Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лозовой Н.В, судей Ивановой О.Н, Капитанюк О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора города Керчи в интересах Сулимовой Виктории Николаевны к Администрации города Керчи Республики Крым о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение, по кассационной жалобе главы Администрации города Керчи Республики Крым Брусакова С.А. на решение Керченского городского суда Республики Крым от 5 декабря 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 20 марта 2024 года.
Заслушав доклад судьи Лозовой Н.В, пояснения прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры РФ Капитан-Дубровской Е.Н, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, полагавшей судебные акты законными и обоснованными, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
заместитель прокурора г. Керчи в интересах Сулимовой. Н. обратился в суд с иском к Администрации города Керчи Республики Крым, в котором просил обязать ответчика предоставить последней благоустроенное, применительно к условиям муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированных помещений по норме предоставления не менее 25 кв.м общей площади жилого помещения.
Решением Керченского городского суда Республики Крым от 5 декабря 2023 года исковые требования заместителя прокурора г. Керчи удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 20 марта 2024 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В поступившей в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе главой Администрации города Керчи Республики Брусаковым С.А. ставится вопрос об отмене судебных актов, как незаконных, необоснованных, принятых с нарушением норм материального и процессуального права, ссылаясь на отсутствие оснований для удовлетворения иска прокурора без предоставления финансовых ресурсов, и в связи недофинансированием со стороны исполнительного органа на выполнение возложенных законодателем полномочий по приобретению и предоставлению данной категории лиц благоустроенного жилья за счет субвенций из бюджета Республики Крым исполнение решения суда не предоставляется возможным.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия оснований для её удовлетворения не находит.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Сулимова В.Н. является лицом, относящимся к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением администрации города Керчи Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N -п "О включении Сулимовой В.Н. в список детей- сирот, детей оставшихся без попечения родителей и лиц, из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по г. Керчь" истец Сулимова В.Н. принята на квартирный учет граждан, нуждающихся в жилом помещении, а также включен в список лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилым помещением.
Согласно выписке из ЕГРН у Сулимовой В.Н. недвижимость в собственности отсутствует.
В связи с тем, что собственного жилья Сулимова В.Н. не имеет, денежные средства на приобретение жилого помещения ей не выделялись, жилое помещение по договору социального найма не предоставлялось, истец состоит в Списке лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не является членом семьи собственника либо нанимателя жилого помещения, заместитель прокурора города Керчи Республики Крым обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 92, 109.1 Жилищного кодекса РФ, Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 года N46-ЗРК/2014 "Об обеспечении помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и их числа в Республике Крым", установив, что Сулимова В.Н. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, включена в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем, до настоящего времени жильем не обеспечена, в связи с чем бездействие ответчика нарушает ее охраняемые законом жилищные права и свободы, пришел к выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, об обоснованности заявленных заместителем прокурора города Керчи исковых требований и об их удовлетворении.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с указанными выводами и их правовым обоснованием.
Доводы главы Администрация города Керчи Республики Крым, аналогичные доводам кассационной жалобы, о том, что решение суда первой инстанции является неисполнимым, так как финансирование расходов на проведение мероприятий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется за счет средств субвенций бюджетам соответствующих муниципальных образований, предусмотренных в бюджете Республики Крым на текущий финансовый год, которые являются недостаточными для предоставления Сулимовой В.Н. жилого помещения вне очереди, являлись предметом оценки судов первой и апелляционной инстанции и признаны необоснованными.
Согласно ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение детей-сирот закреплены в ст. 8 названного Федерального закона, положения которой в силу ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ применяются к правоотношениям, возникшим до 1 января 2013 г, в случае, если до указанной даты дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2013 года), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (абз. 1).
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз. 1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абз. 1 настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абз. 2).
Контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений, как и формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, законодатель возложил на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пп. 2 и 3 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ).
При этом лица, указанные в абз. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 N 159-ФЗ, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
В пункте 7 ст. 8 указанного Федерального закона закреплено положение о том, что по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п. 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
По смыслу ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, положения данного закона распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23- летнего возраста.
Вместе с тем, в силу п. 9 ст. 8 того же Федерального закона, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона Республики Крым N 46-ЗРК/2014 от 18 декабря 2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым", в Республике Крым обеспечиваются гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся гражданами Российской Федерации и проживающих на территории Республики Крым, на имущество и жилое помещение, предусмотренные Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", путем предоставления жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения с последующим предоставлением данного жилого помещения по договору социального найма.
Жилые помещения специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по норме предоставления не менее 25 м2 общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 9 данного Закона, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе: по формированию специализированного жилищного фонда для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по приобретению жилых помещений, предназначенных для предоставления детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу, что Сулимова В.Н. имеет законное право на получение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Сведений о выделении, закреплении, передачи в собственность жилых помещений Сулимовой В.Н, суду не представлено.
Таким образом, доводы заявителя кассационной жалобы на тот факт, что предоставление жилых помещений осуществляется детям-сиротам в порядке очередности исходя из возможностей бюджета свидетельствует об ином толковании приведенных выше положений закона, что противоречит прямо установленной данной нормой обязанности органа местного самоуправления по предоставлению жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, вне зависимости от порядка, наличия и размера финансирования.
Доводы кассационной жалобы повторяют доводы, приведенные истцом в суде первой инстанции и в апелляционной жалобе, являлись предметом оценки, которая мотивированно приведена в обжалуемых судебных актах.
При разрешении доводов кассационной жалобы, направленных исключительно на оспаривание выводов суда первой и апелляционной инстанции по существу спора, учитывается, что по смыслу статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции, в силу своей компетенции, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и второй инстанций, тогда как правом переоценки доказательств он не наделен.
Поскольку ни один из доводов кассационной жалобы не свидетельствует о наличии обстоятельств, перечисленных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в ее удовлетворении надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определил:
решение Керченского городского суда Республики Крым от 5 декабря 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 20 марта 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу главы Администрации города Керчи Республики Крым Брусакова С.А. - без удовлетворения.
Председательствующий Н.В. Лозовая
Судьи О.Н. Иванова
О.В. Капитанюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.