Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н, судей Парасотченко М.А, Мотиной И.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лебедевой В.В. к Министерству жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым о признании недействительными решений об отказе в предоставлении жилищного сертификата, возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат, по кассационной жалобе Лебедевой В.В, поступившей с делом 27 мая 2024 г, на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 4 октября 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 1 марта 2024 г.
Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лебедева В.В. обратилась в суд с иском к Министерству жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, в котором учетом уточнений исковых требований просила признать недействительными решения Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым от 24 ноября 2022 г. и от 8 июня 2023 г. об отказе в предоставлении жилищного сертификата на приобретение жилого помещения, о возложении обязанности по выдаче государственного жилищного сертификата.
Требования мотивированы тем, что истец является гражданкой Российской Федерации, в 1992 г. переехала из Мурманской области на Украину в Херсонскую область для постоянного проживания, где в "адрес" приобрела жилой дом и проживала там постоянно, была зарегистрирована по указанному адресу и получила временное удостоверение на проживание на территории Украины. В связи с ухудшением состояния здоровья в 2021 г. она проходила лечение в КУ "Бериславская ЦРБ" Херсонской области, после выехала в Воронежскую область для лечения, в августе 2021 г. прошла обследование, в сентябре 2021 г. ей сделана операция в Воронежской городской клинической больнице N3, после выписки из больницы переехала проживать к своему сыну в г. Феодосия Республики Крым, где в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходила лечение, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходила лечение в ГБУЗ РК "Кировская ЦРБ", вернуться в Херсонскую область у нее не получилось в связи с начавшейся специальной военной операцией и после февраля 2022 года она временно осталась проживать у сына в г. Феодосии. Указывает, что в настоящее время территория, где расположен принадлежащий ей дом в Херсонской области, занята войсками Украины. В ноябре 2022 г. она обратилась к ответчику с заявлением о выдаче сертификата на приобретение жилого помещения и предоставления единовременной выплаты, но ей было отказано, в том числе в связи с наличием временного удостоверения на проживание на территории Украины, при этом единовременная выплата ей произведена. Полагает, что она является лицом, которое вынужденно покинуло место своего проживания в правобережной части Херсонской области, поскольку, выехав на лечение, она планировала вернуться в принадлежащий ей жилой дом в Херсонской области, однако не имеет такой возможности, иного жилья ни на территории Украины, ни в Российской Федерации не имеет.
Решением Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 4 октября 2023 г. в удовлетворении исковых требований Лебедевой В.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 1 марта 2024 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Лебедева В.В. просит отменить судебные акты и принять новое судебное постановление об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов ссылается на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, несоответствие выводов судов, фактическим обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились.
Судебные извещения, направленные в адрес ответчика и третьего лица, вручены адресатам.
От ответчика Министерству жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым и третьего лица Министерства труда и социальной защиты Республики Крым поступили возражения на кассационную жалобу истца, в которых они просили оспариваемые судебные акты оставить без изменения.
Судебное извещение, направленные в адрес Лебедевой В.В, возвращено с отметкой об истечении срока хранения.
В соответствии с абзацем вторым пункта 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.
Поскольку Лебедева В.В. уклонилась от получения почтовой корреспонденции, в связи с чем почтовое извещение возвращено в суд кассационной инстанции с отметкой об истечении срока хранения, судебная коллегия приходит к выводу, что она о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежаще.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, либо с помощью иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В целях скорейшего рассмотрения и разрешения дела судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив изложенные доводы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких обстоятельств в ходе рассмотрения гражданского дела в пределах доводов кассационной жалобы не установлено.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что 8 ноября 2022 г. Лебедева В.В. обратилась в с заявлением о предоставлении единовременной социальной выплаты в размере 100 000 руб. и государственного жилищного сертификата на приобретение жилого помещения гражданам Российской Федерации, покинувшим г. Херсон и правобережную часть Херсонской области.
Решением Министерства жилищной политики и государственного строительства Республики Крым от 24 ноября 2022 г. Лебедевой В.В. отказано в предоставлении государственного жилищного сертификата на приобретение жилого помещения.
Основанием для отказа в удовлетворении заявления Лебедевой В.В. в части предоставлении государственного жилищного сертификата на приобретение жилого помещения являлось то, что у Лебедевой В.В, являющейся гражданской Российской Федерации (паспорт гражданина РФ серии N, выданный ДД.ММ.ГГГГ), имеется временное удостоверение на проживание в Украине, с отметкой о регистрации по адресу: "адрес", таким образом, наличие двух одновременно действующих документов (паспорта гражданина РФ и временного удостоверения на проживание в Украине) не позволяет установить факт экстренного массового выезда из Херсонской области.
9 декабря 2022 г. Лебедевой В.В. выплачена социальная выплата в размере 100 000 руб, что не оспаривается сторонами и подтверждается материалами дела (т. 1 л. д. 48).
27 мая 2023 г. Лебедева В.В. обратилась в Министерство жилищной политики и государственного строительства Республики Крым с заявлением о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения (жилищный сертификат).
Решением Министерства жилищной политики и государственного строительства Республики Крым от 8 июня 2023 г. N3448 Лебедевой В.В. отказано в предоставлении государственного жилищного сертификата на приобретение жилого помещения с указанием рекомендаций Межведомственной комиссии гражданам, согласно приложению.
Из приложения к решению от 8 июня 2023 г. N3448 следует, что Лебедевой В.В. отказано в связи с несоответствием критерию, указанному в подпункте "а" пункта 6 Порядка N909 (Порядок N1) (граждане покинули место постоянного проживания в городе Херсоне или части Херсонской области (в населенных пунктах Херсонской области по перечню, утверждаемому в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 г. N 3099-р) и прибыли на территорию Республики Крым на постоянное место жительства).
Установив, что выезд истца с территории Херсонской области имел место задолго до начала специальной военной операции и не имел вынужденного характера из-за военных действий, а условие о невозможности возвращения в Херсонскую область для проживания по указанным обстоятельствам не отнесено законодателем к условиям, предусматривающим возможность предоставления социальной выплаты на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Проверяя обоснованность принятого решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Крым согласилась с выводом суда первой инстанции и правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции выводы судов первой и апелляционной инстанций находит законными и обоснованными, суды правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, дали надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам.
Постановлением Правительства РФ от 21 октября 2022 г. N 1876 "О реализации мероприятий по переселению жителей г. Херсона и части Херсонской области, покинувших место постоянного проживания и прибывших в экстренном порядке на иные территории Российской Федерации" утверждены, в том числе, Правила предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации в целях финансового обеспечения мероприятий по предоставлению единовременных выплат на обзаведение имуществом и социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов жителям г. Херсона и части Херсонской области, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном порядке на иные территории Российской Федерации на постоянное место жительства.
В указанных Правилах (пункт 2) закреплены критерии граждан, в отношении которых осуществляются мероприятия, направленные на оказание поддержки. Мероприятия, направленные на оказание поддержки гражданам, включают: а) предоставление гражданам единовременных выплат на обзаведение имуществом в размере 100 тыс. руб.; б) предоставление гражданам социальных выплат на приобретение жилых помещений (пункт 3). В Правилах закреплено, что порядок реализации мероприятий, направленных на оказание поддержки гражданам, указанным в пункте 2 настоящих Правил, устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Советом министров Республики Крым 22 октября 2022 г. принято Постановление N909 "О предоставлении единовременных выплат на обзаведение имуществом и социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов жителям Херсона и части Херсонской области", которым утвержден Порядок и условия предоставления социальной выплаты на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов.
Указанное Постановление N 909 принято в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 г. N 1876 "О реализации мероприятий по переселению жителей г. Херсона и части Херсонской области, покинувших место постоянного проживания и прибывших в экстренном порядке на иные территории Российской Федерации", статьями 83, 84 Конституции Республики Крым, статьями 14, 20 Закона Республики Крым от 19 июля 2022 г. N 307-ЗРК/2022 "Об исполнительных органах Республики Крым", в целях реализации мероприятий, направленных на оказание поддержки жителям города Херсона и части Херсонской области, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном порядке на территорию Республики Крым на постоянное место жительства".
Порядком установлен механизм и условия предоставления жителям города Херсона и части Херсонской области (в населенных пунктах Херсонской области по перечню, утверждаемому в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 г. N 3099-р), покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном массовом порядке на территорию Республики Крым на постоянное место жительства, социальной выплаты на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов, подтверждающих право гражданина на социальную выплату.
Пунктом 6 Порядка N 1 (в редакции, действующей на момент подачи первого заявления истца от 8 ноября 2022 г.) предусматривалось, что предоставление социальной выплаты осуществляется гражданам, отвечающим на момент обращения за предоставлением социальной выплаты совокупности следующих требований: а) граждане Российской Федерации вынужденно покинули место постоянного проживания в городе Херсоне и правобережной части Херсонской области; б) граждане подали заявление на предоставление социальной выплаты (жилищного сертификата) лично либо через представителя при условии представления доверенности на такого представителя, оформленной в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В пункте 6 Порядка N1 (в редакции, действующей на момент подачи второго заявления истца от 27 мая 2023 г.) были закреплены следующие требования для предоставления социальной выплаты, а именно указано, что предоставление социальной выплаты осуществляется гражданам, отвечающим на момент обращения за предоставлением социальной выплаты совокупности следующих критериев: а) граждане покинули место постоянного проживания в городе Херсоне или части Херсонской области (в населенных пунктах Херсонской области по перечню, утверждаемому в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 г. N 3099-р) и прибыли на территорию Республики Крым на постоянное место жительства; б) граждане подали заявление на предоставление сертификата лично либо через представителя при условии представления доверенности на такого представителя, оформленной в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
По состоянию на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции пунктом 6 Порядка N1 предусмотрено, что предоставление социальной выплаты осуществляется гражданам, отвечающим на момент обращения за предоставлением социальной выплаты следующему критерию - граждане после 24 февраля 2022 г. покинули место постоянного проживания в городе Херсоне или части Херсонской области (в населенных пунктах Херсонской области по перечню, утверждаемому в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 г. N 3099-р) и прибыли на иные территории Российской Федерации на постоянное место жительства.
Таким образом, законодателем неоднократно вносились изменения в указанный порядок, однако, данный порядок был утвержден в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 г. N 1876 "О реализации мероприятий по переселению жителей г. Херсона и части Херсонской области, покинувших место постоянного проживания и прибывших в экстренном порядке на иные территории Российской Федерации", предусматривающим, что социальная выплата на приобретение жилых помещений предоставляется жителям города Херсона и правобережной части Херсонской области, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном массовом порядке.
Экстренный массовый порядок подразумевает под собой вынужденность переезда лиц на постоянно место жительства в Российскую Федерацию на постоянное место жительства в период с февраля 2022 г.
Учитывая указанное, законодателем предусматривается, что лицо, которое обращается за получением социальной выплаты на приобретение жилого помещения (жилищного сертификата), должно предоставить доказательства того, что покинуло место постоянного проживания в городе Херсоне или части Херсонской области и прибыло на территорию Российской Федерации на постоянное место жительства с февраля 2022 г. именно в вынужденном порядке.
В силу пункта 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно сведениям из украинского реестра прав на недвижимое имущество за Лебедевой В.В. зарегистрировано право собственности на жилой дом в "адрес", на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с заграничным паспортом РФ N поставлена отметка от ДД.ММ.ГГГГ о выдаче временного удостоверения на постоянное проживание в Украине.
Истцом представлено временное удостоверение на проживание в Украине по адресу: "адрес", выданное ДД.ММ.ГГГГ
Согласно свидетельства о регистрации по месту пребывания N от ДД.ММ.ГГГГ Лебедева В.В. временно зарегистрирована по месту пребывания по адресу: "адрес", на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Согласно справки от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленной из УФСБ по Республике Крым и г. Севастополю в Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, факт пребывания Лебедевой В.В. с территории Херсонской области на территорию Республики Крым в экстренном массовом порядке не установлен, и не подтверждено, что в период с 2022 г. по 2023 г. Лебедева В.В. находилась на территории Херсонской области.
Согласно уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ на территории Российской Федерации за Лебедевой В.В. права собственности не зарегистрировано.
Из пояснений Лебедевой В.В, данных при рассмотрении дела в суде первой и апелляционной инстанции, установлено, что в 2020 г. она выехала из своего дома в "адрес", поскольку ездила в гости в сестре в г. Воронеж и проходила там лечение, в г. Воронеже постоянно зарегистрирована в жилом помещении, принадлежащем ее сестре, так как регистрация на территории Российской Федерации была ей необходима для оформления пенсии, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась на лечении в ГБУЗ РК "Кировская ЦРБ" (Республика Крым) и после ДД.ММ.ГГГГ не смогла вернуться в принадлежащий ей дом в Херсонской области.
Истцом представлены медицинские документы о прохождении лечения в БУЗ ВО ВОКБ N ("адрес") в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в БУЗ ВО "Воронежская городская клиническая больница N" в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в ГБУЗ РК Феодосийского МЦ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ГБУЗ РК "Кировская ЦРБ", в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ГБУЗ РК "Кировская ЦРБ".
Из представленных документов судом установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ истец находилась на территории Российской Федерации, проходила лечение в медицинском учреждении.
Между тем, имеющимися в материалах дела доказательствами не подтверждено, что выезд истца из жилого дома по адресу: "адрес", носил вынужденный характер.
Как правильно отмечено судами нижестоящих инстанций, из совокупности представленных доказательств следует, что истец является гражданкой Российской Федерации (паспорт гражданина РФ выдан ДД.ММ.ГГГГ), является получателем пенсии на территории Российской Федерации, из жилого дома в Херсонской области добровольно выехала в 2020 г. и после в жилой дом на территории Херсонской области не возвращалась, в том числе и до ДД.ММ.ГГГГ
Доводы кассационной жалобы о том, что после прохождения лечения на территории Российской Федерации, после ДД.ММ.ГГГГ, истец Лебедева В.В. не имела возможности вернуться на постоянное место проживание в жилой дом, расположенный в Херсонской области, несостоятельны к отмене судебных актов, поскольку законодателем установлены критерии, которым должен соответствовать гражданин на момент обращения за предоставлением социальной выплаты для приобретения жилого помещения, и наличие в городе Херсоне или правобережной части Херсонской области недвижимого имущества в собственности, которое лицо имеет намерение использовать для проживания, однако, не имеет возможности в связи с проведением специальной военной операции, не влечет предоставление лицу государственного жилищного сертификата на приобретение жилого помещения.
Судом нижестоящей инстанции правильно отмечено, что предоставление единовременной выплаты на обзаведение имуществом в размере 100 000 руб. не является обстоятельством, подтверждающим право лица на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения (жилищный сертификат).
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя основаны на неправильном применении норм материального права, сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций и переоценке представленных доказательств, не опровергают выводов судов, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшихся судебных актов.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену решения и апелляционного определения, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 4 октября 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 1 марта 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Лебедевой В.В. - без удовлетворения.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи М.А. Парасотченко
И.И. Мотина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.