Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Парасотченко М.А, судей Мотиной И.И. и Сиюхова А.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области об оспаривании решения, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы, назначить страховую пенсию по старости, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области, поступившей с делом 6 мая 2024 года, на решение Ворошиловского районного суда города Волгограда Волгоградской области от 19 октября 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 7 февраля 2024 года.
Заслушав доклад судьи Парасотченко М.А, выслушав представителя истца Рустамова В.С. по доверенности Андреева А.В, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Рустамов В.С. обратился в суд с иском, уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области (далее по тексту - ОСФР по Волгоградской области) о признании незаконным и отмене решения, возложении обязанности совершить определенные действия.
В обоснование исковых требований указал, что 25 августа 2022 года истец обратился с заявлением в Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации Волгоградской области (Котовский район) о назначении досрочной пенсии по старости. Решением Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации Волгоградской области от 1 сентября 2022 года N 419292/22 истцу Рустамову В.С. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием подтверждения постоянной занятости в течении полного рабочего дня; не представлены справки, уточняющие особые условия труда. В специальный стаж не включены периоды работы: с 1 октября 1982 года по 16 марта 1983 года в должности электромонтера на Житомирском заводе химического волокна; с 25 января 1985 года по 17 сентября 1986 года в должности рабочего на Таджикском золоторудном комбинате; с 14 ноября 1986 года по 28 мая 1987 года в должности электромонтера ДСУ треста "Ленинабаддорстрой"; с 26 июня 1988 года по 31 декабря 1990 года в должности электрика ПМК-33 Ленинабадского треста КПДС. Таджикистан; с 01 января 1991 года по 21 августа 1992 года в должности электрика ПМК-33 ЛАТ КПДС. Республика Таджикистан; с 22 сентября 1992 года по 9 ноября 1994 года в должности радиомеханика Чкаловского РТМ N 8 Республика Таджикистан; с 10 ноября 1994 года по 19 февраля 2001 года в должности электрика КСМ-278 Республика Таджикистан; с 20 февраля 2001 года по 1 апреля 2002 года в должности электрика КСМ-278 Республика Таджикистан.
Просил суд:
- признать решение ОПФР по Волгоградской области (Котовский район) от 1 сентября 2022 года N 419292/22 об отказе в назначении пенсии незаконным и отменить его в части не включения в специальный стаж периодов работы:
- с 1 октября 1982 года по 16 марта 1983 года в должности электромонтера на Житомирском заводе химического волокна;
- с 25 января 1985 года по 17 сентября 1986 года в должности рабочего на Таджикском золоторудном комбинате;
- с 14 ноября 1986 года по 28 мая 1987 года в должности электромонтера ДСУ треста "Ленинабаддорстрой";
- с 26 июня 1988 года по 31 декабря 1990 года в должности электрика ПМК-33 Ленинабадского треста КПДС. Таджикистан;
- с 1 января 1991 года по 21 августа 1992 года в должности электрика ПМК-33 ЛАТ КПДС. Республика Таджикистан;
- с 22 сентября 1992 года по 9 ноября1994 года в должности радиомеханика Чкаловского РТМ N8 Республика Таджикистан;
- с 10 ноября 1994 года по 19 февраля 2001 года в должности электрика КСМ-278 Республика Таджикистан;
- с 20 февраля 2001 года по 1 апреля 2002 года в должности электрика КСМ-278 Республика Таджикистан;
- обязать ответчика: включить в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию указанные периоды работы и назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения в пенсионный орган, с 22 августа 2022 года.
Решением Ворошиловского районного суда города Волгограда от 19 октября 2023 года исковые требования удовлетворены частично.
Суд обязал ОСФР по Волгоградской области включить в страховой стаж Рустамова В.С, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период работы с 1 октября 1982 года по 16 марта 1983 года в должности электромонтера на Житомирском заводе химического волокна; с 25 февраля 1985 года по 17 сентября 1986 года в должности рабочего на Таджикском золоторудном комбинате; с 14 ноября 1986 года по 31 марта 1987 года в должности электромонтера ДСУ треста "Ленинабаддорстрой"; с 23 июня 1988 года по 31 декабря 1990 года в должности электрика ПМК-33 Ленинабадского треста КПДС. Таджикистан; с 1 января 1991 года по 21 августа 1992 года в должности электрика ПМК-33 ЛАТ КПДС. Республика Таджикистан; с 10 ноября 1994 года по 19 февраля 2001 года в должности электрика КСМ-278 Республика Таджикистан, и назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с 25 августа 2022 года. В остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 7 февраля 2024 года третий абзац резолютивной части решения Ворошиловского районного суда города Волгограда от 19 октября 2023 года дополнен указанием о возложении обязанности на ОСФР по Волгоградской области по включению периодов работы: с 1 октября 1982 года по 16 марта 1983 года в должности электромонтера на Житомирском заводе химического волокна; с 25 февраля 1985 года по 17 сентября 1986 года в должности рабочего на Таджикском золоторудном комбинате; с 14 ноября 1986 года по 31 марта 1987 года в должности электромонтера ДСУ треста "Ленинабаддорстрой"; с 23 июня 1988 года по 31 декабря 1990 года в должности электрика ПМК-33 Ленинабадского треста КПДС Таджикистан; с 1 января 1991 года по 21 августа 1992 года в должности электрика ПМК-33 ЛАТ КПДС Республика Таджикистан в специальный стаж по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решение Ворошиловского районного суда города Волгограда от 19 октября 2023 года отменено в части возложения обязанности на ОСФР по Волгоградской области по включению в специальный стаж Рустамова В.С. периода работы с 10 ноября 1994 года по 19 февраля 2001 года в должности электрика КСМ-278 Республика Таджикистан, по делу в указанной части принято новое решение об отказе в удовлетворении данных требований.
В остальной части решение Ворошиловского районного суда города Волгограда оставлено без изменения, апелляционная жалоба ОСФР по Волгоградской области - без удовлетворения.
В кассационной жалобе ответчик ОСФР по Волгоградской области ставит вопрос об отмене судебных постановлений суда первой и апелляционной инстанций, в связи с допущенными судебными инстанциями нарушениями норм материального и процессуального права, просит принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование кассационной жалобы указывает, что действующий порядок назначения досрочных страховых пенсий по старости предусматривает обязанность работодателя подтверждать характер выполняемой работы и условия труда работника. При отсутствии документального подтверждения соответствия характера и условий труда, дающих право на пенсионные льготы, оснований для досрочного назначения страховой пенсии по старости не имеется. Поскольку истцом документально не подтверждена занятость на соответствующих видах работ не менее 80 % рабочего времени, спорные периоды работы не могут быть включены в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Указанные обстоятельства судами при вынесении судебных постановлений не учтены.
В письменных возражениях на кассационную жалобу ответчика истец Рустамов В.С. просит суд кассационной инстанции оставить без изменения судебные акты.
Истец Рустамов В.С, представитель ответчика - ОСФР по Волгоградской области, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебные извещения вручены адресатам.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, либо с помощью иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
До рассмотрения дела судом кассационной инстанции по существу, от лиц, участвующих в деле, ходатайств о проведении судебного заседания в режиме видеоконференц-связи не поступало.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В целях недопущения волокиты, скорейшего рассмотрения и разрешения гражданского дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, выслушав представителя истца Рустамова В.С. по доверенности Андреева А.В, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, доводы, изложенные в письменных возражениях, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Рустамов В.С, 10 февраля 1963 года рождения, 25 августа 2022 года обратился в Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации Республики Волгоградской области (Котовский район) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации Волгоградской области (Котовский район) от 1 сентября 2022 года N 419292/22 истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием документального подтверждения занятости на соответствующих видах работ не менее 80 % рабочего времени, в виде справок работодателей, а также по мотиву неуплаты страховых взносов.
Специальный стаж истца в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" составил 4 года 6 месяцев 7 дней. При этом в специальный стаж не включены периоды работы: с 1 октября 1982 года по 16 марта 1983 года в должности электромонтера на Житомирском заводе химического волокна; с 25 января 1985 года по 17 сентября 1986 года в должности рабочего на Таджикском золоторудном комбинате; с 14 ноября 1986 года по 28 мая 1987 года в должности электромонтера ДСУ треста "Ленинабаддорстрой"; с 26 июня 1988 года по 31 декабря 1990 года в должности электрика ПМК-33 Ленинабадского треста КПДС Таджикистан; с 01 января 1991 года по 21 августа 1992 года в должности электрика ПМК-33 ЛАТ КПДС Республика Таджикистан; с 22 сентября 1992 года по 9 ноября1994 года в должности радиомеханика Чкаловского РТМ N8 Республика Таджикистан; с 10 ноября 1994 года по 19 февраля 2001 года в должности электрика КСМ-278 Республика Таджикистан; с 20 февраля 2001 года по 1 апреля 2002 года в должности электрика КСМ-278 Республика Таджикистан.
Суд первой инстанции, разрешая спор и удовлетворяя исковые требования в части включения в специальный стаж истца периода работы с 1 октября 1982 года по 16 марта 1983 года в должности электромонтера на Житомирском заводе химического волокна, пришел к выводу о том, что данная должность и производство поименованы Списком N 2, утвержденным постановлением Кабинета СССР от 26 января 1991 года N 10 (раздел X "Химическое производство" подраздел 2110Б000-1753); в части включения в специальный стаж периода работы с 25 февраля 1985 года по 17 сентября 1986 года в должности рабочего на Таджикском золоторудном комбинате указал, что правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости пользовались все рабочие, занятые на подземных работах по добыче угля, руды, сланца и т.д. по Списку N 2, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173.
Принимая во внимание, что вышеуказанные периоды имели место до 1 января 1992 года и частично после указанной даты, без изменения характера и условий труда, суд возложил на ответчика обязанность по их включению в специальный стаж по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Отказывая в удовлетворении исковых требований в части включения периодов работы истца с 14 ноября 1986 года по 31 марта 1987 года в должности электромонтера ДСУ треста "Ленинабаддорстрой"; с 23 июня 1988 года по 31 декабря 1990 года в должности электрика ПМК-33 Ленинабадского треста КПДС Таджикистан; с 1 января 1991 года по 21 августа 1992 года в должности электрика ПМК-33 ЛАТ КПДС Республика Таджикистан, в соответствии со Списком N 2, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173, суд первой инстанции указал, что отсутствуют доказательства постоянной занятости истца на соответствующих видах работ не менее 80 % рабочего времени.
Спорные периоды работы истца с 25 января 1985 года по 24 февраля 1985 года в должности рабочего на Таджикском золоторудном комбинате, с 1 апреля 1987 года по 28 мая 1987 года в должности электромонтера ДСУ треста "Ленинабаддорстрой", с 20 февраля 2001 года по 1 апреля 2002 года в должности электрика КСМ-278 Республика Таджикистан, с 22 сентября 1992 года по 9 ноября 1994 года в должности радиомеханика Чкаловского РТМ N 8 Республика Таджикистан также не включены судом в специальный страховой стаж по причине отсутствия достоверных доказательств, в том числе справок, уточняющих льготный характер работы. Кроме того, с 19 февраля 2001 года истцу предоставлен отпуск без сохранения заработной платы.
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда, проверяя законность и обоснованность решения суда первой инстанции, согласилась с выводами районного суда о наличии правовых оснований для включения в специальный стаж истца периодов его работы: с 1 октября 1982 года по 16 марта 1983 года в должности электромонтера на Житомирском заводе химического волокна; с 25 февраля 1985 года по 17 сентября 1986 года в должности рабочего на Таджикском золоторудном комбинате; с 14 ноября 1986 года по 31 марта 1987 года в должности электромонтера ДСУ треста "Ленинабаддорстрой"; с 23 июня 1988 года по 31 декабря 1990 года в должности электрика ПМК-33 Ленинабадского треста КПДС Таджикистан; с 1 января 1991 года по 21 августа 1992 года в должности электрика ПМК-33 ЛАТ КПДС Республика Таджикистан.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции признал ошибочными выводы суда первой инстанции в части включения в специальный стаж истца периода его работы с 10 ноября 1994 года по 19 февраля 2001 года в должности электрика КСМ-278 Республика Таджикистан, в связи с чем отменил решение суда первой инстанции в указанной части, постановив по делу новое решение, которым в удовлетворении указанных требований отказал.
При этом, суд апелляционной инстанции исходил из того, что данный период имел место после 1 января 1992 года, но до регистрации истца в системе персонифицированного учета (дата регистрации 20 ноября 2003 года) в связи с чем, подлежит подтверждению путем представления справки, уточняющей льготный характер работы. В материалах дела отсутствуют сведения о льготном характере работы истца, в том числе об отнесении ее к работам, предусмотренным Списком N 2, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10. Таким образом, право истца на включение в специальный стаж указанного периода работы не подтверждено достоверными доказательствами.
Кроме того, суд апелляционной инстанции, принимая во внимание установленную действующим пенсионным законодательством возможность суммирования периодов работ, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", дополнил третий абзац резолютивной части решения районного суда указанием о возложении на ответчика обязанности по включению оспариваемых периодов работы в специальный стаж по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", так как обжалуемым решением Пенсионного фонда часть периодов была включена в страховой стаж по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", а часть по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены материалами дела. Основания и мотивы, по которым суды пришли к таким выводам, а также доказательства, принятые судами во внимание, подробно приведены в оспариваемых судебных постановлениях.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ"), вступившим в силу с 1 января 2015 года.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 10 лет на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж не менее 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
В силу пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665, при досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ к лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, могут применяться:
- Списки N 1, N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденные постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место с 1 января 1992 года;
- Списки N 1, N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах" - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.
Согласно пункту 5 разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 5 "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, работ, дающих в соответствии со статьями 12, 78, 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
Данное правило подлежит применению в отношении периодов работы, имевших место после 1 января 1992 года.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 % рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
В соответствии с письмом Пенсионного фонда Российской Федерации от 19 марта 2004 года, если по информации, содержащейся в трудовой книжке, из наименования организации и структурного подразделения можно сделать вывод о производстве и выполняемой работе, а наименование профессии или должности прямо предусмотрено Списками N 1 и N 2, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 или постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, а также малыми Списками, то период работы в данной организации и должности, протекавшей до 1 января 1992 года отделение рекомендует засчитывать в стаж на соответствующих видах работ без дополнительной проверки, в том числе постоянной занятости в течение полного рабочего дня, учитывая, что до указанной даты работа предприятий отраслей народного хозяйства носила стабильный характер.
Согласно пункту 6 правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий по старости, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года N 555, основным документом, подтверждающим период работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Согласно пункту 4 порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 258н, в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о выполнении работ определенным способом, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В соответствии с пунктом 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (пункт 3 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Аналогичное правило предусмотрено пунктом 3 статьи 14 Федерального закона Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
При отсутствии сведений о льготном характере работы, работник вправе представить иные письменные доказательства в порядке статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с Соглашением от 8 декабря 1991 года "О создании Содружества Независимых Государств", ратифицированным Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года N 2014-1, для установления права на пенсию гражданам государств-участников соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12 декабря 1991 года, а после распада этих государств - до 13 марта 1992 года. Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств (Республика Армения, Республика Беларусь. Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина) урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения".
В статье 10 Соглашения предусмотрено, что компетентные учреждения (органы) государств-участников Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать меры, необходимые к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.
Статьей 11 Соглашения от 13 марта 1992 года предусмотрено, что необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств-участников Содружества Независимых Государств или государств, входивших в состав СССР до 1 декабря 1991 года, принимаются на территории государств-участников Содружества без легализации.
В соответствии с пунктом 1 письма Министерства социальной защиты населения Российской Федерацией от 31 января 1994 года N 1-369-18 при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств- участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года.
Согласно пункту 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР", для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом, трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (Письмо Минтруда России от 29 января 2003 года N 203-16).
Факт работы истца в оспариваемые периоды на территории Республики Таджикистан подтвержден записями в трудовой книжке, выпиской из ИЛС застрахованного лица, архивными справками регионального центра персонифицированного учета Республики Таджикистан, что является основанием для включения периодов работы в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости.
В соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам апелляционной жалобы, являлись предметом проверки суда апелляционной инстанции и правомерно отклонены ввиду их необоснованности.
Вопреки доводам жалобы, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судебными инстанциями на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с выводами суда первой и апелляционной инстанций связано с неверным толкованием норм материального права, что не свидетельствует о судебной ошибке.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могут являться основанием для отмены судебных актов, не установлено.
Таким образом, обжалуемый судебный акт является законным, обоснованным и отмене не подлежит. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ворошиловского районного суда города Волгограда Волгоградской области от 19 октября 2023 года, с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 7 февраля 2024 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 7 февраля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области - без удовлетворения.
Председательствующий М.А. Парасотченко
Судьи И.И. Мотина
А.Р. Сиюхов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.