Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 16 января 2007 г. N Ф04-8796/2006(29907-А03-8)
(извлечение)
Открытое акционерное общество (ОАО) "Алтайэнерго" обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края (далее краевой Комитет по финансам) о взыскании убытков в сумме 12 500 руб., понесенных истцом в связи с предоставлением льгот по оплате электроэнергии гражданам в целях реализации ФЗ " О ветеранах" за период с 01.01.2003 по 31.12.2004.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: администрация Алтайского края, администрация Солонешенского района Алтайского края, Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Солонешенского района (далее районный Комитет по финансам), Комитет по социальной защите населения администрации Солонешенского района (далее районный Комитет соцзащиты).
Исковые требования мотивированы ссылками на статьи 12, 15, 16, 393, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
До принятия решения истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации увеличил размер исковых требований до 355 786, 98 руб.
Администрация Алтайского края в отзыве на исковое заявление указывала на то, что краевой бюджет по дотациям из краевого фонда финансовой поддержки муниципальных образований за 2003-2004 годы исполнен в полном объеме, основания для удовлетворения исковых требований к администрации края отсутствуют.
Краевой Комитет по финансам с исковыми требованиями не соглашался, ссылался на то, что целевых денежных средств на компенсацию расходов бюджета Алтайского края, связанных с предоставлением льгот по ФЗ "О ветеранах" из федерального бюджета не поступает. Полагал, что расходы истца подлежат возмещению за счет средств местных бюджетов, краевой Комитет по финансам свои бюджетные обязательства выполнил. Считал необоснованным включение в размер исковых требований суммы НДС.
Администрация Солонешенского района указывала на то, что в районном бюджете на 2003 и 2004 годы средства на возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот не заложены, так как из краевого бюджета денежных средств не поступало. Кроме того, считала подлежащими исключению из суммы заявленных требований 83 337, 82 руб. НДС, а также необоснованно включенных 6 737, 05 руб., выявленных в результате проверки списков льготников.
Районный Комитет по финансам ссылался на недостаточные объемы финансирования.
Решением от 22.05.2006 (резолютивная часть объявлена 12.04.2006), оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 11.09.2006, Арбитражный суд Алтайского края исковые требования удовлетворил в части взыскания 228 196, 51 руб. с казны Алтайского края в лице Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края, в остальной части иска отказал.
В настоящей кассационной жалобе краевой Комитет по финансам предлагает состоявшиеся по делу судебные акты отменить, в удовлетворении требований к Комитету отказать.
Указывает на то, что целевых денежных средств на компенсацию расходов бюджета Алтайского края, связанных с предоставлением льгот по ФЗ "О ветеранах" из федерального бюджета в 2003-2004 годах не поступало. Расходы по оплате коммунальных услуг, установленных ФЗ "О ветеранах", учитываются в бюджетах районов и городов Алтайского края при определении дотации и нормативов отчислений от регулирующих доходов. Краевой бюджет за 2002-2003 годы по показателю "Дотации районам и городам" исполнен в размере 100%.
Считает, что свои бюджетные обязательства по компенсации расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг исполнил в полном объеме.
Ссылается на пункт 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23.
На кассационную жалобу 12.01.2007 поступил отзыв, в котором Администрация Солонешенского района Алтайского края сообщает о перечислении ОАО " Алтайэнерго" на основании трехстороннего соглашения от 01.10.2006 взысканной по решению арбитражного суда от 22.05.2006 суммы 228 196, 51 руб. и предлагает производство по настоящей кассационной жалобе прекратить.
Законность состоявшихся по делу судебных актов проверена в соответствии со статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оснований для отмены либо изменения решения арбитражного суда первой инстанции и постановления апелляционной инстанции не имеется.
Заявив требование о возмещении краевым Комитетом по финансам, понесенных ОАО "Алтайэнерго" расходов, связанных с предоставлением льгот ветеранам, истец ссылался на те обстоятельства, что ввиду недостаточного финансирования, им недополучены доходы в сумме 355 786, 98 руб.
Рассматривая возникший между сторонами спор, арбитражный суд правомерно посчитал требования истца подлежащими удовлетворению.
Согласно ФЗ "О ветеранах" отдельные категории ветеранов пользуются льготой по оплате в размере 50 % коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления).
Часть 2 статьи 10 названного Закона устанавливает, что расходы на реализацию льгот ветеранам и инвалидам по оплате коммунальных услуг возмещаются за счет средств бюджетов субъектов РФ.
В соответствии со статьями 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или их должностных лиц, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, причем согласно статье 1071 названного кодекса в этом случае от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.
С учетом названных статей и установленной ФЗ "О ветеранах" обязанности компенсации понесенных истцом расходов по предоставлению льгот ветеранам за счет бюджетов субъектов РФ арбитражным судом принято правильное решение о возмещении истцу 228 196, 51 руб. компенсации за предоставленные названной категории граждан льготы за счет казны края в лице краевого Комитета по финансам.
При этом арбитражный суд правомерно исключил из расчетов неосновательно включенную сумму НДС и излишне начисленные истцом 2 253, 88 руб.
Оснований считать эти выводы арбитражного суда неправильными у суда кассационной инстанции не имеется, поскольку названные истцом обстоятельства и расчеты подтверждены надлежащими доказательствами - ежемесячными актами сверки задолженности и реестрами к ним, заверенными администрацией Солонешенского района и районным Комитетом по финансам, списками льготников, проверенными районным Комитетом соцзащиты, счет-фактурами.
Ссылки ответчика на Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 не принимаются судом кассационной инстанции, поскольку при рассмотрении дела в апелляционной инстанции ответчик их не заявлял и не предоставлял суду доказательства того, что из федерального бюджета денежные средства на исполнение ФЗ "О ветеранах" не выделялись.
Таким образом, нарушений при принятии обжалуемых судебных актов, на которые ссылается ответчик в настоящей кассационной жалобе, судом кассационной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 22.05.2006 и постановление апелляционной инстанции от 11.09.2006 по делу N А03-24498/05-15 Арбитражного суда Алтайского края оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 января 2007 г. N Ф04-8796/2006(29907-А03-8)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании