пункте 21 Постановления Правительства N 384 (в редакции от 31 марта 2021 года) перечислены доходы, учитываемые при расчете среднедушевого дохода семьи, в том числе под п. б) пенсии, пособия и иные аналогичные выплаты, в том числе выплаты по обязательному социальному страхованию и выплаты компенсационного характера, полученные в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации, актами (решениями) органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 10 примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. N 384, сведения о доходах устанавливаются на основании информации, полученной из ФНС России.
Из материалов дела усматривается, что при поступлении заявлений истца ответчиком были направлены межведомственные запросы о получении документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячной выплаты, в числе которых сведения о доходах семьи в расчетные периоды с февраля 2020 года по январь 2021 года - по заявлению от 25.06.2021 г, а также в период с мая 2020 года по апрель 2021 года - по заявлению от 16.09.2021 г.
Судом первой инстанции установлено, что на основании поступивших в порядке межведомственного электронного взаимодействия сведений Пенсионного Фонда Российской Федерации супруг заявителя Скрипка А.В. является получателем ежемесячной денежной выплаты, установленной для ветеранов боевых действий Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Скрипка О.К. при подаче повторного заявления о перерасчете и выплате ежемесячного денежного пособия на ребенка от 3 до 7 лет от 16 сентября 2021 г. предоставила документы о доходах (стипендия) за необходимые расчетные периоды - с мая 2020 г. по апрель 2021 г, а Скрипка А.В. (супруг заявителя) является получателем компенсационных выплат, и данная выплата должна быть учтена в качестве дохода.
При повторном рассмотрении спора учтено, что супруг заявителя является получателем пособий как Ветеран боевых действий, и указанная социальная гарантия предоставлена ему государством для принятия мер по поддержанию его материального благополучия, в том числе и в связи с невозможностью осуществления трудовой деятельности.
Разрешая заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций с достаточной полнотой исследовали все обстоятельства дела, дали им надлежащую правовую оценку и постановили правильные по существу судебные акты. Нормы материального права судом применены верно, нарушений норм процессуального права не допущено.
В целом все приведенные в кассационной жалобе доводы, основанные на ошибочном толковании норм материального и процессуального права, выводов судов первой и апелляционной инстанций по существу не опровергают, в силу положений части 1 статьи 379.7, части 3 статьи 390 ГПК РФ указанные доводы не могут служить в качестве оснований для отмены оспариваемых судебных актов по делу в кассационном порядке.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390 и 390.1 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Хостинского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 04 октября 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 21 февраля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу исполняющего обязанности руководителя ГКУ Краснодарского края - Управление социальной защиты населения в Хостинском районе города Сочи Силаева Д.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
В мотивированном виде определение изготовлено 26 июля 2024 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.