Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Парасотченко М.А, судей Мотиной И.И. и Сиюхова А.Р, с участием прокурора Давыдова А.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хохрякова С.Ю. к Главному Управлению Министерства внутренних дел России по Волгоградской области о признании незаконным приказа об увольнении, приказа о наложении дисциплинарного взыскания, взыскании денежных средств, по кассационной жалобе Хохрякова С.Ю, поступившей с делом 23 апреля 2024 года, на решение Центрального районного суда города Волгограда Волгоградской области от 25 сентября 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 7 декабря 2023 года.
Заслушав доклад судьи Парасотченко М.А, выслушав заключение прокурора Давыдова А.А, полагавшего, что оснований для отмены судебных актов не имеется, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Хохряков С.Ю. обратился в суд с иском к Главному Управлению Министерства внутренних дел России по Волгоградской области (далее по тексту ГУ МВД России по Волгоградской области) о признании незаконным приказа об увольнении, приказа о наложении дисциплинарного взыскания, взыскании денежных средств.
Просил признать незаконным приказ об его увольнении из органов внутренних дел от 9 июня 2023 года N 1586 л/с, восстановить на службе в должности заместителя начальника отдела Министерства внутренних дел России - начальника следственного отделения (следственное отделение) Отдела Министерства внутренних дел России по Николаевскому району Волгоградской области, взыскать с ответчика неполученное за время вынужденного прогула денежное довольствие.
Решением Центрального районного суда города Волгограда Волгоградской области от 25 сентября 2023 года в удовлетворении исковых требований Хохрякова С.Ю. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 7 декабря 2023 года решение Центрального районного суда города Волгограда Волгоградской области от 25 сентября 2023 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец Хохряков С.Ю. просит отменить решение Центрального районного суда города Волгограда Волгоградской области от 25 сентября 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 7 декабря 2023 года, в связи с допущенными нарушениями норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов кассационной жалобы указывает, что с 20 марта 2023 года по 10 мая 2023 года он находился в отпуске, связанным с выездом за пределы Волгоградской области, в связи с чем не мог предоставить до 30 апреля 2023 года сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги и несовершеннолетних детей. Данные сведения представлены им по возвращению к месту проживания и службы по выходу из отпуска - 5 мая 2023 года. Отмечает, что с материалами служебной проверки ознакомлен не был. Считает, что дисциплинарное взыскание в виде увольнения не соответствует тяжести совершенного проступка. Работодателем не были учтены предшествующие результаты исполнения им своих должностных обязанностей, значительный стаж службы в органах внутренних дел, отсутствие дисциплинарных взысканий, наличие множества поощрений в виде награждения медалями, благодарственными письмами, денежными премиями и т.д.
Истец Хохряков С.Ю, представитель истца Гура В.В, представитель ответчика ГУ МВД России по Волгоградской области, представитель Отдела Министерства внутренних дел России по Николаевскому району Волгоградской области, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебное извещение, направленное в адрес истца Хохрякова С.Ю. ("адрес"), возвращено в суд за истечением срока хранения; остальным адресатам судебные извещения вручены.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, либо с помощью иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В целях недопущения волокиты, скорейшего рассмотрения и разрешения гражданского дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, выслушав заключение прокурора Давыдова А.А, полагавшего, что оснований для отмены судебных актов не имеется, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Хохряков С.Ю. занимал должность заместителя начальника отдела Министерства внутренних дел России - начальника следственного отдела (следственное отделение) Отдела Министерства внутренних дел России по Николаевскому району.
Приказом ГУ МВД России по Волгоградской области от 9 июня 2023 года N 1586 л/с на Хохрякова С.Ю. наложено дисциплинарное взыскание в виде увольнения со службы из органов внутренних дел по пункту 2 части 1 статьи 82.1 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в связи с утратой доверия, в случае непредставления сотрудником органов внутренних дел сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей).
В соответствии с приказом ГУ МВД России по Волгоградской области от 9 июня 2023 года N 1586 л/с расторгнут контракт с Хохряковым С.Ю. и он уволен со службы в органах внутренних дел.
Основанием к увольнению Хохрякова С.Ю. послужили рапорт начальника ГУ МВД России по Волгоградской области и заключение служебной проверки.
В ходе служебной проверки установлено, что должность Хохрякова С.Ю, как заместителя начальника отдела Министерства внутренних дел России - начальника следственного отделения Отдела Министерства внутренних дел России по Николаевскому району, подпадает под Перечень, утвержденный приказом МВД России от 16 декабря 2016 года N 848 "О перечне должностей федеральной государственной службы в Министерстве внутренних дел Российской Федерации, при назначении на которые граждане и при замещении которых сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, военнослужащие внутренних войск и федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей".
В соответствии с подпунктом 1.3 пункта 1 Порядка представления в Министерстве внутренних дел Российской Федерации сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного приказом МВД России от 3 ноября 2021 года N 806 (далее - Порядок), настоящий Порядок устанавливает процедуру представления в МВД России сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, федеральными государственными гражданскими служащими системы МВД России и работниками организаций, замещавшими по состоянию на 31 декабря отчетного года должности, предусмотренные разделом I и пунктом 1 раздела II Перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года N 557, а также должности, включенные в Перечень должностей федеральной государственной службы в Министерстве внутренних дел Российской Федерации и должностей в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством внутренних дел Российской Федерации, при замещении которых сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, федеральные государственные гражданские служащие и работники, а также граждане при назначении на должности в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством внутренних дел Российской Федерации, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный приказом МВД России от 16 декабря
2016 года N 848.
В соответствии с пунктом 3 Порядка сотрудники, гражданские служащие и работники ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представляют: сведения о своих доходах, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая денежное довольствие, денежное содержание, заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты) сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода; сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (доходы по месту работы, пенсии, пособия, иные выплаты), сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода; сведения о своих расходах и о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), цифровых финансовых активов, цифровой валюты, совершенной им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение календарного года, предшествующего году представления сведений, если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки.
Согласно подпункту 2 пункта 12 Методических рекомендаций по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2022 году (за отчетный 2022 год), указанных в письме Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 декабря 2022 года N 28-6/10/В-18597, служащие (работники) представляют Сведения ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным (государственные служащие, муниципальные служащие, работники Центрального банка Российской Федерации, работники государственных корпораций (компаний, публично-правовых компаний), государственных внебюджетных фондов, иных организаций, созданных на основании федеральных законов, организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, атаманы войсковых казачьих обществ, утвержденные Президентом Российской Федерации, и др.).
В УРЛС ГУ МВД России по Волгоградской области подполковник юстиции Хохряков С.Ю, заместитель начальника отдела МВД России - начальник следственного отделения Отдела МВД России по Николаевскому району, сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги и несовершеннолетнего сына, не представил.
Согласно рапортам капитана полиции Рогозы Л.А, специалиста (по ВР) ОРЛС Отдела Министерства внутренних дел России по Николаевскому району, поданных на имя подполковника полиции Бородина А.В, начальника Отдела Министерства внутренних дел России по Николаевскому району, от 10 апреля 2023 года, 14 апреля 2023 года, 20 апреля 2023 года, 27 апреля 2023 года Хохряков С.Ю, на данные даты сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги и несовершеннолетнего сына, не представил, что также следует из объяснений, данных в рамках проводимой проверки, а также объяснений заместителя начальника отдела Министерства внутренних дел России - начальник отделения (ОРЛС) Отдела Министерства внутренних дел России по Николаевскому району подполковник полиции Ситникова А.Н.
Ситников А.Н. также пояснил, что 4 мая 2023 года около 17 часов 55 минут к нему в служебный кабинет прибыл старший следователь СО Отдела Министерства внутренних дел России по Николаевскому району майор юстиции Табульда А.З. и передал папку с файлами, в которой находились справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2022 год Хохрякова С.Ю, его супруги и несовершеннолетнего сына, датированные 15 апреля 2023 года. Табульда А.З. пояснил, что Хохряков С.Ю. просил передать данную папку в отделение по работе с личным составом, так как сам он находится в неиспользованном отпуске за 2022 год. В конце на последнем листе каждая справка подписана подписью Хохрякова С.Ю.
Опрошенный в ходе проверки Хохряков С.Ю. пояснил, что справка о доходах за 2022 год представлена в отделение кадров ОМВД России по Николаевскому району майором юстиции Табульдой А.З. 4 мая 2023 года по его просьбе, справка о доходах находилась в его кабинете. Справки о доходах на него и членов его семьи за 2022 год он не представил до 30 апреля 2023 года, так как находился в отпуске за пределами Николаевского района.
5 мая 2023 года сотрудниками ОРЛС Отдела Министерства внутренних дел России по Николаевскому району сопроводительным письмом N 54/3081 от 5 мая 2023 года в УРЛС ГУ МВД России по Волгоградской области направлены справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2022 год Хохрякова С.Ю.
В ходе анализа справок Хохрякова С.Ю, его супруги и несовершеннолетнего сына, за 2020-2022 гг. возникли сомнения в подлинности подписи Хохрякова С.Ю.
15 мая 2023 года в ЭКЦ ГУ МВД России по Волгоградской области в рамках проведения проверки направлен запрос (от 15 мая 2023 года) о проведении почерковедческого исследования, по результатам которого установлено, что подписи от имени Хохрякова С.Ю. на листе N 14 справки о доходах Хохрякова С.Ю, на листе N 15 справки о доходах супруги Хохрякова С.Ю. и на листе N 14 справки о доходах сына Хохрякова С.Ю. выполнены не Хохряковым С.Ю.
Таким образом, в ходе проверки установлено, что Хохряков С.Ю, являясь сотрудником органов внутренних дел, замещая должность государственной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в нарушение пункта 9 части 1 статьи 12 и части 2 статьи 14 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункта 3.2 части 1 статьи 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", подпункта "б" пункта 3 Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года N 559 "О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера", сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги и несовершеннолетнего ребенка не позднее 30 апреля 2023 года не представил.
Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 года утверждено Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению (далее-Положение).
В соответствии с пунктом 12 Положения проверка осуществляется в срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проверки может быть продлен до 90 дней лицами, принявшими решение о ее проведении.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 22 Положения руководитель соответствующей кадровой службы территориального органа федерального государственного органа обеспечивает уведомление в письменной форме государственного служащего о начале в отношении его проверки и разъяснение ему содержания подпункта "б" настоящего пункта - в течение двух рабочих дней со дня получения соответствующего решения.
В соответствии с пунктом 23 Положения по окончании проверки соответствующая кадровая служба обязаны ознакомить государственного служащего с результатами проверки с соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
10 мая 2023 года Хохряков С.Ю. уведомлен о начале проведения в отношении него проверки соблюдения требований к служебному поведению письмом ГУ МВД России по Волгоградской области от 5 мая 2023 года N 1/1639.
Проведение проверки окончено 24 мая 2023 года и в этот же день утверждено начальником ГУ МВД России по Волгоградской области.
С результатами проведенной проверки Хохряков С.Ю. ознакомлен 25 мая 2023 года.
Заседание аттестационной комиссии ГУ МВД России по Волгоградской области по рассмотрению вопросов соблюдения требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулирования конфликта интересов проведено 30 мая 2023 года с участием Хохрякова С.Ю, в ходе которого последний пояснил о том, что осознает меру ответственности за непредставление справок о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера.
С рекомендацией аттестационной комиссии о наложении дисциплинарного взыскания в виде увольнения со службы в органах внутренних дел Хохряков С.Ю. ознакомлен 2 июня 2023 года
Решение о наложении дисциплинарного взыскания в виде увольнения со службы в органах внутренних дел принято комиссией и начальником ГУ МВД России по Волгоградской области с учетом ранее наложенных дисциплинарных взысканий на Хохрякова С.Ю. за совершение коррупционных правонарушений (приказ ГУ МВД России по Волгоградской области от 21 февраля 2023 года N 453 л/с, которым на Хохрякова С.Ю. наложено дисциплинарное взыскание в виде "предупреждение о неполном служебном соответствии", приказ ГУ МВД России по Волгоградской области от 17 марта 2023 года N 691 л/с, которым на Хохрякова С.Ю. наложено дисциплинарное взыскание "перевод на нижестоящую должность в ОВД").
Приказом ГУ МВД России по Волгоградской области от 5 июня 2023 года N 1522 л/с на Хохрякова С.Ю. наложено дисциплинарное взыскание в виде увольнения со службы из органов внутренних дел по пункту 2 части 1 статьи 82.1 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в связи с утратой доверия, в случае непредставления сотрудником органов внутренних дел сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений).
С приказом о наложении дисциплинарного взыскания Хохряков С.Ю. ознакомлен 6 июня 2023 года
Приказом ГУ МВД России по Волгоградской области от 9 июня 2023 года N 1586 расторгнут контракт с Хохряковым С.Ю. и он уволен со службы в органах внутренних дел.
Письмом Главного управления Министерства внутренних дел России по Волгоградской области от 9 июня 2023 года N 3/1431 Хохряков С.Ю. уведомлен об увольнении и поставлен в известность о необходимости явиться в УРЛС ГУ МВД России по Волгоградской области для получения документов, связанных с увольнением.
Разрешая спор и отказывая Хохрякову С.Ю. в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", нормами Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-1, Порядка проведения служебных проверок, утвержденного приказом МВД России от 26 марта 2013 года N 161, оценив по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, представленные письменные доказательства, а также доводы и возражения сторон, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований, поскольку установлен факт непредставления сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в связи с чем у ответчика имелись основания для увольнения истца, в связи с утратой доверия по пункту 2 части 1 статьи 82.1 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
При этом нижестоящими инстанциями установлено, что при принятии решения об увольнении истца установленная процедура проведения служебной проверки соблюдена, нарушений при увольнении истца не допущено, примененное к истцу дисциплинарное взыскание в виде увольнения соответствует тяжести совершенного им проступка и степени его вины, при определении вида взыскания ответчиком приняты во внимание характер проступка, обстоятельства, при которых он был допущен.
Поскольку судом оставлены без удовлетворения основные исковые требования о признании незаконным приказа о применении дисциплинарного взыскания и увольнении со службы, восстановлении на службе, то судом отказано в удовлетворении производных требований о взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула.
Проверяя законность и обоснованность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда согласилась с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов нижестоящих инстанций обоснованными.
Порядок и условия прохождения службы в органах внутренних дел, требования к служебному поведению сотрудника органов внутренних дел урегулированы в Федеральном законе от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав.
В случае нарушения сотрудником органов внутренних дел служебной дисциплины на него могут налагаться дисциплинарные взыскания, в том числе увольнение со службы в органах внутренних дел (пункт 6 части 1 статьи 50 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 13 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" контракт прекращается, а сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в органах внутренних дел в связи с утратой доверия в случаях, предусмотренных статьей 82.1 настоящего Федерального закона.
На основании пункта 2 части 1 статьи 82.1 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник органов внутренних дел подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае: непредставления сотрудником органов внутренних дел сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.
Одной из основных мер профилактики коррупции в рамках контроля государства за имущественным положением государственных служащих в Федеральном законе от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" названо установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения с замещаемой должности лица, замещающего должность государственной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо для применения в отношении него иных мер юридической ответственности непредставление таким лицом сведений (представление заведомо недостоверных или неполных сведений, представление заведомо ложных сведений) о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (пункт 4 статьи 6).
Такое правовое регулирование, направленное на предотвращение и преодоление коррупции, обусловлено спецификой государственной службы, поступая на которую гражданин реализует право на свободное распоряжение своими способностями к труду (статья 37, часть 1 Конституции Российской Федерации) и добровольно избирает профессиональную деятельность, предполагающую наличие определенных запретов и обязанностей, связанных с реализацией публично-правовых полномочий.
Пункт 9 части 1 статьи 12 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", закрепляя обязанность представления сотрудниками органов внутренних дел соответствующих сведений, установлен в целях осуществления государственного контроля за их имущественным положением, направлен на предупреждение коррупции.
Пункт 13 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусматривающий соответствующее основание увольнения, в системной связи со статьей 82.1 данного Федерального закона является элементом правового механизма обеспечения реализации ограничений, налагаемых на сотрудников органов внутренних дел, посредством определения правовых последствий их несоблюдения.
Исходя из приведенных положений нормативных правовых актов служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы и направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, в том числе предполагающего для этой категории граждан особые требования к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные выполняемыми задачами и специфическим характером деятельности указанных лиц. При установлении факта совершения сотрудником органов внутренних дел коррупционного проступка на него может быть наложено взыскание. Определение соразмерности применяемого взыскания и тяжести совершенного сотрудником органов внутренних дел проступка относится к полномочиям руководителя, правомочного принимать решение о наложении взыскания.
Вопреки доводам кассационной жалобы, совокупностью представленных в материалы дела доказательств, получивших надлежащую оценку судебных инстанций в соответствии с требованиями процессуального закона, достоверно установлено совершение истцом Хохряковым С.Ю. дисциплинарного проступка.
Доводы кассационной жалобы Хохрякова С.Ю. о том, что ответчиком при привлечении к дисциплинарной ответственности не учтены срок службы и отсутствие дисциплинарных взысканий, опровергаются содержанием заключения и представлением к увольнению со службы в органах внутренних дел Российской Федерации, где в вводной части отражены служебные и характеризующие данные Хохрякова С.Ю. (занимаемая должность, возраст, образование, срок службы, наличие дисциплинарных взысканий, наличие государственных и ведомственных наград), соответственно, которые учтены при выборе меры дисциплинарного воздействия.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя сводятся к несогласию с выводами судебных инстанций и переоценке представленных доказательств, не опровергают выводы суда, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшихся судебных актов.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену судебных актов суда первой и апелляционной инстанций, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда города Волгограда Волгоградской области от 25 сентября 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 7 декабря 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Хохрякова С.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий М.А. Парасотченко
Судьи И.И. Мотина
А.Р. Сиюхов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.