Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ивановой Е.В, судей Думушкиной В.М, Парамоновой Т.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску АО "Черномортранснефть" к ФИО1 о взыскании неосновательного обогащения, по кассационной жалобе ФИО1 на решение Советского районного суда города Краснодара от 2 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 19 марта 2024 года.
Заслушав доклад судьи Ивановой Е.В, пояснения представителя ФИО1 - ФИО5, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя АО "Черномортранснефть" - ФИО6, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
АО "Черномортранснефть" обратилось в суд с иском к ФИО1, в котором просило взыскать с ответчика в свою пользу неосновательное обогащение в размере 1 230 631 рубль 79 копеек, а также расходы по оплате государственной пошлины - 14 353 рубля.
Решением Советского районного суда города Краснодара от 2 октября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 19 марта 2024 года, заявленные исковые требования АО "Черномортранснефть" удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе, ссылаясь на допущенные судами существенные нарушения норм материального и процессуального права, несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых актах, фактическим обстоятельствам дела, ФИО1 ставит вопрос об отмене вышеуказанных судебных актов с вынесением нового судебного постановления об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
АО "Черномортранснефть" возражает против доводов кассационной жалобы, согласно письменным возражениям просит отказать в её удовлетворении, так как вынесенные судебные акты считает законными и обоснованными.
Судебная коллегия, с учетом положений части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ), а также того, что сведения о судебном заседании заблаговременно размещены на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в сети "Интернет", полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие иных неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами нижестоящих инстанций, в пределах доводов кассационной жалобы.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, нарушение либо неправильное применение норм права.
Такие основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, отсутствуют.
Судом установлено, что 22 июня 2017 года между ФИО1 и АО "Черномортранснефть" заключен договор аренды части земельного участка N площадью 41 195 кв. м. из состава земельного участка с кадастровым номером 23:26:0301000:440, входящего в состав земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 1 695 575 кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: "данные изъяты" для строительно-монтажных работ по объекту: "Строительство МН "Нововеличковская-Краснодар" для поставки сернистой нефти. 2 этап. Строительство ЛЧ нефтепровода-отвода на НПЗ с КПП СОД". Сроком аренды с 14 июня 2017 года по 12 июня 2018 года.
В соответствии с пунктом 4.2.6 договора арендатор производит оплату убытков и упущенной выгоды, причиняемых арендодателю в связи с выполнением строительно-монтажных работ. Размер возмещаемых убытков и порядок их возмещения определяются сторонами в соглашении о возмещении убытков.
В силу пункта 4.2.7 договора арендатор выполняет работы по технической рекультивации земельного участка собственными силами или с привлечением подрядных организации в два этапа - до начала и после завершения строительно-монтажных работ, в соответствии с разработанным проектом рекультивации земель.
Согласно пункту 4.2.8 договора арендатор возмещает стоимость затрат на восстановление качества земель - биологическую рекультивацию в рамках отдельно заключаемого соглашения о возмещении убытков.
27 июля 2017 года между АО "Черномортранснефть" и ФИО1 заключено соглашение о возмещении убытков NС в связи с временным занятием вышеуказанного земельного участка с целью проведения строительно-монтажных работ по объекту.
По условиям пункта 2.1 соглашения общая сумма возмещаемых убытков в расчете за три сельскохозяйственных периода составляет 1 880 339 рублей 93 копейки (с учетом НДФЛ 13 % в размере 244 444 рубля), в том числе: убытки в виде упущенной выгоды, в связи с неполучением будущих за период восстановления нарушенного сельскохозяйственного производства доходов, которые обладатель прав на земельный участок получил бы при обычных условиях - 1 312 835 рублей 67 копеек; убытки, связанные с возмещение затрат на восстановление плодородия почв (биологическая рекультивация) на площади 41 195 кв. м. - 567 504 рубля 26 копеек.
В соответствии с пунктом 2.2 соглашения сумма возмещаемых ФИО1 убытков, указанных в пункте 2.1 соглашения, определена на основании отчета об оценке рыночной стоимости права требования на возмещение убытков N от 30 мая 2017 года, выполненного ООО "ЗемЭнергоЦентр".
Согласно уведомлению, являющемуся приложением N 2 к соглашению, ФИО1 в границах земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", входящего в состав земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", в том числе на части указанного земельного участка площадью 41 195 м, в границах которого АО "Черномортранснефть" будет выполнять строительно-монтажные работы, запланировал в 2021 году посев томатов сорта "Вера".
При установлении размера убытков сторонами учитывалось вышеуказанное уведомление ответчика, в котором указано на запланированный посев.
Исходя из этого, АО "Черномортранснефть" произведен расчет суммы упущенной выгоды, причиняемых ФИО1, а также убытков, связанных с возмещением затрат на восстановление плодородия почв (биологическая рекультивация) части его земельного участка для выполнения обществом строительно-монтажных работ и отражены в акте определения убытков, являющемся приложением N к соглашению.
Убытки, включая упущенную выгоду, оплачены АО "Черномортранснефть" в размере 1 635 895 рублей 93 копейки, что подтверждается платежным поручением от 17 августа 2017 года N.
20 июля 2021 года АО "Черномортранснефть" проведено комиссионное обследование земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" на предмет его фактического использования, на соответствие видам выращиваемых сельскохозяйственных культур, заявленных ответчиком при расчете убытков и упущенной выгоды.
Из предоставленного акта обследования от 20 июля 2021 года следует, что он составлен в отсутствие ФИО1, который заблаговременно был уведомлен о проведении осмотра, о чем ему было направлено письмо "данные изъяты" от 7 июля 2021 года. При проведении комиссионного обследования установлено, что в границах обследуемого земельного участка произрастает сельскохозяйственная культура - пшеница. Согласно соглашению о возмещении убытков NС от 27 июля 2017 года в период проведения биологической рекультивации в 2021 году запланирован посев томатов, однако данная культура не высажена.
В пункте 4.1.1. соглашения стороны предусмотрели, что на ФИО1 возложена обязанность возместить понесенные АО "Черномортранснефть" расходы, связанные с возмещением ему упущенной выгоды, в случае его отказа от реализации заявленных бизнес-планов, принятых при расчете размера упущенной выгоды, а также в случае неиспользования земельного участка под цели, заявленные при расчете упущенной выгоды, указанные в уведомлении о планируемом сельскохозяйственном использовании земельного участка, являющемся приложением к соглашению.
Согласно расчету, выполненному АО "Черномортранснефть", общая стоимость компенсированной землепользователю упущенной выгоды на период биологической рекультивации в 2021 году составляет 1 230 631 рубль 79 копеек, что подтверждается отчетом об оценке от 30 мая 2017 года N.
Как следует из содержания протокола от 28 марта 2017 года общего собрания участников долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", ФИО1 уполномоченна заключение соглашения о возмещении убытков и получение денежных средств по данному соглашению.
Пунктом 1.2 соглашения о возмещении убытков от 27 июля 2017 года NС установлено, что "Сторона-1 (ФИО1) распоряжается земельным участком согласно Протоколу общего собрания участников общей долевой собственности от 28 марта 2017 года".
Из текста соглашения не следует, что оно заключено в интересах собственников земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" и ФИО1 действовал в их интересах.
Из буквального толкования условий пункта 1.2 соглашения и содержания протокола общего собрания участников долевой собственности от 28 марта 2017 года следует, что ФИО1 распоряжается земельным участком с кадастровым номером "данные изъяты", входящим в состав земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты".
Ответчиком представлена копия договора о рекультивации земельного участка от 10 декабря 2018 года, который заключен между ФИО1 и ООО "ЗАРЯ" на проведение работ по биологической рекультивации земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 41 195 кв. м, входящего в состав земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", после выполнения АО "Черномортранснефть" строительно-монтажных работ (реконструкции) по объекту: Строительство МН "Нововеличковская-Краснодар" для поставки сернистой нефти. 2 этап. Строительство ЛЧ нефтепровода-отвода на НПЗ с КПП СОД".
Из содержания указанного договора о рекультивации земельного участка от 10 декабря 2018 года также не следует, что ФИО1 действовал от имени и в интересах сособственников земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты".
Договор о рекультивации земельного участка от 10 декабря 2018 года на проведение работ по биологической рекультивации земельного участка ответчиком заключен от своего имени и в своем интересе сразу после окончания периода занятия земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты".
Разрешая настоящий спор, установив юридически значимые для дела обстоятельства, оценив доказательства по правилам статей 55, 59, 60, 67, 195 ГПК РФ, руководствуясь положениями статей 8, 15, 421, 431, 1102 Гражданского кодекса РФ, статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", суд первой и апелляционной инстанций пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с обоснованностью выводов судов нижестоящих инстанций, поскольку они основаны на совокупном исследовании имеющихся в деле доказательств, не противоречат действующему законодательству, подробно аргументированы.
Так, судом установлено, указано и обоснованно принято во внимание, что у ответчика отсутствовали правовые основания для осуществления посева пшеницы на части земельного участка, поврежденного в результате деятельности общества. В связи с чем, суд пришел к верному выводу о получении ответчиком неосновательного обогащения и обоснованно удовлетворил заявленные исковые требования.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных законом в качестве основания для отмены судебных актов, в том числе и тех, ссылки на которые имеются в кассационной жалобе.
Обстоятельства, на которые ссылались стороны в обоснование исковых требований и возражений, представленные доказательства являлись предметом обсуждения судов нижестоящих инстанций, получили надлежащую правовую оценку, которая доводами кассационной жалобы не опровергается.
Доводы заявителя кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств и установленных судом обстоятельств по настоящему делу, а потому не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Несогласие кассатора с выводами судебных инстанций основано на неверном толковании норм материального и процессуального права, что не свидетельствует о судебной ошибке.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы, и отмены правильных по существу судебных актов, состоявшихся по настоящему гражданскому делу.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда города Краснодара от 2 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 19 марта 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.