Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ивановой Е.В, судей Думушкиной В.М, Щетининой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации муниципального образования Красноармейский район, ИП главе КФХ ФИО2 о признании незаконным решения, признании незаконным и отмене постановления о предоставлении земельного участка, обязании расторгнуть договор, опубликовать извещение о предоставлении земельного участка, по кассационной жалобе ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 20 февраля 2024 года.
Заслушав доклад судьи Ивановой Е.В, пояснения представителя ФИО1 - ФИО6, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя администрации муниципального образования Красноармейский район - ФИО7, представителя ФИО2 - ФИО8, возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Красноармейский район, ИП главе КФХ ФИО2 о признании незаконным решения, признании незаконным и отмене постановления о предоставлении земельного участка, обязании расторгнуть договор, опубликовать извещение о предоставлении земельного участка.
Требования мотивированы тем, что истец обратился к главе муниципального образования Красноармейского района с заявлением о предоставлении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, в аренду без торгов сроком на пять лет с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 736 705 кв. м. для сельскохозяйственного использования, расположенного в 1500 м на запад от ориентира х. Крупской, на основании статьи 10.1 Федерального закона N 101-ФЗ от 24 апреля 2002 года "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Письмом от 16 июня 2023 года администрация отказала истцу в предоставлении испрашиваемого земельного участка, указав, что данный участок был предоставлен по заявлению, поступившему ранее.
Истец считает отказ незаконным, так как при поступлении нескольких заявлений о предоставлении земельного участка, земельный участок не мог быть предоставлен ИП главе КФХ ФИО2 без проведения торгов.
При этом, рассмотрев заявление от 28 апреля 2023 года, администрация приняла постановление от 14 июня 2023 года N 1097 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" в аренду на пять лет без торгов ИП главе КФХ ФИО2, на основании чего 9 июня 2023 года между ответчиками заключен договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения ФИО1 в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Красноармейский район, ИП главе КФХ ФИО2, согласно которому истец просил признать незаконным решение администрации муниципального образования Красноармейский район, выраженное в письме от 16 июня 2023 года об отказе в предоставлении в аренду земельного участка; признать незаконным и отменить постановление администрации муниципального образования Красноармейский район N 1097 от 14 июня 2023 года; возложить на администрацию муниципального образования Красноармейский район обязанность расторгнуть договор аренды земельного участка от 19 июня 2023 года, аннулировать регистрационную запись права аренды в ЕГРН и обеспечить опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса РФ.
Определением Красноармейского районного суда Краснодарского края от 31 июля 2021 года осуществлен переход к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства, поскольку заявление ФИО1 содержит в том числе требование о расторжении договора аренды земельного участка.
Решением Красноармейского районного суда Краснодарского края от 25 октября 2023 года исковые требования удовлетворены.
Суд признал незаконным решение администрации муниципального образования Красноармейский район, выраженное в письме от 16 июня 2023 года об отказе в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Краснодарский "данные изъяты", 1500 м на запад от ориентира хутор Крупской, разрешенное использование сельскохозяйственное использование, кадастровый N, площадью 736 705 кв. м.
Признал незаконным и отменил постановление администрации муниципального образования Красноармейский район N от 14 июня 2023 года.
Обязал администрацию муниципального образования Красноармейский район расторгнуть договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения N от 19 июня 2023 года.
Возложил на администрацию муниципального образования Красноармейский район обязанность аннулировать регистрационную запись права аренды в ЕГРН.
Также суд возложил на администрацию муниципального образования Красноармейский район обязанность обеспечить опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса РФ.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 20 февраля 2024 года решение Красноармеского районного суда Краснодарского края от 25 октября 2023 года отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, ссылаясь на допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм материального права, ФИО1 ставит вопрос об отмене состоявшегося по делу апелляционного определения с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
Судебная коллегия, с учетом положений части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ), а также того, что сведения о судебном заседании заблаговременно размещены на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в сети "Интернет", полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие иных неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами нижестоящих инстанций, в пределах доводов кассационной жалобы.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра апелляционного определения в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, отсутствуют.
Судом установлено, что ФИО1 19 мая 2023 года обратился к Главе муниципального образования Красноармейский район с заявлением о предоставлении ему в аренду сроком на пять лет земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 736 705 кв. м. с кадастровым номером "данные изъяты", в соответствии со статьей 10.1 Федерального закона от 24 апреля 2002 года N101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Письмом от 16 июня 2023 года N администрация отказала истцу в предоставлении испрашиваемого земельного участка по основаниям подпункта 2 пункта 7 статьи 10.1 Федерального закона от 24 апреля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", а именно, указанный в заявлении земельный участок был предоставлен по заявлению о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или КФХ для осуществления КФХ его деятельности, поступившему ранее и подпунктом 2 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ, а именно: указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса.
Как следует из материалов дела, спорный земельный участок был предоставлен ИП главе КФХ ФИО2 в аренду сроком на пять лет согласно постановлению администрации муниципального образования Красноармейский район N от 14 июня 2023 года по заявлению, поступившему 28 апреля 2023 года, без проведения торгов.
19 июня 2023 года между администрацией муниципального образования Красноармейский район и ИП главой КФХ ФИО2 заключен договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 736 705 кв. м, расположенного по адресу: "данные изъяты", 1 500 м на запад от ориентира хутор Крупской, сроком на пять лет.
Договор аренды зарегистрирован в ЕГРН 21 июня 2023 года.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что возможность предоставления земельного участка без проведения торгов связана с отсутствием заявлений иных заинтересованных лиц о предоставлении данного земельного участка. При наличии нескольких заявлений о предоставлении земельного участка на администрации муниципального образования Красноармейский район лежала обязанность опубликовать извещение о предоставлении земельного участка для соответствующих целей.
Повторно разрешая настоящий спор, установив юридически значимые для дела обстоятельства, оценив доказательства по правилам статей 55, 59, 60, 67, 195 ГПК РФ, руководствуясь положениями статей 39.1, 39.2 Земельного кодекса РФ, статей 10, 10.1 Федерального закона N101-ФЗ от 24 апреля 2002 года "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции не согласился, в связи с чем, отменил его решение и отказал в удовлетворении требований истца.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с обоснованностью выводов суда апелляционной инстанции, поскольку они основаны на совокупном исследовании имеющихся в деле доказательств, не противоречат действующему законодательству, подробно аргументированы.
Согласно положениям статьи 10.1 Федерального закона N101-ФЗ от 24 апреля 2002 года "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" гражданин или КФХ вправе получить в аренду без проведения торгов земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления КФХ его деятельности (часть 1).
Предоставление гражданину или КФХ для осуществления КФХ его деятельности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом РФ, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (часть 2).
Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданину или КФХ для осуществления КФХ его деятельности в аренду на срок до пяти лет (часть 3).
Заявления о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или КФХ для осуществления КФХ его деятельности рассматриваются в порядке их поступления (часть 5).
Орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии наряду с основаниями, предусмотренными статьей 39.16 Земельного кодекса РФ, того обстоятельства, что земельный участок, указанный в заявлении, был предоставлен по заявлению о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или КФХ для осуществления КФХ его деятельности, поступившему ранее (пункт 2 части 7).
С 1 января 2023 года вступили в силу отдельные положения Федерального закона от 14 июля 2022 года N 316-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 316-ФЗ), в соответствии с которыми граждане и КФХ могут без проведения торгов получить для осуществления деятельности КФХ в аренду на срок до пяти лет, находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Законом N 316-ФЗ внесены изменения в пункт 8 статьи 39.14 Земельного кодекса РФ, согласно которым особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установленные статьей 39.18 Земельного кодекса РФ, в том числе в части опубликования в сети "Интернет" извещения о предоставлении земельного участка, не распространяются на случаи предоставления земельных участков гражданам и КФХ в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В случае поступления нескольких заявлений в отношении одного и того же земельного участка орган, уполномоченный на предоставление такого земельного участка, рассматривает поступившие заявления в порядке очередности в соответствии с датой и временем поступления каждого заявления.
Как следует из материалов дела, заявление ИП главы КФХ ФИО2 о предоставлении ему спорного земельного участка поступило 28 апреля 2023 года, а заявление ФИО1 о предоставлении ему того же земельного участка поступило в администрацию 19 мая 2023 года, то есть позже. Администрацией указанные заявления были рассмотрены в порядке их поступления в соответствии с пунктом 5 статьи 10.1 Федерального закона N 101-ФЗ от 24 апреля 2002 года "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
При этом заявление ФИО1 было рассмотрено по существу после принятия решения по заявлению ИП главы КФХ ФИО2, в связи с тем, что оно поступило ранее.
Кроме того, согласно сведениям ЕГРН категория земель земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" земли сельскохозяйственного назначения, тогда как при предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по основаниям, предусмотренным статьей 10.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" из состава земель сельскохозяйственного назначения, положения статьи 39.18 Земельного кодекса РФ не применяются.
Таким образом, вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований является законным и обоснованным.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных законом в качестве основания для отмены судебного акта, в том числе и тех, ссылки на которые имеются в кассационной жалобе.
Обстоятельства, на которые ссылались стороны в обоснование исковых требований и возражений, представленные доказательства являлись предметом обсуждения суда нижестоящей инстанции, получили надлежащую правовую оценку, которая доводами кассационной жалобы не опровергается.
Несогласие кассатора с выводами суда апелляционной инстанции основано на неверном толковании норм материального права, что не свидетельствует о судебной ошибке.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы, и отмены правильного по существу судебного акта, состоявшегося по настоящему гражданскому делу.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 20 февраля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.