Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 16 апреля 2009 г. N Ф04-6641/2008(4461-А27-23)
(извлечение)
По данному делу см. также постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 октября 2008 г. N Ф04-6641/2008(15110-А27-23)
Общество с ограниченной ответственностью "ВСЁ про ВСЁ", г. Кемерово (далее - ООО "ВСЁ про ВСЁ", Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области, г. Кемерово (далее - Управление) о признании незаконным и отмене постановления от 25.03.2008 N 40/09-АДМ-2008 о привлечении к административной ответственности по статье 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Решением от 11.12.2008 Арбитражного суда Кемеровской области заявленное Обществом требование удовлетворено в полном объеме.
Постановлением от 13.02.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено в части признания недействительным постановления Управления о ненадлежащей рекламе оказания финансовых услуг.
В кассационной жалобе Общество просит отменить постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции.
По мнению ООО "ВСЁ про ВСЁ", в оспариваемым постановлении суд неверно истолковал неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности; в нарушении основополагающего принципа презумпции невиновности, суд апелляционной инстанции, вслед за административным органом, необоснованно переложил бремя доказывания своей невиновности на само лицо, привлекаемое к административной ответственности; в действиях Общества отсутствует субъективная сторона правонарушения, что согласно статье 1.5 КоАП РФ исключает саму возможность привлечения лица к административной ответственности.
В отзыве на кассационную жалобу Управление просит оставить постановление апелляционной инстанции без изменения.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы Общества, не находит жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в ходе проведения Управлением мер по государственному контролю за соблюдением Обществом законодательства о рекламе установлено, что при размещении в рекламной газете "ВСЁ про ВСЁ" в NN 40, 45, 47 за 2007 год рекламных объявлений индивидуального предпринимателя Е. допущено нарушение требований пункт 7 статьи 7 и части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе).
По результатам проверки Управление вынесло определение о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 28.02.2008 N 09/5672, и решением от 20.02.2008 по делу N 6/Р-2008 признало Общество, как рекламораспространителя, нарушившим пункт 7 статьи 7 и часть 1 статьи 28 Закона о рекламе.
Начальником отдела рекламы и связи со СМИ Управления, рассмотрены материалы дела N 6/Р-2008 и вынесено в отношении Общества определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 28.02.2008 N 40/09-АДМ-2008, 13.03.2008 составлен протокол об административном правонарушении N 40/09-АДМ-2008.
Исполняющим обязанности руководителя Управления вынесено постановление от 25.03.2008 N 40/09-АДМ-2008 о привлечении Общества к административной ответственности по статье 14.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Общество, не согласившись с постановлением о привлечении его к административной ответственности, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Оставляя без изменения обжалуемый судебный акт, суд кассационной инстанции исходит из следующего.
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Ненадлежащей рекламой является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Общие требования к рекламе определены статьей 5 Закона о рекламе.
В силу части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения и использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Арбитражным судом установлено и материалами дела подтверждается размещение рекламы следующего содержания: "Надежная защита Вашего дома. Пластиковые окна. Стальные двери от 4 800. Кредит и установка по области. Москитная сетка в подарок. Институтская, 1, офис 136, 8-902-984-6155, 59-61-55. "ИнтерСиб".
Правовое регулирование обязательств по кредиту осуществляется нормами главы 42 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК ПФ), в которой установлено несколько видов кредитования: банковский, товарный и коммерческий.
Из части 1 статьи 819 ГК РФ следует, что под кредитом понимаются денежные средства, предоставленные заемщику банком или иной кредитной организацией (кредитором) по кредитному договору в размере и на условиях, предусмотренных договором.
Согласно статье 822 ГК РФ товарный кредит предусматривает обязанность одной стороны предоставить другой стороне вещи, определенные родовыми признаками.
В силу статьи 823 ГК РФ договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ и услуг (коммерческий кредит). Предоставление данного кредита неразрывно связано с тем договором, условием которого является. Коммерческим кредитом может считаться всякое несовпадение во времени встречных обязанностей по заключенному договору, когда товары поставляются (работы выполняются, услуги оказываются) ранее их оплаты, либо платеж производится ранее передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг).
При этом товарный и коммерческий кредиты могут предоставляться и не финансовыми организациями.
Учитывая вышеназванные нормы права, арбитражный суд апелляционной инстанции обоснованно отметил, что каждый из предусмотренных ГК РФ видов кредитов имеет свои особенности при заключении договоров и их исполнении, которые могут влиять на оценку потребителей своих возможностей по фактическому приобретению товаров, работ, услуг, в том числе услуг, предлагаемых ИП Е.
Непосредственно из текста спорного рекламного объявления не следует, о каком именно кредите идет речь: товарном, коммерческом (отсрочка, рассрочка платежа и т.д.) или банковском, обоснованно указывая, что сам текст рекламного объявления не содержит сведений для однозначного вывода о том, что кредит предоставляется как самим ИП Е. в форме отсрочки платежа, так и банками.
Вывод арбитражного суда апелляционной инстанции о том, что отсутствие в тексте рекламы указанных существенных сведений искажает смысл информации, так как одно лишь включение в рекламу словосочетания "кредит" не дает потребителям рекламы верного, соответствующего действительности представления об условиях приобретения товара (выполнения работ, оказания услуг), и вводит потенциальных клиентов в заблуждение, т.к. не позволяет им, руководствуясь текстом рекламы, обоснованно, с учетом своих возможностей, принять решение о необходимости приобретения товара (выполнения работ, оказания услуг) на предложенных условиях оплаты либо об отказе от этого, является верным.
Согласно части 6 статьи 38 Закона о рекламе нарушение рекламодателем требований части 7 статьи 5 настоящего Федерального закона является основанием для привлечения его к ответственности.
Нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО "ВСЕ про ВСЕ", не установлено.
Таким образом, арбитражный суд апелляционной инстанции обоснованно пришёл к выводу о законном привлечении ООО "ВСЕ про ВСЕ" к административной ответственности по статье 14.3 КоАП РФ за распространение ненадлежащей рекламы.
Судебные акты по делу в части признания недействительным оспариваемого постановление Управления о привлечения Общества к административной ответственности за распространение рекламы с нарушением требований Закона Российской Федерации от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" не обжалуются. Суд кассационной инстанции не находит оснований для переоценки выводов судов о недоказанности административным органом распространения заявителем рекламы об оказании ИП Е. услуг или выполнении работ, на осуществление которых требуется соответствующая лицензия.
Арбитражный суд апелляционной инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального законодательства. Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, оснований для отмены принятого по делу постановления не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление от 13.02.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-4027/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 апреля 2009 г. N Ф04-6641/2008(4461-А27-23)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании