Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бетрозовой Н.В, судей Мотиной И.И, Парасотченко М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Филипенко Д.П. к Территориальному органу Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю о выплате суммы расходов за перевозку багажа, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю на решение Динского районного суда Краснодарского края от 1 ноября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 21 февраля 2024 г.
Заслушав доклад судьи Бетрозовой Н.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Филипенко Д.П. обратился в суд с иском к Территориальному органу Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю о выплате суммы расходов за перевозку багажа, в котором просил суд обязать ответчика выплатить сумму в размере 86 391, 07 рублей, складывающую из расходов на ГСМ 29753, 07 рублей и 56638 рублей 00 копеек расходов на перевозку багажа.
В обоснование требований Филипенко Д.П. указал, что 13.01.2023 года он обратился в Территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Динскому району Краснодарского края с требованием о компенсации расходов связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на новое место жительства однако, при рассмотрении заявления получил отказ по следующим основаниям; отсутствие документа, подтверждающего родственные отношения, осуществление оплаты за бензин наличным способом, в которых не указано ФИО плательщика, произведение оплаты за бензин безналичным способом сторонним лицом, непоименование в методических рекомендациях указанного автомобиля для определения норм расхода топлива, указание некорректных данных по компенсации расходов, связанных с перевозкой багажа железнодорожным и автомобильным видами транспорта. Истец не согласен с данными доводами ответчика, в связи с чем, обратился в суд с данным иском.
Решением Динского районного суда Краснодарского края от 01 ноября 2023 года исковые требования Филипенко Д.П. к Территориальному органу Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю о выплате суммы расходов за перевозку багажа удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 21 февраля 2024 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю, ссылаясь на существенные нарушения норм материального и процессуального права, просит отменить принятые по делу судебные постановления и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на то, что бремя доказывания обоснованности фактически произведенных Филипенко Д.П. расходов на оплату топлива ниже базовых норм, лежит на заявителе. При отсутствии рассчитанной базовой нормы расхода топлива автомобиля, а, соответственно, и стоимости предполагаемых расходов на проезд, рассчитанной на ее основе, компенсировать стоимость такого проезда в соответствии с вышеуказанными Правилами не представляется возможным.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах, в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
При этом, кассационный суд общей юрисдикции не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (часть 2 статьи 379.6 ГПК РФ).
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и подтверждается материалами дела, что 13.01.2023 года истец обратился в Территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Динскому району Краснодарского края с требованием о компенсации расходов связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на новое место жительства.
Однако, при рассмотрении заявления получил отказ по следующим основаниям: отсутствие документа, подтверждающего родственные отношения, осуществление оплаты за бензин наличным способом, в которых не указано ФИО плательщика, произведение оплаты за бензин безналичным способом сторонним лицом, непоименование в методических рекомендациях указанного автомобиля для определения норм расхода топлива, указание некорректных данных по компенсации расходов, связанных с перевозкой багажа железнодорожным и автомобильным видами транспорта.
Как следует из пояснений истца, данных в судебном заседании суда первой инстанции, 11.04.2021 года истец с сыном осуществили переезд на автомобиле "NISSAN Х-TRAIL" на новое постоянное место жительство с Дальнего Востока на Кубань, а именно с поселка Березового Солнечного района Хабаровского края до села Красносельского Динского района Краснодарского края.
Родственные отношения подтверждены свидетельством о рождении N от 02.10.1979 года, согласно которому отцом Филипенко А.Д, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является Филипенко Д.П. (истец по делу).
Согласно паспорту транспортного средства, автомобиль "NISSAN X- TRAIL" принадлежит сыну истца - Филипенко Д.П. - Филипенко А.Д, что также подтверждено свидетельством о регистрации ТС серия 9921 N от 16.06.2020 года.
Из полиса ОСАГО серии РРР N от 12.05.2020 года следует, что истец Филипенко Д.П. допущен в качестве водителя вышеуказанного автомобиля.
Истец указывает, что на протяжении всего пути они заправлялись бензином на автозаправочных станциях, о чем имеются кассовые чеки, которые представлены для получения компенсации и которые не приняты Пенсионным фондом к рассмотрению по разным причинам, а именно: не читаемости; оплаты наличным способом без указания на чеках ФИО плательщика; осуществление оплаты безналичным способом картой сына. Однако, истец передавал сыну наличные денежные средства для оплаты за бензин безналичным способом, оставаясь при этом в машине.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя требования Филипенко Д.П, суд первой инстанции, руководствуясь положениями закона Российской Федерации от 19 февраля 1993г. N4520-1 "О государственных гарантиях компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", Правил "О порядке компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, являющимся получателями трудовых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, и членам их семей", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014г. N1351, исходил из того, что размер компенсации устанавливается по фактически понесенным расходам, но ограничивается установленными тарифами на перевозку багажа железнодорожным транспортом.
Суд апелляционной инстанции, проверяя на предмет законности и обоснованности решение суда первой инстанции, правовых оснований для его отмены не установил, доводы апелляционной жалобы мотивированно отклонил.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает правовых оснований для отмены принятых по делу судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Согласно ст. 4 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" компенсация расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, указанным в ч. 6 ст. 35 названного Закона, осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предоставляемых из федерального бюджета в форме межбюджетных трансфертов бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно ч.6 ст.35 Закона от 19 февраля 1993 года N 4520-1 лицам, являющимся получателями трудовых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, не работающим по трудовым договорам, не получающим выплат и иных вознаграждений по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведений науки, литературы, искусства и не осуществляющим иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации, и членам их семей, находящимся на их иждивении, в случае переезда из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей к новому месту жительства на территории Российской Федерации, не относящемуся к указанным районам и местностям, однократно компенсируются расходы на оплату стоимости проезда к новому месту жительства и стоимости провоза багажа.
Размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, указанным в ч. 6 ст. 35, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 года N 1351 утверждены Правила компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, являющимся получателями трудовых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, и членам их семей (далее - Правила).
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что компенсация производится фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда пенсионера и переезжающих вместе с ним к новому месту жительства членов семьи пенсионера, не превышающих стоимости проезда по кратчайшему маршруту или по беспересадочному маршруту следования железнодорожным транспортом в поездах всех категорий, в том числе фирменных поездах в случаях, когда возможность проезда в поездах других категорий отсутствует, в вагонах всех типов, за исключением спальных вагонов с 2-местными купе и вагонов повышенной комфортности (включая оплату услуг по оформлению проездных документов и предоставлению в поездах постельных принадлежностей), морским транспортом в каютах III категории судов транспортных линий, внутренним водным транспортом на местах III категории судов транспортных линий, воздушным транспортом в салоне экономического класса (включая оплату услуг по оформлению проездных документов) при отсутствии железнодорожного сообщения либо при меньшей стоимости авиаперелета по сравнению со стоимостью проезда железнодорожным транспортом, а также автомобильным транспортом общего пользования в междугородном сообщении (п. "а").
Компенсация производится в размере фактически произведенных расходов на оплату стоимости провоза багажа пенсионера и членов семьи пенсионера весом не более 1 тонны на пенсионера и каждого выезжающего вместе с ним члена семьи пенсионера, но не более 5 тонн на семью железнодорожным, внутренним водным, морским, автомобильным транспортом (за исключением такси), но не выше установленных тарифов на перевозку багажа железнодорожным транспортом (п. "б").
Согласно п. 4 Правил при отсутствии в населенном пункте по прежнему месту жительства пенсионера в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях либо на отдельных участках маршрута следования к новому месту жительства видов транспорта, указанных в пп. "б" п. 3 настоящих Правил, пенсионеру и членам семьи пенсионера возмещаются в размере 100 процентов фактически произведенные расходы на провоз багажа иными транспортными средствами, в том числе воздушным транспортом, до ближайшей к прежнему месту жительства железнодорожной станции или до ближайшего морского либо речного порта, открытого для навигации в это время.
Из приведенных выше норм действующего законодательства следует, что неработающему пенсионеру, переехавшему на постоянное место жительства из района Крайнего Севера либо местности, приравненной к нему, предоставлено право на получение компенсации фактически понесенных расходов на его проезд и переезжающих вместе с ним к новому месту жительства членов семьи, а также на оплату стоимости провоза багажа пенсионера и членов семьи пенсионера весом не более 1 тонны на пенсионера и каждого выезжающего вместе с ним члена семьи пенсионера, но не более 5 тонн, предел которых (фактически понесенных расходов) ограничен для компенсации расходов на проезд в размере, не превышающем стоимости проезда по кратчайшему маршруту или по беспересадочному маршруту следования железнодорожным транспортом в поездах всех категорий (пп. "а" п. 3 Правил), а для компенсации расходов на оплату стоимости провоза багажа, размером установленных тарифов на перевозку багажа железнодорожным транспортом (пп. "б" п. 3 Правил), не включающие дополнительные услуги.
Для получения компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа, связанных с переездом на новое место жительства из районов Крайнего Севера пенсионеров и членов их семей, необходимо после переезда подать в территориальный орган СФР по новому месту жительства, в котором находится выплатное дело пенсионера, соответствующее заявление и, в частности, документы, подтверждающие стоимость и категорию проезда, выданные транспортной организацией (кассовые чеки автозаправочных станций - в случае проезда личным автомобильным транспортом) (п.п. 5-9 Правил N 1351).
В соответствии с пунктом 6 Правил, компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионера и членов семьи пенсионера и стоимости провоза багажа личным автомобильным транспортом производится в размере фактически произведенных расходов на оплату стоимости израсходованного топлива, подтвержденных кассовыми чеками автозаправочных станций, но не выше стоимости, рассчитанной на основе базовых норм расхода топлива для автомобилей общего назначения, установленных Министерством транспорта Российской Федерации для соответствующих транспортных средств, и протяженности кратчайшего маршрута следования к новому месту жительства.
Истцом были собраны все чеки оплаты за ГСМ на автозаправочных станциях по пути следования, так как он был намерен воспользоваться компенсацией выплаты расходов, понесенных при переезде, как пенсионер, которому данная льгота гарантирована государством.
В мотивированном отказе в компенсации также сказано, что в случае отсутствия модели, марки или модификации автомобиля в Методических рекомендациях, для определения норм расхода топлива, следует обращаться с индивидуальной заявкой в научные организации.
Так, в соответствии со ст. 9, 10 Правил, при подаче заявления о компенсации пенсионер предъявляет ряд документов, где ничего не сказано об обязанности предъявлять расчет нормы расхода топлива автомобиля.
В целом все приведенные в кассационной жалобе доводы, основанные на ошибочном толковании норм материального и процессуального права, выводов судов первой и апелляционной инстанций по существу не опровергают, в силу положений части 1 статьи 379.7, части 3 статьи 390 ГПК РФ указанные доводы не могут служить в качестве оснований для отмены оспариваемых судебных актов по делу в кассационном порядке.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390 и 390.1 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Динского районного суда Краснодарского края от 01 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 21 февраля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
В мотивированном виде определение изготовлено 25 июля 2024 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.