Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Парасотченко М.А, судей Мотиной И.И, Сиюхова А.Р, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства сельского хозяйства Республики Крым к ФИО1 о взыскании единовременной выплаты, с кассационной жалобой истца Министерства сельского хозяйства Республики Крым, поступившей с делом ДД.ММ.ГГГГ, на решение Черноморского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи Сиюхова А.Р, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
В ноябре 2023 года Министерство сельского хозяйства Республики Крым обратилось в суд с исковым заявлением к ФИО1 о взыскании суммы единовременной выплаты. Исковые требования мотивированы тем, что между истцом и ответчиком на основании приказа Министерства сельского хозяйства Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении списка получателей единовременной выплаты - молодых специалистов" заключено соглашение о предоставлении единовременной выплаты из бюджета Республики Крым молодым специалистам от ДД.ММ.ГГГГ N. Согласно заявочной документации, поданной ответчиком в Министерство, ему присвоена квалификация магистр по направлению подготовки "Агроинженерия". Также ответчиком предоставлена копия трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ N с ЗАО "Тюменьагромаш" о принятии ФИО1 на должность слесаря по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования 2 категории в отдел сервисной службы "Крымагромаш" филиала ЗАО "Тюменьагромаш", а также копия трудовой книжки.
ФИО1 предоставлена единовременная выплата из средств бюджета Республики Крым как молодому специалисту 250 000 рублей, в том числе 217 500 сумма выплаты, 32 500 - сумма налога на доходы физических лиц. Во исполнение поручения Главы Республики Крым ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ N проведены мероприятия по вопросам деятельности Министерства сельского хозяйства Республики Крым в период 2018-2022 годы. В ходе проведенной проверки установлены факты выдачи единовременной выплаты лицам, трудоустроенным в организации, не зарегистрированной на территории Республики Крым. "Крымагромаш" являлся филиалом ЗАО "Тюменьагромаш", поставлен на налоговый учет в 2014 году согласно Выписке из Единого государственного реестра юридических лиц. Филиал ЗАО "Тюменьагромаш" не является самостоятельным юридическим лицом, не зарегистрирован на территории Республики Крым и, соответственно, не подпадает под критерии определения организации агропромышленного комплекса Республики Крым, установленные Порядком. Трудовой договор ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N фактически заключен с ЗАО "Тюменьагромаш", что является нарушением условий пункта 1.5 Порядка, где получателями выплаты являются молодые специалисты, трудоустроившиеся по основному месту работы в организации агропромышленного комплекса Республики Крым. В адрес ответчика было направлено требование о возврате суммы выплаты по Соглашению от ДД.ММ.ГГГГ N, однако ответчик не произвел возврат в установленный законодательством срок выплаты по выставленному требованию. На основании изложенного, истец просил взыскать с ФИО1 сумму единовременной выплаты в размере 217 500 рублей.
Решением Черноморского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Министерства сельского хозяйства Республики Крым оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ решение Черноморского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, апелляционная жалоба Министерства сельского хозяйства Республики Крым без удовлетворения.
В кассационной жалобе истцом ставится вопрос об отмене судебных актов как незаконных, постановленных с неправильным применением норм материального и процессуального права. В обоснование доводов указывает, что судами первой и апелляционной инстанций не учтен тог факт, что Филиал ЗАО "ТЮМЕНЬАГРОМАШ" "КРЫМАГРОМАШ" не является самостоятельным юридическим лицом, не был зарегистрирован на территории Республики Крым и не подпадал под критерии определения организации агропромышленного комплекса Республики Крым, установленные Порядком.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещё ФИО2 о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились.
Министерство сельского хозяйства Республики Крым извещено о дате и времени судебного заседания посредством направления письма на электронную почту "адрес" и направления почтового отправления, согласно которому письмо вручено адресату почтальоном (N).
ФИО6 извещен посредством направления почтового отправления, которое вручено адресату почтальоном (N).
В соответствии с абзацем вторым пункта 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, либо с помощью иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судами, ФИО1 окончил ФГАОУВО "Крымский федеральный университет имени в и. Вернадского, ДД.ММ.ГГГГ ему присвоена квалификация магистр по направлению подготовки "Агроинженерия", что подтверждается дипломом N, регистрационный номер N (л.д. 2731).
В период обучения ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ заключен трудовой договор N с ЗАО "Тюменьагромаш", согласно которому ФИО1 ПЛ. принят на должность слесаря по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования 2 категории в отдел сервисной службы "Крымагромаш" - филиала ЗАО "Тюменьагромаш" (л.д. 32-35).
Согласно п. 2.1 трудового договора данный договор заключен на неопределенный срок.
В соответствии с п. 2.1.2 трудовой договор является договором по основной работе.
ДД.ММ.ГГГГ между ЗАО "Тюменьагромаш" и ФИО1 заключено дополнительное соглашение к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ФИО1 ПЛ. переведен с должности слесаря по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования 2 категории на должность мастера наладчика по техническому обслуживанию машинно-тракторного парка 1 категории без изменения структурного подразделения (л.д. 36).
Пунктом 8.1 дополнительного соглашения изложен в новой редакции: "Работник обязан: проводить оценку технического состояния машин, комбайнов, тракторов, прицепных механизмов, определяет возможности их ремонта; выполнять подготовку машин, комбайнов, тракторов, прицепных механизмов к ремонту; самостоятельно проводить разборку, ремонт, сборку и регулировку соединений и узлов машин, машин, комбайнов, тракторов, прицепных механизмов с заменой отдельных частей и деталей; выполнять работы по техническому осмотру и обслуживанию; выполнять слесарную обработку узлов и деталей с применением приспособлений".
Приказом Министерства сельского хозяйства Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N утвержден список получателей единовременной выплаты - молодых специалистов из бюджета Республики Крым, в который включен, в том числе ФИО1 (л.д. 43-46).
ДД.ММ.ГГГГ между Министерством сельского хозяйства Республики Крым и ФИО1 заключено соглашение N о предоставлении единовременной выплаты из бюджета Республики Крым (далее - соглашение).
В соответствии с п. 1.2 соглашения молодой специалист ФИО1 имеет высшее профессиональное образование магистратура, трудоустроен в организацию агропромышленного комплекса Республики Крым - "Крымагромаш" филиал ЗАО "Тюменьагромаш", расположенную в "адрес" Республики Крым.
Согласно платежному поручению от ДД.ММ.ГГГГ N молодому специалисту ФИО1 из средств бюджета Республики Крым предоставлена единовременная выплата по соглашению от ДД.ММ.ГГГГ N, согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ N в размере 217500 рублей.
Во исполнение поручения Главы Республики Крым ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ N N проведены мероприятия по вопросам деятельности Министерства сельского хозяйства Республики Крым в период 2018-2022 годы.
Из п. 4 доклада Комитета по противодействию коррупции Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по вопросам деятельности Министерства сельского хозяйства за период 2018-2022 годы следует, что в ходе проведенной проверки установлены факты выдачи выплат лицам, трудоустроенным в организации, не зарегистрированные на территории Республики Крым (л.д. 55- 64).
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО1 направлено требование о возврате единовременной выплаты в размере 250 000 рублей в течение 30 календарных дней с момента получения настоящего требования (л.д. 65-66).
Из информации Управления Федеральной налоговой службы по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ Nдсп следует, что согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН, Акционерным обществом "Тюменьагромаш", ИНН N был поставлен на учет филиал "Крымагромаш", филиал Закрытого Акционерного общества "Тюменьагромаш", КПП N по адресу: 297501, Россия, "адрес", пгт. Молодежное, "адрес". Дата постановки на учет: ДД.ММ.ГГГГ. Дата снятия с учета: "Тюменьагромаш" (ИНН N КПП N) в Инспекцию ФНС России по "адрес" МВ.
В информационных ресурсах налоговых органов имеется информация о перечислении налога на доходы физических лиц обособленным подразделением "Крымагромаш" Филиал ЗАО "Тюменьагромаш" (ИНН N КПП N) за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по ОКТМО N в бюджет Молодежненского сельского поселения "адрес" Республики Крым (л.д.85-87).
Согласно ч. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Согласно п. 3 - 4 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения в том числе заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки; денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.
В соответствии с п. 1.2 Постановления Совета министров Республики Крым от 6 июля 2017 года N 345 "Об утверждении Порядка предоставления единовременной выплаты из бюджета Республики Крым молодым специалистам, трудоустроившимся в организациях агропромышленного комплекса Республики Крым, в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым" молодой специалист - гражданин Российской Федерации в возрасте не старше 35 лет, завершивший обучение не ранее 1 апреля 2014 года по направлениям подготовки по программам высшего или среднего профессионального образования.
Организации агропромышленного комплекса Республики Крым:
- юридические лица, индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, осуществляющие выращивание, производство, переработку сельскохозяйственной продукции, в том числе оказывающие соответствующие услуги (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), зарегистрированные на территории Республики Крым;
- предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности - юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территории Республики Крым.
Министерство регистрирует заявление с приложенными документами в день его подачи, указанными в пункте 2.2 раздела 2 настоящего Порядка (далее - документы), в порядке их поступления в журнале, листы которого пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью Министерства (п. 2.4).
Министерство в срок, не превышающий 7 рабочих дней с даты регистрации документов в Министерстве, осуществляет проверку и анализ документов на комплектность и соответствие положениям, предусмотренным настоящим Порядком и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Крым, и уведомляет Получателя о результатах проверки письменно либо другим доступным способом связи.
Получатель может устранить выявленные недостатки, а также представить недостающие документы с сопроводительным письмом в Министерство в срок, не превышающий 10 рабочих дней с даты регистрации документов в Министерстве.
Документы рассматриваются на заседании комиссии по вопросам предоставления выплаты, образуемой при Министерстве (далее - комиссия), в течение 20 рабочих дней с даты регистрации документов в Министерстве. Положение о комиссии, состав комиссии, порядок работы комиссии утверждаются приказом Министерства.
Приоритетное право на получение выплаты имеют Получатели, трудоустроившиеся в организации агропромышленного комплекса Республики Крым, осуществляющие деятельность в сельской местности, в том числе молодые специалисты, зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя, индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства.
Министерство в течение трех рабочих дней с даты заседания комиссии и с учетом ее позиции, изложенной в протоколе заседания комиссии, принимает решение о предоставлении выплаты либо об отказе в ее предоставлении, которое оформляется приказом.
В случае принятия решения о предоставлении выплаты Министерство в течение 10 рабочих дней с даты подписания приказа осуществляет подготовку проекта соглашения о предоставлении выплаты между Министерством и Получателем (далее - Соглашение), форма которого утверждается приказом Министерства, и уведомляет Получателя письменно либо другим доступным способом связи о необходимости явиться в Министерство для подписания Соглашения. В Соглашении в обязательном порядке указывается согласие Получателя осуществлять трудовую деятельность в организации агропромышленного комплекса Республики Крым по трудовому договору не менее 3 лет с даты подписания Соглашения (п. 2.5).
Получатель в течение трех лет с даты подписания Соглашения ежегодно в течение месяца, следующего за месяцем, в котором была предоставлена выплата, представляет в Министерство справку, подтверждающую трудовые отношения с организацией агропромышленного комплекса Республики Крым (п. 2.8).
Право получателя на выплату сохраняется в случае досрочного расторжения трудового договора не по инициативе Получателя и по причинам, не связанным с нарушением трудового законодательства, если молодой специалист в срок, не превышающий 6 месяцев с даты расторжения трудового договора, заключил трудовой договор с другой организацией агропромышленного комплекса Республики Крым (п. 2.10).
Получатель обязан возвратить в доход бюджета Республики Крым предоставленную выплату в случае расторжения трудового договора с организацией агропромышленного комплекса Республики Крым до истечения трех лет с даты подписания Соглашения по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации, за исключением перевода Получателя на руководящую должность в иную организацию агропромышленного комплекса Республики Крым или перехода на выборную должность в организации агропромышленного комплекса Республики Крым и случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 статьи 81, пунктами 5, 6, 7, 13 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации (п. 3.1).
Таким образом, установление и выплата единовременного пособия молодому специалисту носит стимулирующий характер для лиц, переезжающих на работу в сельскую местность. Указанная выплата является государственной финансовой поддержкой, предназначенной для обустройства молодого специалиста в связи с его трудоустройством.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 14 января 2020 года N 2-П, указал, принципы правовой определенности и поддержания доверия к закону и действиям государства, необходимость создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и условий для реализации права на жилище предопределяет недопустимость произвольного установления оснований для взыскания с граждан денежных средств, полученных ими в качестве социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности. Такая выплата представляет собой безвозмездную меру социальной поддержки, носящую целевой характер. Гражданам, действующим добросовестно и использующим полученную выплату по целевому назначению - для строительства (приобретения) жилья, должна быть обеспечена возможность в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности приобретенных прав и обязанностей (абзац второй пункта 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020 года N 2-П).
При этом правовое регулирование отношений, связанных с реализацией права на получение выплаты, должно обеспечивать каждому гарантированную ст. 45 (часть 1) и ст. 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации государственную, включая судебную, защиту данного конституционного права, которой надлежит быть полной и эффективной. Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на необходимость исследования судами фактических обстоятельств конкретного дела по существу и недопустимость установления одних лишь формальных условий применения нормы, - иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту оказалось бы серьезно ущемленным (постановления от 12 июля 2007 года N 10-П, от 13 декабря 2016 года N 28-П, от 10 марта 2017 года N 6-П, от 11 февраля 2019 года N 9-П и др.). Формальный подход тем более не должен допускаться в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учета всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное положение будет значительно ухудшено - вопреки целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития граждан (абзац третий пункта 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020 года N 2-П).
Из приведенных нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации можно сделать вывод, что осуществляемая единовременная выплата представляет собой безвозмездную меру социальной поддержки для молодых специалистов, изъявивших желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там в агропромышленном комплексе. Данная мера социальной поддержки предназначена для создания комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности, привлечения в сельскую местность молодых специалистов, обеспечения достойного существования, надлежащего уровня жизни и необходимого достатка граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых специалистов, то есть для выполнения конституционно значимых целей.
Суды первой и апелляционной инстанции, оценив характер и предназначение единовременной выплаты, предоставленной ответчику ФИО1, пришли к правильному выводу, что данная социальная выплата по своей правовой природе может быть отнесена к денежным суммам, закрепленным в подпункте 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации и не подлежащим возврату в качестве неосновательного обогащения при отсутствии недобросовестности со стороны гражданина.
Приведенные в кассационной жалобе доводы аналогичны доводам, указанным в апелляционной жалобе, являлись предметом проверки суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонены по мотивам, подробно изложенным в апелляционном определении.
В целом, приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя сводятся к несогласию с выводами судов и переоценке представленных доказательств и установленных обстоятельств, не опровергают выводов судов, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшихся судебных актов.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену судебных актов, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены правильных по существу судебных актов, состоявшихся по данному гражданскому делу.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Черноморского районного суда Республики Крым от 10 января 2024 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 10 апреля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу истца Министерства сельского хозяйства Республики Крым - без удовлетворения.
Председательствующий М.А. Парасотченко
Судьи И.И. Мотина
А.Р. Сиюхов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.