Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Грымзиной Е.В, судей: Дурневой С.Н, Самойловой Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в г. Волгодонске, Дубовском, Ремонтненском, Заветинском, Зимовниковском районах к государственному унитарному предприятию Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" о возложении обязанности устранить нарушения санитарного законодательства, по кассационной жалобе государственного унитарного предприятия Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" на решение Первомайского районного суда г. Ростова-на-Дону от 12 декабря 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 24 апреля 2024 г.
Заслушав доклад судьи Грымзиной Е.В, выслушав объяснения представителя ГУП РО "Управление развития систем водоснабжения" по доверенности Столярова А.О, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
территориальный отдел Управления Роспотребнадзора обратился в суд с иском к ГУП РО "Управление развития систем водоснабжения" о возложении обязанности устранить нарушения санитарного законодательства, обеспечив в срок до 2 декабря 2024 г. наличие проектов зон санитарной охраны подземных источников водоснабжения и санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии таких проектов требованиям действующего законодательства на источники водоснабжения, расположенные на территории Дубовского района Ростовской области: артезианская скважина, расположенная по адресу: "адрес", кадастровый N, протяженность 40 м; артезианская скважина, расположенная по адресу: "адрес", кадастровый номер N, высота 71, 8 м; артезианская скважина, расположенная по адресу: "адрес", кадастровый номер N, протяженность 50 м; артезианская скважина, расположенная по адресу: Ростовская область, Дубовский район, х. Гуреев, ул. Кооперативная, 22, кадастровый номер N, протяженность 50 м; артезианская скважина, расположенная по адресу: "адрес", кадастровый номер N, протяженность 50 м; артезианская скважина, расположенная по адресу: "адрес", 900 м на запад от "адрес", кадастровый N, протяженность 135 м; артезианская скважина, расположенная по адресу: "адрес", ФИО2 "адрес", кадастровый N, протяженность 110 м; артезианская скважина, расположенная по адресу: "адрес", кадастровый N, протяженность 155 м, указав, что нарушения в организации и содержании источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения могут привести к угрозе ухудшения состояния санитарно-эпидемиологической обстановки на территории Дубовского района, указанные источники являются имуществом ответчика, а потому именно на него возлагается обязанность по обеспечению соблюдения требований санитарного законодательства, неисполнение которого может привести к групповым вспышкам заболеваний среди населения.
Решением Первомайского районного суда г. Ростова-на-Дону от 12 декабря 2023 г. исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 24 апреля 2024 г. решение Первомайского районного суда г. Ростова-на-Дону от 12 декабря 2023 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ГУП РО "Управление развития систем водоснабжения" просит решение Первомайского районного суда г. Ростова-на-Дону от 12 декабря 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 24 апреля 2024 г. отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование доводов жалобы ссылается на нарушение судами норм материального права, неверное установление фактических обстоятельств дела.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в заседание суда не явились, сведений об уважительности причин своей неявки, не представили. При этом информация о движении дела отражена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет по адресу: 4kas.sudrf.ru.
Учитывая надлежащее извещение о времени и месте судебного разбирательства в суде кассационной инстанции лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции счел возможным на основании положений части 3 статьи 167 и части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) рассмотреть жалобу в данном судебном заседании в их отсутствие.
Согласно положениям статьи 379.7 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы по настоящему делу нижестоящими судами не допущено.
Как установлено судами и подтверждено материалами дела, в период с 30 января 2023 г. по 10 февраля 2023 г. Управлением Роспотребнадзора по Ростовской области в отношении ГУП РО "УРСВ" проведена выездная плановая проверка, по результатам которой установлено отсутствие проектов зон санитарной охраны источников питьевого и (или) хозяйственно-бытового водоснабжения населения, расположенных на территории "адрес", и "адрес", а также "адрес", 900 м на запад от д. 12, а также заключений о соответствии таких проектов санитарным правилам.
Артезианская скважина, расположенная по адресу: "адрес", кадастровый N, протяженность 40 м; артезианская скважина, расположенная по адресу: "адрес", кадастровый N, высота 71, 8 м; артезианская скважина, расположенная по адресу: "адрес", кадастровый N, протяженность 50 м; артезианская скважина, расположенная по адресу: "адрес", кадастровый N, протяженность 50 м; артезианская скважина, расположенная по адресу: "адрес", кадастровый N, протяженность 50 м; артезианская скважина, расположенная по адресу: "адрес", 900 м на запад от "адрес", кадастровый N, протяженность 135 м; артезианская скважина, расположенная по адресу: "адрес", кадастровый N, протяженность 110 м; артезианская скважина, расположенная по адресу: "адрес", кадастровый N, протяженность 155 м, на основании распоряжения Правительства Ростовской области от 29 декабря 2022 г. N 1245 "О передаче имущества из муниципальной собственности муниципального образования "Дубовский район" в государственную собственность Ростовской области с 1 января 2023 г. на безвозмездной и безвозвратной основе приняты из муниципальной собственности муниципального образования "Дубовский район" в государственную собственность Ростовской области.
Одновременно с возникновением права государственной собственности Ростовской области на указанное имущество с 1 января 2023 г. в отношении перечисленных объектов возникло также право хозяйственного ведения ГУП РО "УРСВ" на баланс которого такое имуществе передано.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 40, 46 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", статьи 43 ВК РФ, статей 11, 18, 19 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", СанПиН 2.1.4.1110-02, оценив представленные доказательства, и исходил из того, что ответственность за соблюдение законодательства относительно качества питьевой воды подаваемой населению Дубовского района Ростовской области возложена на ГУП РО "УРСВ", в связи с чем пришел к выводу об удовлетворении иска, возложив на ответчика обязанность по устранению нарушений санитарного законодательства в срок до 2 декабря 2024 г.
Суд апелляционной инстанции с такими выводами суда первой инстанции согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда первой и апелляционной инстанций, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Согласно части 1 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (часть 2 вышеуказанной статьи).
В силу пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта (пункт 3 вышеуказанной статьи).
Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации (пункт 5 вышеуказанной статьи).
В соответствии со статьей 11 Закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 г. N 10 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02", в соответствии с которыми на юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию систем водоснабжения, возложена обязанность по организации и эксплуатации зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, включающая в себя разработку проекта, составной частью которого является план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника.
Данные правила обязательны для всех субъектов водоснабжения - граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Согласно пункту 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
В силу пункта 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
Пунктом 1.6. СанПиН 2.1.4.1110-02 установлено, что организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, отвечающего предусмотренным требованиям.
Пунктом 1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02 установлено, что проект зон санитарной охраны должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним.
В силу пункта 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02 отсутствие утвержденного проекта зоны санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах зоны санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых данными СанПиН.
В силу пункта 1 статьи 55 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений.
Таким образом, действующим законодательством обязанность по обеспечению качества подаваемой населению питьевой воды возложена на хозяйствующие субъекты, осуществляющие такое водоснабжение.
При рассмотрении дела, в том числе установлено, что в нарушении пунктов 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 1.11, 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", части 1 статьи 10 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" отсутствуют проекты зон санитарной охраны (ЗСО) территорий скважин, расположенных по адресу: "адрес", 900 м на запад от "адрес"
Таким образом, суды с учетом приведенных обстоятельств установили нарушение ответчиком требований санитарно-эпидемиологического законодательства в Дубовском муниципальном районе Ростовской области, правомерно указав, что несоблюдение правил санитарно-эпидемиологического законодательства нарушает права проживающих в нем граждан и несет угрозу их жизни и здоровья.
Доводы кассационной жалобы о том, что ряд указанных в исковом заявлении источников используются в качестве технического водоснабжения на основании имеющихся у ответчика лицензий, отмены судебных актов не влекут, поскольку материалами дела подтверждено и ответчиком не опровергнуто, что все указанные в исковом заявлении источники водоснабжения используются на территории Дубовского района Ростовской области в качестве питьевых, следовательно, непринятие ответчиком мер по соблюдению санитарного законодательства правомерно заявлено истцом в качестве потенциальной угрозы распространения масштабных инфекционных заболеваний среди населения указанного района.
Несогласие стороны с результатами оценки доказательств, произведенной судом, не подпадает под приведенный в законе исчерпывающий перечень оснований к пересмотру вступивших в законную силу судебных постановлений, поскольку единственно иная точка зрения относительно того, как должно быть разрешено дело, не свидетельствует о незаконности решения.
В целом, приведенные в кассационной жалобе доводы, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку установленных обстоятельств и представленных доказательств на основе иного понимания норм права, а потому основанием к отмене судебных постановлений являться не могут, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Нарушений норм материального и процессуального права судебными инстанциями не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Первомайского районного суда г. Ростова-на-Дону от 12 декабря 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 24 апреля 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу государственного унитарного предприятия Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" - без удовлетворения.
Председательствующий: Е.В. Грымзина
Судьи: С.Н. Дурнева
Е.В. Самойлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.