Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бетрозовой Н.В, судей Мотиной И.И, Парасотченко М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тереховой Е.Ю. к Отделу установления пенсий N 19 ОПФР по Краснодарскому краю (Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по КК) о признании права на установление страховой пенсии по старости с зачетом трудового стажа, об обязании назначить пенсию, по кассационной жалобе Тереховой Е.Ю. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 06 марта 2024 года.
Заслушав доклад судьи Бетрозовой Н.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Терехова Е.Ю. обратилась в суд с исковым заявлением к Отделу установления пенсий N 19 ОПФР по Краснодарскому краю (Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по КК) о признании права на установление страховой пенсии по старости с зачетом трудового стажа, об обязании назначить пенсию.
В обоснование заявленных требований истцом указано, что решением Отдела установления пенсий N19 ОПФР по Краснодарскому краю от 25.07.2022 г. ей отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 15.03.2022. Истец полагает данный отказ неправомерным и просит суд отменить данное решение, признать за ней право на назначение страховой пенсии по старости с зачетом трудового стажа, указанного в трудовой книжке с момента обращения в Отдел установления пенсий N19 ОПФР по Краснодарскому краю с 15.03.2022; обязать Отдел установления пенсий N19 ОПФР по Краснодарскому краю включить в страховой стаж периоды работы: с 13.03.1992 по 09.06.1993 в Северо-Казахстанской т/базе "Казторгодежда" в Республике Казахстан, с 10.06.1993 по 03.03.1999 в малом предприятии в "АЛВО" в Республике Казахстан, с 10.03.1999 по 12.05.2000 в ТОО "Кристалл"; с 03.06.2000 по 09.09.2010 у Индивидуального Предпринимателя Моор В.П. в Республике Казахстан и назначить Тереховой Е.Ю. страховую пенсию с 15.03.2022 с зачетом трудового стажа указанного в трудовой книжке.
Решением Центрального районного суда г. Сочи от 01 ноября 2023 года исковые требования Тереховой Е.Ю. удовлетворены. Суд признал за Тереховой Е.Ю. право на назначение страховой пенсии по старости с зачетом трудового стажа, указанного в трудовой книжке с момента обращения в Отдел установления пенсий N19 ОПФР по Краснодарскому краю с 15.03.2022, обязав Отдел установления пенсий N19 ОПФР по Краснодарскому краю включить в страховой стаж периоды работы: с 13.03.1992 по 09.06.1993 в Северо- Казахстанской т/базе "Казторгодежда" в Республике Казахстан, с 10.06.1993 по 03.03.1999 в малом предприятии в "АЛВО" в Республике Казахстан, с 10.03.1999 по 12.05.2000 в ТОО "Кристалл"; с 03.06.2000 по 09.09.2010 у Индивидуального предпринимателя Моор В.П. в Республике Казахстан и назначить Тереховой Е.Ю. страховую пенсию с 15.03.2022 с зачетом трудового стажа указанного в трудовой книжке.
Апелляционным определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 06 марта 2024 года решение Центрального районного суда г. Сочи от 01 ноября 2023 года отменено. По делу вынесено новое решение суда, которым в удовлетворении исковых требований Тереховой Е.Ю. к Отделу установления пенсий N 19 ОПФР по Краснодарскому краю (Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по КК) о признании права на установление страховой пенсии по старости с зачетом трудового стажа, обязании назначить пенсию, отказано.
В кассационной жалобе Терехова Е.Ю. просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда, в связи с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда доказательствам, имеющихся в материалах дела и оставить в силе решение Центрального районного суда г. Сочи от 01 ноября 2023 года. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что при включении в ее стаж всех спорных периодов трудовой деятельности, оснований для отказа в назначении пенсии не имелось.
ОСФР по Краснодарскому краю на указанную кассационную жалобу подало возражения, согласно которым просило оставить судебный акт суда апелляционной инстанции без изменения.
Стороны, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание после отложения рассмотрения дела на 25 июля 2024 года, не явились.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Учитывая надлежащее извещение сторон, отсутствие ходатайства об отложении рассмотрения дела, а также учитывая необязательность явки сторон, ввиду подробно изложенной правовой позиции ответчика в кассационной жалобе, в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 ГПК РФ, рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия полагает, что основания для пересмотра постановления суда апелляционной инстанции в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, отсутствуют.
Судами установлено и из материалов дела следует, что 15.03.2022 Терехова Е.Ю. обратилась в УПФР в городе-курорте Сочи с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N400- ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением отдела установления пенсий N19 ОПФР по Краснодарскому краю от 25.07.2022 Тереховой Е.Ю. отказано в назначении страховой пенсии, так как часть периодов работы истца не подлежат включению в страховой стаж.
Страховой стаж Тереховой Е.Ю. складывается из следующих периодов работы: с 01.09.1982г по 05.07.1984г (01г-10м-05дн) - учеба; с 03.09.1984г по 06.12.1985г (01 г-03 м-04 дн) - работа; с 10.12.1985г по 30.01.1990г (04л-01м-21 дн.) - работа; с 31.01.1990г по 30.07.1991г (01л-05м-29дн) - уход-дети; с 31.07.1991г по 12.03.1992г (00л-07м-12дн) - работа; с 01.01.2017гпо 31.12.2017г (01 г-00м-01 дн.) - работа; с 01.01.2020г по 31.12.2021 г(02г-00м-01 дн.) - работа.
Страховой стаж Тереховой Е.Ю. составляет 13 лет 3 месяца 3 дня.
Величина индивидуального пенсионного коэффициента на основании представленных документов составляет 14, 439.
Согласно трудовой книжки, Терехова Е.Ю. в период времени работала: с 13.03.1992 по 09.06.1993 в Северо-Казахстанской т/базе "Казторгодежда" в Республике Казахстан; с 10.06.1993 по 03.03.1999 в малом предприятии в "АЛВО" в Республике Казахстан; с 10.03.1999 по 12.05.2000 в ТОО "Кристалл"; с 03.06.2000 по 09.09.2010 у Индивидуального предпринимателя Моор В.П. в Республике Казахстан.
He подлежат включению в страховой стаж периоды работы на территории Республики Казахстан: с 13.03.1992 по 09.06.1993; с 10.06.1993 по 03.03.1999; с 10.03.1999 по 12.05.2000; 03.06.2000 по 09.09.2010гг.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования о включении в стаж Терехова Е.Ю. спорных периодов работы, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 28.12.2013г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", Соглашения СНГ от 13.03.1992г. "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", учитывая, что периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992г, после распада СССР, то есть после 31.12.1991г, подлежат включению в подсчет страхового стажа на территории Российской Федерации, установив факт осуществления истцом трудовой деятельности в спорные периоды, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции, исследовав юридически значимые обстоятельства, оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности и взаимосвязи, и обращая внимание на то, что после распада СССР, то есть после 31.12.1991г. в подсчет страхового стажа на территории Российской Федерации подлежат включению периоды независимо от уплаты страховых взносов только до 1 января 2002 г, а начиная с 01.01.2002 г. требуется подтверждение уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая деятельность, при этом подтверждение компетентных органов в Республики Казахстан об осуществлении Тереховой Е.Ю. трудовой деятельности и об уплате страховых взносов в спорные периоды отсутствует, не усмотрел оснований для включения спорных периодов работы на территории Республики Казахстан, равно как и прав на назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Закона N 400-ФЗ.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы суда апелляционной инстанции обоснованными, соответствующими установленным по делу обстоятельствам, сделанными при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения сторон, судом верно определены юридически значимые обстоятельства, представленные доказательства являлись предметом исследования и оценки.
Так, частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом. В число этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, входит возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).
Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены статьей 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который вступил в силу с 1 января 2002 г. и действовал до 1 января 2015 г. - даты вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Пунктом 2 статьи 29 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который не применяется с 1 января 2015 г, за исключением норм, регулирующих порядок исчисления размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в части, ему не противоречащей, было предусмотрено, что уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу данного закона, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила N 1015, утратившие силу с 01.01.2022 года).
Согласно пункту 5 Правил N 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Пунктом 6 Правил N 1015 определено, что к уплате страховых взносов при применении названных Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Уплата следующих обязательных платежей подтверждается: взносы на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 г. - документами финансовых органов или справками архивных учреждений (подпункт "а" пункта 6 Правил N 1015); страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 г. и с 1 января 2002 г. - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации (подпункт "б" пункта 6 Правил N 1015); единый социальный налог (взнос) за период с 1 января по 31 декабря 2001 г. - документами территориальных налоговых органов (подпункт "в" пункта 6 Правил N 1015); единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами (подпункт "г" пункта 6 Правил N 1015).
Пунктом 11 Правил N 1015 установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Порядок установления страховых пенсий определен статьей 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Согласно части 1 названной статьи установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителем или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Приказом Министра труда России от 17 ноября 2014 г. N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила N 884н).
Согласно пункту 22 Правил N884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил N 884н.
Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65 Правил N 884н).
Из изложенного следует, что при назначении пенсии, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж, устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
С 01.01.2021 г. вопросы пенсионного обеспечения граждан государств Евразийского экономического союза (в том числе Республика Казахстан) регулируются Соглашением о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза (далее ? Соглашение ЕАЭС).
Реализация Соглашения ЕАЭС осуществляется в соответствии с Порядком взаимодействия, определяющим правила сотрудничества между компетентными органами государств-членов ЕАЭС.
В целях реализации прав трудящихся компетентные органы государств-членов ЕАЭС обеспечивают взаимодействие путём обмена соответствующих формуляров в целях подтверждения стажа работы и заработной платы на территории другого государства-члена ЕАЭС, в том числе в целях подтверждения стажа после 13.03.1992 г.
В целях определения права на пенсионное обеспечение обязательной проверке подлежит страховой стаж, имевший место в период с 13.03.1992 г, а начиная с 01.01.2002 г. требуется подтверждение уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая деятельность.
В случае представления гражданами документов о периодах работы и заработке, оформленных на территории Республики Казахстан лично, такие документы также подтверждаются посредством направления соответствующего запроса.
Суд апелляционной инстанции, правильно применив положения норм материального права, регулирующих порядок и условия назначения страховых пенсий, гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, то есть за пределами Российской Федерации, и прибывшим в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, в данном случае из Республики Казахстан, а также установив обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, а именно, что не подтверждены периоды работы истца: в АО "Одежда" с 13.03.1992 г по 09.06.1993 г, так как отсутствуют сведения о начислении заработной платы; в МП "АЛВО" с 10.06.1993 г. по 03.03.1999 г, в ТОО "Кристалл" с 10.03.1999 г. по 12.05.2000 г, в ИП Моор В.П. с 16.03.2000 г. по 31.12.2001 г, так как документы указанных организаций в филиал по личному составу города Петропавловска КГУ "Северо-Казахстанский государственный архив управления культуры, развития языков и архивного дела акимата Северо-Казахстанской области" за все годы не поступали; в ИП Моор В.П. с 01.01.2002 г. по 09.09.2010 г, так как отсутствует информация о перечислении страховых взносов в ЕНПФ Республики Казахстан, при том, что истцом Тереховой Е.Ю. не предоставлены в соответствии с требованиями ФЗ N 210-ФЗ от 27.07.2010 г. относимые и допустимые доказательства уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение за периоды работы на территории иностранного государства с 01.01.2002 г, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Тереховой Е.Ю. о признании права на установление страховой пенсии по старости с зачетом трудового стажа.
Данные выводы суда апелляционной инстанции, содержащиеся в оспариваемых судебных актах соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильной оценке подлежащих применению норм материального права, и отвечает правилам доказывания и оценки доказательств.
Доводы жалобы истца в указанной части противоречат нормам материального права.
Поскольку кассационная жалоба, ссылок на обстоятельства, влекущие безусловную отмену судебных актов в кассационном порядке, в удовлетворенной части не содержит, а позиция подателя жалобы направлена на иную правовую оценку установленных обстоятельств дела, и выводов судов не опровергает, о существенных нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, не свидетельствует, доводы кассационной жалобы не могут повлечь отмену судебных постановлений в удовлетворенной части требований.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 06 марта 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Тереховой Е.Ю. - оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
В мотивированном виде определение изготовлено 1 августа 2024 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.