Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Н.Н. Мартыновой, судей И.И. Мотиной, А.Р. Сиюхова, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бамбушева Церена Манджиевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Калмыкия о признании незаконными бездействия должностных лиц, обязании произвести перерасчет пенсии, по кассационной жалобе Бамбушева Церена Манджиевича на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 24 октября 2023 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 18 января 2024 года.
Заслушав доклад судьи И.И. Мотиной, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец Бамбушев Ц.М. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Калмыкия (далее - ОСФР по Республике Калмыкия), в котором с учетом уточнения исковых требований, просил признать незаконным бездействие пенсионного органа по неприменению при расчете размера его пенсии пункта 17 статьи 14 Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, так же просил обязать ответчика произвести перерасчет пенсии с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
В обосновании исковых требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в ОСФР по Республике Калмыкия с заявлением о перерасчете пенсии в соответствии с пунктами 2 и 17 статьи 14 Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". ДД.ММ.ГГГГ пенсионным органом ему отказано в перерасчете пенсии со ссылкой на то, что расчет его страховой пенсии по старости был произведен в полном соответствии с действующим пенсионным законодательством. С данным отказом он не согласен, поскольку на момент назначения ему пенсии по старости в связи с достижением 60 лет (ДД.ММ.ГГГГ) его страховой стаж составлял 43 года, а по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ - 49 лет 7 месяцев 25 дней. Следовательно, в силу положений пункта 17 статьи 14 Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" ему положена надбавка в виде процентов за каждый год трудового стажа свыше 30 лет, что послужило основанием для обращения в суд.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 24 октября 2023 года в удовлетворении иска Бамбушева Ц.М. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 18 января 2024 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Бамбушева Ц.М. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Бамбушев Ц.М, ссылаясь на существенные нарушения норм материального и процессуального права, просит отменить принятые по делу судебные акты и принять по делу новое решение, которым удовлетворить его требования в полном объеме.
В обоснование доводов кассационной жалобы указывает, что судом не приняты во внимание положения пункта 1 статьи 37 Федерального закона N213-ФЗ от 24.07.2009 в редакции от 28.12.2022, что размеры трудовых пенсий, установленные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, пересчитываются с 01.01.2010 в соответствии с положениями Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в редакции настоящего Федерального закона. Приводит положения пункта 1 статьи 37 Федерального закона N213-ФЗ от 24.07.2009, которым установлено, что "... гражданам, которым трудовая пенсия по старости была назначена до 1 января 2015 года, установление фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном пунктами 17 - 19 статьи 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", производится с 1 января 2015 года исходя из продолжительности соответствующего страхового стажа, приобретенного на день достижения указанными гражданами возраста 60 лет для мужчин... ", а также предполагаемый расчет. Полагает, что данный закон имеет обратную силу и незаконность бездействия должностных лиц ответчика заключается в том, что перерасчет пенсии осуществляется с 01.01.2010 в силу пункта 1 статьи 37 Федерального закона N213-ФЗ от 24.07.2009 в редакции от 28.12.2022, поэтому он обратился к ответчику с соответствующим заявлением в июне 2023 года, однако, ему необоснованно было отказано в удовлетворении его заявления. Ссылается также на процессуальные нарушения, допущенные судом первой инстанции в части неполноты протокола судебного заседания от 24.10.2023, которые проигнорированы судом апелляционной инстанции. Указывает, что судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия необоснованно допустила к участию в деле представителя ответчика ФИО5 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, срок полномочий по которой истек ДД.ММ.ГГГГ, а другой доверенности в деле не имеется.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах, в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
При этом, кассационный суд общей юрисдикции не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (часть 2 статьи 379.6 ГПК РФ).
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов гражданского дела, ДД.ММ.ГГГГ Бамбушеву Ц.М, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, установлена трудовая пенсии по старости в соответствии со ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в связи с достижением возраста 60 лет.
В связи с вступлением в законную силу Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N400-ФЗ) с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время истец является получателем страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона N400-ФЗ, размер которой с ДД.ММ.ГГГГ составил "данные изъяты", в том числе "данные изъяты" - фиксированная выплата к страховой пенсии, и страховая пенсия - "данные изъяты".
При этом, ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с письмом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N N "О перерасчете размера страховых пенсий с ДД.ММ.ГГГГ некоторым категориям лиц" (касается лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы) произведен перерасчет с ДД.ММ.ГГГГ за счет страховых взносов, уплаченных за 2022 год, и страховой стаж истца с учетом 2022 года составил 54 года 7 месяцев 17 дней, ИПК - 128, 402, а размер пенсии Бамбушева Ц.М. с ДД.ММ.ГГГГ после перерасчета составил "данные изъяты".
ДД.ММ.ГГГГ Бамбушев Ц.М. обратился к ответчику с заявлением о перерасчете фиксированного базового размера страховой пенсии по старости с учетом положений п. 17 ст. 14 Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
ДД.ММ.ГГГГ пенсионный орган отказал истцу в перерасчете пенсии, мотивируя тем, что расчет его страховой пенсии по старости был произведен в полном соответствии с действующим пенсионным законодательством.
В своем отказе ответчик указал, что данный перерасчет Бамбушеву Ц.М. не положен в связи с тем, что Федеральным законом от 24.07.2009 N213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими отдельных законодательных актов (положений законодательных актов Российской Федерации) в связи с принятием Федерального Закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" внесены изменения в статью 14 Федерального закона N173-ФЗ. Вышеуказанным законом так же определено, что данная норма вступает в законную силу с 01 января 2015 года, но, как отмечалось ранее, с 1 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации регулируется Федеральным законом N400-ФЗ, который отменил действие Федерального закона N173-ФЗ, следовательно, перерасчет по данным обстоятельствам законом не предусмотрен.
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции, учитывая положения Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 24.07.2009 N213-ФЗ и исходил из того, что оснований для перерасчета пенсии истца с учетом положений п.17 ст. 14 Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не имеется, поскольку данная норма закона вступила в силу с 1 января 2015 года, однако с указанной даты лицам, получавшим на 31.12.2014 года трудовую пенсию по старости, была установлена страховая пенсия, размер которой подлежал исчислению в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях", нормы Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ, регулирующие исчисление размера трудовой пенсии и применяемые в целях определения размеров страховых пенсии, применяются в части, не противоречащей Федеральному закону от 28.12.2013 N400-ФЗ, который не предусматривает перерасчет пенсии по обстоятельствам, указанным истцом.
Суд апелляционной инстанции, проверяя на предмет законности и обоснованности решение суда первой инстанции, правовых оснований для отмены судебного постановления не установил, доводы апелляционной жалобы мотивированно отклонил.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает правовых оснований для отмены принятых по делу судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии с частями 3, 4 статьи 36 указанного закона, со дня вступления в силу настоящего Закона Федеральный закон от 17.12.2001 N173-ФЗ не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Федеральные законы, принятые до дня вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей указанному Закону.
Согласно частям 3, 4 статьи 16 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ фиксированная выплата к страховой пенсии устанавливается одновременно с назначением страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
При назначении страховой пенсии по старости (в том числе досрочно) позднее возникновения права на указанную пенсию, в соответствии с настоящим Федеральным законом, и (или) в случае отказа от получения назначенной страховой пенсии по старости: (в том числе досрочно) при определении размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, применяется коэффициент повышения размера фиксированной выплаты, установленный в соответствии с частью 5 статьи 16.
Коэффициент повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости определяется, исходя из числа полных месяцев, истекших со дня возникновения права на страховую пенсию по старости (в том числе досрочно), но не ранее чем с 1 января 2015 года до дня ее назначения и (или) истекших со дня прекращения выплаты страховой пенсии по старости в связи с отказом от получения установленной страховой пенсии по старости, в том числе назначенной досрочно, но не ранее чем с 1 января 2015 года до дня ее восстановления либо назначения указанной пенсии вновь (часть 5 статьи 16).
Установление же фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости с учетом продолжительности страхового стажа предусматривалось пунктом 17 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N173-ФЗ. В данной норме закона было указано, что устанавливаемый гражданам фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости за каждый полный год страхового стажа, превышающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин, на день назначения страховой части трудовой пенсии по старости впервые, а для граждан, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 - 28 настоящего Федерального закона, на день достижения возраста, предусмотренного пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, увеличивается на 6 процентов.
Гражданам, которым трудовая пенсия по старости была назначена до 1 января 2015 года, установление фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном пунктами 17 - 19 статьи 14 Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ, производилось с 1 января 2015 года, исходя из продолжительности соответствующего страхового стажа, приобретенного на день достижения указанными гражданами возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.
В статье 17 Федерального закона от 28.12.013 N400-ФЗ перечислены основания повышения фиксированной выплаты, но в их числе повышение фиксированной выплаты за каждый полный год страхового стажа, превышающего 30 лет для мужчин, не предусмотрено.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в п. 2.1 - 2.2, п. 3 Определении от 10.02.2016 N 217-О "По запросу Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области о проверке конституционности частей 3 и 4 статьи 36 Федерального закона "О страховых пенсиях", до 1 января 2015 года одним из видов обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию являлась трудовая пенсия по старости, установление и выплата которой осуществлялись в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (статья 9 Федерального закона от 15.12.2001 N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 24.07.2009 N213-ФЗ).
Закрепляя механизм исчисления трудовой пенсии по старости, Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 24.07.2009 N213-ФЗ) предусматривал в пунктах 1 - 22 статьи 14 определение размера ее страховой части исходя из устанавливаемого в твердых суммах фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости и сумм расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, сформированного в том числе за счет страховых взносов за данное лицо начиная с 2002 года.
При этом, согласно положениям пунктов 17 и 18 статьи 14 данного Федерального закона устанавливаемый гражданам фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости (пункт 2 указанной статьи) за каждый полный год страхового стажа, превышающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин, на день назначения страховой части трудовой пенсии по старости впервые, а для граждан, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, - на день достижения общеустановленного пенсионного возраста подлежал увеличению на 6 процентов; а при наличии страхового стажа, не достигающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин (за исключением граждан, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), - уменьшению на 3 процента за каждый полный недостающий год (абзацы сорок пятый и сорок шестой пункта 10 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2009 N213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования").
Однако, данные законоположения, как правомерно отмечено судами нижестоящих инстанций, в соответствии с частью 5 статьи 41 Федерального закона от 24.07.2009 N213-ФЗ вступали в силу с 1 января 2015 года, и поэтому при назначении и определении размера трудовых пенсий до указанной даты фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливался без учета продолжительности страхового стажа, имеющегося у гражданина на момент назначения пенсии (день достижения общеустановленного пенсионного возраста).
Таким образом, положения пунктов 17 и 18 статьи 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" устанавливали порядок исчисления только одной из составляющих трудовой пенсии по старости - фиксированного базового размера страховой части и подлежали применению с 1 января 2015 года.
В рамках реформирования системы обязательного пенсионного страхования законодателем в качестве обязательного страхового обеспечения вместо трудовой пенсии по старости с 1 января 2015 года были введены: страховая пенсия по старости, фиксированная выплата к страховой пенсии и накопительная пенсия (пункт 1 статьи 9 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N216-ФЗ), а также установлено новое правовое регулирование, закрепляющее условия и порядок их назначения и выплаты (Федеральный закон "О страховых пенсиях" и Федеральный закон от 28.12.2013 N424-ФЗ "О накопительной пенсии").
В Федеральном законе от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия и фиксированная выплата к ней также выделены в качестве самостоятельных видов обязательного страхового обеспечения застрахованных лиц (пункты 1 и 6 статьи 3) и определение их размеров осуществляется по различным правилам (статьи 15 - 18). Так, с 1 января 2015 года (момента вступления в силу указанного Федерального закона) размер страховой пенсии по старости стал определяться исходя из стоимости одного пенсионного коэффициента и индивидуального пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, рассчитываемого с учетом сумм страховых взносов, начисленных и уплаченных за застрахованное лицо, а размер фиксированной выплаты к ней - в твердых суммах, не зависящих от продолжительности страхового стажа застрахованного лица (статьи 15 - 17 Федерального закона "О страховых пенсиях"). При этом фиксированная выплата к страховой пенсии устанавливается одновременно с назначением страховой пенсии.
Сам по себе переход к новому правовому регулированию в области пенсионного обеспечения граждан в рамках системы обязательного пенсионного страхования осуществлен законодателем в пределах дискреционных полномочий, с соблюдением требования о предоставлении гражданам возможности в течение некоего разумного переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям, направлен на реализацию конституционных предписаний и не должен приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан.
Закрепляя новый порядок исчисления обязательного страхового обеспечения, в целях сохранения ранее приобретенных пенсионных прав застрахованных лиц законодатель при определении размера страховой пенсии по старости предусмотрел возможность учета периодов работы и (или) иной деятельности, имевших место до 1 января 2015 года, исходя из исчисленного по нормам Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" размера страховой части трудовой пенсии по старости (без ее фиксированного базового размера страховой части и накопительной части) и коэффициентов, предусмотренных для иных периодов, засчитываемых в страховой стаж, а также увеличил размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по сравнению с фиксированным базовым размером страховой части трудовой пенсии, закреплявшимся в пункте 2 статьи 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (части 10 и 12 статьи 15 и статья 16 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Для пенсионеров, получавших на 31 декабря 2014 года трудовые пенсии по старости, в статье 34 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлен особый порядок перерасчета их пенсий, который позволяет определять величину их индивидуального пенсионного коэффициента, необходимого для исчисления им страховой пенсии, исходя из размера установленной им ранее пенсии по старости (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости и накопительной части трудовой пенсии); а если при перерасчете размеров трудовой пенсии размер страховой пенсии (без учета фиксированной выплаты к страховой пенсии) не достигает получаемого пенсионером на день вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях" (1 января 2015 года) размера страховой пенсии трудовой части пенсии (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости и накопительной части трудовой пенсии), пенсионеру выплачивается страховая пенсия в прежнем, более высоком размере.
Следовательно, лицам, получавшим трудовую пенсию по старости, с 1 января 2015 года в результате перерасчета устанавливались страховая пенсия и в размерах, предусмотренных статьями 16 - 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", фиксированная выплата к ней.
Именно в связи с закреплением такого механизма сохранения ранее приобретенных застрахованными лицами пенсионных прав законодатель в статье 36 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрел правило о том, что со дня вступления в силу данного Федерального закона ранее принятые федеральные законы, предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей ему, а Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий.
Таким образом, оспариваемые нормы в системе действующего законодательства являются элементами механизма, который при изменении условий и порядка пенсионного обеспечения в системе обязательного пенсионного страхования гарантирует разумную стабильность правового регулирования и реализацию пенсионных прав застрахованных лиц, а потому не могут расцениваться как противоречащие конституционным предписаниям.
В связи с чем, судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции о том, что положения пункта 17 статьи 14 Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ в рассматриваемом случае не подлежат применению - обоснованными и законными.
С учетом изложенного, суждение заявителя жалобы о том, что Федеральный закон от 24.07.2009 N213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими отдельных законодательных актов (положений законодательных актов Российской Федерации) в связи с принятием Федерального Закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" в редакции от 28.12.2022, имеет обратную силу, не основано на законе.
Согласно части 2 статьи 18 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" основаниями для перерасчета размера страховой пенсии являются:
1) увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года;
2) увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12 статьи 15 настоящего Федерального закона, имевших место после 1 января 2015 года до даты назначения страховой пенсии;
3) увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца.
Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона) с 1 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия.
В силу части 2 статьи 23 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Доводы кассационной жалобы в части неправомерного отказа суда применения к расчету пенсионных начислений Бамбушева Ц.М. п. 17 ст. 14 Федерального закона N173-ФЗ "О трудовых пенсиях" также не основаны на законе.
Как указано нижестоящими инстанциями, ответчик устанавливал порядок исчисления только одной из составляющих частей трудовой пенсии по старости и подлежал применению с 01 января 2015 года. Однако, с учетом вступления в силу нового правового механизма назначения пенсий, регламентированного Федеральным законом от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях", законодатель указал, что Федеральный закон N173-ФЗ не подлежит применению, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом N400-ФЗ в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. Исходя из этого, нормы п. 17 ст. 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при оценке пенсионных прав истца не применяются.
В целом все приведенные в кассационной жалобе доводы, основанные на ошибочном толковании норм материального и процессуального права, субъективной оценке представленных в материалы гражданского дела доказательств, выводов судов первой и апелляционной инстанций по существу не опровергают, в силу положений части 1 статьи 379.7, части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации указанные доводы не могут служить в качестве оснований для отмены оспариваемых судебных актов по делу в кассационном порядке.
Доводы кассационной жалобы о том, что суд апелляционной инстанции нарушил нормы ГПК РФ, допустив к участию в деле представителя ответчика - ФИО4, действующего по доверенности с истекшим сроком действия, не подтверждаются материалами дела.
Из материалов дела следует, что представитель ответчика ФИО5 в суде первой инстанции представлял доверенность N от ДД.ММ.ГГГГ со сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ, в суде апелляционной инстанции интересы ответчика представлял ФИО5, действующий по доверенности N от ДД.ММ.ГГГГ со сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается протоколом судебного заседания от 18.01.2024 года.
В соответствии с частью 2 статьи 161 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к компетенции суда относится проверка полномочий лиц, явившихся в судебное заседание.
Данную обязанность суд выполнил, установилличность и полномочия представителя, действующего по доверенности, проверил срок действия доверенности, что отражено в протоколе судебного заседания от 18.01.2024 года.
Обязательное приобщение копий доверенности к материалам дела гражданское процессуальное законодательство не предусматривает.
Доводы кассационной жалобы о нарушениях судами в части срока изготовления мотивированного решения, разрешения ходатайств в ходе судебного разбирательства, оглашения материалов дела, разрешения замечаний на протоколы судебных заседаний, также не могут являться основанием для отмены правильных по существу судебных актов.
Согласно положениям статьи 16 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации мировой судья, а также судья не может рассматривать дело и подлежит отводу, если он: 1) при предыдущем рассмотрении данного дела участвовал в нем в качестве прокурора, помощника судьи, секретаря судебного заседания, представителя, свидетеля, эксперта, специалиста, переводчика; 1.1) являлся судебным примирителем по данному делу; 2) является родственником или свойственником кого-либо из лиц, участвующих в деле, либо их представителей; 3) лично, прямо или косвенно заинтересован в исходе дела либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнение в его объективности и беспристрастности. В состав суда, рассматривающего дело, не могут входить лица, состоящие в родстве между собой.
В данном случае таких обстоятельств, которые могли бы служить основанием для отвода судей районного суда и суда апелляционной инстанции в рассмотрении настоящего спора не приведено, а указания в кассационной жалобе о порядке проведения судебного разбирательства, суд кассационной инстанции расценивает как безосновательные, поскольку в материалах дела отсутствуют данные, на основании которых можно полагать, что имеются какие-либо основания для сомнения в беспристрастности судей, компетентности.
Доказательств того, что судьи нижестоящих инстанций при рассмотрении настоящего дела проявляли какого-либо предвзятого или заинтересованного отношения к одной из сторон, материалы дела не содержат.
Несогласие одной из сторон с результатами рассмотрения гражданского дела не может свидетельствовать о некомпетентности судей, осознанном нарушении ими закона и, как следствие, иной личной заинтересованности в исходе дела.
Доводы заявителя кассационной жалобы не свидетельствуют о непрофессионализме и некомпетентности судей, а также о наличии иных обстоятельств, которые могут вызвать сомнения по поводу беспристрастности судей, предусмотренных статьей 16 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен судами верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене судебных актов в обжалуемой части, кассационная жалоба не содержит. Правом давать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявитель ссылается в своей кассационной жалобе в обоснование позиции, суд кассационной инстанции не наделен в силу императивного запрета, содержащегося в части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций.
Руководствуясь статьями 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 24 октября 2023 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 18 января 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Бамбушева Церена Манджиевича - без удовлетворения.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи И.И. Мотина
А.Р. Сиюхов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.