Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Гордеевой Ж.А, судей Комбаровой И.В, Песоцкого В.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2, ФИО3 к Администрации г.Феодосии Республики Крым о признании права на обеспечение жилым помещением, признании незаконным постановления, возложении обязанности включить в список граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, по кассационной жалобе ФИО2 в лице представителя по доверенности ФИО1
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 28 февраля 2024 года, заслушав доклад судьи Гордеевой Ж.А,
УСТАНОВИЛА:
ФИО2, ФИО3 обратились в суд с исковым заявлением к Администрации г.Феодосии Республики Крым (далее по тексту: Администрация, ответчик), в котором просили признать за ними право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года N 116 "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и г. Севастополю"; признать незаконным постановление Администрации г. Феодосии Республики Крым от 30 января 2023 года N 219 об отказе во включении ФИО2, ФИО3 в список граждан, указанных в пункте 2 Порядка обеспечения жилыми помещениями и учета нуждающихся в жилых помещениях отдельных категорий граждан, установленных Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года N 116 "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан РФ, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя", утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 09 августа 2018 года N384; возложить обязанность на Администрацию г. Феодосии Республики Крым включить истцов в список граждан, установленных Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 годаN 116 "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан РФ, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя", утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 09 августа 2018 года N384.
Определением Феодосийского городского суда Республики Крым от 06 июня 2023 года, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены МКУ "Управление имущественных и земельных отношений Администрации г. Феодосии", Военный комиссариат города Феодосия и Кировского района республики Крым (л. д. 39).
Определением Феодосийского городского суда Республики Крым от 06 июля 2023 года, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым (л.д.117).
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 15 августа 2023 года исковые требования удовлетворены.
За ФИО2, ФИО3 признано право на обеспечение жилым помещением в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года N 116 "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города Севастополя".
Признано незаконным постановление Администрации города Феодосии Республики Крым от 30 января 2023 года N 219 "Об отказе во включении ФИО2 и ФИО3 в список граждан, указанных в пункте 2 Порядка обеспечения жилыми помещениями и учета нуждающихся в жилых помещениях отдельных категорий граждан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года N 116 "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города Севастополя", утвержденного постановлением Совета Министров Республики Крым 09 августа 2018 года N 384.
На Администрацию города Феодосии Республики Крым возложена обязанность включить ФИО2 и ФИО3 в список граждан, указанных в пункте 2 Порядка обеспечения жилыми помещениями и учета нуждающихся в жилых помещениях отдельных категорий граждан, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года N 116 "Об обеспечении жилыми помещениям и отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города Севастополя", утвержденного постановлением Совета Министров Республики Крым 09 августа 2018 года N 384.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 28 февраля 2024 года решение суда первой инстанции отменено, принято новое решение, которым в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе представитель ФИО2 по доверенности ФИО1, ссылаясь на нарушения и неправильное применение норм материального и процессуального права, ставит вопрос об отмене апелляционного определения. В обоснование жалобы указано, что выводы суда апелляционной инстанции основаны на ошибочном толковании норм материального права, без учета юридически значимых обстоятельств.
Возражений на кассационную жалобу не поступило.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ФИО2 по доверенности ФИО6 настаивал на удовлетворении кассационной жалобы по изложенным в ней доводам, просил отменить обжалуемый судебный акт.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Сведения об уважительности причин своей неявки не представили, ходатайств об отложении не поступало. При этом информация о движении дела была размещена также на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет по адресу: 4kas.sudrf.ru. При таких обстоятельствах, в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел, в порядке статьи 167, части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В силу части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований судом кассационной инстанции при рассмотрении кассационной жалобы не установлено.
Из материалов дела следует, что ФИО7 с ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в Вооруженных Силах Украины, приказом командира войсковой части "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ уволен в запас по состоянию здоровья. На момент увольнения выслуга ФИО7 составляла 18 лет 03 месяца 21 день, что подтверждается сведениями послужного списка (л.д.21-23, 87-93).
Из справки в/ч 2243 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО7 за время прохождения службы в в/ч 2243 жилой площадью не обеспечивался (л.д.73).
В представлении на увольнение ФИО7 в запас от ДД.ММ.ГГГГ в графе "обеспеченность жильем по месту службы" указано "проживает в закрытом военном городке" (л.д. 137).
Согласно отметкам в копии паспорта гражданина Украины ФИО7, его место проживания было зарегистрировано в п. "данные изъяты"" с ДД.ММ.ГГГГ, также имеется отметка о регистрации с ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.55-оборот).
Согласно справке исполкома Коктебельского поселкового совета от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО7 с женой ФИО3, дочерями ФИО2 и ФИО8 проживали в "данные изъяты" (л.д.62).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 умер, что подтверждается свидетельством о смерти серии 1-АП N (л.д. 12.57).
ФИО2 приходится дочерью, а ФИО3 - супругой ФИО7 (л.д. 10- 11.58).
Согласно акту проверки жилищных условий, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ФИО3, ФИО2 (дочь) и ФИО8 (дочь) проживают в "адрес" Указанное жилое помещение принадлежало в/ч 2161 (л.д.70).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 и ФИО3 обратились в Администрацию г. Феодосии с заявлением о подтверждении нуждаемости в жилом помещении с даты постановки на учет в воинских частях вооруженных сил, воинских формирований и правоохранительных органах Украины и признании их участниками мероприятия по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года N 116, а также о включении в список граждан, указанных в п. 2 Порядка обеспечения жилыми помещениями и учета нуждающихся в жилых помещениях отдельных категорий граждан, установленных Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года N 116 "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя" (далее - Порядок) (л.д.75-76 т.1).
В ответе от 27 июня 2022 года Администрация г. Феодосии разъяснила истцам о необходимости предоставления дополнительных документов для решения указанного в заявлении вопроса (л.д.77-79 т.1)
ДД.ММ.ГГГГ истцы предоставили дополнительные документы, по результатам рассмотрения которых постановлением Администрации г. Феодосии от 14 сентября 2022 года ФИО2 и ФИО3 отказано во включении в список граждан, указанных в пункте 2 Порядка на основании п.п.1 п.22 Порядка в связи с несоответствием граждан категории, установленной Указом, а именно в связи с отсутствием сведений о принятии ФИО7 на учет лиц, нуждающихся в жилых помещениях и уволенных до ДД.ММ.ГГГГ с военной службы из подразделений Государственной пограничной службы Украины, дислоцировавшихся на территории Республики Крым и города Севастополя (л.д. 104-105 т. 1).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 и ФИО3 повторно обратились с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты, как члены семьи умершего после увольнения с военной службы с воинских формирований Украины ? ФИО7 (л.д.106- 108 т.1).
Постановлением Администрации г. Феодосии от 30 января 2023 года N 218 ФИО2 и ФИО3 отказано во включении в список граждан, указанных в п. 2 Порядка на основании п.п.1 п.22 Порядка в связи с несоответствием граждан категории, установленной Указом, а именно п.п. "в" п.1 Указа, которым предусмотрено, что право на обеспечение жилыми помещениями имеют граждане Российской Федерации - члены семей (в том числе вдовы (вдовцы), не вступившие в повторный брак) погибших (умерших) в период прохождения военной службы (службы) или погибших (умерших) после увольнения с военной службы (службы) граждан, названных в подпункте "а" настоящего пункта, состоявших на дату их гибели (смерти) на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в связи с отсутствием в учетном деле, поступившем из Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым сведений о принятии Ганьжина В.И. на учет лиц, нуждающихся в жилых помещениях. Также указанным постановлением отменено постановление Администрации г. Феодосии Республики Крым от 14 сентября 2022 года N 2826 (л.д.112 т.1).
Разрешая настоящий спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 40 Конституции Российской Федерации, пунктом 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", частями 1, 2 и 7 статьи 31, пунктами 1 и 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", пунктами 1-4 Указа Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года N 116 "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города Севастополя", пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона Республики Крым от 04 июля 2018 года N 517- ЗРК/2018, Порядком, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Крым от 09 августа 2018 года N384, исходил из того, что ФИО7, являвшийся военнослужащим, за время прохождения службы в в "данные изъяты" жилой площадью не обеспечивался, вместе с супругой ФИО3, дочерями ФИО2 и ФИО8 был зарегистрирован и проживал в "адрес", в помещении, принадлежавшем "данные изъяты" расположенном на территории закрытого военного городка, принял во внимание акт проверки жилищных условий от 05 февраля 2014 года, составленный на основании заявления истцов ФИО3 и ФИО2 о разрешении проживания в вышеуказанном жилом помещении в связи со смертью ФИО7, уведомление с предложением участия в государственной программе, пришел к выводу о том, что ФИО7 с составом семьи состоял на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, следовательно, истцы ФИО3 и ФИО2, как члены семьи военнослужащего, в соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года N 116 имеют право на обеспечение жилым помещением.
Рассматривая дело в порядке апелляционного производства, руководствуясь положениями статей 42, 57, 59 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлением Кабинета министров Украины от 11 февраля 2009 года N 140, постановлением Кабинета министров Украины от 09 июня 2010 года N 509, постановлением Кабинета министров Украины от 03 августа 2006 года N 1081, Указом Президента РФ от 22 марта 2018 года N 116 "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя", учетом изучения учетного дела ФИО7, направленного из ФСБ РФ в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, установлено, что оно содержит заявление ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ о продлении прописки по адресу: "данные изъяты" а также выдаче домовой книги, заявление ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ о рассмотрении на заседании комиссии вопроса о дальнейшем проживании ее семьи в составе трех человек в связи со смертью супруга ФИО7, копии паспортов граждан Украины ФИО7 и ФИО3 с отметкой о регистрации места проживания в п. "данные изъяты" с ДД.ММ.ГГГГ, а также с ДД.ММ.ГГГГ, копию свидетельства о смерти ФИО7, копии свидетельств о рождении детей, копию справки Феодосийского морского торгового порта от ДД.ММ.ГГГГ о том, что ФИО3 работает временно на п/о "Якорь" горничной с апреля по сентябрь 2004 года, на квартирном учете не состоит, копию справки Феодосийского межгородского бюро технической инвентаризации от ДД.ММ.ГГГГ о том, что за ФИО7, ФИО3, ФИО2, ФИО8 право собственности на объекты недвижимости не зарегистрировано, копию свидетельства о заключении брака, копию справки Коктебельского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ о том, что ФИО7, ФИО3, ФИО2, ФИО8 проживают в "данные изъяты"", извлечение из приказа от ДД.ММ.ГГГГ об исключении ФИО7 из списков части и всех видов обеспечения (л.д.53 т.1).
Сведений о вынесении компетентным органом решения о принятии ФИО7 с членами семьи на учет лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, учетное дело не содержит.
Судом апелляционной инстанции указано, что в учетном деле ФИО7 не содержится документов, подтверждающих подачу им заявления о принятии на учет лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, а также принятия полномочным органом соответствующего решения.
По мнению суда апелляционной инстанции, уведомление отдела пограничной службы "Феодосия" Симферопольского пограничного отряда Азово-черноморского регионального управления Государственной пограничной службы Украины от 07 октября 2010 года N 1450, в котором ФИО7 предлагалось принять участие в государственной программе относительно осуществления компенсации расходов на приобретение квартир для обеспечения жильем граждан, которые находятся на очереди, путем оплаты 30% стоимости жилья государством не подтверждает с достоверностью нахождение семьи ФИО7 на учете лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, учитывая, что государственная программа распространялась не только на военнослужащих, состоящих на учет лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения.
В ответе Пограничного управления по Республике Крым ФСБ России от ДД.ММ.ГГГГ указано о том, что ФИО7 на учете нуждающихся в жилом помещении в Государственной пограничной службе Украины не состоял, в связи с чем в списках граждан, названных в п.1 Указа Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года N116 и направленных в Совет министров Республики ФИО5 и Правительство Севастополя, не значился.
Аналогичные сведения содержатся в ответе Федеральной службы безопасности Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, суд апелляционной инстанции учитывая, что материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих принятие ФИО7 на учет лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, пришел к выводу, что оснований для применения к истцам положений Указа Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года N 116, не имеется, в связи с чем решение суда первой инстанции отменил с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных истцами исковых требований.
Судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с обоснованностью выводов суда апелляционной инстанции, поскольку они основаны на совокупности исследованных по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательств, не противоречат закону и подробно мотивированы в оспариваемом судебном акте.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, что истцами не представлены доказательства, подтверждающие принятие ФИО7 на учет лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения.
Доводы кассационной жалобы аналогичны содержанию искового заявления и были предметом рассмотрения судом апелляционной инстанции, которым дана соответствующая оценка, с выводами которого соглашается суд кассационного суда.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о неправильном применении судом апелляционной инстанции норм материального права, направлены на переоценку доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела.
Между тем переоценка установленных судами фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений главы 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 28 февраля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО2 в лице представителя по доверенности ФИО1, - без удовлетворения.
Председательствующий
Ж.А.Гордеева
Судьи
И.В.Комбарова
В.В.Песоцкий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.