Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Парасотченко М.А, судей Мотиной И.И, Сиюхова А.Р, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по "адрес" о признании незаконным решения в части отказа включить периоды работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по стрости, о возложении обязанности назначить пенсию, с кассационной жалобой ответчика Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по "адрес", поступившей с делом ДД.ММ.ГГГГ, на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи Сиюхова А.Р, пояснения представителя ФИО1 по доверенности ФИО3, возражавшего против кассационной жалобы и просившего оставить судебные акты без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по "адрес" о признании незаконным решения в части отказа включить периоды работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, о возложении обязанности назначить пенсию. В обоснование заявленных требований указала, что решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО1 отказано в назначении пенсии по причине отсутствия требуемого стажа - 30 лет лечебной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, сельской местности и поселках городского типа. В специальный стаж включено 25 лет 1 месяц 11 дней. Ответчик незаконно не принял к зачету периоды ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры физиотерапии 10 разряда, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры физиотерапии, поскольку должность медицинской сестры по физиотерапии входит в список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим деятельность и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ, а отсутствие указания льготной кодировки является виной работодателя и не может служить препятствием для назначения ей пенсии.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, ФИО1 просила суд признать незаконным решение ГУ ОПФ РФ по "адрес" об отказе в установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ N, возложить на ответчика обязанность включить периоды работы в должности медицинской сестры в специальный стаж, дающий право для досрочного назначения пенсии по старости, признать право на назначение досрочной страховой пенсии по старости с даты возникновения права.
Решением Тракторозаводского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ответчика - ГУ ОПФ РФ по "адрес" на его правопреемника- Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по "адрес".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Тракторозаводского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.
Определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ решение Тракторозаводского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением Тракторозаводского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по "адрес" о признании незаконным решения в части отказа включить период работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, возложении обязанности отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Тракторозаводского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ отменено в части отказа в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по "адрес" о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ N в части отказа во включении в специальный стаж ФИО1 периодов работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности медицинской сестры по физиотерапии в Государственном бюджетном учреждении социального обслуживания "Тракторозаводский центр социального обслуживания населения", возложении обязанности по включению данного периода в специальный стаж, приняв в данной части новое решение. Исковые требования ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по "адрес" о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ N в части отказа во включении в специальный стаж ФИО1 периодов работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности медицинской сестры по физиотерапии в Государственном бюджетном учреждении социального обслуживания "Тракторозаводский центр социального обслуживания населения", возложении обязанности по включению данного периода в специальный стаж - удовлетворены.
Признано незаконным решение ОПФР по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N в части отказа во включении в специальный стаж ФИО1 периодов работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности медицинской сестры по физиотерапии в Государственном бюджетном учреждении социального обслуживания "Тракторозаводский центр социального обслуживания населения", с обязанием Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по "адрес" включить в специальный стаж ФИО1 по п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности медицинской сестры по физиотерапии в Государственном бюджетном учреждении социального обслуживания "Тракторозаводский центр социального обслуживания населения". В остальной части решение Тракторозаводского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФИО1 - без удовлетворения.
В кассационной жалобе ответчиком ставится вопрос об отмене апелляционного определения как незаконного, постановленного с неправильным применением норм материального и процессуального права. В обоснование доводов указывает, что суд апелляционной инстанций, удовлетворяя частично исковые требования истца, основывается на тех же доказательствах, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и которым дана надлежащая оценка, тогда как необходимые доказательства о наличии специального стажа, отвечающие требованиям ст.ст 59 и 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, такие как подтверждение осуществления работодателем оказания услуг по социальному обслуживанию в стационарной форме в оспариваемые истцом периоды, сведения об осуществлении трудовой деятельности полный рабочий день; также сведения о наличии льготной кодировки в сведениях индивидуального персонифицированного учета застрахованного лица.
Представители ответчика, участвующего в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, либо с помощью иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом апелляционной инстанции установлено и из материалов дела следует, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована в систем обязательного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в ОПФР по "адрес" с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.20ч.1ст.30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ГУ ОПФ РФ по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО1 отказано в назначении пенсии по причине отсутствия требуемого стажа - 30 лет лечебной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, сельской местности и поселках городского типа.
При этом в специальный стаж лечебной деятельности включены периоды работы общей продолжительностью 25 лет 01 месяц 10 дней, и не включены спорные периоды работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры физиотерапии 10 разряда в Государственном бюджетном учреждении социального обслуживания "Тракторозаводский центр социального обслуживания населения", и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры по физиотерапии в Государственном казённом учреждении социального обслуживания " "адрес" реабилитационный центр медико-социальной реабилитации граждан пожилого возраста и инвалидов", поскольку, наименование учреждения, в котором истица осуществляла трудовую деятельность, не поименовано Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N.
Разрешая спор по существу, и принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что спорные периоды не могут быть включены в специальный стаж, поскольку не представлены доказательства о работе истицы в учреждениях здравоохранения или социального обслуживания, поименованных Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N.
Суд первой инстанции также указал на то, что согласно выписке из лицевого счета индивидуальные сведения работодателем в отношении спорных периодов работы представлены без кода льготной профессии.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований ФИО1 о признании незаконным решения пенсионного органа об отказе во включении в специальный стаж периодов работы в должности медицинской сестры по физиотерапии в Государственном бюджетном учреждении социального обслуживания "Тракторозаводский центр социального обслуживания населения".
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, изложенными в обжалуемом судебном постановлении.
В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1), государственные пенсии устанавливаются законом (часть 2).
Закрепляя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель определилкак общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", досрочное назначение страховой пенсии по старости предусмотрено лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Согласно части 1.1. статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 статьи 30, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Части 3 и 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" указывают, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством.
В целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации от 16 июля 2014 года принято постановление N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 постановления N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяется, в частности - Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Пунктом 31 раздела "Наименование учреждений" постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 предусмотрены учреждения социального обслуживания, в том числе дома-интернаты для престарелых и инвалидов; специальные дома-интернаты для престарелых и инвалидов; а разделом "Наименование должностей"- средний медицинский персонал: медицинская сестра по физиотерапии.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 17 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" учреждениями социального обслуживания независимо от форм собственности являются, в том числе, стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками).
Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" утратил силу с 1 января 2015 года в связи с принятием Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".
Согласно пункту 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", утратившего силу с 1 января 2015 года, социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов включает в себя, в том числе, стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования).
На основании Номенклатуры учреждений (отделений) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, утвержденной Письмом Министерства труда Российской Федерации от 5 января 2003 года N 30-ГК, к числу стационарных учреждения (отделения) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов относятся: дом-интернат (пансионат) для престарелых и инвалидов; дом-интернат (пансионат) для ветеранов войны и труда.
В соответствии с пунктом 6 Номенклатуры, дом-интернат (пансионат) для престарелых и инвалидов - социально-медицинское учреждение, предназначенное для постоянного, временного (сроком до 6 месяцев) и пятидневного в неделю проживания престарелых граждан (мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет), инвалидов 1-й и 2-й групп (старше 18 лет), частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе, обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.
Дом-интернат (пансионат) для ветеранов войны и труда - социально-медицинское учреждение, предназначенное для постоянного, временного (сроком до 6 месяцев) и пятидневного в неделю проживания ветеранов войны и труда, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе, обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.
Приказом Ростехрегулирования от 30 декабря 2005 года N 535-ст утвержден и введен в действие с 1 января 2007 года "ГОСТ Р 52498-2005. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений социального обслуживания", которым установлены виды учреждений социального обслуживания (пункт 4.3), среди которых - дом-интернат (пансионат) для престарелых и инвалидов (пункт 4.3.21), дом-интернат (пансионат) для ветеранов войны и труда (пункт 4.3.22).
Приказом Ростехрегулирования от 27 декабря 2007 года N 558-ст утвержден и введен в действие с 1 января 2009 года "ГОСТ Р 52880-2007. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов", в пункте 4.1.2.7 которого перечислены типы учреждений социального обслуживания, среди которых - учреждения стационарного социального обслуживания, предоставляющие социальные услуги в стационарных условиях, то есть в условиях постоянного, временного (сроком до шести месяцев) и пятидневного в неделю проживания клиентов в учреждениях. К учреждениям стационарного социального обслуживания отнесены дом-интернат (пансионат) общего типа для граждан пожилого возраста (престарелых) и инвалидов; дом-интернат (пансионат) для ветеранов войны и труда (пункт 4.2.1).
Приказом Минтруда России от 17 апреля 2014 года N 258н утверждена Примерная номенклатура организаций социального обслуживания, к числу которых отнесены дом-интернат (пансионат), в том числе детский, малой вместимости, для престарелых и инвалидов, ветеранов войны и труда, милосердия.
Таким образом, профессиональная деятельность, выполняемая в организациях социального обслуживания, в которых осуществляется предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания гражданам пожилого возраста и инвалидам 1 и 2 групп, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постороннем постоянном уходе, в соответствующих должностях подлежит включению в специальный стаж на основании п. 31 раздела "Наименование учреждений" Списка от 29 октября 2002 года N 781.
Удовлетворяя требования истца о включении в специальный стаж периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд апелляционной инстанции исходил из того, что в спорный период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ у ФИО1 имеется ребенок, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, а периоды ухода за ребенком после ДД.ММ.ГГГГ, то есть после вступления в силу Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", перестали включаться в специальный стаж для досрочного назначения пенсии по старости.
Исходя из вышеизложенного, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит данные выводы суда апелляционной инстанции правильными.
Приведенные заявителем в кассационной жалобе доводы в целом сводятся к несогласию кассатора с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, в связи с чем основанием к отмене решения и апелляционного определения являться не могут, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Соответственно, не имеется оснований для повторного обсуждения вопроса о допустимости, относимости, достоверности и достаточности доказательств, положенных в основу решения суда, либо отвергнутых судом, включая те из них, на которые заявитель ссылается в жалобе.
Таким образом, разрешая заявленные требования, суд правильно определилхарактер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, а представленные сторонами доказательства оценил по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с выводами судов первой и апелляционной инстанций связано с неверным толкованием им норм материального и процессуального права, что не свидетельствует о судебной ошибке.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могут являться основанием для отмены судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 28 марта 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу ответчика Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по "адрес" - без удовлетворения.
Председательствующий М.А. Парасотченко
Судьи И.И. Мотина
А.Р. Сиюхов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.