Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Гордеевой Ж.А, судей Комбаровой И.В, Песоцкого В.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску И.о. прокурора Апшеронского района Краснодарского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Апшеронский район об обязании включить в муниципальную программу многоквартирный жилой дом, обеспечить финансирование мероприятий по переселению, представителя администрации муниципального образования Апшеронский район по доверенности ФИО1
на решение Апшеронского районного суда Краснодарского края от 06 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 08 февраля 2024 года
заслушав доклад судьи Гордеевой Ж.А,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Апшеронского района Краснодарского края, действуя в интересах неопределенного круга лиц, (по тексту - истец) обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Апшеронский район (по тексту - ответчик, администрация) об обязании включить в муниципальную программу многоквартирный жилой дом и обеспечении финансирования мероприятий по переселению.
Решением Апшеронского районного суда Краснодарского края от 06 октября 2023 года исковые требования прокурора удовлетворены.
На администрацию муниципального образования Апшеронский район возложена обязанность включить в муниципальную программу "Развитие топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства", утвержденную постановлением администрации муниципального образования Апшеронский район от 15 декабря 2014 года N1627 признанный аварийным многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: "адрес".
На администрацию муниципального образования Апшеронский район возложена обязанность обеспечить финансирование мероприятий по переселению граждан из вышеуказанного аварийного многоквартирного дома и установлен срок переселения до 30 ноября 2024 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 08 февраля 2024 года вышеуказанный судебный акт оставлен без изменения, апелляционная жалоба администрации муниципального образования Апшеронский район - без удовлетворения.
В кассационной жалобе представитель администрации муниципального образования Апшеронский район по доверенности ФИО1 ставит вопрос об отмене судебных актов, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
Письменных возражений на кассационную жалобу не поступало.
ФИО4, представляющий интересы администрации МО Апшеронский район по доверенности, в судебном заседании суда кассационной инстанции настаивал на удовлетворении кассационной жалобы по изложенным в ней доводам.
Участвующий по делу прокурор в лице старшего прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Фроловой Е.В. высказала возражение против удовлетворения кассационной жалобы по изложенным в ней доводам, полагая, что оспариваемые судебные акты приняты на всесторонне исследованных материалах дела с соблюдением норм материального и процессуального права и не подлежат отмене.
Третьи лица ФИО5, ФИО10, ФИО11, ФИО12 полагали судебные акты законными и обоснованными, просили в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Сведения об уважительности причин своей неявки не представили, ходатайств об отложении не поступало.
При этом информация о движении дела была размещена также на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет по адресу: 4kas.sudrf.ru.
При таких обстоятельствах, в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел, в порядке статьи 167, части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В силу части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены при рассмотрении настоящего дела судами нижестоящих инстанций.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также правовой позицией, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, пришел к выводу, что администрация до настоящего времени не предприняла все возможные меры для своевременного и надлежащего исполнения возложенной на нее обязанности, направленной на реализацию прав и законных интересов лиц, проживающих в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции их правовым обоснованием.
Однако, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции полагает такие выводы судов нижестоящих инстанций основанными на неверном толковании закон, и полагает заслуживающими внимание доводы кассационной жалобы по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункт 3).
Этим требованиям действующего законодательства и акту их разъяснения судебные постановления первой и апелляционной инстанций не отвечают.
Согласно части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Из материалов дела следует, что региональная адресная программа Краснодарского края "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2023 годы", утверждена постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10 апреля 2019 года N 186.
В соответствии с региональной программой постановлением администрации муниципального образования Апшеронский район от 15 декабря 2014 года N 162, утверждена муниципальная программа муниципального образования Апшеронский район "Развитие топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства" по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования Апшеронский район, со сроком реализации мероприятий 2022-2023 годы.
Вместе с тем, в соответствии с паспортом программы, целями программы являются создание условий для повышенного уровня комфортности проживания и обеспеченности населения Апшеронского района жилищно-коммунальными услугами. Определены объемы и источники финансирования, из них: средства федерального бюджета, краевого бюджета, районного бюджета, внебюджетные источники. Сроки реализации программы определены с 2022-2025 годы.
В данную муниципальную программу на 2022-2023 годы по расселению аварийного жилищного фонда, многоквартирный жилой дом по адресу: "адрес", не включен, так как признан аварийным и подлежащим сносу после 1 января 2017 года.
Иных программ на региональном уровне в указанной сфере отношений не принято.
Так, в случае не включения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу жилищные права собственника обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При этом решений об изъятии земельного участка и помещений в многоквартирном доме не принималось.
В целях осуществления создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, переселения граждан из аварийного жилищного фонда и другим вопросам был принят Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
В статье 2 названного Федерального закона приведено понятие аварийного жилищного фонда, под которым понимается аварийный жилищный фонд - совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, которые признаны в установленном порядке до 1 января 2017 года или применительно к положениям главы 6.5 упомянутого Федерального закона после 1 января 2017 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 3 части 1).
В соответствии с Приказом Минстроя России от 30 июля 2015 года N 536/пр "Об утверждении Методических рекомендаций по порядку формирования и ведения реестров многоквартирных домов и жилых домов, признанных аварийными", формирование реестров аварийных домов осуществляется уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем ввода соответствующей информации в систему.
Так, постановлением администрации муниципального образования Апшеронский район от 02 февраля 2023 года N 85, многоквартирный дом, расположенный по адресу: "адрес", признан аварийным и подлежащим сносу. Собственникам помещений в многоквартирном доме необходимо осуществить снос аварийного дома в разумный срок с момента получения уведомления.
08 февраля 2023 года соответствующее уведомление вручено ФИО6, являющейся представителем собственников помещений многоквартирного дома.
В соответствии частью 2 статьи 16 названного Федерального закона региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности: перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации (пункт 1); срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень, указанный в пункте 1 данной части (пункт 2).
Согласно части 2.2 статьи 16 этого Федерального закона не допускается внесение в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда изменений, которые приводят к нарушению требований, установленных частями 2 и 2.1 настоящей статьи.
Из установленных фактических обстоятельств дела следует, что администрация действовала в рамках возложенных на нее полномочий, в адресную программу включены многоквартирные жилые дома, признанные в установленном порядке аварийными до 1 января 2017 года. Поскольку администрацией постановление N 85 о признании многоквартирного жилого дома по вышеуказанному адресу издано 02 февраля 2023 года, указанный многоквартирный дом не был включен в региональную адресную программу.
Между тем, внесение изменений в региональную адресную программу путем включения в нее многоквартирного дома по указанному выше адресу противоречит части 2.2 статьи 16 названного Федерального закона, поскольку повлечет изменение показателей, перечисленных в части 2 статьи 16 указанного Федерального закона. То есть, повлечет изменение перечня многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, что не было принято во внимание судами при разрешении спора.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции при вынесении решения об удовлетворении исковых требований указанные положения Федерального закона, подлежащие применению к правоотношениям сторон, не применил.
Вместе с тем следует отметить, что спорный многоквартирный дом может быть включен в реестр аварийных домов, признанных таковыми после 01 января 2017 года, в разделе "Переселение граждан" в автоматизированной информационной системе "Реформа ЖКХ". На основании данных сведений будут формироваться списки домов, подлежащих включению в последующие программы переселения. Формирование следующей программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда возможно после завершения реализации действующей программы переселения, то есть после 31 декабря 2025 года.
Кроме того, суд кассационной инстанции считает необходимым обратить внимание на следующее.
В соответствии со статьей 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Статьей 12 Конституции Российской Федерации установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления.
Статьей 7 Федерального закона от 09 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Жилищным кодексом Российской Федерации сроки отселения граждан из аварийных домов не урегулированы, однако само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (статьи 85, 86 Жилищного кодекса Российской Федерации), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище.
Правительство Российской Федерации постановлением от 28 января 2006 г. N 47 утвердило Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Положение).
В соответствии с пунктами 7, 43 и 44 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (пункт 47 Положения).
На основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу (пункт 49 Положения).
Таким образом, в силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
В нарушение вышеизложенных норм материального права, устанавливая срок отселения жильцов до 30 ноября 2024 года, суд первой инстанции вышел за пределы своей компетенции, подменил своим решением решение уполномоченного органа местного самоуправления, к компетенции которого отнесен вопрос о сроках отселения физических лиц, что прямо предусмотрено пунктом 49 Положения.
Между тем, суду надлежало дать основанную на правильном применении норм материального права квалификацию сложившихся между сторонами правоотношений, для чего следовало установить юридически значимые для этого обстоятельства, распределить бремя их доказывания и разрешить спор с учетом положений закона, регулирующих соответствующие отношения.
Однако, в нарушение вышеприведенных норм права, суд первой инстанции не установилюридически значимые обстоятельства, не распределил между сторонами бремя доказывания, не выполнил предусмотренные статьями 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации возложенные на него обязанности.
Таким образом, при рассмотрении спора суд допустил нарушение норм процессуального права, устанавливающих правила доказывания в гражданском процессе и правила исследования и оценки доказательств, неверно определил, какие обстоятельства имеют значение для рассмотрения дела, не установилдействительные правоотношения сторон, в результате чего пришел к необоснованным выводам о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Проверяя законность решения районного суда, суд апелляционной инстанции ошибки нижестоящего суда не исправил, формально подошел к рассмотрению спора, оставил без внимания существенные нарушения приведенных норм процессуального права и без исследования ряд существенных обстоятельств, входящих в предмет доказывания и имеющих значение для правильного рассмотрения гражданского дела.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит, что допущенные нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, в связи с чем судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть изложенное, установить юридически значимые обстоятельства по настоящему делу и разрешить дело в зависимости от установленных обстоятельств и в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Апшеронского районного суда Краснодарского края от 06 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 08 февраля 2024 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции, - Апшеронский районный суд Краснодарского края.
Председательствующий
Ж.А.Гордеева
Судьи
И.В. Комбарова
В.В.Песоцкий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.