Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Н.В. Бетрозовой, судей И.И. Мотиной, А.Р. Сиюхова, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ковалева Сергея Викторовича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области о перерасчете страховой пенсии, по кассационной жалобе Ковалева Сергея Викторовича на решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 05 октября 2023 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 01 февраля 2024 года.
Заслушав доклад судьи И.И. Мотиной, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец Ковалев С.В. обратился с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области (далее - ОСФР по Ростовской области) о перерасчете страховой пенсии, указав в обоснование требований, что с ДД.ММ.ГГГГ он является получателем страховой пенсии по инвалидности, назначенной в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях", с ДД.ММ.ГГГГ в беззаявительном порядке переведен на пенсию по старости.
Истец считает, что ответчиком при установлении размера страховой пенсии допущены ошибки в определении величины части расчетного пенсионного капитала, формируемого из поступивших на его индивидуальный лицевой счёт страховых взносов, и составившего по расчётам ответчика сумму в размере "данные изъяты"
Ссылаясь на положения статьи 29.1 Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", определяющей порядок расчета величины расчетного пенсионного капитала, полагает, что методика расчета его пенсии является неверной, не основанной на действующем законодательстве.
На основании изложенного, истец просил суд признать расчет части расчетного пенсионного капитала, формируемого из сумм страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации на лицевой счет, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, осуществлённый органом пенсионного обеспечения, неверным, обязать ответчика осуществить перерасчет величины части расчетного пенсионного капитала, формируемого из сумм страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации на мой лицевой счет, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с п.6 ст. 17 ФЗ-173 и Постановлением Правительства РФ N407 от 12.06.2002, обязать ответчика осуществить перерасчет страховой пенсии с даты её первоначального назначения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, обязать ответчика выплатить недополученные суммы моего пенсионного обеспечения, связанные с допущенной ошибкой, с момента установления страховой пенсии по инвалидности, с ДД.ММ.ГГГГ, взыскать почтовые расходы в размере "данные изъяты"
Решением Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 05 октября 2023 исковые требования Ковалева С.В. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 01 февраля 2024 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Ковалев С.В, ссылаясь на существенные нарушения норм материального и процессуального права, просит отменить принятые по делу судебные акты и принять по делу новое решение.
В обоснование кассационной жалобы указывает, что судом не приняты во внимание положения п.11 ст. 30 ФЗ-173, который говорит о том, что расчетный пенсионный капитал индексируется за весь период с 2002г. до дня назначения пенсии.
Возражений на кассационную жалобу не поступило.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела с учетом положений статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации извещены надлежащим образом путем направления судебной корреспонденции посредством Почты России.
Кроме того, информация о рассмотрении кассационной жалобы в соответствии с положениями Федерального закона от 22 декабря 2008 года N262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет (https//4kas.sudrf.ru/).
Судебная коллегия, руководствуясь требованиями статьи 167, части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определилавозможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
При этом, кассационный суд общей юрисдикции не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (часть 2 статьи 379.6 ГПК РФ).
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов гражданского дела, истец с ДД.ММ.ГГГГ Ковалев С.В. являлся получателем страховой пенсии по инвалидности, назначенной ему в соответствии со статьей 9 Федерального закона N 400- ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях" в размере "данные изъяты"
В силу положений пункта 6 статьи 22 Федерального закона N 400-ФЗ, по достижении общеустановленного пенсионного возраста, беззаявительно назначена страховая пенсия по старости на общих основаниях с ДД.ММ.ГГГГ в размере "данные изъяты"
Страховой стаж, выработанный на дату назначения страховой пенсии по старости составил 30 лет 07 месяцев 05 дней (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ стаж для конвертации (преобразование пенсионных прав) составил 23 года 03 месяца 03 дня)
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Ковалев С.В. обратился в УПФР в Первомайском районе г. Ростова-на-Дону с заявлением о перерасчете пенсии, представив сведения о трудовом стаже за периоды работы в качестве лаборанта Южного Федерального Университета, а так же за периоды занятия предпринимательской деятельностью, совпадающие с периодом работы в Ростовском Государственном Университете. Согласно диплому об обучении в страховой стаж засчитаны периоды учебы, не совпадающие с периодами работы. В результате страховой стаж составил - 31 год 05 мес. 20 дней (на ДД.ММ.ГГГГ - 24 года 01 месяц 20 дней.).
В последующем ДД.ММ.ГГГГ Ковалев С.В. обратился в УПФР в Первомайском районе г. Ростова-на-Дону с заявлением о перерасчете пеней представив сведения о трудовом стаже за период работы в 1975 году на заводе "Ростсельмаш". В результате страховой стаж составил -31 год 06 месяц 23 дня (в том числе, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ - 24 года 02 месяца 20 дней)
Исходя из имеющихся в пенсионном (выплатном) деле истца документов о заработной плате пенсионным органом определено отношение заработков за период 60 месяцев (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) равно 0, 931.
Из материалов дела также следует, что в августе 2022 года на основании апелляционного определения Судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда по гражданскому делу N2-386/2022 осуществлен перерасчет коэффициента отношения средней заработной платы Ковалева С.В. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ к средней заработной плате в СССР за тот же период с даты назначения страховой пенсии по инвалидности и страховой пенсии по старости. После перерасчета отношение заработков за период 60 месяцев (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) составило 0, 972, размер страховой пенсии по старости составил - "данные изъяты"
Как следует из положений ч. 24 ст. 15 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях" размер страховой пенсии по старости застрахованного лица, являвшегося получателем страховой пенсии по инвалидности, при установлении пенсии по старости по достижении возраста, не может быть менее размера страховой пенсии по инвалидности, который был установлен по состоянию на день, с которого была прекращена выплата страховой пенсии по инвалидности.
В связи с этим страховая пенсия истца по старости установлена пенсионным органом, исходя из сохраненного размера страховой части пенсии по инвалидности на момент ее прекращения, а именно: "данные изъяты", ИПК составил - 64, 008.
Общий размер страховой пенсии по старости составил - "данные изъяты": фиксированный базовый размер - "данные изъяты", страховая пенсия (без фиксированного базового размера) - "данные изъяты" (64, 008 х "данные изъяты" - стоимость пенсионного коэффициента с ДД.ММ.ГГГГ).
В последующем в августе 2022 года в связи с перерасчетом страховой пенсии истца разовой выплатой ему осуществлена доплата за период с ДД.ММ.ГГГГ (назначение страховой пенсии по инвалидности) по ДД.ММ.ГГГГ в размере "данные изъяты"
Из представленной в материалы дела копии пенсионного дела истца следует, что пенсия индексировалась в соответствии с постановлениями Правительства РФ и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила - "данные изъяты", в том числе: фиксированная выплата (ст. 16 ч. 1, 2 Закона от ДД.ММ.ГГГГ N- ФЗ) - "данные изъяты"; страховая часть (без фиксированной выплаты) - "данные изъяты" (65, 315 х "данные изъяты" - стоимость пенсионного коэффициента с ДД.ММ.ГГГГ).
Пенсионным органом при проведении перерасчета согласно заявления истца N от ДД.ММ.ГГГГ ему, как получателю страховой пенсии по старости, являвшимся получателем страховой пенсии по инвалидности, которому страховая пенсия по старости установлена в "сохраненном" размере страховой пенсии по инвалидности был ошибочно произведен перерасчет пенсии по старости из расчетного пенсионного капитала вместо сохранения страховой пенсии по инвалидности с учетом пенсионных прав, приобретенных в период получения пенсии по инвалидности.
В последующем, начиная с ДД.ММ.ГГГГ размер страховой пенсии по старости приведен в соответствие с действующим пенсионным законодательством и составил - "данные изъяты", в том числе: фиксированная выплата (ст.16 ч.1, 2 Закона от ДД.ММ.ГГГГ N400-ФЗ) - "данные изъяты"; страховая часть (без фиксированной выплаты) "данные изъяты"
С учетом произведенного перерасчета, размер страховой пенсии по старости на ДД.ММ.ГГГГ составил - "данные изъяты", в том числе: фиксированная выплата (ст. 16 ч. 1, 2 Закона от 28.12.2013 N400-ФЗ) - "данные изъяты"; страховая часть (без фиксированной выплаты) - "данные изъяты" (66, 200 х "данные изъяты" - стоимость пенсионного коэффициента с ДД.ММ.ГГГГ).
В связи с перерасчетом Ковалеву С.В. в июле 2023 года ответчиком осуществлена доплата за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере "данные изъяты"
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, изучив материалы дела, установив, что размер пенсии истцу начислен в соответствии вышеупомянутыми положениями Федерального закона от 17.12.2001г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а индексация пенсионным органом проведена верно, пришел к правильному выводу о том, что произведенный ответчиком в отношении истца расчет трудовой пенсии по старости соответствует действующему пенсионному законодательству и права истца не нарушает. С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно не признал нарушенным право истца на пенсионное обеспечение, поскольку размер пенсии и ее индексация рассчитаны пенсионным фондом в соответствии с требованиями действующего пенсионного законодательства Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, проверяя на предмет законности и обоснованности решение суда первой инстанции, правовых оснований для отмены судебного постановления не установил, доводы апелляционной жалобы мотивированно отклонил.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает правовых оснований для отмены принятых по делу судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" под расчетным пенсионным капиталом понимается, учитывая в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, общая сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до вступления в силу настоящего Федерального закона, которая является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии.
Согласно п. 5 "Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2002 г. N 407, в составе расчетного пенсионного капитала учитываются суммы страховых взносов, поступившие в Фонд за застрахованное лицо на финансирование страховой части трудовой пенсии в течение всего периода, предшествующего назначению или перерасчету пенсии.
В соответствии с п. 11 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" индексация расчетного пенсионного капитала, необходимого для определения страховой части трудовой пенсии по старости, размера трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца производится применительно к порядку, предусмотренному пунктом 6 статьи 17 настоящего Федерального закона, за весь период начиная с 1 января 2002 года до дня, с которого назначается указанная часть трудовой пенсии.
Согласно п. 6 ст. 17 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" размер страховой части трудовой пенсии по старости и размеры трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца (включая фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости и трудовых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца) индексируются в следующем порядке: 1) при росте цен за каждый календарный квартал не менее чем на 6 процентов - один раз в три месяца с 1-го числа месяца, следующего за первым месяцем очередного квартала, то есть с 1 февраля, 1 мая, 1 августа и 1 ноября; 2) при меньшем уровне роста цен, но не менее чем на 6 процентов за каждое полугодие - один раз в шесть месяцев, то есть с 1 августа и 1 февраля, если в течение соответствующего полугодия не производилась индексация в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта; 3) в случае роста цен за соответствующее полугодие менее чем на 6 процентов - один раз в год с 1 февраля, если в течение года не производилась индексация в соответствии с подпунктами 1 и 2 настоящего пункта; 4) коэффициент индексации размера страховой части трудовой пенсии по старости и размеров трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца определяется Правительством Российской Федерации исходя из уровня роста цен за соответствующий период; 5) в случае, если годовой индекс роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации превысит суммарный коэффициент произведенной индексации размера страховой части трудовой пенсии по старости и размеров трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца за этот же год (подпункты 1-3 настоящего пункта), с 1 апреля следующего года производится дополнительное увеличение размера страховой части трудовой пенсии по старости и размеров трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца на разницу между годовым индексом роста среднемесячной заработной платы в Российской
Федерации и указанным коэффициентом. При этом дополнительное увеличение размера страховой части трудовой пенсии по старости и размеров трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца (с учетом ранее произведенной индексации) не может превышать индекс роста доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в расчете на одного пенсионера, направляемых на выплату страховой части трудовых пенсий по старости и трудовых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца.
Из единого толкования положений ст. 2, п. 11 ст. 30, п. 6 ст. 17 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2002 г. N 407, следует, что после назначения трудовой пенсии размер страховой части пенсии индексируется в порядке, предусмотренном п. 6 ст. 17 указанного закона и подлежит перерасчету согласно п. 3 и 5 ст. 17 данного закона, а расчетный пенсионный капитал после назначения трудовой пенсии не индексируется. В связи с чем после назначения пенсии, то есть с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время прирост расчетного капитала на лицевом счету Ковалева СВ. равен нулю.
Не соглашаясь с расчетом истца, судами первой и апелляционной инстанций обоснованно отмечено, что индекс расчетного пенсионного капитала определяется раз в году и складывается из коэффициентов индексации страховой части трудовой пенсии прошедшего года и коэффициента ее дополнительного увеличения (в случае принятия данного коэффициента), а представленный в суд ошибочный расчет истца приведет к необоснованному повторному индексированию одних и тех же сумм, что является недопустимым.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанции об отсутствии нарушений пенсионных прав Ковалева СВ. со стороны ответчика верными и постановленными в соответствии с нормами материального права.
Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены в полном объеме и признаются судебной коллегией суда кассационной инстанции необоснованными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводов суда апелляционной инстанции не опровергли.
В целом доводы кассационной жалобы направлены на иное толкование норм действующего законодательства и иную оценку доказательств, не содержат данных, свидетельствующих о незаконности и необоснованности судебного акта, не опровергают выводы суда апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Приведенные в жалобе доводы не подтверждают нарушений судом апелляционной инстанции, влекущих отмену обжалуемых судебных актов на основании статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 05 октября 2023 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 01 февраля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ковалева Сергея Викторовича - без удовлетворения.
Председательствующий Н.В. Бетрозова
Судьи И.И. Мотина
А.Р. Сиюхов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.