Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Руденко Ф.Г, судей Парасотченко М.А, Черкасовой Е.В, с участием прокурора Пономаревой П.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Балаклавского района г. Севастополя к Департаменту труда и социальной защиты населения г. Севастополя о признании действий незаконными, возложении обязанности предоставить субсидию на оплату коммунальных услуг, произвести перерасчет, взыскании компенсации морального вреда по кассационной жалобе Департамента труда и социальной защиты населения г. Севастополя на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 22.01.2024.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, выслушав прокурора Пономареву П.Г, полагающую обжалуемое апелляционное определение вынесено по всесторонне исследованным материалам дела и соблюдением норм материального и процессуального права, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Балаклавского района г. Севастополя действуя в интересах ФИО7, обратился в суд с иском к Департаменту труда и социальной защиты населения г. Севастополя (далее - ДТСЗН г. Севастополя), в котором просил признать незаконными действия Управления труда и социальной защиты населения Балаклавского района г. Севастополя в части отказа ФИО7 в предоставлении мер социальной поддержки в виде субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 01.09.2021 и обязать Управление труда и социальной защиты населения Балаклавского района г. Севастополя устранить нарушение прав ФИО7 и предоставить меры социальной поддержки в виде в виде субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 01.09.2021.
Решением Гагаринского районного суда города Севастополя от 15.12.2022 в удовлетворении иска прокурора Балаклавского района г. Севастополя отказано.
Апелляционным определением Севастопольского городского суда от 20.04.2023 решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 15.12.2022 оставлено без изменений, апелляционной жалоба ФИО7 без удовлетворения.
Определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции апелляционное определение Севастопольского городского суда от 20.04.2023 отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 22.01.2024 решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение о частичном удовлетворении исковых требований прокурора Балаклавского района г. Севастополя, действующего в интересах ФИО7 Суд постановил:
Признать незаконными решения Управления труда и социальной защиты населения "адрес" в части отказа ФИО7 в предоставлении мер социальной поддержки в виде субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 01.09.2021, 01.07.2022.
Обязать Управление труда и социальной защиты населения Балаклавского района г. Севастополя устранить нарушение прав ФИО7, путем возобновления выплат мер социальной поддержки с 010.09.2021, 01.07.2022, осуществить с учетом перерасчета данных сумм в размере определенном законодательством, на основании Постановления Правительства города Севастополя от 03.10.2014 N 360 "О региональных стандартах, применяемых при определении прав гражданина на получение субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 2015 года".
Взыскать с Управления труда и социальной защиты населения Балаклавского района г. Севастополя в пользу ФИО7 компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб.
В иной части в удовлетворении исковых требований ФИО7 - отказать.
В кассационной жалобе ДТСЗН г. Севастополя просит отменить апелляционное определение в связи с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда доказательствам, имеющимся в материалах дела. В обоснование доводов кассационной жалобы ссылается на то, что судами не дана оценка доводам ответчика о непредоставлении ФИО7 при обращении к ответчику всех необходимых документов. Указывает, что судами не дана оценка тому обстоятельству, что у ФИО7 имелась задолженность перед ресурсоснабжающими организациями.
В судебном заседании прокурор Пономарева П.Г. полагает, что судом апелляционной инстанцией не допущено нарушений норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.
Согласно п. 1 ст. 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора, явившегося в судебное заседание, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются не соответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, ФИО7 признана малоимущей, получает меры социальной поддержки в виде государственной социальной помощи малоимущим семьям за период с 01.01.2022 по 31.12.2022.
ФИО7 зарегистрирована по месту жительства в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес" А, "адрес", в котором проживает на основании договоров найма от 26.09.2020, от 23.08.2021 и от 27.06.2022, заключенных с собственником квартиры ФИО5
Пункт 1.7 договоров предусматривает плату наймодателю за помещение в виде оплаты ежемесячных коммунальных услуг.
31.08.2021 ФИО7 обратилась в Управление труда и социальной защиты населения Балаклавского района города Севастополя с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и социальных услуг на сентябрь, октябрь, ноябрь 2021 года, предоставив необходимый перечень документов.
Письмом от 17.09.2021 Управление труда и социальной защиты населения Балаклавского района города Севастополя отказало в предоставлении мер социальной поддержки в виде субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, так как имеется задолженность за август 2021 года по коммунальным услугам.
28.06.2022 ФИО7 вновь обратилась в Управление труда и социальной защиты населения Балаклавского района города Севастополя с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и социальных услуг с заявлением.
Письмом от 21.07.2022 Управление труда и социальной защиты населения Балаклавского района города Севастополя отказало в предоставлении мер социальной поддержки в виде субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в связи с тем, что по состоянию на 01.06.2022 у заявителя имеется задолженность по оплате за жилищно-коммунальные услуги, подтвержденная вступившим в законную сил) судебным актом.
Ранее ФИО7 получала субсидию по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в 2019 году, а также с апреля по июнь 2021 года.
Также суд установил, что 01.03.2021 заключено соглашение между ФИО7 и ГУПС "Управляющая компания "Инкерман" о рассрочке долга в сумме 29 961, 54 руб. в период с 01.04.2021 по 25.02.2022.
26.10.2022 заключено соглашение между ФИО7 и ООО "Севэнергосбыт" о рассрочке долга в размере 9 972, 19 руб. в период с 20.11.2022 до 20.10.2023.
В судебное заседание ответчиком представлены сведения из информационной системы ГИС ЖКХ (выгрузка ответов поставщиков ЖКУ на запросы о наличии судебной задолженности), согласно которым за ФИО7 числится задолженность по оплате коммунальной услуги по отоплению перед ГУПС "Севтеплоэнерго".
Из представленных судебных постановлений следует, что в период с 2018 года по 2022 год в отношении ФИО7 неоднократно выносились судебные приказы о взыскании задолженности по разным видам коммунальных услуг, которые были отменены.
Кроме того, решением мирового судьи судебного участка N 2 Балаклавского судебного района города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ с ФИО7 и ФИО5 в солидарном порядке в пользу ПАО "Севастопольгаз" взыскана задолженность за предоставленные услуги по газоснабжению за период с 29.08.2017 по 31.12.2018 в размере 1 707, 25 руб. Решение вступило в законную силу 05.06.2019.
Согласно сведениям из информационной системы ГИС ЖКХ в настоящее время задолженность за ФИО7 не числится.
Решением мирового судьи судебного участка N 2 Балаклавского судебного района города Севастополя от 24.06.2020 с ФИО7 и ФИО5 в солидарном порядке в пользу ГУПС "Севтеплоэнерго" взыскана задолженность по оплате коммунальной услуги по отоплению за период с 01.01.2018 по 30.11.2019 в размере 19 180, 91 руб, пени за период с 13.03.2018 по 30.11.2019 в размере 2 799, 86 руб.
Апелляционным определением Балаклавского районного суда города Севастополя от 06.04.2021 решение мирового судьи оставлено без изменения.
Решением мирового судьи судебного участка N 3 Балаклавского судебного района города Севастополя, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 2 Балаклавского судебного района города Севастополя, от 23.08.2021 с Грачёвой И.А. и Грачёвой Ж.В. в солидарном порядке в пользу ГУПС "Севтеплоэнерго" взыскана задолженность по оплате коммунальной услуги по отоплению за период с 01.12.2019 по 31.03.2021 в размере 21 715, 83 руб, пени за период с 10.02.2020 по 31.03.2021 в размере 31, 48 руб.
Решение вступило в силу 16.03.2022.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции руководствуясь статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 N 761, исходил из того, что на момент оспариваемого истцами отказа в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг от 17.09.2021 у ФИО7 имелась задолженность по оплате коммунальной услуги по отоплению, которая образовалась за период не более чем три последних года - с 01.01.2018 по 30.11.2019, установленная вступившим в законную силу решением мирового судьи от 24.06.2020. Сведений о погашении указанной задолженности в период до принятия ответчиком второго оспариваемого ФИО7 отказа в предоставлении субсидии от 21.07.2022, суду не представлено. При этом, 16.03.2022 вступило в законную силу решение мирового судьи от 23.08.2021, которым с ФИО7 взыскана задолженность по оплате коммунальной услуги по отоплению за период с 01.12.2019 по 31.03.2021. На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу, что указанные обстоятельства в силу положений части 5 статьи 159 ЖК PФ и пункта 6 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг являются основанием для отказа в предоставлении субсидии.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции и установил, что истец имеет ряд хронических заболеваний, относится к категории малоимущего, одиноко проживающего предпенсионера, получает меры социальной поддержки в виде государственной социальной помощи малоимущим семьям. Ею заключены соглашения на реструктуризацию долга с УК "Инкерман" и ООО "Севэнергосбыт", долг по оплате ГУПС "Севтеплоэнерго" к моменту вынесения решения Гагаринским районным судом истцом оплачен в размере более 17 000 руб. Наличие задолженности по оплате коммунальных услуг за отопление обуславливала тяжелым материальным положением, указала, что ее доход с сентября 2021 г. составлял 7 701, 69 руб, ежемесячные коммунальные расходы составляли 4 676, 77 руб, субсидия была ей предоставлена в размере 746, 23 руб.
Суд апелляционной инстанции также пришел к выводу, что при наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг уполномоченным органом не может быть отказано в предоставлении мер социальной поддержки гражданину.
Суд апелляционной инстанции, установив вышеизложенные обстоятельства по делу, руководствуясь положениями ст. 150, ст. 151 ГК РФ, установив нарушение ответчиком прав истца, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения исковых требований ФИО7 о взыскании компенсации морального вреда в связи с неправомерными действиями Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя в части отказа предоставления компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг с 01.09.2021, 01.07.2022.
Такие выводы суда апелляционной инстанции признаются судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильными, соответствующими обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Российской Федерацией как социальным государством при реализации гражданами права на жилище устанавливаются гарантии социальной поддержки. К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (статьи 159, 160 Жилищного кодекса Российской Федерации), иные формы социальной поддержки (освобождение от оплаты за жилое помещение и/или коммунальных услуг). Категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, порядок и условия предоставления этих мер, способы и источники их финансирования устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Российской Федерации (абзацы первый, второй, третий пункта 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").
Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер. Перечень документов, подтверждающих право гражданина и (или) членов его семьи на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, и основания для отказа в предоставлении этих мер определяются в том числе нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ст. 160 ЖК РФ).
Ст. 159 ЖК РФ предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
По смыслу ст. 159 ЖК РФ, субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это имеющее целевое назначение полное или частичное возмещение расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг из бюджета соответствующего уровня.
Ч. 1 ст. 159 ЖК РФ предусмотрено, что субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 данной статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Право на субсидии имеют граждане: пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений (ч. 2 ст. 159 ЖК РФ).
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в ч. 2 ст. 159 ЖК РФ, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (ч. 3 ст. 159 ЖК РФ).
Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленного ч. 1 ст. 155 ЖК РФ (ч. 4 ст. 159 ЖК РФ).
Согласно ч. 5 ст. 159 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2022) субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Федеральным законом от 28.11.2018 N 442-ФЗ "О внесении изменений в статьи 159 и 160 Жилищного кодекса Российской Федерации" в ч. 5 ст. 159 ЖК РФ внесены изменения, вступившие в силу с 01.01.2022. Данная норма изложена в следующей редакции: "Субсидии не предоставляются гражданам при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года. Информацию о наличии у граждан такой задолженности орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченное им учреждение получает из системы".
В соответствии с ч. 7 ст. 159 ЖК РФ порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение ст. 159 ЖК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее также - Правила, Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг).
Пунктом 6 Правил (в редакции, действовавшей до 01.07.2021) предусмотрено, что субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 N 1130 "О внесении изменений в Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" в пункт 6 Правил внесены изменения, вступившие в силу с 01.07.2021. Пункт 6 Правил изложен в новой редакции: "Субсидии не предоставляются гражданам при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем 3 последних года. Информацию о наличии у граждан такой задолженности орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченное им государственное учреждение, а в отношении лиц, указанных в пункте 51 данных Правил, федеральные органы исполнительной власти (федеральные государственные органы), в которых законом предусмотрена военная служба, получают из государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства".
В случае возникновения спора между гражданином и уполномоченным органом по вопросам предоставления субсидии, ее размера, об отказе в предоставлении, о приостановлении, возобновлении или прекращении предоставления субсидии уполномоченный орган обязан представить доказательства, свидетельствующие о правомерности его действий по отношению к гражданину при реализации им права на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
В пункте 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" разъяснено, что само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки. В связи с этим, суду при разрешении споров, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, необходимо выяснять причины образования этой задолженности, период ее образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и (или) заключены ли соглашения о порядке погашения этой задолженности. Эти обстоятельства должны быть отражены в судебном решении. При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (невыплата заработной платы в срок, тяжелое материальное положение нанимателя (собственника) и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, несмотря на предпринимаемые ими меры; болезнь, нахождение на стационарном лечении нанимателя (собственника) и (или) членов его семьи; наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др.) в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.
По смыслу норм права, регулирующих отношения по предоставлению гражданам субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также разъяснений, содержащихся в пункте 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22, само по себе наличие у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для приостановления предоставления мер социальной поддержки или для отказа в их предоставлении, поскольку принятию решения уполномоченным органом по вопросу предоставления гражданину субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг должно предшествовать установление причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг уполномоченным органом не может быть отказано в предоставлении мер социальной поддержки гражданину.
В случае возникновения спора между гражданином и уполномоченным органом по вопросам предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, ее размера, об отказе в предоставлении, о приостановлении, возобновлении или прекращении предоставления субсидии уполномоченный орган обязан представить суду доказательства, свидетельствующие о правомерности его действий по отношению к гражданину при реализации им права на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Постановлением Правительства города Севастополя от 03.10.2014 N 360 установлены региональные стандарты, применяемые при определении прав гражданина на получение субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в городе Севастополе.
Согласно п. 2 Постановления Правительства города Севастополя от 03.10.2014 N 360 установлен региональный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, что составляет в размере 17 процентов.
Доводы жалобы о несогласии с действиями суда по оценке доказательств не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов, так как согласно положениям статей 56, 59, 67 ГПК РФ суд определяет какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне их надлежит доказывать, принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Доводы кассационной жалобы по существу повторяют позицию заявителя при рассмотрении дела судебными инстанциями, которая была проверена и получила надлежащую судебную оценку, нашедшую отражение в оспариваемого судебного постановления, и в целом сводятся к несогласию заявителя с судебными постановлениями, а также с выводами суда, основанными на оценке представленных по делу доказательств, что само по себе не свидетельствует о нарушении судом норм материального или процессуального права и не может служить основанием для кассационного пересмотра судебного постановления, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Учитывая изложенное, судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения в пределах доводов кассационной жалобы состоявшихся по делу правильных судебных актов судов первой и апелляционной инстанций не имеется.
Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступивших в законную силу судебных постановлений в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 22.01.2024 оставить без изменения кассационную жалобу Департамента труда и социальной защиты населения г. Севастополя - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи М.А. Парасотченко
Е.В. Черкасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.