Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Щетининой Е.В, судей Думушкиной В.М, Ивановой Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым к ФИО9 о возложении обязанности произвести отчуждение земельных участков, по кассационной жалобе представителя Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым по доверенности Шароватовой Юлии Владимировны на решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 4 декабря 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 13 марта 2024 года.
Заслушав доклад судьи Щетининой Е.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
истец - Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым обратился в суд с иском к ФИО10 об осуществлении принудительной продажи с публичных торгов 1/2 доли земельного участка с кадастровым номером N площадью 10000 кв.м, расположенного по адресу: Республика Крым, Симферопольский район, на территории Широковского сельского совета, вид "решенного использования - ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, принадлежащего на праве собственности гражданину ФИО11 с последующей передачей ответчику врученной суммы.
Исковые требования мотивированы тем, что ФИО12 является собственником вышеуказанного земельного участка, при этом является гражданином иностранного государства. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20.03.2020 года N 201 внесены изменения в Указ Президента Российской Федерации от 09.01.2011 года N 26, после чего территория Республики Крым, приобрела статус приграничных территорий, на которых иностранные граждане не могут иметь в собственности земельные участки, а те, кто на момент издания вышеприведенного Указа имели эти земельные участки, обязаны в течение года произвести их отчуждение. Между тем, указанных действий ответчик не произвел, в ЕГРН внесены данные о нем как о собственнике имущества, которое на данный момент не может ему принадлежать, что является основанием для его принудительного отчуждения.
Бездействие ответчика по непринятию мер по отчуждению земельного участка, по мнению истца, нарушает установленный в Российской Федерации порядок владения земельными участками иностранным гражданам, что стало причиной для обращения в суд с настоящим иском.
Решением Симферопольского районного суда Республики Крым от 4 декабря 2023 года исковые требования удовлетворены.
Постановлено принудительно продать с публичных торгов 1/2 долю земельного участка с кадастровым номером N, площадью 10000 кв.м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид
разрешенного использования - ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, расположенного по адресу: Республика Крым, Симферопольский район, на территории Широковского сельского совета, принадлежащего на праве собственности ФИО13 12 июня 1959 года рождения, с последующей передачей ФИО14, вырученной суммы, за вычетом затрат, понесенных Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым на отчуждение имущества.
Начальная продажная цена отчуждаемого имущества определена равной его рыночной стоимости, установленной специализированной организацией, привлекаемой судебным приставом-исполнителем.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 13 марта 2024 года решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 4 декабря 2023 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым по доверенности Шароватова Ю.В. ставит вопрос об изменении обжалуемых судебных постановлений, а именно изложить п.2 резолютивной части решения Симферопольского районного суда Республики Крым от 4 декабря 2023 года по делу N 2-3128/2023 в следующей редакции: " N, площадью 10000 кв.м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, расположенного по адресу: Республика Крым, Симферопольский район, на территории Широковского сельского совета, принадлежащего на праве собственности ФИО15, 12 июня 1959 года рождения, с последующей передачей ФИО16 вырученной суммы, понесенной за отчуждение имущества" исключив вывод суда "за вычетом затрат, понесенных Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым".
Указывает, что выводы суда первой и апелляционной инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела, основаны на неверном толковании действующих правовых норм. Судами нарушены нормы материального и процессуального права. Выражает несогласие с указанием суда относительно возложения на истца затрат, связанных с отчуждением имущества с публичных торгов. Полагает, что данное указание влечет для Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым обязанность по реализации имущества физического лица, что выходит за пределы его компетенции как государственного органа.
Возражений на кассационную жалобу не поступило.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом были извещены судом кассационной инстанции о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. При этом информация о движении дела была размещена также на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет по адресу: 4kas.sudrf.ru.
Учитывая надлежащее извещение о времени и месте судебного разбирательства в суде кассационной инстанции лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции счел возможным на основании положений части 3 статьи 167 и части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) рассмотреть жалобу в данном судебном заседании.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы ввиду следующего.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ФИО17 в соответствии с данными из ЕГРН, является собственником 1/2 доли земельного участка с кадастровым номером N, площадью 10000 кв.м, с видом разрешенного использования - ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, расположенного по адресу: Республика Крым, Симферопольский район, территория Широковского сельского поселения.
Право собственности в ЕГРН зарегистрировано 17 мая 2018 года.
Собственником оставшейся 1/2 доли земельного участка является ФИО18 что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Из сведений, содержащихся в ЕГРН в отношении спорного объекта недвижимости. ФИО19 является гражданином иностранного государства, документирован паспортом гражданина Украины серии КЕ N N выданным 13 июня 1996 года, Коминтерновским РОУМВД Украины в Одесской области, и зарегистрирован по месту жительства в "адрес"
Из ответа МВД по Республике Крым от 5 октября 2023 года N68/38523 следует, что ФИО20 паспортом гражданина Российской Федерации не документирован.
Указом Президента РФ от 9 января 2011 года N 26 "Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками" установлен перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками.
Указом Президента РФ от 20 марта 2020 года N 201 внесены изменения в Указ от 9 января 2011 года N 26, территория муниципального образования Симферопольский район Республики Крым включена в перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, расположенными на данной территории.
Таким образом, земельные участки, расположенные на приграничных территориях, в том числе, на территории муниципального образования Симферопольского района Республики Крым, не могут принадлежать на праве собственности иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам. Если земельный участок в силу закона не может принадлежать на праве собственности ответчику как иностранному гражданину, необходимо его отчуждение.
Указом Президента РФ от 20 марта 2020 года N 201 внесены изменения в Указ от 9 января 2011 года N 26 "Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками", территория муниципального образования Симферопольский район Республики Крым, включена в п. 44.4 Перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, расположенными на данной территории.
Ответчик ФИО21 является иностранным гражданином, в связи с чем, не может обладать правом собственности на спорный земельный участок, расположенный в приграничной зоне в силу положений п. 3 ст. 15 ЗК РФ, Указа Президента РФ от 9 января 2011 года N 26, что является основанием для применения в установленном порядке положений ст. 238 ГК РФ о принудительной продаже земельного участка, с последующей передачей собственнику вырученной суммы.
Учитывая нормы действующего законодательства ФИО22 обязан произвести отчуждение принадлежащего ему на праве собственности земельного участка, однако в добровольном порядке до настоящего времени ответчиком земельный участок не отчужден.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции принял во внимание, что они направлены на принудительное отчуждение иностранным лицом имущества, которое в силу закона не может находиться в его собственности, принял во внимание, что порядок принудительной продажи земельного участка, находящегося в собственности лица, которому он не имеет право принадлежать, прямо законом не урегулирован, суд счел возможным применить к спорным правоотношениям положения действующего законодательства о принудительной продаже имущества на публичных торгах.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции указал, что какие-либо требования о возложении обязанности на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым по проведению публичных торгов сторонами не заявлены и не были предметом судебного разбирательства. В резолютивной части решения суда первой инстанции отсутствует вывод о возложении обязанности по организации торгов на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым.
Указание на то, что передача денежной суммы от принудительного отчуждения земельного участка осуществляется за вычетом затрат, понесенных Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым не влечет для истца неблагоприятных последствий, не возлагает на истца обязанности по организации и проведению торгов, поскольку требованиями действующего законодательства РФ порядок проведения торгов регламентирован.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции и полагает, что права Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым постановленным по делу решением не нарушены, поскольку каких-либо обязанностей по организации и проведению торгов по принудительной продаже спорного имущества на него не возложено.
Из материалов дела следует, что обстоятельства дела установлены судами на основе надлежащей оценки всех представленных доказательств, имеющих правовое значение для данного дела, в их совокупности. Изложенные в решении выводы соответствуют обстоятельствам дела. Собранные по делу доказательства соответствуют правилам относимости и допустимости, данная им судом оценка соответствует требованиям ст. 67 ГПК РФ.
Выраженное представителем Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым по доверенности Шароватовой Ю.В. несогласие с выводами суда в части оценки доказательств и установленных обстоятельств в соответствии со ст. 379.7 ГПК РФ не может являться основанием для пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений, поскольку отмена или изменение судебного постановления в кассационном порядке возможна лишь в случае допущения судебными инстанциями существенных (фундаментальных) нарушений норм материального или процессуального права, имевших место в ходе предшествующего разбирательства и повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита существенно нарушенных прав, свобод и законных интересов.
Оспариваемые представителем Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым судебные постановления являются законными и обоснованными, постановленными в соответствии с нормами процессуального и материального права, регламентирующими спорные правоотношения.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390 (п.1 ч.1), 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 4 декабря 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 13 марта 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.