Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Парасотченко М.А, судей Мотиной И.И, Сиюхова А.Р, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по "адрес" об оспаривании решения, возложении обязанности по возобновлению выплаты страховой пенсии по старости, с кассационной жалобой ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по "адрес", поступившей с делом ДД.ММ.ГГГГ, на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи Сиюхова А.Р, пояснения представителя истца ФИО1 по доверенности ФИО4, возражавшего против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по "адрес" об оспаривании решения, возложении обязанности по возобновлению выплаты страховой пенсии по старости
В обоснование заявленных требований истец указал, что решением ОСФР от ДД.ММ.ГГГГ N ему назначена страховая пенсия по старости по ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ с ДД.ММ.ГГГГ в размере 18 686 рублей 36 копеек. Однако решением ОСФР по "адрес" N от ДД.ММ.ГГГГ выплата пенсии прекращена со ссылкой на договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, подписанный в Душанбе ДД.ММ.ГГГГ и отсутствие страхового стажа на территории Российской Федерации. По мнению истца, договор от ДД.ММ.ГГГГ не содержит оснований для прекращения выплаты пенсии по причине вступления законную силу договора между государствами, в связи с чем, решение пенсионного органа является незаконным.
На основании изложенного, истец просил признать незаконным решение ОСФР по "адрес" N от ДД.ММ.ГГГГ, возложить на ответчика обязанность по возобновлению выплаты пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Дубовского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, отказано в удовлетворении вышеуказанных исковых требованиях ФИО1
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Дубовского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ отменено и принято по делу новое решение об удовлетворении требований ФИО1 Признано незаконным решение ОСФР по "адрес" N от ДД.ММ.ГГГГ. Возложена обязанность на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по "адрес" по возобновлению выплаты ФИО1 страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ
В кассационной жалобе ответчиком ставится вопрос об отмене судебных актов как незаконных, постановленных с неправильным применением норм материального и процессуального права. В обоснование доводов указывает, что судом апелляционной инстанции не учтены статьи Договора от ДД.ММ.ГГГГ, а именно, ФИО7 Положения о пенсиях. Допущенные судом апелляционной инстанций нарушения норм материального права являются существенными, повлиявшими на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов ответчика.
В судебное заседание явился представитель истца ФИО1 по доверенности ФИО4, возражал против доводов кассационной жалобы.
Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по "адрес" в судебное заседание не явился, организация извещена посредством направления письма на электронную почту jurist@044.sfr.gov.ru и почтового отправления с уведомлением, которое вручено адресату почтальоном (N).
В соответствии с абзацем вторым пункта 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, либо с помощью иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом апелляционной инстанции, впервые ФИО1 обратился с заявлением о назначении страховой пенсии по старости по ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ - 11 июля 2022 года.
Решением ОСФР от ДД.ММ.ГГГГ N истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с не поступлением справок о заработной плате и пенсионного дела из Республики Таджикистан.
При повторном обращении истца решением ОСФР от ДД.ММ.ГГГГ N ему назначена страховая пенсия по старости по ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ с 1 ноября 2022 года в размере 18 686 рублей 36 копеек.
При этом ответчиком были учтены периоды трудовой деятельности истца с сентября 1967 года по декабрь 2001 года (с разбивкой по периодам), имевшие место в Таджикской ССР и в "адрес".
Однако, решением ОСФР по "адрес" N от ДД.ММ.ГГГГ выплата пенсии была прекращена со ссылкой договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, подписанный в Душанбе ДД.ММ.ГГГГ и отсутствие страхового стажа на территории Российской Федерации.
Из выплатного дела истца следует, что он являлся получателем пенсии по возрасту в "адрес" по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно копии паспорта, истец является гражданином Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ.
Судом установлено, что впервые с заявлением о назначении пенсии истец обратился ДД.ММ.ГГГГ, а при повторном обращении с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ в распоряжении ответчика находились материалы пенсионного дела из Республики Таджикистан, а также истребуемые справки и определена необходимая продолжительность страхового стажа и ИПК, решением ОСФР от ДД.ММ.ГГГГ N ему назначена страховая пенсия по старости по ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ с ДД.ММ.ГГГГ. Однако решением ОСФР по "адрес" N от ДД.ММ.ГГГГ выплата истцу пенсии прекращена со ссылкой на договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, подписанный в Душанбе ДД.ММ.ГГГГ и отсутствие страхового стажа на территории Российской Федерации.
По расчету ответчика страховой стаж истца составил 0 лет 0 месяцев.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции сослался на п. 8 ст. 9 договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, подписанный в 3 Душанбе ДД.ММ.ГГГГ и пришел к выводу о законности оспариваемого решения Пенсионного фонда, так как страховой стаж истца на территории Российской Федерации составляет менее 12 месяцев, что не дает право на назначение страховой пенсии по старости.
Суд апелляционной инстанции не согласился с данными выводами суда первой инстанции, постановив апелляционное определение, указанное выше.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, находит их основанными на надлежащей оценке представленных по делу доказательств и требованиях, подлежащих применению к правоотношениям сторон норм материального права.
В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные названным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Согласно статье 1 Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, подписанного 13 марта 1992 года, участником которого являлись Российская Федерация и Республика Таджикистан, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Согласно письму Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 года N 1-369-18 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 21 февраля 1994 года N 497) при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время не только до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года.
Пунктом 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР (приложение N 1 к распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего ССР"), предусмотрено, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 года N 203-16). Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Таким образом, в силу Соглашения от 13 марта 1992 года пенсионное обеспечение граждан государств - участников указанного Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают, при этом для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Соглашения от 13 марта 1992 года при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.
Согласно пункту 1 письма Минсоцзащиты Российской Федерации от 31 января 1994 года N 1-369-18 при переселении гражданина, получавшего пенсию в одном из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, пенсия назначается с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, но не более чем за 6 месяцев до месяца регистрации по месту жительства на территории России в установленном порядке или признания в установленном порядке беженцем либо вынужденным переселенцем.
Кроме того, пунктами 3 и 4 Указания Минсоцзащиты Российской Федерации от 18 января 1996 года N 1-1-У "О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР" предусмотрено, что лицам, обращающимся за назначением пенсии и имеющим наряду с регистрацией по месту жительства в России прописку по месту жительства на территории другого государства, назначение пенсии может быть произведено независимо от факта выписки с места жительства на территории другого государства. Однако при этом истребуются сведения о прекращении выплаты пенсии по прежнему месту жительства или о том, что пенсия не назначалась. Лицам, обратившимся за назначением пенсии на территории России, представившим все необходимые документы, за исключением документа о сроках прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, ее назначение производится с месяца регистрации по месту жительства на территории России либо признания беженцем или вынужденным переселенцем, если в соответствии со статьей 118 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" от 20 ноября 1990 года до истечения 3 месяцев со дня обращения за назначением пенсии соответствующий документ не поступил. Изложенный порядок применяется в отношении лиц, прибывших из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года. При этом у лиц, обращающихся за назначением пенсии, истребуется заявление, содержащее сведения о сроках прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства. Кроме того, в заявлении указывается, что в случае переплаты пенсии (при поступлении сведений о сроках прекращения выплаты пенсии) переполученные суммы будут выплачены. При поступлении соответствующих сведений производится пересмотр сроков назначения пенсии и доплата либо удержание излишне выплаченных сумм пенсии.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5, 6, 6.1, 6.3 данной статьи, а также статьями 25.1, 25.1 данного закона, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
При этом днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления, а необходимые недостающие для назначения пенсии документы могут быть представлены в течение трех месяцев (части 2 и 3 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Частью 1 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Согласно части 4 статьи 5 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" обращение за назначением страховой пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на страховую пенсию без ограничения каким-либо сроком.
Право на страховую пенсию по старости возникает при достижении возраста, предусмотренного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", наличии страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента определенной продолжительности, реализация застрахованным лицом указанного права осуществляется путем подачи заявления о назначении пенсии, а факт получения пенсии, назначенной застрахованному лицу в другом государстве, сам по себе на определение права на указанную пенсию не влияет, документы о прекращении выплаты пенсии в другом государстве истребуются пенсионным органом в целях исключения двойного получения пенсии.
Верно толкуя и применяя приведенные выше нормы материального права, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что к спорным правоотношениям подлежат применению положения Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, поскольку на 11 июля 2022 года, то есть на дату обращения истца в ОСФР по Волгоградской области с заявлением о назначении ему страховой пенсии по старости действовало Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, подписанное 13 марта 1992 года, предусматривающее возможность установления права на пенсию гражданам государств - участников Соглашения с учетом страхового (трудового стажа), приобретенного на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего Союза Советских Социалистических Республик за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Как верно указано судом апелляционной инстанции, Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 15 сентября 2021 года вступил в силу на территории Российской Федерации 21 октября 2022 года. Поскольку международный договор не предусматривает распространение его положений на ранее возникшие отношения сторон до его ратификации на территории Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно не применил его положения к спорным отношениям ввиду обращения истца за назначением пенсии 11 июля 2022 года.
Доводы жалобы в своей совокупности не содержат оснований к отмене оспариваемого судебного постановления, поскольку не опровергают выводов суда апелляционной инстанции и не свидетельствуют о допущенной судебной ошибке с позиции правильного применения норм процессуального и материального права, а потому отклоняются как несостоятельные.
Доводов, подтверждающих существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и являться достаточным основанием для пересмотра состоявшегося судебного постановления в кассационном порядке, заявителем не представлено.
Выводы суда апелляционной инстанции согласуются с установленными обстоятельствами дела, характером возникших правоотношений и примененными нормами материального права, регулирующих спор, с соблюдением положений процессуального закона.
В целом, приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя сводятся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции и переоценке представленных доказательств и установленных обстоятельств, не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене апелляционного определения.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену апелляционного определения, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены правильного по существу судебного акта, состоявшегося по данному гражданскому делу.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 24 апреля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области - без удовлетворения.
Председательствующий М.А. Парасотченко
Судьи И.И. Мотина
А.Р. Сиюхов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.