Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Ивановой О.Н, судей Лопаткиной Н.А, Капитанюк О.В, с участием старшего прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Фроловой Е.В, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации "адрес" Республики Крым на решение Джанкойского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску Джанкойского межрайонного прокурора Республики Крым в интересах ФИО1 к администрации "адрес" Республики Крым о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилья, заслушав доклад судьи Ивановой О.Н, выслушав старшего прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Фролову Е.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Джанкойский межрайонный прокурор Республики Крым обратился в суд с иском в интересах ФИО1 к администрации "адрес" Республики Крым, в котором просил возложить на ответчика обязанность предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по норме предоставления не менее 25 квадратных метров общей площади жилого помещения на территорий муниципального образования городской округ Джанкой Республики Крым.
В обоснование иска истец указал, что постановлением Администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО1 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещениями, однако жильем не обеспечена, чем нарушаются ее права и законные интересы.
Решением Джанкойского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Джанкойского межрайонного прокурора Республики Крым в интересах ФИО1 удовлетворены.
Судом возложил на администрацию "адрес" Республики Крым обязанность предоставить ФИО1, оставшейся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по норме предоставления не менее 25 квадратных метров общей площади жилого помещения на территории муниципального образования городской округ Джанкой Республики Крым.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ решение Джанкойского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрации "адрес" Республики Крым ставится вопрос об отмене судебных постановлений по мотиву их незаконности и необоснованности.
Заявитель указывает, что администрация "адрес" во исполнение переданных ей государственных полномочий с марта 2015 года формировала список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (далее - Список), и направляла данные списки в Министерство образования, науки им молодежи Республики Крым (копии писем приложены к материалам дела). Однако, несмотря на это в Законе Республики Крым от 29.12.2014 NPK/2014 "О бюджете Республики Крым на 2015 год" не было предусмотрено выделение муниципальному образованию городской округ Джанкой субвенции на выполнение полномочий по приобретению и предоставлению указанной категории детей жилых помещений, предназначенных для них. Субвенций на предоставление жилого помещения гр. ФИО1 в 2024 году ни бюджетом Республики Крым, ни соглашениями между администрацией и Министерством не предусматривалось. Ввиду недостаточности выделения финансовых средств из бюджета Республики Крым в бюджет муниципального образования городской округ Джанкой обязанность по предоставлению жилого помещения должен нести уполномоченный орган государственной власти Республики Крым. Суд первой инстанции безосновательно отказал администрации "адрес" в привлечении в качестве соответчика по данному делу Министерства образования, науки и молодёжи Республики Крым, так как все материалы и обстоятельства дела свидетельствуют, что не выполнение социальной гарантии по обеспечению жильём детей-сирот, детей, лишенных родительского попечения, и лиц из их числа, возникло по причине непринятия Министерством мер по предоставлению администрации "адрес" соответствующих финансовых и материальных средств для выполнения последней переданных полномочий.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте ФИО2 кассационного суда общей юрисдикции.
В силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
На основании части 5 статьи 379.5 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены, по результатам изучения доводов кассационной жалобы и материалов гражданского дела, не имеется.
Судом установлено, что ФИО1 является лицом, относящимся к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением Администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "О включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся, без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилым помещением" ФИО1 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещениями.
Согласно выписке из ЕГРН у ФИО1 недвижимость в собственности отсутствует.
Так, установлено, что собственного жилья ФИО1 не имеет, денежные средства на приобретение жилого помещения ей не выделялись, жилое помещение по договору социального найма не предоставлялось, истец состоит в списке лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не является членом семьи собственника либо нанимателя жилого помещения.
Оценив представленные в дело доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь положениями части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 5, пунктов 1, 3, 7, 8, 9 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", положениями Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ NPK/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в "адрес"", суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности исковых требований, предъявляемых к администрации "адрес" Республики Крым и наличии оснований для возложения на нее обязанности по предоставлению истцу благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Суд апелляционной инстанции указанные выводы суда первой инстанции поддержал.
Судебная коллегия по гражданским делам ФИО2 кассационного суда общей юрисдикции соглашается с указанными выводами и их правовым обоснованием.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Отношения, связанные с установлением дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа на территории Республики Крым регулируются Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в "адрес"".
В силу ст. 9 данного Закона от ДД.ММ.ГГГГ N-ЗРК/2014 органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, городских и сельской поселений наделены полномочиями: по формированию Списка, установлению факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении; по формированию специализированного жилищного фонда для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по приобретению жилых помещений, предназначенных для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; по осуществлению деятельности в части работ по ремонту жилых помещений, в которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений; по обеспечению условий доступности жилых помещений для инвалидов в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.
Согласно ст. 3 Закона, учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет и которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется путем формирования и ведения списков таких детей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Список).
Формирование и ведение Списка осуществляется органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в отношении лиц, перечисленных в части 1 настоящей статьи, проживающих на территории соответствующего муниципального образования.
Согласно статье 11 Закона Республики Крым финансирование расходов, связанных с осуществлением органами местного самоуправления переданных полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам соответствующих муниципальных образований из бюджета Республики Крым.
Общий объем субвенций на осуществление полномочий, предусмотренных частями 1 - 4 статьи 8 настоящего Закона, определяется исходя из количества лиц, имеющих право на предоставление жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и настоящим Законом, нормы предоставления жилого помещения, установленной настоящим Законом, и стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Советом министров Республики Крым принято Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N, которым утвержден Порядок расходования субвенции из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - Порядок).
Согласно п. 4 данного Порядка, предоставление бюджетных средств бюджетам муниципальных образований в "адрес" осуществляется главным распорядителем бюджетных средств в пределах субвенции, предусмотренной на указанные цели, и утвержденных лимитов бюджетных обязательств на основании, в порядке и сроки, предусмотренные соглашениями, заключенными между Министерством жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым и органом местного самоуправления муниципального образования в "адрес" на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, а также на основании заявки на перечисление субвенции из бюджета Республики Крым бюджету муниципального образования.
Распределение субвенций между бюджетами муниципальных образований Республики Крым устанавливается законом Республики Крым о бюджете на очередной финансовый год и плановый период (пункт 5 Порядка).
При этом, пункт 6 данного Порядка, устанавливает условия предоставления субвенций, наличие в бюджете Республики Крым бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств Республики Крым.
Условия предоставления субвенций, установленные пунктом 6 настоящего Порядка, должны быть исполнены органами местного самоуправления муниципального образования в "адрес" в полном объеме до даты заключения соглашения о предоставлении субвенции между Министерством жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым и администрацией муниципального образования. Предоставление субвенций осуществляется в соответствии с настоящим Порядком и соглашением о предоставлении субвенции, заключенным между Министерством жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым и органом местного самоуправления муниципального образования в "адрес".
Информация, указанная в заявке на перечисление субвенции, учитывается Министерством жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым при формировании прогноза кассовых выплат по расходам бюджета Республики Крым, необходимого для составления в установленном порядке кассового плана исполнения бюджета Республики Крым (п. 7, 8, 9 данного Порядка статья 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ни иные нормы вышеуказанных законов не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан, что предполагает возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения.
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Таким образом, с момента включения ФИО1 в списки на получение жилья, у ответчика возникла обязанность по предоставлению ей жилого помещения, но до настоящего времени жилье ей не предоставлено, в связи с чем, бездействие ответчика в части не предоставления ФИО1 жилья нарушает ее охраняемые законом жилищные права и свободы, а потому эти права подлежат судебной защите
Формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, по своей сути означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Постановка на жилищный учет по предоставлению вне очереди жилого помещения по льготной категории "дети-сироты" в муниципальном образовании свидетельствует о признании права на получение жилого помещения на территории данного муниципального образования.
Отсутствие материальных ресурсов не должно влиять на реализацию гарантированного ФИО1 права на предоставление жилого помещения в установленном законом порядке.
Доводы кассационной жалобы повторяют доводы, приведенные истцом в суде первой инстанции и в апелляционной жалобе, являлись предметом оценки, которая мотивированно приведена в обжалуемых судебных актах.
При разрешении доводов кассационной жалобы, направленных исключительно на оспаривание выводов суда первой и апелляционной инстанции по существу спора, учитывается, что по смыслу статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции, в силу своей компетенции, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и второй инстанций, тогда как правом переоценки доказательств он не наделен.
Поскольку ни один из доводов кассационной жалобы не свидетельствует о наличии обстоятельств, перечисленных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в ее удовлетворении надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Джанкойского районного суда Республики Крым от 07.12.2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 17.04.2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.