Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Парасотченко М.А, судей Мотиной И.И. и Сиюхова А.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васютина А.Г. к Главному Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю, Управлению внутренних дел по городу Сочи Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю об установлении факта прохождения служебно-боевых задач по защите конституционного порядка и прав граждан в Республике Осетия и Республике Ингушетия, возложении обязанности включить указанный период прохождения служебно-боевых задач в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении, по кассационной жалобе Васютина А.Г, поступившей с делом 7 мая 2024 года, на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 5 февраля 2024 года.
Заслушав доклад судьи Парасотченко М.А, выслушав истца Васютина А.Г. и его представителя по доверенности Васютину А.А, поддержавших доводы кассационной жалобы, представителя Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю по доверенности Бутенко А.Ю, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Васютин А.Г. обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю (далее - ГУ МВД РФ по Краснодарскому краю), Управлению внутренних дел по городу Сочи Главного управления Министерства внутренних дел по Краснодарскому краю (далее - УВД по городу Сочи) об установлении факта прохождения служебно-боевых задач по защите конституционного порядка и прав граждан в Республике Осетия и Республике Ингушетия, возложении обязанности включить указанный период прохождения служебно-боевых задач в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении.
В обоснование иска указал на необоснованный отказ ГУ МВД России по Краснодарскому краю во включении в выслугу лет при увольнении с 22 ноября 2018 года из органов внутренних дел с должности начальника тыла УВД по городу Сочи по пункту 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменении в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о службе в органах внутренних дел) периода прохождения им служебно-боевых задач по защите конституционного порядка и прав граждан в Республиках Северная Осетия и Ингушетия в октябре-ноябре 1992 года, когда он выполнял задачи при вооруженных конфликтах на территории Республик Северная Осетия - Алания и Республики Ингушетия.
Ссылаясь на необоснованный отказ во включении названных периодов в выслугу лет для подсчета пенсии, а также на то, что решение Первомайского районного суда города Краснодара от 16 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 29 сентября 2021 года, которыми установлено, что он привлекался к выполнению служебных задач в зоне чрезвычайного положения по защите конституционного порядка и прав граждан в Республиках Северная Осетия и Ингушетия с апреля 1993 года по август 1994 года с возложением на ГУ МВД России по Краснодарскому краю обязанности назначить ему пенсию по выслуге лет, включив в зачет выслуги лет в льготном исчислении период с апреля 1993 года по август 1994 года из расчета один месяц военной службы за три месяца, оставленные без изменения Определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 24 марта 2022 года, до настоящего времени не исполнены, перерасчет размера пенсии в льготном исчислении не произведен, Васютин А.Г. просил признать, что он выполнял на территориях Республики Северная Осетия - Алания и Республики Ингушетия в октябре - ноябре 1992 года задачи при вооруженном конфликте, а со 2 ноября 1992 года - боевые задачи по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка в зоне чрезвычайного положения, в октябре 1992 года - 1 день (31 октября 1992 года), ноябре 1992 года - 30 дней (с 1 ноября по 30 ноября 1992 года), декабре 1992 года - 31 день (декабрь 1992 года) и возложить на ГУ МВД России по Краснодарскому краю обязанность включить указанный период в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении из расчета один месяц военной службы за три месяца, произвести перерасчет размера пенсии в сторону увеличения с момента обращения о перерасчете льготной пенсии, то есть с 25 мая 2022 года, произвести перерасчет размера пенсии с учетом решения Первомайского районного суда города Краснодара от 16 апреля 2021 года и апелляционного определения судебной
коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 29 сентября 2021 года в сторону увеличения со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, то есть с 22 ноября 2018 года.
Решением Первомайского районного суда города Краснодара от 15 марта 2023 года иск удовлетворен.
Судом признано, что Васютин А.Г. на территориях Республики Северная - Осетия - Алания и Республики Ингушетия в октябре - ноябре 1992 года выполнял задачи при вооруженном конфликте и со 2 ноября 1992 года непосредственно выполнял боевые задачи по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка в зоне чрезвычайного положения, а именно: 1992 год: октябрь - 1 день (31 октября 1992 года), ноябрь - 30 дней (с 1 по 30 ноября 1992 года, декабрь - 31 день (декабрь 1992 года).
На ГУ МВД России по Краснодарскому краю возложена обязанность включить указанный период в выслугу лет Васютина А.Г. для назначения пенсии в льготном исчислении из расчета один месяц военной службы за три месяца, произвести перерасчет размера пенсии в сторону увеличения с момента обращения о перерасчете льготной пенсии, то есть с 25 мая 2022 года, произвести перерасчет размера пенсии с учетом решения Первомайского районного суда города Краснодара от 16 апреля 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 29 сентября 2021 года в сторону увеличения со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, то есть с 22 ноября 2018 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 5 февраля 2024 года указанное решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении иска.
В кассационной жалобе заявитель просит об отмене апелляционного определения, указывая на то, что судом апелляционной инстанции не дана надлежащая оценка сведениям, изложенным в архивных выписках из приказов начальника Владикавказского высшего военного командного Краснознаменного училища имени С.М. Кирова МВД СССР, подтверждающих обоснованность заявленных им требований, а также не учтено, что перерасчет пенсии на основании вступивших в законную силу судебных актов произведен с 31 октября 2021 года, в то время как указанными судебными актами на ответчика возложена обязанность произвести перерасчет пенсии со дня приобретения права на нее, то есть с 22 ноября 2018 года.
Письменных возражений на кассационную жалобу не поступило.
УВД по городу Сочи ГУ МВД России по Краснодарскому краю, ФГКУ "Центральный архив войск национальной гвардии Российской Федерации", надлежащим образом извещены судом кассационной инстанции о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. При этом информация о движении дела размещена также на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет по адресу: 4kas.sudrf.ru.
Учитывая надлежащее извещение указанных лиц о времени и месте судебного разбирательства в суде кассационной инстанции, кассационный суд счел возможным на основании положений части 3 статьи 167 и части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав истца Васютина А.Г. и его представителя по доверенности Васютину А.А, поддержавших доводы кассационной жалобы, представителя Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю по доверенности Бутенко А.Ю, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации закреплено, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела.
Судами установлено и как следует из материалов дела, что приказом начальника Владикавказского высшего военного командного Краснознаменного училища имени С.М. Кирова МВД СССР от 31 июля 1992 года N 148 с/ч "По строевой части" Васютин А.Г, прибывший из Ейского РВК, зачислен курсантом 1 курса Владикавказского высшего военного командного училища внутренних войск МВД России на все виды довольствия с 1 августа 1992 года с присвоением воинского звания "рядовой".
В связи с осетино-ингушским конфликтом в октябре - декабре 1992 года на территории Северо-Осетинской ССР и Республики Ингушетия со 2 ноября 1992 года Указом Президента Российской Федерации от 2 ноября 1992 года N 1327 введено чрезвычайное положение.
Указом Президента Российской Федерации от 27 марта 1993 года N 407 режим чрезвычайного положения отменен с 31 марта 1993 года и распространен на отдельные территории Республики Северная Осетия - Алания Назрановского района Республики Ингушетия. В дальнейшем этот режим продлевался на основании соответствующих указов Президента Российской Федерации. Таким образом, сроки начала и окончания режима чрезвычайного положения определены соответствующими Указами Президента Российской Федерации.
На основании приказа начальника ВВВ ККУ ВВ МВД РФ N 254 от 6 ноября 1992 года в связи с резко обострившейся ситуацией на территории Северо-Осетинской ССР, массовыми беспорядками, межнациональными конфликтами, сопровождающимися насилием с применением оружия и боевой техники, приведшими к человеческим жертвам, 31 октября 1992 года личный состав Владикавказского высшего военного командного Краснознаменного училища имени С.М. Кирова МВД СССР привлечен к выполнению задач по охране общественного порядка на территории Северо-Осетинской ССР.
Архивной выпиской от 25 декабря 1992 года подтвержден факт выплаты Васютину А.Г. дополнительных окладов за период с 1 ноября 1992 года по 30 ноября 1992 года за дни непосредственного участия в выполнении боевых задач в зоне чрезвычайного положения, а архивной выпиской от 14 января 1993 года - дополнительных окладов за дни непосредственного участия в выполнении боевых задач в декабре 1992 года.
В соответствии с приказом МВД СССР от 24 апреля 1991 года N 146, объявляющим период чрезвычайных обстоятельств на территории Северо-Осетинской ССР, на весь личный состав Владикавказского высшего военного командного Краснознаменного училища имени С.М. Кирова МВД СССР распространены льготы, предусмотренные Постановлением Совета Министров СССР от 25 сентября 1989 года N 795-173 и распоряжением Совета Министров СССР от 28 марта 1990 года N 460 рс.
Решением Владикавказского гарнизонного военного суда от 19 февраля 2002 года удовлетворены заявления Васютина А.Г. и других его сослуживцев об установлении факта привлечения их к выполнению задач по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта в период с 1 февраля 1995 года по 30 сентября 1998 года и признан факт их привлечения к выполнению задач по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта после отмены чрезвычайного положения с 1 февраля 1995 года по 30 сентября 1998 года, на начальника Северо-Кавказского военного института ВВ МВД РФ возложена обязанность издать приказы, определяющие периоды фактического выполнения заявителями задач в условиях вооруженного конфликта с 1 февраля 1995 года по 30 сентября 1998 года, произвести перерасчет выслуги лет для назначения пенсии из расчета 1 месяц привлечения к выполнению задач за 3 месяца военной службы и выплатить им за время выполнения этих задач вторые оклады денежного содержания, единовременное денежное пособие в размере месячного должностного оклада пропорционально фактическому времени нахождения в Северо - Кавказском регионе, денежную компенсацию взамен дополнительных продуктов питания, ежемесячную надбавку за сложность, напряженность и специальный режим работы.
Васютин А.Г. продолжил службу в органах внутренних дел Российской Федерации до 22 ноября 2018 года, когда на основании приказа ГУ МВД России по Краснодарскому краю от 7 июня 2018 года N 1724 л/с полковник внутренней службы Васютин А.Г. был уволен из органов внутренних дел с должности начальника тыла УВД по городу Сочи ГУ МВД России по Краснодарскому краю по пункту 4 части 2 статьи 82 Закона о службе в органах внутренних дел.
Выслуга лет на день увольнения составила в льготном исчислении 29 лет 00 месяцев 03 дня, в календарном исчислении - 26 лет 01 месяц 15 дней.
В выслугу лет в льготном исчислении не включен период прохождения служебно-боевых задач по защите конституционного порядка и прав граждан в Республиках Северная Осетия и Ингушетия в октябре-ноябре 1992 года, а также не включен период с 1993 года по 1994 год прохождения служебно-боевых задач по защите конституционного порядка и прав граждан в Республиках Северная Осетия и Ингушетия.
Вступившим в законную силу решением Первомайского районного суда города Краснодара от 16 апреля 2021 года с учетом внесенных в него апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 29 сентября 2021 года изменений установлен факт привлечения Васютина А.Г. к выполнению служебных задач в зоне чрезвычайного положения по защите конституционного порядка и прав граждан в Республиках Северная Осетия и Ингушетия в период с апреля 1993 года по август 1994 года включительно, а именно: в 1993 году: апрель - 12 дней, май - 12 дней, июль - 29 дней, август - 31 день, сентябрь - 30 дней, октябрь - 31 день, ноябрь - 30 дней, декабрь - 31 день; в 1994 году: январь - 29 дней, март - 19 дней, апрель - 30 дней, май - 24 дня, август - 31 день, на ГУ МВД России по Краснодарскому краю возложена обязанность включить указанный период в выслугу лет Васютина А.Г. для назначения пенсии в льготном исчислении из расчета один месяц военной службы за три месяца.
Приказом ГУ МВД России по Краснодарскому краю от 2 августа 2022 года N 1894 л/с в выслугу лет Васютина А.Г. для начисления пенсии в льготном исчислении из расчета один месяц военной службы за три месяца включены периоды выполнения служебных задач в зоне чрезвычайного положения по защите конституционного порядка и прав граждан в Республиках Северная Осетия и Ингушетия в 1993 - 1994 гг, произведен перерасчет пенсии на основании вступивших в законную силу судебных актов с 31 октября 2021 года.
Ссылаясь на необоснованный отказ во включении периода прохождения им служебно-боевых задач по защите конституционного порядка и прав граждан в Республиках Северная Осетия и Ингушетия в октябре-ноябре 1992 года, когда он выполнял задачи при вооруженных конфликтах на территории Республик Северная Осетия - Алания и Республики Ингушетия, а также неисполнение вступивших в законную силу судебных актов о перерасчете пенсии с даты возникновения права на нее, Васютин А.Г. обратился за судебной защитой.
Удовлетворяя заявленные Васютиным А.Г. исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Владикавказское высшее военное командное училище внутренних войск МВД России было дислоцировано на постоянной основе на территории Республик Северная Осетия - Алания в городе Владикавказе, то есть на территории Северо-Кавказского региона, где в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 ноября 1952 года N 1327 "О введении чрезвычайного положения на территории Северо-Осетинской ССР и Ингушской Республики" на территории Республики Ингушетия со 2 ноября 1992 года введено чрезвычайное положение, а Васютин А.Т, как курсант училища, непосредственно участвовал в выполнении служебно-боевых задач по защите конституционного порядка и прав граждан в Республиках Северная Осетия и Ингушетия.
Также суд первой инстанции учитывал, что вступившие в законную силу судебные акты, которыми установлен факт привлечения Васютина А.Г. к выполнению служебных задач в зоне чрезвычайного положения по защите конституционного порядка и прав граждан в Республиках Северная Осетия и Ингушетия в период с апреля 1993 года по август 1994 года включительно, ГУ МВД России по Краснодарскому краю частично не исполнены, поскольку перерасчет пенсии с учетом включения указанного периода в выслугу лет Васютина А.Г. для назначения пенсии в льготном исчислении произведен не с даты возникновения права на нее.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием не согласился, решение суда отменил и в удовлетворении иска отказал.
Мотивируя принятое решение, суд апелляционной инстанции исходил из того, что периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются только приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп, само по себе нахождение в период прохождения службы на территории, на которой объявлено чрезвычайное положение, или отнесенной к зоне вооруженного конфликта, не означает фактического участия в выполнении соответствующих задач.
По мнению суда апелляционной инстанции, несмотря на введение Указом Президента Российской Федерации от 2 ноября 1992 года N 1327 со 2 ноября 1992 года чрезвычайного положения на территории Северо-Осетинской ССР и Ингушской Республики, послужной список Васютина А.Г. не содержит сведений о фактическом участии в выполнении им боевых задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте, по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта в период с 31 октября 1992 года по 31 декабря 1992 года, в связи с чем наличие архивной выписки от 6 ноября 1992 года о привлечении личного состава училища с 31 октября 1992 года к выполнению задач по охране общественного порядка, архивной выписки от 25 декабря 1992 года о выплате Васютину А.Г. дополнительных окладов за период с 1 ноября 1992 года по 30 ноября 1992 года за дни непосредственного участия в выполнении боевых задач в зоне чрезвычайного положения, а так же архивной выписки от 14 января 1993 года о выплате Васютину А.Г. дополнительных окладов за дни непосредственного участия в выполнении боевых задач в декабре 1992 года не являются достаточными доказательствами, подтверждающими непосредственное участие Васютина А.Г. в составе курсантов Владикавказского высшего военного командного Краснознаменного училища им. С.М. Кирова МВД СССР в выполнении служебно-боевых задач по защите конституционного порядка и прав граждан в Республиках Северная Осетия и Ингушетия в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте в октябре - декабре 1992 года.
В отношении требований истца, связанных с неисполнением ГУ МВД России по Краснодарскому краю вступивших в законную силу судебных актов, суд апелляционной инстанции, сославшись на приказ ГУ МВД России по Краснодарскому краю от 2 августа 2022 года N 1894 л/с, посчитал их исполненными.
Между тем, суд апелляционной инстанции не учел, что по смыслу положений Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I) и Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 года N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицам задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций" (далее также - постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 года N 280) в их системной взаимосвязи, условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, определены Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I. Данным законом предусмотрены правила пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, в частности, к основаниям их пенсионного обеспечения отнесено прохождение ими как непосредственно службы в органах внутренних дел, так и военной или приравненной к ней службы в течение установленной законом продолжительности времени выслуги лет.
Закрепляя для лиц, у которых имеется соответствующая продолжительность выслуги лет, право на получение пенсии за выслугу лет, названный закон в статье 18 устанавливает правило, согласно которому время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении, а порядок исчисления выслуги лет определяется Правительством Российской Федерации.
Во исполнение этого предписания закона Правительством Российской Федерации издано постановление от 22 сентября 1993 года N 941, в котором определен обычный и льготный порядок исчисления выслуги лет, в том числе с учетом особенностей прохождения военной службы военнослужащими, выполняющими задачи в условиях чрезвычайного положения, при вооруженных конфликтах. В абзаце тринадцатом подпункта "б" пункта 3 данного постановления предусмотрены случаи зачета в выслугу лет для назначения пенсии периодов военной службы, службы в органах внутренних дел на льготных условиях - один месяц службы за три месяца.
Закон Российской Федерации от 21 января 1993 года N 4328-I "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим службу на территории Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах", устанавливая в части 2 статьи 2 льготное исчисление выслуги лет военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах (один месяц военной службы за три месяца), вопросы пенсионного обеспечения при этом не регламентирует, они конкретизированы в иных нормативных актах, в том числе принятых Правительством Российской Федерации во исполнение положений статьи 7 данного закона. В целях льготного исчисления выслуги лет для назначения пенсии названной категории военнослужащих подлежит установлению факт выполнения военнослужащим задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах в порядке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 года N 280. При этом учитывается для льготного исчисления выслуги лет только время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта.
Периоды выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах определяются приказами соответствующих командиров воинских частей, которые в том числе издают приказы о зачете в выслугу лет для назначения пенсии этих периодов в льготном исчислении, что должно быть также отражено в послужном списке личного дела военнослужащего.
Таким образом, в рассматриваемом случае основанием для льготного исчисления выслуги лет Васютина А.Г. один месяц службы за три месяца для назначения пенсии как лицу, указанному в статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I, является выполнение им задач по защите конституционного порядка и прав граждан в Республиках Осетия и Ингушетия, подтвержденное соответствующими документами, в числе которых приказы командиров воинских частей о льготном исчислении выслуги лет, послужные списки личных дел военнослужащих и другие доказательства, подтверждающие факт непосредственного участия в выполнении указанных задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте.
Суд апелляционной инстанции, указывая на то, что льготное исчисление выслуги лет производится не всем военнослужащим, проходившим службу в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта, а только тем из них, кто привлекался к выполнению специальных задач на данных территориях, что должно подтверждаться только приказами воинских должностных лиц, оставил без должного внимания и надлежащей правовой оценки иные нормативные положения, непосредственно относящиеся к спорным отношениям.
Как усматривается из материалов дела, Васютин А.Г. с 1 августа 1992 года зачислен курсантом Владикавказского высшего военного командного Краснознаменного училища имени С.М. Кирова МВД СССР в звании "рядового", а с 31 октября 1992 года личный состав училища на основании приказа начальника Владикавказского высшего военного командного Краснознаменного училища имени С.М. Кирова МВД СССР от 6 ноября 1992 года N 254 "О привлечении личного состава училища для выполнения задач по охране общественного порядка при чрезвычайных обстоятельствах" привлечен к выполнению задач по охране общественного порядка на территории Республик Осетия и Ингушетия и с указанного периода в соответствии с приказом МВД СССР от 24 апреля 1991 года N 146, объявляющим период чрезвычайных обстоятельств на территории Северо-Осетинской ССР, на весь личный состав училища распространялись льготы, предусмотренные Постановлением Совета Министров СССР от 25 сентября 1989 года N 795-173 и распоряжением Совета Министров СССР от 28 марта 1990 года N 460рс, приказами начальника училища от 25 декабря 1992 года N 278 "О выплате дополнительных окладов военнослужащим училища за непосредственное выполнение боевых задач в зоне чрезвычайного положения" и от 14 января 1993 года N 8 с/ч "По строевой части" рядовому Васютину А.Г. выплачивались оклады за выполнение боевых задач в зоне чрезвычайного положения в соответствии с приказом МВД РФ от 17 ноября 1992 N 418 "О социальных гарантиях военнослужащих и лиц, направляемых в зону действия чрезвычайного положения на территории Северо-Осетинской ССР и Ингушской Республики" (с 1 ноября по 31 ноября 1992 года и за декабрь 1992 года соответственно).
Законность названных приказов в установленном законом порядке не оспорена, эти приказы недействительными не признаны, что судом апелляционной инстанции оставлено без внимания и соответствующей правовой оценки, в связи с чем ссылка суда на отсутствие доказательств, объективно подтверждающих, что с октября по декабрь 1992 года Васютин А.Г. проходил службу в условиях, подлежащих зачету в выслугу лет в льготном исчислении, нельзя признать правомерной.
Что касается требований истца о неисполнении ответчиком вступивших в законную силу судебных актов, обязывающих ГУ МВД России по Краснодарскому краю произвести перерасчет пенсии Васютина А.Г. с учетом периодов выполнения им служебно-боевых задач в зоне чрезвычайного положения по защите конституционного порядка и прав граждан в Республиках Северная Осетия и Ингушетия с апреля 1993 года по август 1994 года, то судом апелляционной инстанции, посчитавшим указанные судебные акты исполненными, оставлено без внимания, что перерасчет пенсии истца произведен ответчиком с 31 октября 2021 года, а не с даты возникновения права на пенсию, то есть с 22 ноября 2018 года.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (часть 2 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (часть 3 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (часть 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом приведенных положений процессуального закона каждое доказательство, представленное лицами, участвующими в деле, в обоснование своих выводов или возражений на доводы другой стороны спора, должно быть предметом исследования и оценки суда, в том числе в совокупности и во взаимной связи с другими доказательствами и в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным правоотношениям. Оценка доказательств и отражение ее результатов в судебном решении являются проявлением дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом. В противном случае нарушаются задачи и смысл гражданского судопроизводства, установленные статьей 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изложенные требования процессуального закона в силу абзаца второго части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежат применению и судом апелляционной инстанции.
Однако в нарушение требований гражданского процессуального закона и приведенных норм материального права, доводам Васютина А.Г. о льготном исчислении выслуги и в связи с этим о наличии у него права на получение пенсии за выслугу лет, а также предоставленным им доказательствам судом апелляционной инстанции правовой оценки не дано. Правовое и фактическое обоснование и мотивы, по которым представленные Васютиным А.Г. доказательства не приняты судом апелляционной инстанции в качестве доказательств, подтверждающих льготный порядок исчисления выслуги лет, в судебном постановлении не приведено, что свидетельствует о несоблюдении судом апелляционной инстанции закрепленного статьей 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принципа осуществления правосудия на основе состязательности и равноправия сторон.
Допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм права являются существенными, они повлияли на исход дела и могут быть устранены только путем отмены апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 5 февраля 2024 года с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции необходимо учесть изложенное, устранить допущенные нарушения, установив все фактические обстоятельства дела, и разрешить возникший спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 5 февраля 2024 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Краснодарский краевой суд.
Председательствующий М.А. Парасотченко
Судьи И.И. Мотина
А.Р. Сиюхов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.