Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Руденко Ф.Г, судей Парасотченко М.А, Черкасовой Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО11 к Администрации г. Красноперекопска Республики Крым, Главе Администрации города Красноперекопск Республики Крым ФИО6 о признании незаконным отказа в переводе на вакантную должность, понуждении ответчиков совершить определенные действия, компенсации морального вреда по кассационной жалобе ФИО9 Яны Анатольевны на решение Красноперекопского районного суда Республики Крым от 23.11.2023 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 28.02.2024.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО9 обратилась в суд с иском к администрации г. Красноперекопска Республики Крым, главе администрации г. Красноперекопска Республики Крым ФИО6, в котором просила признать отказ Администрации г. Красноперекопска Республики Крым, главы Администрации г. Красноперекопска Республики Крым ФИО6 о переводе на вакантную должность заместителя главы Администрации г. Красноперекопска Республики Крым по экономическим и имущественным вопросам незаконным, обязать Администрацию г. Красноперекопска Республики Крым, главу Администрации г. Красноперекопска Республики Крым ФИО6 повторно рассмотреть заявление ФИО9 от 18.08.2023 N 2888 о переводе на вакантную должность, возложить на ответчиков обязанность о переводе на вакантную должность заместителя главы Администрации г. Красноперекопска Республики Крым по экономическим и имущественным вопросам, заключив с ней трудовой договор, взыскать с Администрации г. Красноперекопска Республики Крым в пользу истицы компенсацию морального вреда в сумме 50 000 руб, с главы Администрации г. Красноперекопск Республики Крым ФИО6 компенсацию морального вреда в сумме 100 000 руб.
Решением Красноперекопского районного суда Республики Крым от 23.11.2023 в удовлетворении исковых требований ФИО9 отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 28.02.2024 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФИО7 просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение в связи с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда доказательствам, имеющимся в материалах дела. В обоснование доводов кассационной жалобы ссылается на то, что судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела не дана оценка длительности работы истца в администрации города Красноперекопска, сложности выполняемой ей работы. Указывает, что являются незаконными действия ответчика по отказу истцу в переводе на вакантную должность. Обращает внимание на дискриминационные действия со стороны ответчика.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.
Согласно п. 1 ст. 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются не соответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, распоряжением администрации города Красноперекопска Республики Крым N 214-к от 19.07.2019 Макиева Я.А. принята на должность заведующего сектором экономики и инвестиционной политики отдела экономики, инвестиционной политики администрации города Красноперекопск Республики Крым с 19.07.2019.
Распоряжением администрации города Красноперекопска Республики Крым N 30-к от 10.02.2020 истец переведена на должность начальника отдела экономики, инвестиционной политики администрации города Красноперекопск Республики Крым на период отсутствия основного работника.
Распоряжением администрации города Красноперекопска Республики Крым N 437-к от 25.09.2020 срочный трудовой договор N 20 от 19.07.2019 признан заключенным на неопределенный срок с 26.09.2020.
Распоряжением администрации города Красноперекопска Республики Крым N 204-к от 03.08.2020 расторгнут трудовой договор N 20 от 19.07.2019, ФИО9 уволена с занимаемой должности 03.08.2020.
Во исполнение решения Красноперекопского районного суда Республики Крым от 15.10.2021 распоряжением администрации города Красноперекопска Республики Крым N 286-к от 15.10.2021 отменено распоряжение администрации города Красноперекопска Республики Крым N 204-к от 03.08.2020 "О расторжении трудового договора и увольнении ФИО9". ФИО9 допущена к исполнению трудовых обязанностей по должности начальника отдела экономики, инвестиционной политики администрации г.Красноперекопска Республики Крым с 15.10.2021
Распоряжением администрации города Красноперекопска Республики Крым N 312-к от 20.12.2022 трудовой договор с ФИО9 расторгнут, она уволена 20.12.2022 по инициативе работника, в связи с переездом на другое место жительства в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.
Во исполнение апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 28.06.2023 распоряжением администрации г. Красноперекопска Республики Крым N 135-к от 29.06.2023 было отменено распоряжение администрации г. Красноперекопска Республики Крым N 312-к от 20.12.2022 "О расторжении трудового договора и увольнении ФИО9". ФИО9 допущена к исполнению трудовых обязанностей по должности начальника отдела экономики, инвестиционной политики администрации города Красноперекопска Республики Крым с 29.06.2023.
18.08.2023 ФИО9 обратилась в адрес главы администрации города Красноперекопска ФИО6 с заявлением о ее переводе на вакантную должность заместителя главы администрации города Красноперекопска Республики Крым по экономическим и имущественным вопросам с 25.09.2023 в соответствии со ст. 72, ст. 72.1 ТК РФ, о результатах рассмотрения заявления просила сообщить в письменной форме.
Из письменного ответа главы администрации г. Красноперекопска Республики Крым ФИО6 от 15.09.2023 следует, что ФИО9 отказано в переводе па вакантную должность, по причине, что работодатель не инициировал в отношении работника запрос о переводе на вышестоящую должность.
Полагая действия ответчика незаконными, нарушающими её трудовые права, ФИО9 обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, с позицией которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что заключение трудового договора с конкретным лицом, претендующим на работу, является исключительной компетенцией работодателя, который в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения, отказ в переводе истца на вакантную должность не был вызван обстоятельствами, носящимися дискриминационный характер, а обоснован тем, что работодатель не инициировал предложение о занятии имеющейся вакансии на должность заместителя главы администрации г. Красноперекопска Республики Крым по экономическим и имущественным вопросам, что является правом работодателя. При этом, доказательств наличия дискриминации со стороны работодателя в виде прямого или косвенного ограничения прав или установления прямых или косвенных преимуществ при осуществлении трудовых (служебных) функций суду не представлено.
Такие выводы судов первой и апелляционной инстанций признаются судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильными, соответствующими обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
Конституция Российской Федерации гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина и устанавливает, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием (статья 18, часть 2 статьи 19).
В соответствии со ст. 2 ТК РФ в качестве основных принципов регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений указаны запрет дискриминации в сфере труда, равенство прав и возможностей работников, право каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Ст. 3 ТК РФ установлен запрет дискриминации в сфере труда.
В силу ч. 1 ст. 3 ТК РФ каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.
Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника (ч. 2 ст. 3 ТК РФ).
В силу ст. 22 ТК РФ работодатель имеет право, в частности, заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами.
Право принимать необходимые кадровые решения (подбор, расстановку, увольнение персонала) в силу ст. 22 ТК РФ, предоставлено работодателю.
Исходя из приведенных положений закона, а также разъяснений, содержащихся в пункте 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя.
Таким образом, трудовым законодательством не ограничено право работодателя самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала), а также не содержит норм, обязывающих работодателя заполнять вакантные должности или работы немедленно по мере их возникновения.
Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии со ст. 42 Федерального закона N 131-ФЗ правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
В силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ) муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Ст. 6 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ определено понятие должности муниципальной службы. В силу положений названной нормы, должность муниципальной службы - это должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.
Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации. При составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования используются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации (пункты 2, 3 ст. 6 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ).
В силу ст. 7 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ реестр должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации представляет собой перечень наименований должностей муниципальной службы, классифицированных по органам местного самоуправления, избирательным комиссиям муниципальных образований, группам и функциональным признакам должностей, определяемым с учетом исторических и иных местных традиций.
Частью 2 статьи 7 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ установлено, что в реестре должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации могут быть предусмотрены должности муниципальной службы, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность. Такие должности муниципальной службы замещаются муниципальными служащими путем заключения трудового договора на срок полномочий указанного лица.
Согласно ст. 10 названного Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ, муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ должности муниципальной службы подразделяются на следующие группы:
1) высшие должности муниципальной службы;
2) главные должности муниципальной службы;
3) ведущие должности муниципальной службы;
4) старшие должности муниципальной службы;
5) младшие должности муниципальной службы.
Соотношение должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта РФ с учетом квалификационных требований к соответствующим должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы субъекта РФ устанавливается законом субъекта Российской Федерации (ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ)
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Законом от 02.03.2007 N 25-ФЗ на муниципальную службу вправе поступать граждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом для замещения должностей муниципальной службы, при отсутствии обстоятельств, указанных в статье 13 настоящего Федерального закона в качестве ограничений, связанных с муниципальной службой.
При поступлении на муниципальную службу гражданин представляет документы, перечисленные в ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ.
Согласно ч. 6 ст. 16 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ поступление гражданина на муниципальную службу осуществляется в результате назначения на должность муниципальной службы на условиях трудового договора в соответствии с трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Поступление гражданина на муниципальную службу оформляется актом представителя нанимателя (работодателя) о назначении на должность муниципальной службы (часть 8).
П. 1 ст. 17 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ установлено, что при замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы.
Из ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ и абзаца 7 статьи 11 ТК РФ следует, что на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными указанным Федеральным законом.
В муниципальных образованиях в соответствии с муниципальными правовыми актами может создаваться кадровый резерв для замещения вакантных должностей муниципальной службы (ст. 33 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ).
Решением 112 сессии 1 созыва Красноперекопского городского совета Республики Крым N 859-1/19 от 25.04.2019 утверждено Положение о кадровом резерве для замещения вакантных должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования городской округ Красноперекопск Республики Крым, которым определена процедура формирования и ведения кадрового резерва для замещения вакантных должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования городской округ Красноперекопска Республики Крым и общие принципы отбора кандидатов на включение в состав кадрового резерва.
В соответствии с п. 10 и п. 11 ст. 48 Устава муниципального образования городской округ Красноперекопска Республики Крым глава администрации г. Красноперекопска назначает и освобождает от должности заместителей главы администрации города Красноперекопска, назначает и освобождает от должности руководителей органов Администрации города Красноперекопска Республики Крым, распределяет обязанности между своими заместителями.
Решением 47 сессии 2 созыва Красноперекопского городского совета Республики Крым N 228-2/21 от 23.09.2021 утверждено Положение об администрации города Красноперекопска Республики Крым, в соответствии с п. 5.10, п. 5.11 ч. 5 ст. 4 которого, глава администрации города Красноперекопска Республики Крым назначает на должность и освобождает от должности первого заместителя, заместителей главы администрации, а также решает вопросы применения к ним мер поощрения и дисциплинарной ответственности; распределяет обязанности между своими заместителями и руководителем аппарата Администрации города Красноперекопска, осуществляет контроль за их деятельностью.
Ст. 5 вышеуказанного Положения, первый заместитель главы администрации города Красноперекопска, заместители главы администрации города Красноперекопска являются должностными лицами администрации города Красноперекопска и назначаются на должность главой администрации города Красноперекопска. Заместители главы администрации города Красноперекопска назначаются и освобождаются от должности в соответствии с ТК РФ Федеральным законом от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", Уставом городского округа Красноперекопск и настоящим Положением.
ТК РФ не ограничивает право работодателя, предусмотренное ст. 22 ТК РФ, самостоятельно, под свою ответственность принимать кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала), а из конституционных норм и принципов не вытекает право гражданина занимать избранную им определенную должность, выполнять определенную работу как обязанность кого бы то ни было предоставить гражданину такую работу на удобных для него условиях. Из этого следует, что заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в абз. 2 п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", при рассмотрении споров, связанных с отказом в приеме на работу, в целях оптимального согласования интересов работодателя и лица, желающего заключить трудовой договор, и с учетом того, что исходя из содержания статьи 8, части 1 статьи 34, частей 1 и 2 статьи 35 Конституции Российской Федерации и абзаца второго части первой статьи 22 Кодекса работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала) и заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя, а также того, что Кодекс не содержит норм, обязывающих работодателя заполнять вакантные должности или работы немедленно по мере их возникновения, необходимо проверить, делалось ли работодателем предложение об имеющихся у него вакансиях (например, сообщение о вакансиях передано в органы службы занятости, помещено в газете, объявлено по радио, оглашено во время выступлений перед выпускниками учебных заведений, размещено на доске объявлений), велись ли переговоры о приеме на работу с данным лицом и по каким основаниям ему было отказано в заключении трудового договора.
В силу ст. 72 ТК РФ изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.
Согласно ст. 72.1 ТК РФ перевод на другую работу - постоянное или временное изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения, в котором работает работник (если структурное подразделение было указано в трудовом договоре), при продолжении работы у того же работодателя, а также перевод на работу в другую местность вместе с работодателем. Перевод на другую работу допускается только с письменного согласия работника, за исключением случаев, предусмотренных частями второй и третьей статьи 72.2 настоящего Кодекса.
По письменной просьбе работника или с его письменного согласия может быть осуществлен перевод работника на постоянную работу к другому работодателю. При этом трудовой договор по прежнему месту работы прекращается (пункт 5 части 1 статьи 77 настоящего Кодекса).
Не требует согласия работника перемещение его у того же работодателя на другое рабочее место, в другое структурное подразделение, расположенное в той же местности, поручение ему работы на другом механизме или агрегате, если это не влечет за собой изменения определенных сторонами условий трудового договора.
Запрещается переводить и перемещать работника на работу, противопоказанную ему по состоянию здоровья.
Из системного анализа указанных норм, на которые ссылалась истец в поданном ею заявлении работодателю, следует, что у работодателя отсутствует обязанность перевода работника по его усмотрению на иную работу, а вот перевод работника без его согласия возможен в исключительных случаях, прямо указанных в ст. 72.1 ТК РФ.
Дискриминация - это нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам. В соответствии со ст. 19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
Конституционный принцип равенства всех перед законом в области трудовых отношений получил воплощение в ст. 3 ТК РФ, согласно которой никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, либо установлены настоящим Кодексом или в случаях и в порядке, которые им предусмотрены, в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства.
В целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, работодатель самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала).
Доводы жалобы о несогласии с действиями суда по оценке доказательств не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов, так как согласно положениям статей 56, 59, 67 ГПК РФ суд определяет какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне их надлежит доказывать, принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Доводы кассационной жалобы по существу повторяют позицию заявителя при рассмотрении дела судебными инстанциями, которая была проверена и получила надлежащую судебную оценку, нашедшую отражение в оспариваемого судебного постановления, и в целом сводятся к несогласию заявителя с судебными постановлениями, а также с выводами суда, основанными на оценке представленных по делу доказательств, что само по себе не свидетельствует о нарушении судом норм материального или процессуального права и не может служить основанием для кассационного пересмотра судебного постановления, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Учитывая изложенное, судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения в пределах доводов кассационной жалобы состоявшихся по делу правильных судебных актов судов первой и апелляционной инстанций не имеется.
Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступивших в законную силу судебных постановлений в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Красноперекопского районного суда Республики Крым от 23.11.2023 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 28.02.2024 оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО12 - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи М.А. Парасотченко
Е.В. Черкасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.