Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Н.В. Бетрозовой, судей И.И. Мотиной, А.Р. Сиюхова, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сосна Петра Нестеровича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю о включении в страховой страж периодов работы, по кассационной жалобе Сосна Петра Нестеровича на решение Динского районного суда Краснодарского края от 19 октября 2023 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 24 января 2024 года.
Заслушав доклад судьи И.И. Мотиной, выслушав представителя ответчика ФИО5, возражавшую против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сосна П.Н. обратился в суд с иском к Отделению фонда Пенсионного и Социального страхования РФ по Краснодарскому краю о включении в страховой стаж периодов работы, в котором с учетом уточнений исковых требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации просил суд признать недействительной регистрацию N от ДД.ММ.ГГГГ Сосна П.Н. от ДД.ММ.ГГГГ в Управлении Пенсионного Фонда Российской Федерации по Динскому району Краснодарского края в качестве плательщика страховых взносов, произведенной в отношении главы крестьянского (фермерского) хозяйства Сосна П.Н, признать незаконными решение N ОПР по Краснодарскому краю в Динском районе N от ДД.ММ.ГГГГ и протокол заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан N от ДД.ММ.ГГГГ, включить в страховой стаж Сосна П.Н. и правильно исчислить: период военной службы по призыву в рядах ВС СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (7 месяцев 15 дней); период работы и членства в колхозе "Победа" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (23 года), период работы в АГКХ "Победа", реорганизованного из колхоза "Победа" по фактически отработанному времени в общем количестве 4 года 7 месяцев 1 день, а именно: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 года 6 месяцев 17 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (8 месяцев 15 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (5 месяцев и 17 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (10 месяцев 12 дней); обязать ответчика с учетом периодов работы, признанных судом подлежащими к включению в страховой стаж, произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости, начиная с ДД.ММ.ГГГГ и погасить образовавшуюся задолженность в виде размера недополученной страховой пенсии, обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Краснодарскому краю назначить Сосна П.Н. с ДД.ММ.ГГГГ фиксированную выплату к страховой пенсии по старости в повышенном размере в связи с наличием необходимого стажа работы в сельском хозяйстве в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 17 Федерального закона от 28
декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и выплатить образовавшуюся задолженность в виде недополученного размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований Сосна П.Н. указал, что в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации" с ДД.ММ.ГГГГ является получателем страховой пенсии по старости (пенсионером), назначенной бессрочно.
При назначении страховой пенсии по старости в установленном порядке ответчик не уведомлял его о периодах трудовой деятельности, подлежащих зачету, а так же подлежащих исключению из страхового стажа при его исчислении, с решениями и протоколами комиссии на заседаниях по вопросам рассмотрения и оценке пенсионных прав в 2014 г..его в установленном порядке не ознакомили. ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику с заявлением о перерасчете размера пенсии и назначении в порядке пункта 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" повышенного размера фиксированной выплаты за стаж работы в сельской местности. Решением ОУП N 24 ОПР по Краснодарскому краю в Динском районе N от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в перерасчете размера страховой пенсии по старости и назначении повышенного размера фиксированной выплаты к ней за стаж работы в сельском хозяйстве со ссылкой на отсутствие требуемого стажа работы в сельском хозяйстве - 30 лет. Выписку из его индивидуального лицевого счета, содержащую сведения о периодах работы и иной деятельности, включенных пенсионным органом в страховой стаж при назначении страховой пенсии по старости он впервые получил ДД.ММ.ГГГГ.
Из указанной выписки ему стало известно, что ответчик не принял мер по обеспечению полноты и достоверности сведений о периодах работы и (или) иной деятельности в сельском хозяйстве, включаемых в страховой стаж истца и в нарушение пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 г..N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", вопреки сведениям трудовых книжек не включил ряд периодов трудовой деятельности в подсчет страхового стажа, а в ряде случаев периоды работы в противоречие со сведениями трудовых книжек были неверно им исчислены. В апреле 2023 г..он запросил у ответчика копию выплатного дела N, из которой стало известно о наличии протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан N ПО от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому комиссия приняла решение об исключении из подсчета страхового стажа ряда периодов его трудовой деятельности. С решением комиссии его не ознакомили, что подтверждается отсутствием в выплатном деле каких- либо документов. В адрес ответчика направлена претензия (жалоба) о включении в страховой стаж периодов работы и перерасчете страховой пенсии по старости, полученная пенсионным органом ДД.ММ.ГГГГ, однако жалоба в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации ответчиком не рассмотрена и оставлена без ответа, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Решением Динского районного суда Краснодарского края от 19 октября 2023 г. в удовлетворении исковых требований Сосна П.Н. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 24 января 2024 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец просит отменить состоявшиеся судебные акты, направить дело на новое рассмотрение. В обоснование доводов ссылается на неправильное применение судом норм материального права. Указывает, что отказывая в удовлетворении уточненных исковых требований Сосна П.Н. в части включения в страховой стаж периода работы в АГКХ "Победа" по фактически отработанному времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (10 месяцев 12 дней), суды обеих инстанций не приняли во внимание, что застрахованное в системе обязательного пенсионного страхования лицо, в данном случае Сосна П.Н, при его несогласии со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счёте застрахованного лица, вправе оспорить достоверность этих сведений в судебном порядке. По настоящему делу, заявляя требования о включении в страховой стаж период работы в АГКХ "Победа" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (10 месяцев 12 дней), относящейся к работе в сельском хозяйстве, заявитель оспаривал правомерность отражения в данных его индивидуального лицевого счёта застрахованного лица, приводя доводы и доказательства в подтверждении факта такой работы для включения названного периода в его индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. По мнению кассатора, факт трудовой деятельности в должности тракториста в АГКХ "Победа" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подтверждается трудовой книжкой колхозника N, архивной выпиской из приказа Nот ДД.ММ.ГГГГ о приеме на работу по трудовому договору, архивной выпиской из приказа N-К от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении.
Кассатор считает, что суды первой и апелляционной инстанций, не установив каких-либо обстоятельств недостоверности сведений в представленных истцом доказательствах о фактах его работы в АГКХ "Победа" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и не установив достоверность сведений индивидуального лицевого счета застрахованного лица, нарушили нормы процессуального закона о доказательствах, доказывании и оценке доказательств, пришли к ошибочному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований. Суды не приняли во внимание то обстоятельство, что уточняя свои исковые требования, истец изменил период работы в АГКХ "Победа" по фактически отработанному времени, поскольку просил учесть названный период работы за вычетом установленного периода прогулов (11 дней), то есть до ДД.ММ.ГГГГ
Также указывает, что оспаривал сведения индивидуального (персонифицированного) учета в части постановки его Пенсионным органом в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на учет как самостоятельного хозяйствующего субъекта - главы КФХ, с правами юридического лица, обязанного производить уплату страховых взносов. Полагает, что для полного определения всех обстоятельств по делу судам надлежало установить факт создания и наличия соответствующей государственной регистрации истца в указанном качестве, что в нарушение гражданского процессуального законодательства судами обеих инстанций не было сделано. Кроме того, по мнению кассатора суды оставили без оценки его доводы по обстоятельствам того, что крестьянское хозяйство на территории Динского района так и не было создано, поскольку заявление Сосна П.Н. о предоставлении ему земельного участка для ведения крестьянского хозяйства в размере 6, 05га не было удовлетворено, названное Распоряжение N-р от ДД.ММ.ГГГГ ни в месячный срок, ни до дня прекращения срока его действия не исполнялось, выделение в натуре земельного участка в счет имущественного пая бывшего члена колхоза "Победа" Сосна П.Н. на указанные в нем цели произведены не были - участок не отмежевался, договор аренды конкретного участка по правилам статьи 31 Земельного кодекса РСФСР заключен не был, государственная регистрация права собственности на конкретный земельный участок за Сосна П.Н. не осуществлялась, государственный акт на право собственности на землю Сосна П.Н. не выдавался.
Кассатор считает несостоятельными выводы суда первой инстанции о том, что Сосна П.Н. являлся именно главой КФХ со ссылкой на решение Арбитражного суда Краснодарского края N 353-А от 23 августа 1993 г..по иску АГКХ "Победа" к Государственной налоговой инспекции по Динскому району об отмене Постановления начальника гос.налоговой инспекции по Динскому району от ДД.ММ.ГГГГ, так как истец не участвовал в рассмотрении Арбитражным судом Краснодарского края дела N 353-А, его решения для него не обязательны, поскольку не порождают для него права и обязанности, и не затрагивают его интересы. Также указывает, что судами не дано оценки в оспариваемых судебных актах доказательствам того, что деятельность истца в АГКХ "Победа" в предъявленные к зачету в страховой стаж периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 года 6 месяцев и 17 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (8 месяцев 15 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (5 месяцев и 17 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (10 месяцев 12 дней) являлась именно трудовой.
Вместе с тем, в доводах кассационной жалобы заявитель указал, что он в порядке части 1 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации уменьшил свои исковые требования и уточнил их формулировку в части включения в страховой стаж периодов работы в АГКХ "Победа" по фактически отработанному времени с учетом вычета периодов прогулов, при этом от ранее заявленных первоначальных требований о включении в страховой стаж периодов работы в ЗАО СУ "Краснодарстрой" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в ФГУП "РАССВЕТ-КУБАНИ" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и периода работы в ООО "Васюринский МПК" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец отказался, поскольку считал, что такие требования он вправе предъявить работодателям, которые в момент рассмотрения спора являлись действующими организациями. Таким образом, на момент разрешения дела по существу требование о включении в страховой стаж периодов работы в ЗАО СУ "Краснодарстрой" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в ФГУП "РАССВЕТ-КУБАНИ" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и периода работы в ООО "Васюринский МПК" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истцом к ответчику не предъявлялись. В связи с этим заявитель считает, что по правилам статьи 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции был обязан прекратить производство по исковым требованиям в части, от которой истец отказался. В тоже время из текста обжалуемых актов, суды разрешили требование о включении в страховой стаж периодов работы в ЗАО СУ "Краснодарстрой" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в ФГУП "РАССВЕТ-КУБАНИ" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и периода работы в ООО "Васюринский МПК" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сделав вывод об их необоснованности и постановив, что они не подлежат удовлетворению.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Краснодарскому краю - ФИО5
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела с учетом положений статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации извещены надлежащим образом путем направления судебной корреспонденции посредством Почты России.
Кроме того, информация о рассмотрении кассационной жалобы в соответствии с положениями Федерального закона от 22 декабря 2008 года N262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет (https//4kas.sudrf.ru/).
Судебная коллегия, руководствуясь требованиями статьи 167, части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определилавозможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Сосна П.Н. с ДД.ММ.ГГГГ является получателем страховой пенсии по старости, назначенной на основании статьи 8 Федерального закона N400-ФЗ.
Пенсионным органом исключены из подсчета общего страхового стажа работы периоды в АГКХ "Победа" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как в указанные периоды Сосна П.Н. был зарегистрирован в качестве главы крестьянского хозяйства.
Из записей, содержащихся в трудовой книжке колхозника от ДД.ММ.ГГГГ N, судом установлено, что Сосна П.Н. осуществлял работу в АГКХ "Победа" и в ЗАО "Победа" (приложение 7) в следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ (решение общего собрания протокол N от ДД.ММ.ГГГГ) выбыл из членов АГКХ "Победа" ДД.ММ.ГГГГ (Протокол N от ДД.ММ.ГГГГ). Отсутствует документальное подтверждение требований, которые так же не совпадают с записями в его трудовой книжке; с ДД.ММ.ГГГГ (решение координационного совета протокол N от ДД.ММ.ГГГГ) выбыл из АГКХ с ДД.ММ.ГГГГ прогулы (приказ N-к от ДД.ММ.ГГГГ) с ДД.ММ.ГГГГ (приказ N-к от ДД.ММ.ГГГГ) выбыл ДД.ММ.ГГГГ из членов АГКХ прогулы (решение координационного совета протокол N от ДД.ММ.ГГГГ).
Отказывая в удовлетворении требований истца включить в стаж период по дате издания приказа, суд первой инстанции исходил из того, что в трудовой книжке определена причина увольнения - прогулы, отсутствие работы длительное время послужило увольнением истца по приказу Ассоциации от ДД.ММ.ГГГГ, а прогулы не могут включаться в стаж наравне с периодами работы, тем более, что имеет место расторжение трудового договора с истцом в связи с прогулами, что подтверждено записью в трудовой книжке со ссылками на приказы работодателя с ДД.ММ.ГГГГ (приказ Nот ДД.ММ.ГГГГ) уволен за прогулы без уважительной причины с ДД.ММ.ГГГГ (приказ N-к от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно пункту 3 Примерного Устава колхоза, утвержденного Постановлением ЦК КПСС и Советом Министров, членам колхоза выдается трудовая книжка колхозника. Приказы не издаются, трудовые договоры не заключаются.
Пунктом 6 Примерного Устава было установлено, что колхозник не теряет членство в случае временного выбытия, а именно поступив на работу с отрывом от производства, прохождения службы в армии, в случае ухода на работу в промышленность или другие отрасли на срок установленный правлением колхоза и т.д. Таким образом, членство в колхозе не подтверждает выполнение трудовой деятельности и установление стажа работы, а сохранение за собой прав, предоставляемых Уставом колхоза.
Согласно разделу 4 Примерного Устава колхоза оплата труда осуществляется на основании выполнения установленного минимума трудового участия в общественном хозяйстве.
Пенсионное обеспечение членов колхозов впервые было установлено на основании Закона СССР от 14 июля 1956 г. (ред. от 22 мая 1986 г.) "О государственных пенсиях", определившего пенсионные права рабочих и служащих, вместе с Законом СССР от 15 июля 1964 года N N 2688-VI "О пенсиях и пособиях членам колхозов", который действовал до 1990 г.
Согласно статье 15 Законом СССР от 15 июля 1964 года N N 2688-VI "О пенсиях и пособиях членам колхозов", в стаж работы при назначении пенсий засчитывалась работа в качестве члена колхоза, работа в качестве рабочего или служащего, служба в Вооруженных силах СССР.
В соответствии с пунктом 48 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий членам колхозов в стаж работы, дающий право на назначение пенсии, засчитывается всякая работа в общественном хозяйстве колхоза в качестве члена колхоза, независимо от характера и продолжительности работы и длительности перерывов.
При исчислении стажа работы, исключались те годы, в которые член колхоза не выработал без уважительных причин установленного минимума трудодней или не имел установленного минимума выходов на работу.
Установлено, что истец был Сосна П.Н. принят в члены колхоза и направлен на учебу механизаторов в СПТУ, не принимал трудового участия в общественных работах в колхозе.
Данный факт подтверждается отсутствием в трудовой книжке колхозника установленного минимума трудового участия и его отработки.
На основании аттестата N период обучения Сосна П.Н. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включен при подсчете стажа и квалифицирован в таблице трудовой деятельности как "учеба". Законодательных оснований переквалификации периода в "работу в колхозе" не имеется. Согласно архивной справки N от ДД.ММ.ГГГГ в 1970 году выхододни у Сосна П.Н. отсутствуют, при этом сумма "данные изъяты" в октябре и декабре 1970 г. определены как "курсовые", что подтверждается копией лицевого счета из книги учета и расчетов с членами колхоза за 1970 г. (приложение 4).
Отказывая в удовлетворении требований истца о включении в страховой стаж в целях определения расчетного размера трудовой пенсии периода службы истца в Вооруженных силах СССР по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд первой инстанции исходил из того, что в указанный период трудовая деятельность не осуществлялась. При рассмотрении стажа для назначения пенсии период учтен в таблице трудовой деятельности как "служба в армии по призыву" -7 месяцев 14 дней.
Суд первой инстанции учел, что период обучения и период службы в армии учтены при назначении пенсии в соответствии с той квалификацией, которой они соответствуют.
Кроме того, судом первой инстанции указано, что истец не полностью указал период, подлежащий включению при подсчете сельского стажа для применения повышенного фиксированного размера в соответствии с пунктом 14 статьи 17 Федерального закона N400-ФЗ "О страховых пенсиях". В пункт 4 Правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" внесены дополнения с 30 ноября 2022 г. Постановлением Правительства России от 14 ноября 2022 г. N2055, которые распространяются на правоотношения, возникшие с 24 февраля 2022 г. Таким образом, пункт 4 Правил дополнен подпунктом "В" непосредственно следовавшие за работой, предусмотренной списком: период прохождения военной службы по мобилизации в Вооруженные силы РФ; периоды прохождения военной службы в соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" по контракту о прохождении военной службы, имевшие место с ДД.ММ.ГГГГ; периоды пребывания в добровольческом формировании, содействующем выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, в период мобилизации, действия военного положения, в военное время, при возникновении вооруженных конфликтов, при проведении контртеррористических операций, а также при использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации. Служба по призыву Сосна П.Н. не относится к вышеперечисленным периодам. Следовательно, не имеет правовых оснований для включения в сельский стаж.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 г. N 2-П установлено, что при определении права на пенсию исчисление страхового и специального стажа, имеющего место до вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", может производиться по нормам действовавшего на 31 декабря 2001 г. правового регулирования. Таким образом, на 31 декабря 2001 г. действовал закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации". Нормы союзного законодательства на 31 декабря 2001 г. не применялись. Следовательно, не могут применяться Закон СССР от 15 июля 1964 г. "О пенсиях и пособиях членам колхозов", который отменен с 1990 г, Постановление Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590, которое отменено с 1 января 1991 г. и т.д.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что требования истца о включении периодов работы в сельском хозяйстве в специальный стаж с применением пунктов 97, 109 Положения "О порядке назначения и выплаты государственных пенсий", утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. необоснованы по следующим основаниям.
Положение "О порядке назначения и выплаты государственных пенсий", утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г, предусматривало включение в специальный стаж наряду с периодами непосредственно выполнявшейся работы иных периодов общественно полезной деятельности.
Особенности исчисления стажа работы при назначении пенсии по старости на льготных условиях, связанные с приравниванием к предшествующей или последующей работе периодов прохождения военной службы, обучения, а также выборной и иной работы, урегулированы пунктами 97, 109 Положения.
К такой работе относилась работа, предусмотренная Списками N 1 и 2, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173, а также Списком производств и профессий, работа в которых дает работницам предприятий текстильной промышленности право на получение пенсии по старости по достижению 50 лет и при стаже работы в этих профессиях не менее 20 лет, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1021.
Как усматривается из приведенных правовых норм, стаж работы в колхозе не поименован законодателем как льготный, соответственно, служба в Вооруженных Силах СССР (РФ) и период обучения не могут быть приравнены к периоду работы.
Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий. В разделе VIII закреплен порядок подсчета страхового стажа.
Пункт 47 разъясняет, что исчисление продолжительности периодов работы производится в календарном порядке из расчета полного года (12 месяцев). При этом каждые 30 дней периодов работы и (или) иной деятельности и иных периодов переводятся в месяцы, а каждые 12 месяцев этих периодов переводятся в полные годы.
Подсчет продолжительности каждого периода, включаемого (засчитываемого) в страховой стаж, производится путем вычитания из даты окончания соответствующего периода даты начала этого периода с прибавлением одного дня.
Пунктом 65 предусмотрено, что если в представленном документе о периодах работы и (или) иной деятельности и иных периодах указаны только годы без обозначения точных дат, за дату принимается 1 июля соответствующего года, если не указано число месяца, то таковым считается 15-е число соответствующего месяца.
При этом, пункт 66 Правил не верно трактуется истцом, так как данный пункт оговаривает особенность работы членов колхозов и поясняет, что годы, в течение которых гражданин являлся членом колхоза, но не выработал установленный минимум трудового участия (независимо от причины), засчитываются в страховой стаж как полные календарные годы. При этом порядок исчисления периода, предусмотренный пунктами 47 и 65 применяется к периодам работы в колхозе. Календарные годы, указанные в трудовой книжке колхозника, в которых не было ни одного выхода на работу, из подсчета исключаются.
С учетом изложенного, суд первой инстанции указал, что при наличии начала и конца периода, применению подлежит пункт 47 Правил.
Судом первой инстанции установлено, что согласно документам пенсионного дела, а также базе данных по лицевому счету N, Сосна П.Н. в таблице трудовой деятельности, которая используется при назначении и расчете размера пенсии, с первоначальной даты назначения учтены периоды обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и службы по призыву в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Учтен период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в колхозе "Победа" и в АГКХ "Победа", так как в соответствии с архивной справкой от ДД.ММ.ГГГГ N-лс, выданной архивным отелом администрации МО Динского района, Сосна П.Н. до ДД.ММ.ГГГГ значился в ведомостях начисления заработной платы, что подтверждает работу в должности тракториста.
В системе персонифицированного учета Сосна П.Н. зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона N 173-ФЗ и пункту 43 Постановления Правительства РФ от 2 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" не представленный страхователем период с 1997 г. по 1999 г. не включен в подсчет страхового стажа.
Суд первой инстанции с учетом положений пунктов 2 и 3 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ и разъяснениями, содержащимися в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" пришел к выводу о том, что нет правовых оснований для включения в стаж периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, не подтвержденного выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В целях определения расчетного размера трудовой пенсии Сосна П.Н. учтена суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до ДД.ММ.ГГГГ, в которую с ДД.ММ.ГГГГ (со дня назначения пенсии) включены оспариваемые истцом периоды следующим образом: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - учеба в Краснодарском ПТУ N, в соответствии с аттестатом N, выданным ДД.ММ.ГГГГ Ар-хивная выписка из протокола N от ДД.ММ.ГГГГ подтверждает принятие в члены колхоза и направлении Сосна П.Н. на учебу механизаторов в СПТУ. Архивная справка от ДД.ММ.ГГГГ N-ЛС и трудовая книжка колхозника от ДД.ММ.ГГГГ N не подтверждают наличие отработанного количества человекодней в году. Указанные выплаты в размере "данные изъяты" в 1970 году являются стипендией от колхоза. В соответствии с пунктом 66 Постановления Правительства РФ от 2 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" календарные годы, указанные в трудовой книжке колхозника, в которых не было ни одного выхода на работу, из подсчета исключаются.
Следовательно, засчитывать в подсчет страхового стаж период с ДД.ММ.ГГГГ оснований не имеется, так как совокупность имеющихся документов подтверждает отсутствие факта работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и прохождение обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Обоснованно учтен стаж работы в колхозе после завершения обучения с ДД.ММ.ГГГГ до призыва в Советскую армию ДД.ММ.ГГГГ, так как в трудовой книжке колхозника указано количество отработанных дней - 240; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ служба в армии по призыву, что подтверждается приобщенной к документам пенсионного дела при назначении пенсии справкой Динского военкомата от ДД.ММ.ГГГГ N и соответствует сведениям индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
Учтены периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в колхозе "Победа" и в АГКХ "Победа", так как в соответствии с архивной справкой от ДД.ММ.ГГГГ N-лс, выданной архивным отделом администрации МО Динского района, Сосна П.Н. до ДД.ММ.ГГГГ значился в ведомостях начисления заработной платы, что подтверждает работу в должности тракториста; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в ЗАО СУ "Краснодарсторой" в соответствии с записью в трудовой книжке АТ-1У N от ДД.ММ.ГГГГ и индивидуальными сведениями застрахованного лица; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ФГУП "Рассвет-Кубани", в соответствии с записью в трудовой книжке АТ-1У N от ДД.ММ.ГГГГ и индивидуальными сведениями застрахованного лица.
В пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункт 2 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Судом первой инстанции установлено, что в системе персонифицированного учета Сосна П.Н. зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обоснованно не включен в подсчет страхового стажа в связи с отсутствием сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованного лица.
Также суд первой инстанции пришел к выводу о том, что не имеется правовых оснований для включения в стаж периодов, не подтвержденных выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ООО Васюринский мясоперерабатывающий комбинат.
Исключены периоды без содержания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как в соответствии частью 1 статьи 11 Федерального закона N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Таким образом, для включения в страховой стаж периодов, в течение которых застрахованное лицо состояло в трудовых отношениях, но за него не начислялись страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, правовых оснований не имеется.
Относительно периодов работы в АГКХ "Победа" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ судом установлено, что в соответствии с представленной для назначения пенсии справкой от ДД.ММ.ГГГГ N.1-б/н, выданной отделом персонифицированного учета УПФР в Динском районе Сосна П.Н. был зарегистрирован в качестве главы крестьянского хозяйства, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ уплату страховых взносов в ПФР не производил. В связи с чем, указанные выше периоды работы в АГКХ "Победа" подлежат исключению из подсчета страхового стажа.
Проверяя законность и обоснованность решения в апелляционном порядке, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанции, поскольку они основаны на надлежащей оценке представленных по делу доказательств и требованиях подлежащего применению к правоотношениям пенсионного законодательства.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).
В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, разрабатывать механизм его реализации, включая закрепление в законе правил исчисления пенсий и определения их размеров, соблюдая при этом конституционное требование о недопустимости издания в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права граждан.
Страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются на основании Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Положениями главы 4 данного закона устанавливается порядок определения, перерасчета размеров страховой пенсии, повышение фиксированной выплаты и корректировка размеров страховой пенсии.
В соответствии со статьей 3 вышеуказанного Закона страховая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств.
Фиксированная выплата к страховой пенсии - обеспечение лиц, имеющих право на установление страховой пенсии в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом, устанавливаемое в виде выплаты в фиксированном размере к страховой пенсии.
В силу пункта 2 статьи 3 Закона о страховых пенсиях страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Согласно части 14 статьи 17 Федерального Закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, на весь период их проживания в сельской местности.
На основании части 16 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 настоящей статьи, правила исчисления периодов соответствующей работы (деятельности) утверждаются Правительством Российской Федерации.
Правила установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, проживающим в сельской местности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. N 1441, определяют порядок исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление предусмотренного частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", на весь период их проживания в сельской местности (далее - стаж работы в сельском хозяйстве).
Исчисление стажа работы в сельском хозяйстве для определения права на повышение фиксированной выплаты осуществляется в соответствии с Правилами исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. N1440 "Об утверждении списка работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (пункт 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. N1441, далее - Правила), при этом применяется список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которым устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. N1440 (далее - Список).
В соответствии с пунктом 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской федерации от 29 ноября 2018 г. N1440, в стаж работы в сельском хозяйстве включаются: периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком, при условии начисления (уплаты) за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (подпункт "а"); периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Союза Советских Социалистических Республик до 1 января 1992 г, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком (подпункт "б").
Положения подлежащего применению к спорным правоотношениям Списка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. N1440, предусматривают возможность зачета в стаж трудовой деятельности в сельском хозяйстве, учитываемый при установлении повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с частью 14 статьи 17 Закона о страховых пенсиях периодов работы, поименованных в разделе "Наименование работ, производств сельского хозяйства" настоящего Списка, при условии ее выполнения по профессиям, должностям, специальностям, перечисленным в разделе "Наименование профессий, должностей, специальностей" Списка.
Согласно пунктам 5, 5(1) названных Правил исчисление стажа работы в сельском хозяйстве производится в календарном порядке. При исчислении и подтверждении стажа работы в сельском хозяйстве применяются Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий", с учетом особенностей, установленных пунктами 5(1) и 6 настоящих Правил.
Пунктом 6 Правил установлено, что при подсчете стажа работы в сельском хозяйстве подтверждаются: а) периоды работы (деятельности), указанные в подпункте "а" пункта 3 настоящих Правил, имевшие место со дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета; б) периоды работы (деятельности), указанные в пункте 3 настоящих Правил, имевшие место до дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета и (или) документов, выданных работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; в) периоды, указанные в подпункте "в" пункта 4 и абзаце втором пункта 5(1) настоящих Правил, - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно порядку исчисления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленному Правилами исчисления периодов работы (деятельности), дающих право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и инвалидности, повышенный размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности устанавливается при условии осуществления работниками, указанными в Списке, деятельности в организациях, основным видом деятельности которых является сельское хозяйство, а также структурного подразделения животноводческого направления организации, основным видом деятельности которой не является сельское хозяйство.
Таким образом, для включения периодов работы в сельский стаж необходимо, чтобы выполняемая работа была связана с осуществлением деятельности в организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, либо структурного подразделения животноводческого направления организации, основным видом деятельности которой не является сельское хозяйство, и наименование такой профессии было включено в вышеназванный Список, а в случае, если из названия профессии не усматривается связь с сельским хозяйством, то необходимо иметь в виду, что профессия должна быть связана с работой или производством в сельском хозяйстве, указанным в соответствующих разделах Списка.
Пунктом 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" предусмотрено, что согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" лица, работающие по трудовому договору, подлежат обязательному социальному страхованию (включая пенсионное) с момента заключения трудового договора с работодателем. Уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношения по обязательному социальному страхованию (статьи 1 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации). Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию. В связи с этим суд вправе удовлетворить требования граждан о перерасчете страховой части трудовой пенсии с учетом указанных периодов. Причем к моменту этого перерасчета размер страховой части трудовой пенсии должен составлять сумму, которую гражданин получал бы в случае уплаты страхователем страховых взносов полностью.
Следует иметь в виду, что уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу Федерального закона N 173-ФЗ, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (пункт 2 статьи 29 Федерального закона N 173-ФЗ).
Вместе с тем неуплата страховых взносов физическими лицами, являющимися страхователями (к примеру, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, главы фермерских хозяйств), исключает возможность включения в страховой стаж этих лиц периодов деятельности, за которые ими не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Отклоняя доводы истца о включении в стаж работы в сельском хозяйстве периодов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ суд первой инстанции правильно руководствовался приведенными выше нормами права, разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", и исходил из того, что Сосна П.Н. являлся главой крестьянского хозяйства, членом Ассоциации глав крестьянских хозяйств "Победа".
Распоряжением Главы администрации Динского района от ДД.ММ.ГГГГ Nр Сосна П.Н. выделен земельный участок, площадью 4, 23 га, из них 1, 78 га пашни в аренду за плату сроком на 10 лет и 2, 45 га пашни бесплатно в собственность для организации крестьянского хозяйства зернового направления.
Указанным распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ утверждается глава крестьянского хозяйства гр. Сосна П.Н. (пункт 2); крестьянское хозяйство имеет статус юридического лица (пункт 8).
Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 июня 1991 г. N308 "О Порядке уплаты членами крестьянских (фермерских) хозяйств страховых взносов в Пенсионный фонд РСФСР" определено, что Крестьянское (фермерское) хозяйство регистрируется в качестве плательщика страховых взносов уполномоченным Пенсионного фонда РСФСР по месту своего нахождения на основании заявления о регистрации.
Указанное заявление о регистрации крестьянского хозяйства Сосна П.Н. поступило уполномоченному представителю Пенсионного фонда РСФСР по месту нахождения (ст. Динская) ДД.ММ.ГГГГ и было внесено в базу данных фонда с присвоением регистрационного номера 033-032- 001486.
Крестьянские хозяйства, входящие в Ассоциацию, сохраняют статус юридического лица, право на земельные участки и на них распространяются действия Закона РФ "О крестьянском хозяйстве". Членство в Ассоциации является добровольным.
В силу положений статьи 25 Закона РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и пункта 15 главы 3 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 г. N 555, время работы главы крестьянского хозяйства включается в страховой стаж на основании документов, подтверждающих уплату страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Уплата страховых взносов в ПФ РФ является обязательным условием для зачета в общий стаж работы, так как в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11 октября 1993 г. N 1020 "О порядке уплаты крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, родовыми, семейными общинами малолетних народов Севера, занимающимися традиционными отраслями хозяйствования, страховых взносов в Пенсионный фонд РФ" крестьянские хозяйства должны уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд РФ с доходов, полученных за истекший календарный год, не позднее 1 апреля последующего года. Сведения о доходе от указанной деятельности предоставляются государственными территориальными налоговыми инспекциями уполномоченным Пенсионного фонда.
Информация о доходах крестьянского хозяйства предоставлена Ассоциацией в виде справок о доходах, полученных главой крестьянского хозяйства за 1993 г. в размере "данные изъяты"; 1994 г. в размере "данные изъяты"; 1995 г. в размере "данные изъяты"; 1996 г. в размере "данные изъяты"; 1997 г. в размере "данные изъяты"(вторая справка "данные изъяты").
Указанные справки заверены печатью Ассоциации, подписаны директором и главным бухгалтером, имеют угловой штамп.
Кроме информации о полученном доходе справка содержала информацию о размере начислений на обязательное пенсионное (социальное) страхование.
Согласно пункту 1 Порядка уплаты страховых взносов предприятиями, организациями и гражданами в Пенсионный фонд РСФСР, утвержденного Постановлением Верховного Совета РСФСР от 30 января 1991 г. N 556-1, в 1991 году все предприятия и организации независимо от форм собственности и подчиненности, находящиеся на территории РСФСР, вносят в Пенсионный фонд РСФСР страховые взносы в размере 20, 6% по отношению к начислен-ной заработной плате труда; граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеры- - в размере 5% их дохода; работающие граждане - в размере 1% заработка.
Советом Министров РСФСР 4 июня 1991 г. принято Постановление N 308 "О порядке уплаты членами крестьянских (фермерских) хозяйств страховых взносов в Пенсионный фонд РСФСР".
Из пункта 2 данного Постановления следует, что страховые взносы вносятся крестьянскими (фермерскими) хозяйствами по результатам деятельности в целом за год после представления государственным налоговым инспекциям и их должностным лицам декларации о доходах, н о не позднее 1 апреля последующего года.
Доказательств уплаты крестьянским хозяйством ФИО6 страховых взносов за 1993, 1994, 1995, 1996 и 1997 годы в материалах дела не имеется и не представлено ни суду первой, ни суду апелляционной нстанций.
Будучи главой крестьянского хозяйства, входящего в Ассоциацию, Сосна П.Н имел право работать в Ассоциации и по трудовому договору (с начислением заработной платы)
Согласно правовой позиции, содержащейся в Определении Конституционного Суда РФ от 4 декабря 2007 г. N 950-0-0, гарантируя права застрахованных лиц (работников), законодатель установилправило, согласно которому неуплата работодателями взносов на государственное социальное страхование не лишает работников права на обеспечение за счет средств государственного социального страхования, а значит, на пенсию (статья 237 КЗоТ РФ в редакции Закона РФ от 25 сентября 1992 г. N 3543-1). Однако это правило не распространяется на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, главы фермерских хозяйств и т.п.), осуществляющих свободно избранную ими деятельность на основе частной собственности и на свой страх и риск, которые уплачивают страховые взносы сами за себя, - в силу требований статьи 89 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" в общий трудовой стаж им засчитывались лишь те периоды, за которые они производили уплату страховых взносов в ПФ РФ.
Во исполнение постановления Совета Министров РСФСР от 26 декабря 1985 г. N 660 райисполком утвердил структуру Динского агропромышленного объединения. В феврале 1992 г. Динское Агропромышленное объединение (АПО) было ликвидировано (1986- 1992 г.г, Колхоз "Победа"). Земли колхоза "Победа" были разделены и переданы в собственность и в аренду для организации крестьянских хозяйств.
В соответствии с Законом РФ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" крестьянские хозяйства, созданные на базе бывшего колхоза "Победа" Динского района, добровольно объединились в Ассоциацию глав крестьянских хозяйств "Победа" для совместного производства переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции, именуемую в дальнейшем "Ассоциация".
Распоряжением 426-р от 23 марта 1992 г. в соответствии со статьей 13 Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" проведена регистрация Ассоциации глав крестьянских хозяйств "Победа" и ее Устав. Заявление уполномоченному ПФР о регистрации Ассоциации поступило 10 марта 1993 г, так же был представлен Учредительный договор от 14 февраля 1992 г, где прописано, что договор заключен между главами крестьянских хозяйств села Первореченского (бывшими колхозниками колхоза Победа) именуемыми в дальнейшем "Участниками", а каждый в отдельности "Участник" руководствуется Законами РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и "О предприятиях и предпринимательской деятельности".
Согласно статье N3 Учредительного договора, ассоциация признает Участником настоящего договора только главу крестьянского хозяйства, имеющего земельный надел не менее среднерайонной нормы 2, 45 га. В статье N5 зафиксировано, что участники имеют право получать часть прибыли от деятельности Ассоциации, и вправе, на общих основаниях, работать в Ассоциации на основании трудового договора или контракта
Деятельность Ассоциации осуществлялась в соответствии с законодательством РФ, Уставом, утвержденным на общем собрании учредителей 14 февраля 1992 года, протокол N 1. Особенностью создания Ассоциации при реорганизации бывших колхозов было то, что в состав Ассоциации входили самостоятельные хозяйства (в нашем случае главы крестьянских хозяйств, юридические лица, в том числе Сосна П.Н..), а не граждане, работавшие в колхозах.
Популярности Ассоциаций способствовало то, что учредители таких Ассоциаций получали возможность пользоваться причитающимися фермерам льготами (освобождение от уплаты налога на землю, льготный тариф по страховым взносам 5%, а не 20.6% +1% как работающих по трудовым договорам граждан и др.).
Ассоциация с момента ее государственной регистрации является юридическим лицом, она обладает обособленным имуществом, имеет самостоятельный баланс, может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, арбитраже, имеет свой расчетный счет.
Членами Ассоциации являются бывшие члены колхоза "Победа", создавшие свои крестьянские хозяйства на выделенных участках земли с имущественным паем, полученным ими в установленном порядке, признающие цели и задачи Ассоциации и передавшие ей свои имущественные паи.
Постановлением Администрации Динского района Nп от ДД.ММ.ГГГГ "Об отмене распоряжения главы администрации Динского района от ДД.ММ.ГГГГ N-р "О регистрации глав крестьянских хозяйств "Победа" принято решение отменить постановления Администрации района N-р от ДД.ММ.ГГГГ "О предоставлении земельных участков для ведения крестьянских хозяйств граждан, являющихся членами колхоза "Победа"" и 250-п от ДД.ММ.ГГГГ "О предоставлении земельных участков для ведения крестьянских хозяйств гражданам, являющимся пенсионерами колхоза "Победа".
Решением Арбитражного суда дело N-А от ДД.ММ.ГГГГ по иску Ассоциации к Администрации Динского района Постановление Администрации Динского района Nп от ДД.ММ.ГГГГ "Об отмене распоряжения главы администрации Динского района от ДД.ММ.ГГГГ N-р "О регистрации глав крестьянских хозяйств "Победа" признано незаконным и отменено.
Решением Арбитражного суда дело N-А от ДД.ММ.ГГГГ по иску Ассоциации к Государственной налоговой инспекции по Динскому району также подтверждается, что Ассоциация проводила выплаты доходов главам крестьянских хозяйств (тогда как налоговый инспектор усматривал нарушения в исчислении подоходного налога с работников Ассоциации. Оспариваемой проверкой было установлено, что истец прекратил удержание подоходного налога с работающих в этом хозяйстве граждан с мая 1992 г, за исключением граждан, работающих по трудовым соглашениям и договорам подряда.
Следовательно, они были обязаны, как и истец, уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд.
ДД.ММ.ГГГГ Ассоциация была реорганизована в ЗАО "Победа".
ДД.ММ.ГГГГ Постановлением главы местного самоуправления Динского района N "О приведении в соответствие с действующим законодательством прав собственности на земельные доли, а АГКХ "Победа" реорганизованного в ЗАО "Победа" Распоряжения главы Администрации Динского района N-р от ДД.ММ.ГГГГ и 112-р от ДД.ММ.ГГГГ "О предоставлении земельных участков для ведения крестьянских хозяйств граждан, являющихся членами колхоза "Победа"" и 250-п от ДД.ММ.ГГГГ "О предоставлении земельных участков для ведения крестьянских хозяйств гражданам, являющимся пенсионерами колхоза "Победа" считаются утратившим силу.
На основании данного постановления главы крестьянских хозяйств сняты с учета в налоговой инспекции и в органах пенсионного фонда.
Исследовав и оценив по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции, установив, что Сосна П.Н. являлся именно главой КФХ, которое зарегистрировано на основании личного заявления и получал доход, а не заработную плату, пришел к обоснованному выводу о том, что спорные периоды обоснованно исключены ответчиком из подсчета страхового стажа, дающего право на получение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.
Так как продолжительность стажа работы в сельском хозяйстве Сосна П.Н. составила 27 лет 7 месяцев 29 дней, суд первой инстанции вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для установления истцу фиксированной выплаты в повышенном размере является правильным.
Довод кассационной жалобы истца, что судом первой инстанции разрешены исковые требования, в отношении которых истец отказался от иска, на правильность выводов судов первой и апелляционной инстанции не влияют, в связи с чем, основанием к отмене состоявшихся судебных актов в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не являются.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя сводятся к несогласию с выводами судов и переоценке представленных доказательств, не опровергают выводов судов, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшихся судебных актов.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену решения и апелляционного определения, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Динского районного суда Краснодарского края от 19 октября 2023 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 24 января 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Сосна Петра Нестеровича - без удовлетворения.
Председательствующий Н.В. Бетрозова
Судьи И.И. Мотина
А.Р. Сиюхов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.